Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Чебурашка»
КОНСПЕКТ
ООД по образовательной области
«Познавательное развитие»
Познание
в подготовительной группе № 18
«Секреты маленьких человечков»
Когалым 2019 г.
Тема: «Секреты маленьких человечков»
Цель: познакомить с методом маленьких человечков
Программное содержание: систематизировать представления детей о свойствах твердых, жидких и газообразных веществ, развивать познавательный интерес, умение анализировать, активизировать мышление детей, обучать умению опытным путем сравнивать и анализировать свойства объектов, развивать воображение, умение перевоплощаться.
Материалы и оборудование:
- кубики с изображением моделей «маленьких человечков», агрегатные состояния веществ (твердое, жидкое, газообразное);
- емкости с водой, молоком, соком, чаем, предметы в твердом состоянии, разложенные по групповой комнате, деревянная палочка, пустой полиэтиленовый пакет небольшого размера (все оборудование готовится на каждого ребенка)
Методы и приемы: игра «Изобрази», проблемная ситуация, экспериментирование «Где какие человечки живут?», подвижная игра «маленькие человечки».
Предварительная работа: беседа о том, что все вещества состоят из частей, д/и «Сочини загадку», «Назови твердое (жидкое, газообразное)».
Словарная работа: Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.Закрепить в речи детей слова: твёрдое, жидкое, газообразное.
Планируемый результат: имеют представления детей о свойствах твердых, жидких и газообразных веществ, умеют составлять модели различных веществ, с помощью «маленьких человечков».
Содержание образовательной деятельности:
Игра-пантомима «Изобрази»
Воспитатель: Ребята, поиграем в игру «Изобрази предмет»? Я буду называть предмет, а вы должны его изобразить. Стол, река, шарик…
Постановка проблемы - можете ли вы изобразить бутылку лимонада? А как ее можно показать? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а я знаю один секрет, с помощью его мы сможем изобразить бутылку лимонада. Это секрет маленьких человечков. Хотите узнать? Присаживайтесь на ковер и послушайте одну историю:
«Жили-были маленькие человечки, и отправились они гулять по белу свету. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: «Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает.» Так они и сделали. (кубики-модели «твердых человечков»)
Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. «Посмотрите, какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево»,- говорили все вокруг. «Что это с нами случилось»,- удивились человечки, «мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем». Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода.
«Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями»,- сказали человечки. (кубики – модели «жидких человечков»)
А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов.» (кубики – модели «газообразных человечков»)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась история?
- Что случилось с маленькими человечками, когда они крепко взялись за руки?
- Почему маленькие человечки превратились в жидкость?
- Почему маленькие человечки превратились в дым, воздух?
Воспитатель (обобщает): Так теперь и живут маленькие человечки: в твердых веществах они крепко держатся за руки, в жидкостях они стоят рядом друг с другом, в газообразных веществах они бегают и прыгают.
Воспитатель: Маленькие человечки приглашают нас в свою страну, где ждут нас интересные игры. Хотите, отправиться туда? Закрывайте глаза. Вокруг себя повернитесь, в Стране маленьких человечков очутитесь.
Задание - эксперимент «Где какие маленькие человечки живут?»
Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались в Стране маленьких человечков. И первыми, кто нам повстречался на пути. Это «твердые маленькие человечки». Ребята, найдите, пожалуйста, в нашей группе предметы, где живут «твердые человечки» и положите их на стол.
Воспитатель: Возьмите деревянную палочку, попробуйте проткнуть ей ваш предмет.
Воспитатель: Почему не получается проткнуть палочкой предметы? (индивидуально спросить у детей)
Воспитатель: Значит, во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества, какие? (твердые)
-Ну что, мы познакомились с «твердыми человечками», теперь отправляемся дальше. Мы оказались на берегу реки, присядем на бережок.
-Давайте, поближе познакомимся с другими маленькими человечками. Кто же они такие? Эти маленькие человечки ведут себя по-разному, в разные времена года. Зимой они превращаются в лёд «человечки крепко держатся за руки. Когда наступает весна, становится тепло, они опускают руки, перестают держаться, и превращаются в жидкость. Это «жидкие человечки», которые легко могут перемещаться.
Воспитатель: Что бывает жидким?
Воспитатель: Что же умеют делать «жидкие человечки»?
Задание – эксперимент
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поискать в нашей группе вещества, где живут «жидкие маленькие человечки» и поставить на стол.
Возьмите деревянную палочку и проткните жидкость в емкости. Получилось у вас это сделать? Почему вам удалось легко проткнуть их палочкой? (индивидуально спросить у детей, что у них в стаканах)
Воспитатель: Значит, здесь живут не очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели воду, молоко или сок! Во всех этих веществах живут жидкие человечки, и такие вещества называются - жидкими.
Воспитатель: Отправляемся дальше. Мы свами пришли на цветочную поляну. Какой аромат от цветов. Закройте глаза, вдохните, почувствуйте этот аромат. Нас здесь должны встретить «газообразные человечки». Только где же они? Что-то их не видно! (ответы) Их можно почувствовать, если подуть на ладошку. Эти «человечки» очень подвижны, они могут бегать в разные стороны, кто куда захочет.
Задание – эксперимент.
Воспитатель: Ребята, где же нам взять воздух? (ответы)
Воспитатель: Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закрутить. Ой, а что же это у нас в пакете появилось? Сожмите сильно пакет (лопните его).
Воспитатель: Да ребята, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!
Некоторых «газовых человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она превращается в пар, который хорошо виден.
Воспитатель: Газообразные человечки очень любят двигаться, давайте и мы с вами поиграем.
Подвижная игра «Маленькие человечки»
Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.
Дидактическое упражнение «Покажи бутылку лимонада»
Воспитатель: Я думаю, ребята, что теперь мы сможем с вами показать бутылку лимонада, когда узнали секреты маленьких человечков.
Бутылка сделана из чего? (из пластмассы) Пластмасса – это твердое вещество? Поэтому часть детей возьмутся за руки и изобразят бутылку. А лимонад - какое вещество? (жидкое). Другие дети будут изображать лимонад- встанут рядом друг с другом, касаясь локтями. А что еще есть в лимонаде, это особенно видно, когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести добавляют углекислый газ. Давайте выберем, кто же будет показывать пузырьки?
Дети, с помощью воспитателя изображают бутылку с лимонадом.
Итог. Рефлексия деятельности.
О каких «маленьких человечках» вы узнали?
Чем они отличаются друг от друга?
Что вам понравилось больше всего?
А было ли вам трудно работать с человечками?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.