Дата : 27.01.20г.
Тема № 57 : К.И. Чуковский «Федорино горе»
Тип урока : новых знаний
Цель:
*создать условия для ознакомления с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»;
*способствовать развитию образного и ассоциативного мышления, навыка оптимального чтения, творческих способностей.
УУД: см. КТП
Оборудование: расчитки, проектор, экран, ноутбук, презентация, учебники, слова-цели, листочки для аудирования;
Ход:
1. Организационный момент.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение.
2. Актуализация знаний.
А) расчитка;
Б) выразительное чтение стихотворения; с.11 – 12
- А что вы знаете о жизни писателя?
- Каким он был человеком?
- Кто-то учил отрывок наизусть?
3. Постановка темы и цели урока. Слайд 2
- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша”.
- Назовите имя этого человека? Слайд 3
А) Работа в парах. Слайд 4
- На листочках, на столах записана цифры, из которых соберём название произведения, с которым познакомимся сегодня. Но чтобы узнать его, нам нужно отгадать шифр. Посмотрите, на доске записан код, с помощью которого мы узнаем шифр.
63712841 5123
О – 1, И – 8, Н – 4, Д – 7, Ф – 6, Е – 3, Р – 2, Г – 5
(Федорино горе)
- Кто догадался, какая тема урока?
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями замечательного детского поэта К.И.Чуковского.
- Какие задачи мы поставим?
Узнаем…
Закрепить…
Будем учиться…
4. Работы над темой урока
А) рассказ учителя;
- К.И.Чуковский одарил всех нас просто сказочной щедростью, хотя детским поэтом и сказочником стал случайно.
- Послушайте, как создавалось это произведение:
- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.
Б) словарная работа; Слайд 5 - 10
Прежде чем мы начнём читать произведение, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения.
корыто
растопырила глаза
кочерга
расфуфырили
помои
прусаки.
В) знакомство со стихотворением Чуковского “Федорино горе»
- Внимательно послушайте произведение, внимательно следите и скажите, какое горе случилось с Федорой?
Слайд 11 Звучит запись в исполнении автора
Г) анализ содержания.
- Какое же горе случилось с Федорой?
- Почему это произошло?
- Для кого была написано произведение?
- Для чего она была написана, как вы думаете?
- К какому жанру относится это произведение? Докажите.
- Назовите главных персонажей в этой сказке?
- Как ведут себя эти предметы? (Как люди)
- С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры).
- Итак, стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры. Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари. (стр.17)
- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?
(Чтобы было интереснее потом).
- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.
стр. 13.
- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"?
- Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).
- Какой звук повторяется?
- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте.
- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).
- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).
- А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14
- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л] ?
- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?
- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?
- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?
(ленивая, неряшливая – заботливая)
- Жалко ли вам Федору?
- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)
- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась. Посуда вернулась.)
- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”
- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?
- Чему учит писатель?
5. Закрепление и обобщение.
А) чтение сказки; с. 13-22
Б) работа с иллюстрациями..
- Поэт рассказывает нам о событиях и помогает их услышать. А кто помогает их увидеть? (Художник).
- К каким строкам можно отнести данные иллюстрации?
В) аудирование;
1. Как звали главную героиню сказки?
А. Мария Николаевна
Б. Федора Егоровна
В. Елизавета Васильевна
2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?
А. Корова
Б. Коза
В. Свинья
3. Как кто скакали тарелки?
А. как зайцы
Б. как белки
В. как кенгуру
4. Кто остался в доме у Федоры?
А. кошки
Б. тараканы
В. попугаи
5. Что делала Федора, когда звала посуду домой?
А. читала стихи
Б. пела тихую песню.
В. плясала
6. На чём стоял самовар в конце сказки?
А. на столе с белой скатертью
В. на подоконнике
В. на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке
Ответы: Б. Б. Б. Б. Б. В
Г) Взаимная проверка в парах по слайду. Слайд 12
«!» - молодец, всё сделал правильно
«+» - хорошо, но немного ошибаешься ( 1ош.)
«- « - тебе нужно перечитать произведение
6. Итог урока
- Понравилась ли вам сказка?
- Что вы взяли для себя?
- Оцените свою работу .
Дом. задание
С.13-22 выразительное чтение сказки
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.