Конспект открытого урока по литературе на тему: "Гуманизм повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" ".
Оценка 4.7

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Гуманизм повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" ".

Оценка 4.7
Видеоуроки
docx
русская литература
7 кл—8 кл
26.11.2019
Конспект открытого урока по литературе на тему: "Гуманизм повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" ".
конспект урока по литературе
pushkin-stantsionnyj-smotritel.docx

Литература

Открытый урок в 7 классе

Тема: А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Главные персонажи и  их судьбы в произведении. Гуманизм повести

Цели урока:

обучающие:  познакомить с содержанием повести «Станционный смотритель», помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание повести, её глубокую нравственную сущность, прочувствовать его эмоциональную атмосферу; выявить, в чем заключается гуманизм повести

развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать; анализ поведенческих ситуаций героев повести; развивать монологическую речь учащихся; развивать творческие способности учащихся.

воспитывающие: воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку, а также любознательность, умение работать в коллективе, выслушивать оппонентов, быть терпимым к иной точке зрения.

Тип урока: урок-исследование

Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции), практические (работа с текстом).

Оборудование: мультимедийная презентация,  текст повести «Станционный смотритель», карточки, ватман, репродукции к тексту

«Куда несёт нас рок событий?..»

А. С. Пушкин

 

Ход урока

I.                  Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз 
И запомните рассказ.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке (у детей на столе лежат карточки):
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
4. Если хочешь отвечать 
Надо руку поднимать.

 

II.               Мотивация учебной деятельности

 

1.     Просмотр слайдов «Станционный смотритель»

2.     Объявление темы и целей урока

Слово учителя

А вы уже догадались, какая тема нашего урока?

 А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». (Записываем в тетрадь)

III.           Изучение нового материала

1.     Слово учителя

Сегодня мы побеседуем о повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», которая входит в сборник «Повести Белкина», рассмотрим ее сюжет, познакомимся с  главными героями произведения

 

«Станционный смотритель» - это история одной человеческой жизни, в которую вторглись, которую безжалостно растоптали. Она построена по всем правилам этого жанра. С начала мы знакомимся с местом действия, героем – Самсоном Выриным. Затем автор в развитии сюжета вводит персонажей, сопричастных тому, что произойдет с главным героем.

2.     Теория литературы

Повесть это жанр повествовательной литературы. Это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя.

3.     Работа с текстом произведения

Слово учителя

Дома вы уже познакомились с произведением. Скажите, кто является главными героями повести? (Самсон Вырин, Дуня, Минский)

1)    Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин.

Найдите в тексте, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям?

Учитель дополняет ответ учеников: Как видим, защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли. Должность их- "настоящая каторга" , станционный смотритель- это "сущий мученник 14 класса" (это самый низший чин в "Табеле о рангах").

2)    А сейчас, давайте познакомимся с героями. Как изображает повествователь хозяина?

3)     Как повествователь изображает дочь Самсона Вырина?

4)    "Свежим и бодрым " увидел повествователь Вырина в самом начале их знакомства. Найдите в повести другой портрет героя. Что изменилось в его облике? Почему? Что произошло?

5)    Как автор изображает Минского?

 

 

4.      ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 

IV.            Закрепление изученного материала

1.     Характеристика героев. Сегодня мы говорили о трёх героях повести. Попробуйте с помощью 3-4 прилагательных дать каждому характеристику.

(Пишу на доске имена главных героев, ученики дают х-ку, я записываю, ученики записывают в тетрадь)

 

           Вырин                            Дуня                               Минский

          Бедный                         Красивая                          Беспечный                                                    

          Несчастный                 Прелестная                       Легкомысленный

          Добрый                         Приветливая                   Удалой

         Любящий                      Хозяйственная               Счастливый

        Забитый                          Печальная                         Богатый

    «Маленький человек»         С камнем на сердце       Жестокий

 

2.     Как вы думаете, в чем заключается гуманизм повести?

Гуманизм-человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

(Смысл повести в её гуманистической идее. Повесть пробуждает в нас сострадание к слабому, беспомощному и даёт понимание истинной любви и истинной мудрости. Пушкин как бы предупреждает: как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья).

V.               Подведение итогов. Выставление оценок

В повести поднимается важная проблема – проблема взаимоотношения родителей и детей. Вы сейчас находитесь в таком возрасте, когда, может быть, не всегда прислушиваетесь к мнению родителей, не всегда дарите им теплые слова. Пройдет время, и вы по-другому будете относиться к самым родным людям на земле. Ловите каждое мгновение, говорите близким о своей любви.

Ведь так важно успеть сказать родителям, что мы их ЛЮБИМ!

VI.            Домашнее задание

Представьте, что конец повести другой. Самсон Вырин жив, но болен. И Дуня пишет ему письмо. Что она могла ему написать? Что там были бы за слова? Напишите письмо от лица Дуни.

 

VII. Рефлексия    

У вас на столе лежат анкеты. Я прошу заполнить их. Учащиеся зачитывают свои ответы

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

 

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Гуманизм повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" ".

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Гуманизм повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" ".

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Гуманизм повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" ".

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Гуманизм повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" ".

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Гуманизм повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" ".

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Гуманизм повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" ".

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Гуманизм повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" ".

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Гуманизм повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" ".

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Гуманизм повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" ".

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Гуманизм повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2019