Цель: создание художественного образа волшебной птицы. Задачи:
Образовательные:
· Учить детей передавать сказочный образ волшебной птицы в рисунке на основе восприятия разных видов искусства (изобразительное, декоративно-прикладное, художественная литература);
Развивающие:
· Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, художественный вкус, композиционные умения.
Воспитательные:
· Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, чувство радости и удовлетворения от выполненной творческой работы.
Приветствие «Доброе утро» (дети стоят в кругу)
Воспитатель: В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
И общаться мы начнём!
Отлично! (Присаживаемся на свои места)
Воспитатель: Ребята, вы любите чудеса?
Ответы детей.
Воспитатель: Вместе с чудом, ярким светом,
К нам приходит волшебство, Осторожно-осторожно,
Не спугнуть бы нам его…
Чтобы произошло волшебство, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова: «Крибли-крабли-бумс».
Воспитатель достает красивый, расписной сундучок.
Воспитатель: Что же находится в сундучке, давайте его откроем:
«Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок»
Воспитатель достаёт из сундучка разноцветное перо.
Воспитатель: Ребята, что это? А вы догадались, какой птице принадлежит это перо?
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, это перо жар-птицы. А как по-другому можно назвать эту птицу? (волшебной, сказочной, птицей счастья)
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться на встречу с этой удивительной птицей.
Использование ИКТ (показ презентации)
Не на море, на земле, где-то в сказочной стране, Есть пернатая царица по прозванию жар-птица, Крылья золотом пылают, и рубинами сверкают, От пера струится свет, краше птицы в мире нет!
Считалось, что эта птица в глубокую полночь прилетала в сад, освещая его собою, где клевала золотые яблоки, которые давали ей молодость, красоту и бессмертие. Всем казалось, что эта птица должна быть необыкновенно красивой. Люди искренне верили, что она приносят радость и счастье. И если сильно захотеть, то эта птица обязательно когда-нибудь прилетит. Каждый мечтал встретить свою птицу Счастья.
Образ этой птицы был одним из любимых в народе. О жар-птице слагали сказки.
Из какой сказки эта иллюстрация? («Жар-птица и Василиса-царевна»)
А эта иллюстрация из какой сказки? (П. Ершов «Конек-горбунок»)
А это, ребята, иллюстрация из сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке.
Образ птицы Счастья встречается не только в сказках.
Ребята, посмотрите, как по-разному изображал эту птицу народ в декоративно-прикладном творчестве, украшая предметы своего быта.
Посмотрите и скажите, что это за роспись? (хохломская)
А это что за роспись? (городецкая)
Как вы думаете, почему народные умельцы украшали сказочными птицами свои изделия?
Да, потому что образ этой птицы приносил в дом счастье, добро и радость. Так какая же она, эта сказочная птица?
Ответы детей.
Ребята, скажите, чем эта птица отличается от других птиц, которых мы видим на улице, в парке?
Да, они красочные, украшены узорами, у них необычной формы хвост, крылья, хохолки (сходство – голова, шея, тело, покрытое перьями, крылья, хвост, лапы; отличия – окраска, формы крыльев и хвоста, красивые узоры). Ребята, давайте ещё раз посмотрим на окраску волшебной птицы и на узоры, которыми она украшена (после ответов детей подтвердить, что художник рисует эту птицу «жаркими» цветами, такими же, как огонь).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, существует ли на самом деле птица похожая на сказочную, с таким же красивым хвостом, красивыми узорами? Ответы детей.
Воспитатель: Да, это павлин (слайд 13)
Воспитатель: Ребята, все эти птицы великолепны, очень красивы. Сейчас немножко отдохнем.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем
Крылья сложили назад.
Воспитатель: Ребята, я сегодня предлагаю вам пофантазировать и нарисовать птицу счастья такой, какой вы ее представляете.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Располагаем лист бумаги вертикально. В центре рисуем основу для будущей птицы: овал – это туловище, с левой стороны немного отступив к верху от туловища рисуем круг – это голова. Плавными линиями соединяем круг и овал и получаем шею. В задней части тела птицы рисуем хвост, который состоит из нескольких больших перьев - это основа хвоста. На туловище птицы рисуем крыло, с левой стороны крыло закруглённое, с правой - чуть-чуть заострённое. На голове рисуем клюв и глаз, а сверху – хохолок. Ну и в нижней части туловища птицы рисуем лапы.
Ребята, я показала вам, как нарисовать птицу, а как её украсить, какими узорами, каким цветом вы будете должны придумать сами, чтобы она получилась волшебная. Приступаем к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
В конце занятия устроить выставку картин о птице Счастья.
Рассмотреть все рисунки.
Воспитатель: Ребята, все ли птицы одинаковы? Нет, они все разные. Почему они разные? Потому что каждый сам представил себе волшебную птицу. У каждого получилась своя птица, не похожая на других. Предложить детям ответить на вопрос: «Что несет на своих крыльях в твой дом птица Счастья?» Ребята, а в нашем доме, в нашем детском саду тоже живут птицы счастья. И я сегодня предлагаю их подарить нашим гостям, но не просто так подарить, а с пожеланиями счастья.
Сегодня я показывала организованную образовательную деятельность по рисованию с детьми подготовительной группы на тему «Волшебная птица». Цель: создание художественного образа волшебной птицы.
Задачи:
Образовательные:
· Учить детей передавать сказочный образ волшебной птицы в рисунке на основе восприятия разных видов искусства (изобразительное, декоративно-прикладное, художественная литература);
· Продолжать формировать у детей умение самостоятельно выбирать изобразительное средство из предложенных (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки).
Развивающие:
· Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, художественный вкус, композиционные умения.
Воспитательные:
· Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, чувство радости и удовлетворения от выполненной творческой работы.
Организованная образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей (организационная часть, основная и заключительная). На занятии было использовано всё пространство группы (она условно была разделена на 2 рабочие зоны).
Водная часть ООД предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Это было сделано с помощью волшебства и волшебных слов, после которых появился сундучок с пером Жар-птицы; это способствовало повышению мотивации детей к участию в предстоящей деятельности. На данном этапе мы вместе с детьми посмотрели презентацию, где рассказывалось о волшебных птицах, их строении, внешнем виде, сравнили их с обычными птицами, вспомнили сказки, в которых встречается жар-птица, также детям предлагалось посмотреть изделия хохломской и городецкой росписи, на которых изображались эти птицы. Ребята внимательно смотрели презентацию, были увлечены моим рассказом. Я подталкивала детей на самостоятельные высказывания с помощью наводящих вопросов, которые были просты и понятны детям.
Основной этап был подчинён главным задачам образовательной деятельности. В этой части занятия детям была показана техника рисования птицы, но украсить им было нужно самостоятельно, выбрав одно любое изобразительное средство. На протяжении всего практического этапа дети
были увлечены процессом, они были заинтересованы, и охотно рисовали. В процессе их самостоятельной работы осуществлялся индивидуальный подход, который проявлялся в оказании затрудняющимся помощи при выполнении задания, в виде напоминания, дополнительного объяснения, показа, с учётом особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребенка.
В конце занятия был проведен краткий анализ. Он включал вопросы, которые подвели детей к пониманию того, что все птицы разные, что каждый придумал свою птицу и украсил её по-своему. Также детям было предложено ответить на вопрос: «Что несет на своих крыльях в твой дом птица Счастья?» и многие дети ответили без затруднения.
В ходе всей деятельности я использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, на протяжении всего занятия присутствовала постоянная смена деятельности.
Я старалась приблизиться к детям с помощью приемов личностно- ориентированного взаимодействия. Атмосфера с детьми была построена на взаимопонимании. Моя речь была правильна, выразительна, эмоциональна, вопросы были чёткие, конкретные, понятные детям. Я старалась поддерживать интерес у детей в течение всего занятия.
Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.
Таким образом, я думаю, что занятие удалось, занятие проведено с пользой; программные задачи выполнены, запланированные результаты достигнуты.
Что касается диагностики, то на этом занятии можно было выявить у детей следующие показатели:
- способность детей воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ;
- способность детей самостоятельно создавать художественные образы;
- умение детей создавать декоративные композиции;
- владение детьми основными техническими приёмами рисования, также умение использовать различные изобразительные материалы;
- умения детей приобретать опыт художественного рукоделия с разными изобразительными материалами.
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.