Конспект занятия
по ознакомлению с правилами дорожного движения
в подготовительной группе
Тема: «История возникновения дорожных знаков».
Программное содержание: закрепить знания правил дорожного движения. Расширить знания о видах транспорта, находить отличия между ними. Уточнить и дополнить знания о дорожных знаках: цвет и форма, их назначение.
Познакомить с историей возникновения дорожных знаков. Доказать их необходимость.
Уточнить правила поведения в общественном транспорте.
Упражнять в практическом использовании правил дорожного движения.
Пособия: макет улицы, машинки, человечки, дорожные знаки, таблица с транспортом.
Ход занятия:
1 часть:
Воспитатель: Мы с вами живем в большом городе, где много дорог, по которым едет огромное количество машин.
Скоро вы пойдете в школу, будете самостоятельно ходить в магазин, вам придется переходить дорогу. Когда вы станете взрослыми, возможно, сами будете водить автомобили. А для этого надо знать правила дорожного движения.
Давайте-ка проверим, какие вы знаете правила дорожного движения?
- Ходить только по тротуару.
- Машины ездят только по проезжей части.
- На красный свет стоять, а на зеленый - идти.
- Переходить дорогу только по пешеходному переходу и только шагом.
- Если есть подземный переход - ходить лучше по нему.
- Если есть подземный переход - ходить лучше по нему.
- Если не успел перейти дорогу, надо остановиться на «островке безопасности».
- При переходе дороги надо сначала посмотреть по сторонам, не приближается ли транспорт, а затем переходить.
- Нельзя играть на дороге.
- Нельзя кататься на велосипеде на дороге и т.д.
Воспитатель: А где можно играть детям? Кататься на велосипеде?
(Во дворе, на детской площадке, в парке, в детском городке, на стадионе).
Воспитатель: а я знаю ребят, которые не соблюдают эти правила.
Дети вместе с воспитателем рассматривают плакаты по ПДД, развешанные в группе и обсуждают, какие правила дорожного движения нарушены и как следовало бы поступить в данной ситуации.
Дети садятся за столы. На столах разложены дорожные знаки.
Воспитатель: А как мы узнаем, где дорога, переход, остановка?
-(укажут дорожные знаки).
- Какие виды дорожных знаков вы знаете?
¨ Запрещающие
¨ Предупреждающие
¨ Информационно- указательные
¨ Знаки сервиса
¨ Знаки приоритета
¨ Предписывающие знаки
Проводится игра «Не ошибись».
Воспитатель называет вид знаков, а к доске выходят дети с соответствующими знаками.
- Как мы узнаем запрещающие знаки? (круглой формы, красного цвета).
- как узнать предупреждающие знаки? И т.д.
Воспитатель: - Вы обратили внимание, что на дорожных знаках нет надписей, только простые и понятные символы. Как вы думаете, для чего?
(чтобы их поняли и дети, и неграмотные люди, и иностранцы, не знающие нашего языка).
Эти знаки одинаковы во всем мире. Если вы знаете, что означают дорожные знаки, в любой стране, городе вы сможете спокойно ходить по улицам, переходить дорогу.
А хотите, я расскажу вам, как и когда появились дорожные знаки? Когда-то давным-давно еще не было машин, люди ходили пешком, где хотели. Дорожные знаки были не нужны. Но пешком далеко не уйдешь, поэтому люди стали ездить на лошадях. А чтобы перевозить грузы, лошадей запрягли в повозки. Так появился первый транспорт - гужевой.
Чтобы сразу перевозить много людей, придумали вагоны, которые ездят по рельсам, а кони тянут эти вагоны. Это- конка: (Показ иллюстраций).
И вот, представьте, идет человек по дороге, и тут из-за поворота выезжает конка или карета. Человек может погибнуть под колесами. Поэтому решили, что пешеходы будут ходить только по тротуару, а кареты будут ездить по дороге.
А потом вместо конки по рельсам стал ездить? (трамвай). Появились и автомобили.
И вот, машины едут по дороге по дороге когда хотят, разворачиваются где хотят, пешеходы идут через дорогу где угодно. Люди попадают в аварии, погибают.
Поэтому 100 лет назад на международной конференции в Париже утвердили первые 4 дорожных знака:
«Поворот» «Перекресток» «Пересечение «Неровная дорога»
с железной дорогой»
Эти знаки есть и сейчас. А потом появились и другие знаки, которые понятны всем. Мы их уже знаем.
Но в некоторых странах и городах есть еще и свои дорожные знаки, которые используются только там. Это очень интересные знаки. Например, во Франции и Швейцарии - (животное и подпись) - показ. В городе Кассе - с двумя отпечатками босых ног (запрещено движение всего транспорта, кроме пешеходов).
У нас, в России, тоже есть знак, которого нет в других странах: «Осторожно, листопад». В Казани этот знак висит у речного порта, где конечная остановка трамвая.
Вместе с дорожными знаками придумали светофор. В России первый светофор установили в Москве. Он был вот таким:
Рядом стоял регулировщик и поворачивал стрелку на нужный цвет. А сейчас светофоры переключаются автоматически. Но правила дорожного движения остаются прежними и все: водители, пешеходы их соблюдают.
Но есть случаи, когда некоторым машинам разрешается проезжать на красный свет и все другие машины уступают им дорогу. Что это за машины?
Дети: Специальные машины: скорая помощь, пожарная, аварийная, милиция. Они спешат на помощь.
Физминутка.
Работа по таблице с видами транспорта.
Назовите 5 видов транспорта (гужевой, наземный, воздушный, водный, железнодорожный).
-Что еще можно отнести к гужевому транспорту?
Посмотрите на таблицу:
- Какие виды транспорта изображены?
- Какого не хватает?
- Какого транспорта больше: грузового или пассажирского?
- в какой столбик вы бы поместили конку?
- Перечислите городской транспорт.
- Какого из них не хватает?
- Чем отличаются трамвай и троллейбус?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Когда мы идем пешком, мы кто? - пешеходы.
А
когда едем в автобусе, трамвае, троллейбусе? - пассажиры.
Представьте себе, что вы едете в автобусе. Какие правила поведения в
общественном транспорте вы должны соблюдать?
Дети:
Ожидать транспорт только на остановке.
- Не шуметь.
- Не сорить
Оплатить проезд.
Не высовываться из окна.
Не отвлекать водителя.
Уступать место старшим и больным.
Игра с макетом. На макете - дома, машины, фигурки мальчиков и девочек, изготовленные детьми на предыдущих занятиях.
- Где находится наш детский сад?
Правильно ли мальчик переходит дорогу? Как надо?
(обсуждается переход дороги на регулируемом и нерегулируемом перекрестке)
- А этот человечек вышел из автобуса. Как правильно обойти?
- Где бы вы поставили этот дорожный знак? (внимание, дети!)
- По
этой схеме проводите девочку из магазина до дома.
Обсуждение создаваемых ситуаций.
Итог занятия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.