Конспект мастер-класса для родителей детей младшего возраста
Тема: «Развитие культурно-гигиенических навыков и приобщение к ЗОЖ в семейной среде детей возраста 2-3 лет».
Цель: познакомить родителей с эффективными практиками использования малых фольклорных форм для формирования культурно-гигиенических навыков и приобщения к здоровому образу жизни детей 2-3 лет в семейном воспитании.
Задачи:
1. Сформировать представление о значении использования малых фольклорных форм в развитии культурно-гигиенических навыков у детей и формирования здорового образа жизни в раннем детстве.
2. Продемонстрировать родителям практические примеры использования малых фольклорных форм в условиях семьи.
3. Создать условия для обмена между родителями семейным опытом гигиенического воспитания.
4. Дать методические рекомендации по использованию фольклорных форм для развития культурно-гигиенических навыков и приобщения ребенка раннего возраста к ЗОЖ в семейном воспитании.
Предварительная работа:
1. Подготовка материала и оборудования (ноутбук, экран, магнитофон);
2. Создание атрибутов к игровому сценарию «Волшебный орех» и буклета с потешками по числу участников;
3. Оформление родительского стенда или информирование родителей в чате «Роль малых фольклорных форм в формировании культурно-гигиенических привычек наших малышей».
Вступление:
Дорогие родители, рада нашей встрече!
На сегодняшнем мастер-классе вы познакомитесь с эффективными практиками формирования культурно-гигиенических навыков и способами приобщения ребенка раннего возраста к ЗОЖ в условиях семьи с помощью малых фольклорных форм.
– Что это такое? Как вы думаете? (Возможные ответы родителей: потешки, загадки, сказки, прибаутки, колыбельные и т.д.)
Воспитатель (обобщает): – все верно. Фольклорные формы – это произведения устного народного творчества, передающиеся из поколения в поколение. К ним относятся заклички, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, стихи, песни, сказки. Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями –– играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.
Малые фольклорные формы не только развлекают и увлекают детей, но и являются мощным инструментом в развитии речи и интеллекта, культурного понимания и физического здоровья.
Использование малых фольклорных форм в семейной среде позволит вам создать особую атмосферу, наполненную весельем, удовольствием и обучением.
Вы сможете вовлечь своего ребенка в увлекательные игры, песни, стихи и сказки, которые помогут ему не только развивать речь, фантазию и социальные навыки, формировать гигиенические навыки и приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Используя малые фольклорные формы, вы сможете укреплять семейные узы, проводя время вместе и создавая неповторимые воспоминания.
Приглашаю вас погрузиться в мир русского фольклора, испытать радость общения и зарядиться положительными эмоциями. Пусть сегодняшняя встреча станет первым шагом к укреплению семейного здоровья и формированию полезных привычек у вашего ребенка. Начнем с хоровода, предлагаю вам встать в круг и повторяя за мной движения пропеть слова «Заинька, серенький выйди в круг!» (См. приложение 2).
Основная часть:
Воспитатель: – предлагаю рассказать о своих ощущениях и эмоциях. Поднялось ваше настроение? (Ответы участников).
Родители рассаживаются на свои места, а воспитатель продолжает:
Семейная среда является одним из важных факторов в развитии детей. Использование малых фольклорных форм может стать эффективным инструментом для поддержания и развития гигиенических ритуалов, таких как умывание и чистка зубов малышей. Дети часто могут испытывать отвращение к регулярным гигиеническим ритуалам, поскольку это требует времени и усилий. Однако, используя потешки и чистоговорки, вы можете сделать эти процедуры интересными и забавными. Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать своим личным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным, одобрять даже небольшие его успехи. Использование потешек и чистоговорок способствуют созданию позитивной и игровой атмосферы в процессе выполнения гигиенических процедур.
Воспитатель: – какие потешки, стишки про умывание, мыло, полотенце вы знаете? Как прививаете культурно-гигиенические навыки своему малышу? (Ответы родителей, рассказы из личного опыта)
Воспитатель (обобщает): – спасибо! Рассмотрим примеры пословиц, поговорок, потешек, прибауток, стишков, загадок и народных песенок, которые активно применяются нами в условиях детского сада для формирования полезных привычек и навыков ЗОЖ. Они полны веселья, радости, помогут в развитии речи, а также формирования социальных и эмоциональных навыков.
Давайте начнем с занимательных потешек. Эти короткие рифмованные стишки прекрасно развивают двигательные навыки детей. Например:
ü Водичка‑водичка умой мое личико. (На слайде появляется картинка с текстом потешки или фото с детьми при умывании). Забавная потешка прививает детям любовь к гигиеническим навыкам через юмор и повторение любимых слов, которые к тому же легко запомнить даже малышам.
ü Колобок, колобок, колобок – румяный бок. (На слайде появляется картинка с текстом потешки или фото с детьми во время чтения книжки). Веселая потешка о приключениях забавного колобка, который умело ускользает от всех, познакомит вашего ребенка с разными животными.
ü Карусели (На слайде появляется картинка с текстом потешки или фото с детьми во время игры). Эта потешка развивает ритмичность и координацию движений, учит действовать по команде и сообща.
Например, во время умывания можно придумать небольшую потешку о пузырях, которые смываются водой. Ребенок может весело рассматривать, как пузырьки вылетают из кисти родителя и летят по ванной комнате. Такая игра поможет ребенку расслабиться и насладиться процессом умывания.
Также, стишки могут стать отличным способом стимулирования детей чистить зубы. Родители могут придумать ритмичные рифмованные фразы, которые ребенок будет повторять, чистя зубы.
Например: Раз-два, раз-два, щеточкой туда-сюда. Чисти зубки дважды в день,
каждый день, каждый день.
Каждый зубик очищай ни один не забывай. Раз-два, раз-два, щеточкой туда-сюда.
Чистить зубки нам не лень. Дважды в день, каждый день, чтобы зубки не болели, чтоб от счастья песни пели, раз-два, раз-два, щеточкой туда-сюда.
Чистим зубки дважды в день, каждый день, каждый день, чтоб улыбкою своей привлекал ты всех друзей.
Такие стишки не только веселые, но и помогают ребенку следовать необходимым процедурам чистки зубов. Повторение рифмованных строк требует определенной сосредоточенности и умения улавливать ритм и звучание слов. Кроме того, такие игры могут создавать позитивные ассоциации с гигиеническими процедурами, что может сделать их более привлекательными для детей.
Воспитатель предлагает родителям инсценировать уже знакомые потешки и чистоговорки. Затем совместно родители с педагогом приступают к придумыванию своих, новых потешек. Родители делятся проблемными моментами в гигиеническом воспитании детей, а затем все вместе придумывают приговорки, подходящие именно для этого случая. По желанию их можно инсценировать.
Воспитатель: – использование стишков и народных песенок очень эффективно для привлечения внимания ребенка к физической активности и правильному питанию.
– Какие народные песенки вы знаете? Как привлекаете к физической активности своего малыша? (Ответы родителей, рассказы из личного опыта)
Воспитатель (обобщает): – спасибо! Используя песенки и стишки, которые включают движения, дети будут с радостью подпрыгивать или бежать, повторяя текст песенки. Например, «На полянке зайки танцевали!» (См. Приложение2 ссылку на медиаресурс). Предлагаю попробовать прями сейчас. Участники встают вкруг и выполняют игровые движения под музыку.
Воспитатель: – отлично размялись, не правда ли? Продолжим? Хотите поиграть? (Ответы родителей).
Аналогичная ситуация и с питанием. Вместо долгого и скучного объяснения о полезности определенных продуктов, можно использовать песенку или стишок, в котором рассказывается о правильном питании. Например, дети могут петь о том, как важно кушать овощи и фрукты или о том, какие продукты укрепляют их кости. Слушая и повторяя эти песенки, дети запоминают информацию о здоровом питании и будут стараться придерживаться его принципов.
Следует отметить, что создание игровых ситуаций, то есть игровые сценарии, основанные на фольклорных формах, играют важную роль в обучении малышей правилам гигиены и безопасности. Предлагаю оживить игровой сценарий о правилах гигиены и безопасности «Волшебный орех».
Я превращаюсь в Фею Гигиены (надевает красивую полупрозрачную накидку или изящную шляпку), а вы – в своих малышей.
План игрового сценария для мастер-класса о правилах гигиены и безопасности:
Описание:
Участники отправляются на захватывающее приключение в разноцветный и загадочный Лес, где они встречают забавных персонажей и узнают о правилах гигиены и безопасности.
1. В начале путешествия воспитатель в роли Феи Гигиены и родители в роли их собственных детей собираются вокруг уникального ореха, который олицетворяет важность следования правилам безопасности и гигиены.
2. Все участники оказываются в незнакомом месте – волшебном Лесу, где вместе с ними оказывается милая Фея Гигиены. Она объясняет доступным детям языком, что для безопасных и здоровых приключений в Лесу, им необходимо следовать определенным правилам.
3. Первое испытание – «Опасные Далекие Кусты». Участники узнают, что нужно избегать прикосновения к неизвестным растениям, чтобы не получить от них травмы. Фея Гигиены раздаёт полезные советы и объясняет, как правильно определить безопасные растения от вредных.
4. Следующее испытание – «Водопад Здравия». Малыши и их родители узнают о важности регулярного мытья рук перед едой и после использования туалета. Фея Гигиены демонстрирует, как правильно мыть руки и объясняет, почему это так важно.
5. Последнее испытание – «Тайна Зубной Феи». Герои узнают о здоровье рта и осознают, что правильный уход за зубами – залог крепкого и здорового зубного ряда. Фея Гигиены рассказывает о правильной чистке зубов и о том, как долго следует это делать.
Все путешествие следует сопровождать чистоговорками, песенками и стишками соответствующего содержания, чтобы родители лучше поняли, как именно их применять в быту.
По мере прохождения испытаний, родители осознают важность соблюдения правил гигиены и безопасности в повседневной жизни, способы практического использования фольклорных форм для развития культурно-гигиенических навыков и приобщения ребенка раннего возраста к ЗОЖ.
Завершение:
Воспитатель: – очень надеемся, что данный мастер-класс дал вам полезные знания и инструментарий для развития культурно-гигиенических привычек у детей 2-3 лет. Помните, что ваше активное участие и пример являются ключевыми факторами в формировании здорового образа жизни у ваших детей. Пусть фольклорные формы станут вашими верными помощниками на этом пути.
Желаем вам успехов и счастливого воспитания вместе со своими малышами! (Раздает участникам буклеты с потешками (см. Приложение 3).
Приложение 1
Информация для родителей
на стенде или в чате перед проведением мастер-класса
Уважаемы родители!
На ближайшей встрече мы поговорим о малых фольклорных формах в формировании культурно-гигиенических привычек наших малышей, узнаем, как, когда, где (при умывании, одевании, причесывании, купании, за столом) и какие именно народные произведения наиболее эффективно можно использовать. Познакомьтесь с информацией о роли произведений народного творчества для развития детей раннего возраста.
Малые фольклорные формы имеют огромное значение для развития детей в нашей культуре. Эти удивительные истории, песни и игры передают не только наследие наших предков, но и идеалы, ценности и традиции нашего народа.
История малых фольклорных форм насчитывает множество веков. Они были созданы и передавались из поколения в поколение в виде устных рассказов, мелодичных песен и захватывающих игр. Каждая из этих форм имеет свою уникальную историю, которая может быть связана с древними обычаями, верованиями или просто красочными рассказами о жизни и любви.
Значение малых фольклорных форм для малышей не может быть переоценено. Они помогают детям развивать фантазию, воображение и речь, а также учат многим важным жизненным навыкам. Играя в традиционные детские игры, малыши учатся сотрудничеству, стратегическому мышлению и решению проблем. Пение и танцы под сопровождение песен улучшают слух и координацию движений детей. Кроме того, малые фольклорные формы помогают сформировать у детей чувство принадлежности к своей культуре и нации. С помощью этих форм дети вживаются в образы наших предков, погружаются в их мир и учатся уважению к собственным корням. Они также учатся ценить традиции и привычки, которые передаются из поколения в поколение. Малые фольклорные формы для детей также способствуют развитию их эмоциональной интеллектуальности. Истории и песни могут вызывать различные чувства и эмоции у малышей, позволяя им учиться распознавать и выражать свои эмоции. Это важный шаг в их развитии, поскольку помогает им лучше понимать себя и окружающий мир.
Малые фольклорные формы могут стать мощным стимулом для детского воображения, творческого мышления и активной физической активности. Через игру и веселые песенки ребенок будет узнавать о значении правильного питания, регулярной физической активности, обращению с отходами и заботе о своем теле и окружающей среде.
Игровые сценарии, основанные на фольклорных формах, представляют собой эффективный и увлекательный способ обучения правилам гигиены и безопасности малышей. Они не только помогают детям осознать значимость этих правил, но и развивают их навыки сотрудничества, коммуникации и принятия решений. Игровые сценарии создают эмоциональный контекст, который помогает запомнить и применить полученные знания в повседневной жизни. Рассмотрим, для чего именно такие сценарии могут быть полезны.
Во-первых, игровые сценарии используют элементы фольклора и народных сказок, что делает уроки гигиены и безопасности более привлекательными для детей. Фольклорные персонажи и ситуации, с которыми они сталкиваются, создают атмосферу волшебства и приключений. Это помогает привлечь внимание детей и вызвать их интерес к предмету.
Во-вторых, игровые сценарии позволяют детям активно включаться в процесс обучения. Они могут играть роли различных персонажей, решать ситуационные задачи и принимать решения, которые помогут им оставаться в безопасности и поддерживать гигиену. Играя вместе с другими детьми, они также развивают навыки сотрудничества и коммуникации.
В-третьих, игровые сценарии создают эмоциональный фон, который способствует запоминанию информации. Когда дети вживаются в роль персонажа, они переживают его эмоции и события. Такие эмоциональные переживания являются мощным механизмом запоминания, что делает обучение более эффективным.
Кроме того, игровые сценарии с использованием фольклорных форм помогают детям понять, что гигиена и безопасность являются неотъемлемой частью их повседневной жизни. Они видят, как персонажи рассказывают и демонстрируют правила гигиены и безопасности в сказочных ситуациях, а затем применяют их в реальной жизни. Таким образом, дети осознают важность правил и чувствуют себя ответственными за собственное благополучие.
На ближайшей встрече у вас будет возможность прочувствовать эффективность использования малых фольклорных форм и игровых сценариев с их применением на себе. Приходите на встречу, которая позволит испытать радость общения и зарядиться положительными эмоциями, обменяться опытом семейного воспитания, развития культурно-гигиенических навыков и приобщения ребенка раннего возраста к ЗОЖ.
Приложение 2
Текст хоровода «Заинька, серенький» |
Текст песенки-игры «На полянке зайки танцевали» |
Заинька, выйди в круг, Серенький, выйди в круг. Скорей, скорей выйди в круг. Скорей, скорей выйди в круг. (Заинька - воспитатель выходит в круг и затем изображает то, о чем поется в песне. Все остальные участники повторяют.) Заинька, ты пройдись, Серенький, ты пройдись. Туда-сюда ты пройдись. Туда-сюда ты пройдись. Заинька, умой ручки, Серенький, умой ручки. Леву, праву умой ручки. Леву, праву умой ручки. Заинька, умой личко, Серенький, умой личко. Сверху до низу умой личко. Сверху до низу умой личко. Заинька, пригладь шерстку, Серенький, пригладь шерстку. Спереди, сзади пригладь шерстку. Спереди, сзади пригладь шерстку. Заинька, причешись, Серенький, причешись. Да получше причешись. Да получше причешись. Заинька, под бочка, Серенький, под бочка. Пляшет зайка казачка. Пляшет зайка казачка. |
На полянке зайки танцевали, (качаем головой вправо и влево) Зайки танцевали, зайки танцевали. Так красиво ушками качали (качаем ладошками, приставив к макушке головы) Ушками качали так. На полянке зайки танцевали, (по очереди выставляем правую и левую ручки вперед) Зайки танцевали, зайки танцевали. Так красиво лапки выставляли. Лапки выставляли так. На полянке зайки танцевали, (крутим «хвостиком») Зайки танцевали, зайки танцевали. Так красиво хвостиком виляли. Хвостиком виляли так. На полянке зайки танцевали, (по очереди стучим ладошками по коленкам). Зайки танцевали, зайки танцевали. Так красиво лапками стучали Лапками стучали так.
|
Звукозапись исполнения песни для хоровода можно скачать по ссылке https://zvyki.com/song/33187306/Neizvesten_-_Zainka_vyjdi_v_krug/ |
Для песенки-игры «На полянке зайки танцевали» можно скачать звукозапись по ссылке https://babyterritory.ru/detskie-pesni/dlya-malyshey/dlya-malyshey-s-dvizheniyami/pesenki-dlya-malyshey-s-dvizheniyami#i-3 |
Приложение 3
Буклет для родителей
Тексты потешек:
При умывании: |
За столом: |
Причесывание: |
Пробуждение: |
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. *** Чистая водичка Умоет Саше личико, Анечке - ладошки, А пальчики - Антошке. *** Загибаем рукава, Открываем кран – вода. Льется-струится теплая водица. Наши ладошки мы потрем немножко. Воды наберем – лицо сполоснем, Руки отряхнем, вытираться пойдем. Вот теперь мы чистые, Заиньки пушистые! |
Кушай кашку, девочка, Девочка-припевочка, Кушай кашку, подрастай, Всем на радость вырастай! *** Раскапризничался Саша. Саша есть не хочет кашу. Саша, с кашей не шути! Как же будешь ты расти? Ведь от каши, мальчик милый, Ты получишь много силы. *** Час обеда подошел, Сели деточки за стол. Бери ложку, бери хлеб, И скорее за обед. С аппетитом мы едим, Большими вырасти хотим. *** Каша из гречки Варилась на печке, Варилась и прела, Чтоб Арина съела. |
Не вырони ни волоса. Расти, коса, не путайся, Маму, дочка, слушайся. *** Петушок-петушок, Подари мне гребешок. Ну, пожалуйста, прошу, Я кудряшки расчешу. *** Чешу, чешу волосоньки, Расчесываю косоньки! Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу. ***
|
Мы проснулись, мы проснулись. - Сладко – сладко потянулись. -Маме с папой улыбнулись. Ты мне ручки подай, Да с кровати вставай, Умываться пойдем, Да водичку найдем. *** Собери носок в гармошку, И надень его на ножку. Ты другой носок возьми Точно так же натяни. А теперь скорей вставай И штанишки надевай. ***
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.