Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», с использованием метода интеллект-карт для подготовительной группы
Оценка 4.9

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», с использованием метода интеллект-карт для подготовительной группы

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
09.03.2020
Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», с использованием метода интеллект-карт для подготовительной группы
Цель: Научить детей связному последовательному пересказу текста с использованием метода интеллект-карт. Задачи Образовательные: Формировать навык составления рассказа по плану, грамматически правильно оформлять высказывания. Фор¬мировать умение составлять законченный рассказ на тему из лич¬ного опыта. Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий. Развивающие: Развивать умение пересказывать текст с опорой на наглядность, интонационную выразительность речи. Активизировать подбор сравнений и определений, закрепить навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов. Воспитательная: Воспитывать усидчивость, дружеские взаимоотношения с детьми.
Конспект НОД по речевому развитию.docx

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» для подготовительной группы

Цель: Научить детей связному последовательному пересказу текста с использованием метода интеллект-карт.

Задачи

Образовательные: Формировать навык составления рассказа по плану, грамматически правильно оформлять высказывания.

Фор­мировать умение составлять законченный рассказ на тему из лич­ного опыта.

Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий.

Развивающие:                                                                                                                                            Развивать умение пересказывать текст с опорой на наглядность, интонационную выразительность речи.

Активизировать подбор сравнений и определений, закрепить навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов.                                                                                                    Воспитательная:

Воспитывать усидчивость, дружеские взаимоотношения с детьми.

Форма проведения: чтение, обсуждение, рассказывание.

Оборудование:

Картинки с изображением времен года, картинки для пересказа, поднос с подарками, фишки, мяч.

Предварительная работа: чтение художественной литературы «Утренние лучи», «Умей обожать»; беседы по иллюстрациям к рассказам К. Д. Ушинского; загадывание загадок; рассматривание картин «Времена года».

Ход НОД

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, к нам в группу доставили посылку. Интересно, что в ней? Давайте посмотрим. В ней лежат подарки, которые «прислали» времена года. Отгадайте, от какого времени года каждый подарок?

Вынимая по очереди предметы (яблоко, ёлочный шарик, солнечные очки, птичка), дети определяют, от какого времени года подарки.

Воспитатель: В посылке, ребята, лежит ещё подарок, но покажу я его вам, когда вы выполните все задания времен года.

Игра с мячом в кругу «Про что так можно сказать?» (Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу).

Воспитатель: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц)

Воспитатель: Про что можно сказать «зимняя»? (погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога)

Воспитатель: Про что мы скажем «весеннее»? (солнышко, настроение, тепло, пение птиц)

Воспитатель: А о чем говорим «летние»? (деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры)

После игры воспитатель приглашает детей за столы.

Основная часть

Игровое упражнение «Чёрное - белое».

Загадка:

Прошла по лугам, по лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима!»

Ответы детей.

Выставляется иллюстрация с изображением осени.

Ребята, у кого белые карточки, расскажите, что вам нравится осенью. У кого чёрные карточки, расскажите, почему вам не нравится осеннее время года.

Загадка:

Тётушка крутая,

Белая да седая,

В мешке стужу везёт,

На земле холод трясёт,

Сугробы наметает,

Ковром землю устилает.

Ответы детей.

Выставляется иллюстрация с изображением зимы.

Воспитатель: А зима – это хорошо или плохо? (Объяснения детей)

Загадка:

Пришла, улыбнулась,

Утихли метели,

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады.

Ответы детей.

Выставляется картинка с изображением весны.

Воспитатель: Ребята, расскажите, что вам нравится весной, а что не нравится.

Загадка:

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке.

Ответы детей.

Выставляется иллюстрация с изображением лета.

Воспитатель: Лето - замечательное время года. У кого белые карточки, расскажите, что интересного летом? Ребята с черными карточками, расскажите, что вам не нравится в летнее время года.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а какое время года у вас самое любимое и почему?

Ответы детей.

Воспитатель: А вам интересно, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика из рассказа?

Я сейчас прочитаю вам рассказ, который называется «Четыре желания», а написал его К. Д. Ушинский.

Чтение рассказа.

Беседа с детьми:

Воспитатель:

- О чем говорится в этом рассказе? (о разных временах года)

- Чем Мите понравилась зима? (он катался на санках с ледяной горки, катался на коньках по замерзшей реке)

- Что ему понравилось весной? (Митя бегал за пестрыми бабочками, цветы собирал)

- Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)

- Какими словами мальчик сказал об осени? (осень лучше всех времен года, потому что поспели плоды – желтые груши, румяные яблоки)

- Почему рассказ называется “Четыре желания”? (потому что Митя каждый раз говорил, что это время года лучше других)

- Ребята, какой же можно сделать вывод – какое же время года лучшее? (каждое время года прекрасно по-своему)

Словарная работа (работа по тексту)

Воспитатель: Ребята, в рассказе есть слова, значение которых мы с вами уточним.

- Что означает слово румяный? (красный, алый)

- Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка? (тетрадь небольшого, маленького, карманного размера)

- Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю? (достаточно много)

- Что значит слово восторг? (веселье, радость)

Воспитатель: Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

А сейчас я предлагаю пройти на полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Физкультминутка

Мы на саночках катались (полуприседания,

И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед,

Белоснежные дома (руки вверх,

Хорошо, когда зима (прыжки на месте!

Бабочки порхают (руки в стороны,

Цветы зацветают (наклоны вперед).

Всюду, всюду красота (руки вверх,

Что за прелесть - весна (прыжки на месте!

Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны,

В речку удочку забросим (руки вперед,

Красных ягод наберем (наклоны вперед,

И на сене отдохнем (руки за голову).

Жаркая стоит погода (руки вверх,

Лето – лучшее время года (прыжки на месте!

Груши, яблоки в саду (руки в стороны,

Осень – лучшее время в году (прыжки на месте!

Воспитатель: Отдохнули? Проходите на стульчики.

Ребята, вы хорошо запомнили текст?

Предлагаю вам мысленно нарисовать картинки к рассказу.

Составление интеллект-карты к тексту.

Воспитатель: Сейчас я еще раз буду читать рассказ Ушинского. Слушайте внимательно, вам нужно его запомнить, чтобы потом пересказать текст точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.

А также мы будем выделять самое главное, то, о чем говорит автор и приклеивать  соответствующие картинки на ватман.

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель: Итак, слушайте начало.

«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”

– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие картинки нам надо приклеить? (горку, санки, коньки, карманную книжку)

Дети выбирают соответствующую началу рассказа картинки и приклеивают на ватман.

Воспитатель: Слушайте продолжение.

«Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.»

Воспитатель: Какие картинки приклеим? (бабочку, цветок, книжку)

Дети выбирают соответствующую этой части рассказа картинки и приклеивают на ватман.

Воспитатель: Слушайте дальше.

«Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.»

Воспитатель: Какие картинки приклеим сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку)

Дети выбирают соответствующую картинки и приклеивают на ватман.

       Воспитатель: Послушайте, чем закончился рассказ.

«Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.»

Воспитатель: Предлагайте, какие картинки сейчас приклеим. (яблоко, грушу, книжку)

Дети выбирают соответствующую картинки и приклеивают на ватман.

Воспитатель: Ребята, мы вместе составили карту по рассказу и у нас получился рассказ в картинках.

Для вас эти картинки являются планом, по ним вы будете пересказывать текст последовательно, выразительно и самостоятельно.

Я предлагаю вам составить рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке?

Кто хочет начать пересказ? Кто продолжит? Кто будет рассказывать о лете? Кто закончит рассказ?

Воспитатель: Помните, что самое главное при пересказе - четко и ясно передать последовательность событий.

Дети пересказывают рассказ по частям.

А кто хочет рассказать историю с начала до конца?

Ребенок пересказывает рассказ самостоятельно с опорой на картинки.

Заключительная часть:

 Воспитатель: Молодцы, все правильно. Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом хорошо, а зимой лучше. Давайте сравним:

весна теплая, а лето теплее или более теплое; 

трава зеленая, а после дождя она зеленее или более зеленая;

 поздней осенью холодно, а зимой холоднее или более холодно». 

Да­лее дети самостоятельно образуют степени сравнения прилага­тельных: чистый (чище, более чистый), высокий (выше, более высо­кий), стройный (стройнее, более стройный), весело (веселее, более веселый), теплый (теплее, более теплый), сильный (сильнее, более сильный) и др.

 Воспитатель:  В рассказе говорится: «Пришла весна». А как можно сказать по-другому?  (Наступила.)

В рассказе говорится: «набегался вволю». А как можно сказать по-другому? (вдоволь),

В рассказе говорится: «нарвал цветов». А как можно сказать по-другому?  (набрал, насобирал).

 Воспитатель:  Если я скажу слово большой, то какое слово будет противоположным по смыс­лу? (маленький)

Погода теплая, а наоборот — холодная;

Осень ранняя, а наоборот — поздняя;

Облако белое — туча черная;

День длинный, а наоборот — короткий;

Вода замерзает, а лед тает;

Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются;

День грустный, а наоборот — веселый;

Настроение плохое, а наоборот — хорошее.

  Воспитатель: Вы сегодня замечательно потрудились. У вас на столах по два смайлика. Если вам занятие понравилось, поднимите весёлый смайлик. Если вы испытывали затруднения, и у вас есть вопросы, поднимите грустный смайлик (дети выбирают и поднимают смайлики).

Воспитатель: Все задания времен года мы выполнили. Давайте посмотрим, какой подарок лежит в посылке. Да это же записные книжки, которые мне хочется подарить вам, чтобы вы записывали в них свои желания!


 

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа

Воспитатель: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц)

Воспитатель: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц)

Загадка: Песен полон лес и крика,

Загадка: Песен полон лес и крика,

Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка? (тетрадь небольшого, маленького, карманного размера) -

Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка? (тетрадь небольшого, маленького, карманного размера) -

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой!

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой!

Воспитатель: Предлагайте, какие картинки сейчас приклеим

Воспитатель: Предлагайте, какие картинки сейчас приклеим

Облако белое — туча черная; День длинный, а наоборот — короткий;

Облако белое — туча черная; День длинный, а наоборот — короткий;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2020