Конспект лекции Медицина Древнего Китая
Оценка 4.6

Конспект лекции Медицина Древнего Китая

Оценка 4.6
Лекции
docx
преподавание
Взрослым
04.04.2020
Конспект лекции Медицина  Древнего Китая
Медицина Древнего Китая
Конспект лекции_МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО КИТАЯ.docx

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области

«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

 

 

 

МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Рожко Лариса Михайловна, преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Череповец

2020 год

Тема 2.4. МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Источники по истории и врачеванию. Основными источниками изучения традиционного искусства врачевания Древнего Китая являются памятники медицинской письменности, летописи, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры.

 

Таблица. Этапы формирования врачевания в Древнем Китае

 

Династии

Хронологические даты

Философские учения и трактаты

Врачевание

Шан (Инь)

XVII -XI до н.э.

 

Становление эмпирического врачевания

Чжоу

XI III вв. до н.э.

Конфуцианство и даосизм

 

Становление традиционного китайского искусства врачевания Бянъ Чюэ, Первое упоминание об иглоукалывании

Цинь

221-207 гг.

до н.э.

 

«Трактат Желтого императора о внутреннем»

Хань

206г. до н.э.- III в. н.э.

 

«Исторические записки» Сымя Цяня.

«Критические суждения»

Ван Чун.

«Книга лекарственных средств Шен Нуна».

Хуа То «Классический трактат по иглоукалыванию и прижиганию».

Хуанфу Ми.

«Трактат о пульсе»

Ван Шухэ.

 

Самым выдающимся мыслителем ханьского периода был один из крупнейших материалистов древности философ и врач Ван Чун (27 — 97 гг.) — автор полемического трактата «Критические суждения».

Он признавал единство, вечность и материальность мира, развивал учение о «зернистом» (атомистическом) строении вещества, боролся с суевериями и предрассудками своего времени, выступал против конфуцианского культа пред­ков и даоских идей бессмертия. «Среди существ, несущих в своих венах кровь, — писал он, — нет таких, которые не умирали бы».

Строение человеческого тела и работа его органов понимались через призму традиционной китайской философии.

Анатомические представления начали формироваться в Китае в глубокой древности. Однако после утверждения конфуцианства в качестве официальной идеологии рассечение тел умерших было прекращено, так как вошло в противоречие с религиозной этикой: согласно учению Конфуция, тело человека, которое он получил от родителей, нельзя было уродовать после смерти — его надлежало вернуть родителям в целостности и сохранности. Сохранившиеся анатомические таблицы средневекового периода свидетельствуют о том, что анатомические познания древних китайцев были значительно ниже анатомических представлений древних индийцев.

Традиционная китайская медицина

Понятие «традиционная китайская медицина» (вернее, «традиционное китайское искусство врачевания») включает:

·         традиционный метод чжэнь-цзю терапии (— иглоукалывание, лат.— прижигание, лат. англ.),

·         систему дыхательных упражнений (ци-гун),

·          точечный массаж (ань-мо),

·         лекарственное врачевание,

·         диететику,

·         традиционную китайскую гимнастику.

Это  весь комплекс китайской традиционной системы поддержания здоровья.

Методы лечения избираются после тщательного обследования и определения диагноза.

Искусство диагностики в Древнем Китае основывалось на положениях традиционной китайской философии.

При постановке диагноза применялись четыре основных метода обследования:

1) осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного;

2) прослушивание звуков, возникающих в теле человека и опре­деление его запахов;

3) подробный опрос больного;

4) ощупывание, включающее исследование пульса и давление на активные точки.

Согласно преданию эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в VIV вв. до н.э. и известным под псевдонимом Бянь Чюэ.

Он применял иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства, считается также основоположником пульсовой диагностики.

Учение о пульсе стало вершиной искусства диагностики в Древнем Китае.

Китайские врачеватели изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов (характеристик) пульса; из них основными считались 10:

поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный.

На основе длительных эмпирических наблюдений за пульсом они пришли к заключению о том, что каждый орган и каждый процесс в организме имеют свое пульсовое выражение на периферии: «Если пульс резкий—ускоренный, значит у больного грыжа, внутреннее затвердение, боли в нижней части живота».

Пульсовая диагностика тесно связана с представлением о круговом движении крови, которое является одним из величайших достижений философской мысли Древнего Китая. (В Европе научно-обоснованная теория кровообращения была сформулирована в 1628 г. У. Гарвеем, который математически обосновал и эк­спериментально доказал поступательное движение крови по большому и малому кругам кровообращения).

Древний метод пульсовой диагностики постоянно совершенствовался многими поколениями китайских врачевателей и со временем превратился в стройное учение, которое наиболее полно изложено в труде известного китайского врача III в. н. э. Ван Шухэ («Трактат о пульсе», 280 г.).

Лекарственное врачевание в Древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений — женьшень, лимонник,  камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения — панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т.д.

В Древнем Китае уже существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками. Первой дошедшей до нас «фармакопеей» является «Книга лекарственных средств Шень нуна», составленная между II в. до н. э. и II в. н. э. и ставшая основой для всех последующих китайских фармакопеи. Ее автор Шень Нун собрал более 300 прописей простых и сложных лекарственных средств, ис­пользуемых в его время в Китае.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в Средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в Древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до нашей эры в связи с утверждением конфуцианства.

Крупнейшим хирургом Древнего Китая считается Хуа То (208 гг.), который прославился как искусный диагност, знаток чжэнь-цзю и изобретатель обезболивания (при помощи игл и лекарственных настоев). Он был современником Галена. Трактат Хуа То не сохранился, но есть сообщения о его успешном лечении травм и переломов, об операциях на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору и метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл. Раненым воинам он давал вино, в котором настаивал обезболивающие лекарственные средства (рецепт не сохранился).

Хуа То разработал основы знаменитой китайской лечебной гимнастики — игра пяти зверей, основанной на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю.

Предупреждение болезней было сильной стороной древней китайской медицины. Для китайцев «настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь».

Среди важнейших лечебно-профилактических мероприятий в Древнем Китае издавна были массаж, лечебная гимнастика,  дыхательная гимнастика (ци-гун) — одна из основных составляющих китайской традиции, которая всегда использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения забо­левания оспой. Так, по преданию, в XII в. до н.э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул (девочкам — в правую ноздрю, мальчикам — в левую).

Итак, в основе традиционного китайского искусства врачевания лежат традиционная китайская философия (учение об окружающем мире и природе человека) и многовековой эмпирический опыт китайского народа (народное врачевание). Основные теоретические положения древней китайской медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение почти трех тысячелетий.

Традиционное китайское искусство врачевания — классический пример стабильности. Долгое время оно развивалась изолированно от других систем врачевания и культур земного шара. В Европу первые сведения о традиционной китайской медицине проникли лишь в XIII в.

Многие достижения традиционного китайского искусства врачевания — исследование пульса за две тысячи лет до открытия У. Гарвея, обезболивание за два столетия до нашей эры, вариоляция почти за два тысячелетия до Э. Дженнера — показывают, что по ряду позиций древняя китайская медицина имеет важные приоритеты в истории науки.

 

Вопросы для контроля

 

1.                  Философские основы традиционной китайской медицины.

2.                  Представления о здоровье и болезнях.

3.                  Традиционное китайское искусство врачевания чжень-цзю.

 


 

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Тема 2.4. МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Тема 2.4. МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Это весь комплекс китайской традиционной сис темы поддержания здоровья

Это весь комплекс китайской традиционной сис темы поддержания здоровья

Хуа То удалил часть селезенки

Хуа То удалил часть селезенки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020