Конспект НОД "Путешествие на Север"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект НОД "Путешествие на Север" для детей старшей группы - в увлекательной форме познакомит с природой Севера, бытом людей.
Иконка файла материала путешествие на Север.docx

Конспект занятия «Путешествие на Север»

для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познание».

Цель: познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.

2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;

3. Закрепить знание детей о своей стране – России, малой  Родине -.Ямале.

4.Развивать и обогащать речь детей новыми словами.

5. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

6. Привлекать детей к участию совместно с воспитателем, рассказыванию произведений народов Севера.

Словарная работа: чум, нарты, тундра.

Материал к занятию: Презентация с зарисовками Севера ( по конспекту НОД), кукла в национальном костюме, гимнастические палки, скотч, кусочки ткани.

Предварительная работа: беседа о Севере, животных, людях, их быте, жилище, одежде, транспорте, тундре. Рассматривание иллюстрации. Чтение произведений: «Айога», «Лепешки», «Белый и Бурый медведь».

Рисование: «Северное сияние», «Олень», «Север» «Девушка в национальном костюме».

Аппликация: «Северное сияние», «Национальный костюм» «Узоры Севера»

Ход занятия.

Дети сидят на ковре.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Ответы детей:

В:  На чем можно путешествовать?

Ответы детей: На поезде, на машине, пешком, на самолете.

В:  А на чем быстрее всего совершать путешествие, как вы думаете?

Дети: На самолете. (Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель помогает с ответом.)

В: Почему?

Дети: Он передвигается быстрее всего и меньше всего времени понадобится до места.

В:  как думаете, для чего люди отправляются в путешествия? Куда бы вы хотели отправиться в путешествия? Ответы детей.

В: Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Необъятная страна

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

(В. Степанов)

В: Страна у нас большая, красивая и сильная в ней живут разные национальности. Ведь неспроста, говорят, что Россия – многонациональная страна. А знаете почему? Потому что все народы населяющие Россию, дружные.

Сегодня, я в гости пришла не одна, а с куклой Татый. Вот такое необычное у нее имя. Как вы думаете, откуда она к нам приехала? Ответы детей.

Что вы знаете о Севере? Ответы детей.

Я вам предлагаю отправиться в путешествие на Крайний Север . Маршрут будет долгим, на чем быстрее мы доберемся? Ответы детей.

В: Правильно, на самолете. Сейчас на севере весна, но там еще пока холодно. А какие вещи мы возьмем с собой? Ответы детей.

Скажите, пожалуйста, а кто живет на Севере? Ответы детей.

Сейчас всех прошу пройти в самолет «Северный дом».( слайд1)

Но на борт самолета мы сможем войти, если ответим на следующие вопросы.

Воспитатель задает вопросы:

1. Север какой? (суровый, красивый край)

2. Погода какая? (морозная, холодная, студеная)

3. Пурга что делает? (заметает, воет, бушует)

4. Северное сияние какое? (красивое, сказочное, разноцветная)

5. Олень какой? (красивый, добрый, смелый)

6. Песец какой? (белый, маленький, красивый)

7. Тундра какая? (безлесная, снежная, красивая)

8. Зимой какая ночь? (полярная)

9. Где мы с вами живём? (на Ямале)

10. На чём коренные жители передвигаются по тундре? ( на оленях)

11. Какие животные живут на Севере? ( белый медведь, олень, песец)

12. Что едят олени? (ягель, мох)

В: Все прошли, садитесь поудобнее, нас ждет с вами интересный полет.

Дети проходят на стульчики, расставленные друг за другом.

В: Уважаемые пассажиры, мы очень рады вас видеть на нашем борту «Северный дом», капитан нашего лайнера Кирилл и бортпроводник Илья желают вам приятного полета.

Илья: Пристегните ремни, приятного полета. Наш курс Север.

Кирилл: даю отсчет 10, 9, 8, 7……..пуск……………полетели……….

В: Уважаемые пассажиры чтобы вы не скучали в пути, предлагаю вам поиграть, обратите внимания, сейчас наш самолет «Северный дом» пролетает над городом (слайд  2).

Какие города вы знаете? Ответы детей.

Посмотрите в иллюминатор, мы пролетаем над лесом (слайд 3).

Какой может быть лес (хвойный, лиственный, еловый, березовый, сосновый).

Далее пролетаем речку. Какие реки вы знаете? Слайд 4.

Пролетаем над морем. А моря, какие знаете? Слайд 5.

Илья: мы прибыли на конечный пункт. Север. Температура воздуха -20.

В: что-то там много снега, видите, как весна долго шагает до них. Это тундра - снежная равнина. ( слайд 6). Давайте посмотрим какой лес, и какая тундра. (2 фотографии на сравнении леса и тундры зимой-весной. Слайд 7-8 )

Татый: Что-то дома моего не видно, может, пурга замела (расстроена).

В: Предлагаю построить дом (чум) для Татый.

Как называется дом у северных людей, которые живут в тундре? Из чего он сделан?

Ответы детей: из палок-жердей, шкуры оленя.

В: Правильно. Вы  правильно все сказали. Вот посмотрите  как выглядит чум. ( слайд 9)

Давайте, разделимся на команды и построим  чум для Татый.

«Кто быстрее построит чум»

Сейчас вы будете строить чум, только не из жердей, а из палок.

Командам раздаётся по пять гимнастических палок, кусок ткани, чтобы чум укрыть сверху, и по мотку скотча. Детям нужно собрать палки в пучок и вверху закрепить скотчем, поставить на пол и развести палки-жерди в разные стороны. Сверху укрыть тканью- чум будет готов.

Татый: Вот какой дом, который согреет своим теплом. Каждый вечер мне мама рассказывала сказки.

В: А какие вы сказки знаете? Ответы детей.

У каждого народа есть свои традиции, обычаи, сказки, пословицы и поговорки. Вы перечислили русские сказки, у жителей севера тоже есть свои сказки. Вот посмотрите и послушайте сказку «Лепешки».

Инсценировка ненецкой сказки «Лепешки»

Как думаете, чему эта сказка учит? Ответы детей.

Также есть пословицы и поговорки.

Какие вы знаете русские пословицы или поговорки? Ответы детей.

Послушайте, северные пословицы:

Когда оленя берегу, он сбережёт меня в пургу.

Тот, кто оленя может бить, не уйдёт от его копыт.

Смог оленя дикого добыть — должен и соседа мясом одарить.

Когда есть еда, то и метель и стужу можно в чуме сидеть и сказку слушать.

В: кого северные люди берегут? кто им так важен?

Ответы детей: Олень ,оленей. ( слайд 10)

В: Почему? Ответы детей.

Основное занятие жителей Севера - оленеводство, рыболовство, охота.

Ведь олень служит как транспорт (слайд 11 - 12) во все времена года. Северные сани называются нартами (слайд 13 ). Они бывают грузовые и легковые.

Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь.( слайд 14)

В: вот и пришел конец нашему путешествию, что нового вы узнали?

Ответы детей.

Пора нам возвращаться в группу. Пойдемте, к нашему самолету, он нас совсем заждался.

Татый: До свидания ребята, спасибо, что вы согласились посмотреть на мой суровый, но удивительный Край.

Дети: до свидания.

(Садятся в самолет.)

В: Чтобы обратный путь у нас был не долгим давайте, поиграем.( слайд 15)

1. Как называется дом жителей тундры - чум

2. Транспорт для передвижения по тундре - олени

3. Сани для езды на оленях- нарты,

4. Чем занимаются жители севера- Охота, рыбалка, , оленеводство.

5. Какие животные живут в тундре- Олень, песец, белка, лиса, волк, медведь.

Кирилл: наш самолет прилетел на конечный пункт. Всем спасибо за внимания. Всего доброго!

В: спасибо всем!