Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области
«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
|
|
|
Автор: Рожко Лариса Михайловна, преподаватель высшей квалификационной категории |
|
|
|
|
|
|
|
|
г. Череповец
2020 год
Тема 2.4. МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Источники по истории и врачеванию. Основными источниками изучения традиционного искусства врачевания Древнего Китая являются памятники медицинской письменности, летописи, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры.
Таблица. Этапы формирования врачевания в Древнем Китае
Династии |
Хронологические даты |
Философские учения и трактаты |
Врачевание |
Шан (Инь) |
XVII -XI до н.э. |
|
Становление эмпирического врачевания |
Чжоу |
XI – III вв. до н.э. |
Конфуцианство и даосизм
|
Становление традиционного китайского искусства врачевания Бянъ Чюэ, Первое упоминание об иглоукалывании |
Цинь |
221-207 гг. до н.э. |
|
«Трактат Желтого императора о внутреннем» |
Хань |
206г. до н.э.- III в. н.э.
|
«Исторические записки» Сымя Цяня. «Критические суждения» Ван Чун. |
«Книга лекарственных средств Шен Нуна». Хуа То «Классический трактат по иглоукалыванию и прижиганию». Хуанфу Ми. «Трактат о пульсе» Ван Шухэ. |
Самым выдающимся мыслителем ханьского периода был один из крупнейших материалистов древности философ и врач Ван Чун (27 — 97 гг.) — автор полемического трактата «Критические суждения».
Он признавал единство, вечность и материальность мира, развивал учение о «зернистом» (атомистическом) строении вещества, боролся с суевериями и предрассудками своего времени, выступал против конфуцианского культа предков и даоских идей бессмертия. «Среди существ, несущих в своих венах кровь, — писал он, — нет таких, которые не умирали бы».
Строение человеческого тела и работа его органов понимались через призму традиционной китайской философии.
Анатомические представления начали формироваться в Китае в глубокой древности. Однако после утверждения конфуцианства в качестве официальной идеологии рассечение тел умерших было прекращено, так как вошло в противоречие с религиозной этикой: согласно учению Конфуция, тело человека, которое он получил от родителей, нельзя было уродовать после смерти — его надлежало вернуть родителям в целостности и сохранности. Сохранившиеся анатомические таблицы средневекового периода свидетельствуют о том, что анатомические познания древних китайцев были значительно ниже анатомических представлений древних индийцев.
Традиционная китайская медицина
Понятие «традиционная китайская медицина» (вернее, «традиционное китайское искусство врачевания») включает:
· традиционный метод чжэнь-цзю терапии (— иглоукалывание, лат.— прижигание, лат. англ.),
· систему дыхательных упражнений (ци-гун),
· точечный массаж (ань-мо),
· лекарственное врачевание,
· диететику,
· традиционную китайскую гимнастику.
Это весь комплекс китайской традиционной системы поддержания здоровья.
Методы лечения избираются после тщательного обследования и определения диагноза.
Искусство диагностики в Древнем Китае основывалось на положениях традиционной китайской философии.
При постановке диагноза применялись четыре основных метода обследования:
1) осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного;
2) прослушивание звуков, возникающих в теле человека и определение его запахов;
3) подробный опрос больного;
4) ощупывание, включающее исследование пульса и давление на активные точки.
Согласно преданию эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в VI—V вв. до н.э. и известным под псевдонимом Бянь Чюэ.
Он применял иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства, считается также основоположником пульсовой диагностики.
Учение о пульсе стало вершиной искусства диагностики в Древнем Китае.
Китайские врачеватели изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов (характеристик) пульса; из них основными считались 10:
поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный.
На основе длительных эмпирических наблюдений за пульсом они пришли к заключению о том, что каждый орган и каждый процесс в организме имеют свое пульсовое выражение на периферии: «Если пульс резкий—ускоренный, значит у больного грыжа, внутреннее затвердение, боли в нижней части живота».
Пульсовая диагностика тесно связана с представлением о круговом движении крови, которое является одним из величайших достижений философской мысли Древнего Китая. (В Европе научно-обоснованная теория кровообращения была сформулирована в 1628 г. У. Гарвеем, который математически обосновал и экспериментально доказал поступательное движение крови по большому и малому кругам кровообращения).
Древний метод пульсовой диагностики постоянно совершенствовался многими поколениями китайских врачевателей и со временем превратился в стройное учение, которое наиболее полно изложено в труде известного китайского врача III в. н. э. Ван Шухэ («Трактат о пульсе», 280 г.).
Лекарственное врачевание в Древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений — женьшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения — панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т.д.
В Древнем Китае уже существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками. Первой дошедшей до нас «фармакопеей» является «Книга лекарственных средств Шень нуна», составленная между II в. до н. э. и II в. н. э. и ставшая основой для всех последующих китайских фармакопеи. Ее автор Шень Нун собрал более 300 прописей простых и сложных лекарственных средств, используемых в его время в Китае.
Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в Средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.
Развитие оперативного лечения в Древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до нашей эры в связи с утверждением конфуцианства.
Крупнейшим хирургом Древнего Китая считается Хуа То (208 гг.), который прославился как искусный диагност, знаток чжэнь-цзю и изобретатель обезболивания (при помощи игл и лекарственных настоев). Он был современником Галена. Трактат Хуа То не сохранился, но есть сообщения о его успешном лечении травм и переломов, об операциях на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору и метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл. Раненым воинам он давал вино, в котором настаивал обезболивающие лекарственные средства (рецепт не сохранился).
Хуа То разработал основы знаменитой китайской лечебной гимнастики — игра пяти зверей, основанной на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю.
Предупреждение болезней было сильной стороной древней китайской медицины. Для китайцев «настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь».
Среди важнейших лечебно-профилактических мероприятий в Древнем Китае издавна были массаж, лечебная гимнастика, дыхательная гимнастика (ци-гун) — одна из основных составляющих китайской традиции, которая всегда использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.
Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию, в XII в. до н.э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул (девочкам — в правую ноздрю, мальчикам — в левую).
Итак, в основе традиционного китайского искусства врачевания лежат традиционная китайская философия (учение об окружающем мире и природе человека) и многовековой эмпирический опыт китайского народа (народное врачевание). Основные теоретические положения древней китайской медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение почти трех тысячелетий.
Традиционное китайское искусство врачевания — классический пример стабильности. Долгое время оно развивалась изолированно от других систем врачевания и культур земного шара. В Европу первые сведения о традиционной китайской медицине проникли лишь в XIII в.
Многие достижения традиционного китайского искусства врачевания — исследование пульса за две тысячи лет до открытия У. Гарвея, обезболивание за два столетия до нашей эры, вариоляция почти за два тысячелетия до Э. Дженнера — показывают, что по ряду позиций древняя китайская медицина имеет важные приоритеты в истории науки.
Вопросы для контроля
1. Философские основы традиционной китайской медицины.
2. Представления о здоровье и болезнях.
3. Традиционное китайское искусство врачевания чжень-цзю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.