Конспект урока Литературные баллады. В. А. Жуковский "Лесной царь"
Оценка 4.7

Конспект урока Литературные баллады. В. А. Жуковский "Лесной царь"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл—8 кл
01.10.2021
Конспект урока Литературные баллады. В. А. Жуковский "Лесной царь"
Литературыне баллады Жуковский Лесной царь.docx

Тема: Литературные баллады. В.А. Жуковский «Лесной царь»

Цель: познакомить с жанром баллады, ее особенностями, формировать первоначальное представление о художественном переводе, развитие навыков выразительного чтения, воспитание интереса к балладам.

Ход урока

1 Орг. момент

2  Проверка Д.З.

3 Актуализация знаний

3.1 Введение  в тему. Работа с высказываниями

«Переводчик в прозе – раб; переводчик в стихах – соперник» (В.А. Жуковский)

«Переводчики – почтовые лошади просвещения» (А.С. Пушкин)

«У меня почти все или чужое, или по поводу чужого, и все однако, мое» (В.А.Жуковский)

-О чем (ком) идет речь в представленных высказываниях? (о переводах и переводчиках)

Если мы говорим и переводах и переводчиках, предположите, что нового мы узнаем на уроке? (познакомимся с жанром баллады)

-Сегодня вы узнаете еще об одном лиро-эпическом жанре – балладе. Этот песенный жанр пришел в русскую литературу из Западной Европы. А вот были ли русские поэты  и писатели только переводчиками или создателями самостоятельных произведений? Ответ на этот вопрос мы узнаем в конце урока. А теперь поработаем с теоретическим материалом.

4 Изучение нового материала

4.1 Работа с теоретическим материалом

Теоретический  материал (с. 25-26, заполнение таблицы)

                                                 БАЛЛАДА

Определение

лиро - эпическое произведение о необычном случае, связанном с историческим событием или преданием (фантастического, легендарного или героического характера)

Тематика

Личная (несчастная любовь, защита чести и достоинства) и  семейно-бытовая (взаимоотношения супругов, детей и родителей), героическая (о реальных исторических событиях и лицах), социальная (власть и подчинение ей)

Герои

Герой всегда стоит перед выбором: нравственность или измена, любовь или ненависть, честность или коварство. Как правило, сделав выбор в пользу истинных ценностей, герой погибает, но одерживает при этом нравственную победу. Героями м.б. как простые люди, так и рыцари, разбойники. Часто они вступают в борьбу с фантастическими существами, поэтому мир баллады становится загадочным и таинственным, а местом действия м.б. замок, лес, кладбище.

Сюжет, композиция

Имеет динамичный сюжет. В ней можно четко выделить экспозицию, завязку, развитие действий, кульминацию, развязку. Общее настроение произведения, как правило, мрачное, печальное, тревожное.

Представители

Н. Карамзин,, В. Жуковский, М. Лермонтов, А. Пушкин. В итературе 20 в. наиболее изветсны баллады А. Блока, Б.Пастернака, в к.20в. – В. Высоцкого.

4.2.  Беседа

-Дайте  определение баллады как лиро-эпического жанра.

-Перечислите основные темы баллад.

-Охарактеризуйте героя баллад.

-В чем заключается особенность сюжета и композиции баллад?

-Назовите представителей русской литературы, которые писали  баллады.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5 Закрепление изученного

5.1 Комментированное чтение и обсуждение баллады В.А. Жуковского «Лесной царь» (с. 29, зад. 1, 2)

-Какое впечатление оставила баллада? (удивительное сочетание реального и фантастического)

5.2 Лингвистическая мастерская. Самостоятельная работа

1) Прочитайте баллады Гете и В,А. Жуковского «Лесной царь».

2) Найдите лексические, синтаксические, грамматические расхождения в переводах. Воспользуйтесь материалом статьи М.И. Цветаевой «Два Лесных царя».

3) На основе полученных наблюдений сделайте выводы.

4) Весь материал систематизируйте (схема, таблица)

5) Выполните творческие перевод.

 

Johann Wolfgang Goethe „Erlkönig“

В.А. Жуковский «Лесной царь»

Идейно-содержательный уровень

*Отсутствует указание на возраст отца. У Гете мальчик дрожит от страха. Лесной царь изображен в короне и с хвостом и т.д.

*Отец ребенка -  старик. Автор указывает на болезненное состояние мальчика. Лесной царь – старец (корона и борода) и т.д.

 

Лексический уровень

 

 

Морфологический уровень

 

 

Синтаксический уровень

 

 

Примечания

 

 

-Вы сопоставили оригинальный текст баллады Гете и дословный перевод, выполненный  Цветаевой, с балладой (творческим вариантом «Лесной царь» В.А. Жуковского) Обратитесь к  таблице  скажите, является ли баллада Жуковского самостоятельным произведением или же это один из переводов? (Творческий перевод Жуковского отличается  от оригинала, является самостоятельным произведением, если говорить о содержании)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ГРУПП

6 Подведение итогов урока

А сейчас еще раз обратимся  к высказываниям  о переводах и переводчиках. Изменилось ли ваше мнение? Как вы относитесь к творческим переводам?

7 Д.З.

Выраз. чтение баллады


 

Тема: Литературные баллады. В.А

Тема: Литературные баллады. В.А

Какое впечатление оставила баллада? (удивительное сочетание реального и фантастического) 5

Какое впечатление оставила баллада? (удивительное сочетание реального и фантастического) 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2021