ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ РАССКАЗА Ю.П. КАЗАКОВА «ТИХОЕ УТРО»
Оценка 4.7

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ РАССКАЗА Ю.П. КАЗАКОВА «ТИХОЕ УТРО»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл—8 кл
26.08.2020
ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ  РАССКАЗА Ю.П. КАЗАКОВА «ТИХОЕ УТРО»
Ученики увидят мастерство писателя в раскрытии психологических состояний персонажей, обратят внимание на параллелизм в описании картин природы и душевных переживаний героев
Казаков.docx

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ  рассказа Ю.П. казакова «Тихое утро»

Цели: познакомить с биографией писателя; отметить мастерство автора в изображении природы, в умении «заглянуть» в душу человека и рассказать о его переживаниях; показать мастерство писателя в раскрытии психологических состояний персонажей; обратить внимание на параллелизм в описании картин природы и душевных переживаний героев; развивать навыки анализа текста.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с биографией писателя, с мастерством  автора в изображении природы, в раскрытии психологических состояний персонажей.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

· коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом.

Методические приемы: пересказ, чтение, аналитическая беседа.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания. Рассказ-справка учащихся о Ю. П. Казакове по составленному ими плану.

ПЛАН

1) ю. п. Казаков родился в 1927 году в г. Москве, родители его – бывшие крестьяне.

2) Увлечение музыкой, игра на виолончели, затем на контрабасе.

3) Тяга к литературе. Мечта об известности в области музыки или литературы.

4) Желание к писательству пересилило тягу к музыке.

5) Чтение рассказов, очерков, желание понять, «как они сделаны».

6) Рукописи первых рассказов не сохранены, но, видимо, в них было что-то интересное, и Казакова приняли в Литературный институт.

 

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение нового материала.

1.     Работа по учебнику.

Задание.

– Опираясь на материалы учебника, ответьте, какой способностью обладают рассказы писателя?

Чтение рассказа «Тихое утро» учителем.

Учащиеся отмечают про себя строки, описывающие природу.

2. Анализ произведения.

Задание 1.

– Опишите утро. (Туман, дома проглядывали темными пятнами, не было видно ни ветряка, ни пожарной каланчи. Центр видимого мира – Яшкина изба.)

– Почему рассердился Яшка? (Володя медлителен, хотя должен встать первым: он ведь просил Яшку показать ему рыбные места. Долго зашнуровывал ботинки, чем вызвал насмешку Яшки. А язык его «колюч»: «...Пальто возьми...», «А ты галстук надень...».)

Задание 2.

– Зачитайте строчки, где туман, будто живое существо. («...И туман отступал... смыкался сзади».)

Беседа по вопросам.

– Что восхищало Володю в Яшке? (Босые ноги, сумка для рыбы, заплатанные штаны, походка.)

– Почему Яшка изменил свое отношение к спутнику? (Ему жалко стало мальчика, который ни разу не ловил рыбу, после этого беседа стала мирной, Яшка только успевал отвечать на вопросы.)

Задание 3.

– Прочитайте диалог мальчиков по ролям.

– Чей разговор напоминает вам этот диалог? («Бежин луг», диалог Павла и Вани.)

Задание 4.

– Прочитайте описание утра («Солнце наконец взошло... Рыба гуляла».)

– Как чувствовал себя Володя, оказавшись у омута? («Оглядевшись... угрюмо и холодно».)

Вывод. Володя, городской житель, проявлял интерес к звукам, к погоде, к свисту, к птицам, и Яшка обстоятельно, немного важно давал ответы на все вопросы.

Чтение диалога по ролям (с. 194).

– Какое чувство испытывал Володя? (Страх. «“Почему?” – слабым голосом спросил Володя». Да Яшка и сам, видимо, побаивался.)

Задание 5.

– Зачитайте строчки о первом клеве рыбы. («Яшка тотчас с силой подсек... задрожал от ярости». Навыки настоящего рыбака!)

– Зачитайте несколько планов, которые составили дома, отметьте достоинства и недостатки работ одноклассников.

ПЛАН (примерный)

1) «...Тут, знаешь, какая глубина?..»

2) «...там осьминоги на дне лежат...»

3) «...он передал одну из них Володе...»

4) «...Яшка... уставился на поплавок...»

5) «Ушла...»

Задание 6.

– Зачитайте строчки «Поплавок снова качнулся... Яшка привстал... Володя подскочил... “Лещ!”».

Беседа по вопросам.

– Почему Яшка замер, взглянув на воду? Каковы его первые действия? («...попятился вверх... прочь от воды... схватил осьминог...»)

– Какое главное правило должен знать спасающий? (Никогда не подплывать к утопающему спереди, не давать ему схватиться руками!)

Задание 7.

– Зачитайте: «Яшка, не отрывая взгляда... Яшка... вздохнул воздух и нырнул...».

– Все ли правильно делал мальчик, спасая утопающего?

– Почему «сейчас не любил он больше Володи» никого? (Мысль о том, что утопил, ударив его и скинув с себя, преследовала бы его, вероятно, всю жизнь: такое не забывается.)

– Нам понятно, почему плакал Володя, вспомнив, как он тонул; почему же плакал Яшка? (От радости, от нервного напряжения, которое должно было выплеснуться со слезами, от пережитого страха перед осьминогом и от радости, что его там нет.)

Вывод. «Учиться – всегда пригодится». «Знания в пути не тяжесть...». Знания, полученные от народа, мудрость, помогли избежать несчастья, трагической развязки. Ответственность, которую на Яшку никто не возлагал, он сам чувствовал. Вернуться к месту происшествия и нырять один и второй раз, рискуя своей жизнью... Это надо быть человеком. И каким человеком.

3. Тест по рассказу «Тихое утро».

1. Жанр произведения:

а) очерк;

б) рассказ;

в) повесть.

2. Композиция произведения:

а) рамочная;

б) ретроспективная;

в) последовательная.

3. В описании Яшки и Володи используется прием:

а) сопоставление;

б) сравнение;

в) противопоставление.

4. Во фразе: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укутана туманом» – используется:

а) сравнение;

б) гипербола;

в) метафора.

5. Яшка разозлился на Володю, потому что:

а) ему пришлось самому копать червей;

б) Володя пошел на рыбалку в ботинках;

в) не дождался благодарности и восхищения.

6. «Никого сейчас не любил он, Яшка, больше Володи, ничего на свете не было ему милее этого бледного... лица», потому что:

а) все было позади;

б) спасая Володю, не струсил;

в) не дал погибнуть человеку.

7. Автор не утаил от читателя:

а) страха и колебаний Яшки;

б) потерю удочки;

в) обиду на Володю.

8. Развязка в произведении:

а) спасение Володи;

б) слезы Яшки;

в) описание омута.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Чем отличается поведение Яшки по дороге к реке от поведения Володи?

– Какой из мальчиков вам понравился больше? Почему?

Домашнее задание: написать сочинение по рассказу «Тихое утро» (характеристика мальчиков).


 

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ рассказа

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ рассказа

Рукописи первых рассказов не сохранены, но, видимо, в них было что-то интересное, и

Рукописи первых рассказов не сохранены, но, видимо, в них было что-то интересное, и

Выво д. Володя, городской житель, проявлял интерес к звукам, к погоде, к свисту, к птицам, и

Выво д. Володя, городской житель, проявлял интерес к звукам, к погоде, к свисту, к птицам, и

Ответственность, которую на Яшку никто не возлагал, он сам чувствовал

Ответственность, которую на Яшку никто не возлагал, он сам чувствовал

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2020