МБДОУ «Муромцевский детский сад №4 комбинированного вида»
Конспект НОД по
художественно – эстетическому развитию (рисование) по нетрадиционной технике рисования на тему «Сказочный зимний лес»
в подготовительной группе
Воспитатель:
Шумцова Е.В.
Муромцево 2019
1. Направление деятельности: Художественно – эстетическое развитие
2. Рисование на тему: «Зимний пейзаж»
3. Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, сформировать у детей обобщённое представление о зиме как времени года.
Программные задачи:
1. Обучающая:
-Учить прижимать капустный лист к тонированной бумаге и наносить оттиск на бумагу;
-Познакомить с приемом - отпечаток (оттиск) капустным листом, отпечаток (оттиск) штампом из белокачанной капусты, рисованием зубной щёткой.
-Учить находить слова для описания красоты природы, рассказывать о ней.
2. Развивающая:
-Развивать творческую индивидуальность, память.
- Развивать мелкую моторику рук, речевое дыхание.
- Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.
3. Воспитательная:
-Воспитывать в детях чувство прекрасного , любовь к родному краю через изобразительное искусство , музыку, поэзию.
-Воспитывать аккуратность при работе с красками.
-Воспитывать интерес к зимней природе, живописи.
4. Программное содержание:
Совершенствовать умение рисовать зимний пейзаж, используя для создания выразительного образа разные изобразительные материалы и технику рисования (листья пекинской капусты, штампы из белокачанной капусты, зубные щётки).
Расширять и уточнять представления детей об особенностях зимы: сказочная, волшебная, пушистая, морозная, снежная, суровая, радостная. Активизировать в речи детей слова – пейзаж, пейзажист.
Стимулировать проявление эстетических и эмоциональных чувств при восприятии художественного слова, музыкальных произведений.
Развивать самостоятельность, инициативность, индивидуальность, чувство ритма и композиции, активизировать творческие проявления детей.
Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.
5. Интеграция областей: художественно - эстетическое развитие;
речевое развитие;
познавательное развитие;
социально – коммуникативное развитие;
физическое развитие.
6. Словарная работа: пейзаж, пейзажист.
7. Предварительная работа: беседы о зиме, рассматривание иллюстраций, репродукций по теме «Зима», прослушивание музыкальных произведений (П.И. Чайковский «Времена года»)
8. Материал и оборудование: презентация «Пейзажи о зимней природе», музыкальная запись П.И. Чайковский «Времена года», большая снежинка с загадкой, маленькие снежинки, тонированные листы бумаги формата А4, гуашь белая, голубая, губки пропитанные зелёной гуашью для штампов, баночки с водой, зубные щётки, жёсткая кисть, салфетки.
9. Ход НОД:
Дети встают в круг.
Психогимнастика
Руки к солнцу протянули,
Лучики взяли,
К сердцу прижали,
Друг другу отдали.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой
Воспитатель:- Ребята, сегодня к нам в группу залетела снежинка. Не простая снежинка, а с загадкой. Вот послушайте:
С неба падали дождинки-
А теперь летят снежинки.
Назови нам время года,
Где морозная погода?
- Правильно. А как вы поняли, что это зима? (падали дождинки, летят снежинки, морозная погода).
- Зимушка – зима каждого человека очаровывает своей красотой. Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам о зиме.
Послушайте отрывок стихотворения, какими замечательными словами говорит о зиме русский поэт Иван Захарович Суриков:
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес, что шапкой, принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
- Какой бывает снег, ребята?(белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)
-На что снег похож, когда лежит на земле? (одеяло, ковёр, шапку, покрывало)
-Что снежинки делают? (падают, кружатся, летят и т. д.)
-Почему идёт снег? (из всех водоёмов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, там он охлаждается, и образуются маленькие снежинки - льдинки)
Воспитатель: Мы с вами тоже расскажем о зиме. Я предлагаю вам поиграть с волшебной снежинкой. Я передаю снежинку, а вы должны одним словом сказать, какая бывает зима?(сказочная, волшебная, пушистая, морозная, снежная, суровая, радостная).
Воспитатель: Художники нарисовали много картин о зиме, зимние пейзажи. Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж? (картина, на которой изображена природа). А кто такой пейзажист? (Пейзажист – это художник, который рисует пейзажи).
Посмотрите на пейзажи, которые нарисовали известные художники.
Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? А хотите сегодня стать художниками-пейзажистами? Сегодня вы будете создавать свой зимний лес, учиться передавать настроение в рисунке, как художники. Для начала мы с вами побываем в зимнем лесу.
(Физминутка «Зимний лес»)
Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят)
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)
И на землю красиво ложатся (движение «фонарики» и смотрят вверх).
Воспитатель: - Посмотрите, как красиво вокруг! Деревья укрыты снеговыми шапками. Снег на солнце блестит, сверкает, искрится.
- Как вы думаете. Зачем зима укрыла деревья снежным покрывалом?
Дети: - Чтобы деревьям было тепло зимой. Чтобы они не замёрзли.
Воспитатель: - Поможем зиме в этом важном деле.
Подул зимний ветерок,
С неба полетел снежок.
Вы умеете дуть, как зимний ветерок? (Да)
Дыхательное упражнение.
Дети дуют на снежинки на нитках, наблюдая за их кружением.
Воспитатель: Вдохните глубоко носом, медленно выдохните через рот.
Ветер усилился, началась метель, как бы нам не замёрзнуть.
Воспитатель: А сейчас вы все закроете глаза, и пока звучит пьеса П.И.Чайковского«Времена года», каждый из вас представит себе свой пейзаж со сказочно красивым зимним лесом. Я произношу волшебные слова: «Вьюги, метели закружите нас. В царство зимнее унесите нас» (Дети слушают музыку и представляют свой зимний лес.) «Вьюги, метели закружите нас. В детский сад верните нас».
- Откройте глаза, представили свой зимний лес? А сейчас я предлагаю вам пройти за стол.
Воспитатель: Ребята, а что мы будем рисовать сегодня? Правильно, мы будем рисовать сказочный зимний пейзаж. Посмотрите, есть ли что-то необычное на ваших столах? (листы пекинской капусты, штампы из белокачанной капусты, зубные щётки). Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с необычной техникой рисования. Она называется отпечаток (оттиск) капустным листом, отпечатком (штампом) приготовленным из белокачанной капусты, рисованием зубной щёткой. Посмотрите, как выполняется работа по этой технике.
- Сначала нужно выбрать более рельефную, выпуклую поверхность капустного листа. С помощью кисти наносим белую краску на капустный лист. Отпечатываем. Дерево почти готово. Прорисуем стволы и веточки чуть повыразительнее. Можно взять другие оттенки голубого или розового цвета.
Штампами из белокачанной капусты рисуем ёлочки. Прижимаем их к губке, пропитанной зелёной гуашью и наносим отпечаток на рисунок. В конце работы рисуем сугробы зубной щёткой. В тарелочку с белой гуашью опускаем щётку, набираем краску и прорисовываем снежные волнистые сугробы.
но прежде чем вы начнете рисовать, сделаем упражнение – разминку:
Маленькая снежинка села на ладошку
(дети показывают кусочек ваты-снежинку)
Я ее поймаю, посиди немножко.
(накрывают ее ладошкой)
Раз, два, три, четыре, пять
(загибают пальчики)
Отпускаю полетать
(дуют на снежинку)
Дети рисуют под музыку Свиридова «Метель».
Воспитатель:
Намело,
Навьюжило.
Все деревья
В кружеве:
Снег на соснах,
На кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.
(Н.Гончаров)
Воспитатель: - Посмотрите, какие чудесные зимние пейзажи у вас получились. На них лес волшебный, сказочный, чудесный, великолепный. У каждого получился свой неповторимый пейзаж.
Ребята, вы бы хотели сейчас оказаться в зимнем лесу? (Ответ). Почему?
Воспитатель: Я тоже хотела бы оказаться в этом зимнем лесу, полюбоваться на высокие деревья, поискать следы птиц, покататься на лыжах и на снежных горках.
Воспитатель: вспомним, где мы сегодня побывали, что делали. (Ответ детей)
Ребята, зима – волшебница! Мы с вами сегодня увидели, как разные виды искусства передают настроение: художники – в красках, музыканты в звуках, поэты – в словах.
Воспитатель: У вас есть у каждого на столе по одной снежинке, пройдите, посмотрите на пейзажи друг друга, положите снежинку у той работы, которая вам больше всего понравилась.
Воспитатель: Я хочу, чтобы частичка нашего занятия осталась в вашем
сердце, и чтобы вот этот необычный волшебный, снежный комочек вас порадовал
(снеговички для детей).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.