Конспект логопедического подгруппового занятия в 1 дополнительном классе, по теме «Дифференциация звуков [Л]-[Ль], «Этот загадочный подводный мир!».
Образовательная область: речевая
Вид деятельности: коррекционно-образовательная
Возрастная группа: 6-7 лет
Тема: «Дифференциация звуков [Л]-[Ль], «Этот загадочный подводный мир!»
Цель:
- учить дифференцировать звуки Л - Ль по твёрдости-мягкости;
- познакомить с их графическим обозначением;
- совершенствовать звуковой анализ;
- упражнять в образовании притяжательных прилагательных, закрепить
правильное употребление предлогов;
- развивать связную речь.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные:
- расширять и углублять знания детей о море и его обитателях;
- совершенствовать словарный запас;
- грамматический строй речи;
- звукопроизношение;
- совершенствовать навык употребления предлогов в речи;
- совершенствование навыка звукового - буквенного анализа слов.
Коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать словарный запас существительными,
прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»;
- совершенствовать навыки словообразования;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать общую и мелкую моторики;
- активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям
морской фауны;
- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
- формировать умение работать и играть в коллективе;
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности.
Материалы и оборудование:
- глобус;
- CD с записью шумов моря;
- картинки обитателей морей и океанов;
- сигналы твёрдых и мягких согласных звуков;
- игровое поле, изображающее морское дно;
- плоскостные изображения обитателей животных морей и океанов на «липучках»;
- игрушка – рыба анти - стресс;
- карточки с картинками и схемами;
- контейнер с фишками для звукового анализа слов;
- простые карандаши и ручки;
- мяч;
- перфокарты
Ход занятия
1. Оргмомент.
Логопед:
- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Беру глобус.)
- А вот наш помощник. Ребята, это? (Глобус.)
- Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким? (Разноцветным.)
- А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему? (Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.)
- Что означает голубая краска на глобусе? (Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны, реки, озера.)
- Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. (Включаю CD с записью звуков моря).
- Что мы слышим, сидя на берегу моря? (Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.)
- Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.
2. Дыхательное упражнение:
- Вдох через нос. Выдох через рот
3. Артикуляционная гимнастика:
- «Чашка», «Грибок», «Гармошка»
4. Знакомство со звуками Л - Ль.
-Ребята, а вы хотели бы отправиться в путешествие? На чем можно отправиться в путешествие? (На корабле, на лодке, на теплоходе, на плоту и т. д.)
- А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?
В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает солнце.
- Какие морские животные здесь живут, самые умные и добрые? (Дельфины.)
- Дельфины – млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух.
Загадка для детей:
У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь вот к нам попала.
- Кто это? (Рыба-пила.)
- Как вы думаете, почему рыба – пила получила такое название? (Нарост на голове напоминает пилу.)
- Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже.
Загадка для детей:
Вот так рыба –
просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба… (Камбала.)
- У камбалы сильно сплющенное тело и глаза расположены на одной стороне.
Загадка для детей:
Только я из рыб с успехом,
Очень быстро и легко
По морям и горным рекам
Плаваю так хорошо.
- Ребята, кто это? (Форель.)
- Форель очень быстрая рыба, плавает со скоростью 16 км в час. Ещё отличается своим окрасом, розовой полосой по всей спине. Бывает трёх видов: морская, речная и озёрная. Любит очень чистую воду.
Загадка для детей:
Рыбка
эта как луна
Серебриста и кругла,
Осторожна и игрива
Плавает неторопливо. (Луна.) Рыба - Луна достигает до 3-х метров, двигается
медленно.
- Ребята, каких морских жителей мы уже повстречали? (ДЕЛЬФИН, ПИЛА, КАМБАЛА, ФОРЕЛЬ, ЛУНА)
- Какие похожие звуки были в этих словах? (Л - Ль.)
5. Анализ артикуляции звуков Л - Ль.
- Ребята, мы сегодня будем различать звуки Л - Ль (артикуляция обсуждается с детьми).
6. Дифференциация Л - Ль на слух.
- Сейчас поиграем в игру с мячом. Я буду поизносить слоги с твердым согласным звуком Л и кидать вам мяч. Вы произносите слоги с мягким согласным звуком Ль и возвращаете мне мяч обратно. (Дети преобразуют слоги)
Логопед: |
Ла-Ла-Ла |
Ребенок: |
Ля-Ля-Ля |
Логопед: |
Лук |
Ребенок: |
Люк |
Ло-Ло-Ло |
Ле-Ле-Ле |
угоЛ |
угоЛь |
||||
Лу-Лу-Лу |
Лю-Лю-Лю |
воЛы |
ваЛи |
||||
Ал-Ал-Ал |
Аль-Аль-Аль |
гаЛка |
гаЛька |
- Ребята, давайте поиграем в игру «Подними нужный сигнал», когда услышите звук Л в слове поднимайте синий сигнал, а если услышите Ль - зелёный сигнал».
Слова: акваланг, лодка, дельфин, водолаз, акула, кальмар, плавник, камбала, форель, кораллы, русалки, водоросли.
7. Звуковой анализ.
а) Схема слова
- Опускаемся ещё поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? (Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.)
- Ой, кто же это плывёт? (Показ изображения акулы).
Хищная большая рыба налетела словно глыба.
Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).
- Чем питается акула? (Рыбами, морскими животными.)
- Составим схему слова АКУЛА (Дети на столах, один у доски).
б) Самостоятельная работа со схемами слов (ребёнок находит позицию звуков
Л, Ль в словах и соединяет простым карандашом с соответствующей картинкой. Проверка на доске).
8. Физкультминутка
(Выполняется пальчиковая гимнастика)
«Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! Что ты видишь, милый друг? Здесь прозрачная вода. Вот плывёт дельфин сюда.
Вот кораллы, вот кальмар.
А вот это – камбала. А вот, расправив красивый хвост, Гостей встречает русалок воз.
|
Делают ладошку у лба «козырьком» Приставляют пальцы колечками у глаз. Разводят ладони в стороны Волнообразные движении ладонями вперёд Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигаются навстречу Соединить ладошки. Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх,
|
9. Формирование грамматического строя речи
- Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой? (Нет. У человека нет жабр.)
- Как же можно путешествовать по морскому дну? (Надеть акваланги, водолазные костюмы.) (Показ изображения человека в водолазном костюме с аквалангом).
- Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.
- Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. Ой, я что-то заметила среди них. Кто это? (Рыба.)
- Давайте поиграем с рыбкой.
Игра «Чей, чьё, чья?» (Образование притяжательных прилагательных)
Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.
(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)
Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост).
Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).
Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости).
Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).
Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).
Игра «На морском дне» (правильное употребление предлогов в речи)
(на игровом поле, представляющем морское дно, закреплены с помощью «липучек» изображения морских животных: акулы, дельфина, рыбы - пилы, камбалы, кальмара, русалок.
- Ребята, посмотрите внимательно и ответьте на мои вопросы.
- Где находится дельфин? (Дельфин плавает наверху.)
- Где плывет камбала? (Камбала прячется между кораллами.)
- Откуда выбирается кальмар? (Кальмар выбирается из-под камня.)
- За кем гонится акула? (Акула гонится за рыбкой.)
- Откуда выглядывает рыба-пила? (Рыба-пила выглядывает из-за водорослей.)
- А где же форель? (Форель между ракушками.)
- А где лежит Рыба-луна? (Луна на самом дне.)
10. Знакомство с буквами Л, л
- Звуки Л, Ль обозначаются буквой Л.
- Сколько у неё элементов? (Два.)
- Построим букву Л из пальчиков рук.
Работа с перфокартами
- Если вы услышали в слове Л или Ль напишите букву Л.
Проверка: на верхней горизонтальной линии находим в середине букву Л, от неё ведем линию по диагонали в левый нижний угол, затем от неё же ведём линию в правый нижний угол. Если у вас получилась буква Л, нет лишних букв, то вы всё сделали верно.
11. Итог занятия.
- Ребята, мы с вами познакомились с морскими обитателями, поиграли с ними, а теперь пора возвращаться.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка».
1. Без чего не бывает моря? (Без воды и морских жителей.)
2. Какое морское животное живёт на поверхности? (Дельфин.)
3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (У камбалы.)
4. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (Водолаз.)
5. Название, какой рыбы напоминает инструмент? (Рыба-пила.)
6. Какая рыба очень быстро плавает? (Форель.)
- Ребята, какие звуки мы сегодня различали? (Л – Ль.)
- Девочки назовут морских жителей со звуком Л (акула, пила, камбала, луна), а мальчики со звуком Ль (форель, кальмар, дельфин).
- Ребята, вы очень хорошо занимались, старались, а теперь пора немного отдохнуть. Предлагаю вам представить, как вы качаетесь на волнах. Закройте глаза, послушайте шум волн. (Включается шум моря).
Занятие закончено.
Я приготовила для вас картинки-раскраски подводного мира.
Использованная литература:
1.Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности в ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). Издательство" ДЕТСТВО - ПРЕСС".
2.О. Н. Лиманская. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. Библиотека логопеда.
3.Н.Г. Метельская. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. Библиотека логопеда. Издательство "Сфера".
4.С.П. Цуканова. Л.Л. Бетц. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего и подготовительного возраста. Издательство "ГНОМ".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.