Тема: Литературные баллады. М.Ю. Лермонтов. «Перчатка»
Цель: закрепить представления о балладе как о лиро-эпическом жанре, определение жанровых особенностей, формирование первоначального представления о художественном переводе.
Ход урока
1 Орг. момент
2 Проверка Д.З.
3 Актуализация знаний учащихся
3.1 Введение в тему Совместное целеполагание.
Заполнить таблицу
БАЛЛАДА |
||||
Определение |
Тематика |
Герои |
Сюжет, композиция |
Представители |
|
|
|
|
|
3.2 Работа с высказываниями
-Ребята, посмотрите на доску.
«Поэзия – то, что гибнет в переводе» (Роберт Фрост)
«Перевод – это автопортрет переводчика» (К. И. Чуковский)
«Переводчик поэта должен быть сам поэтом, а, кроме того, внимательным исследователем и проникновенным критиком, который, выбирая наиболее характерное для каждого автора, позволяет себе, в случае необходимости, жертвовать остальным. И он должен забыть свою личность, думая только о личности автора. В идеале переводы не должны быть подписными» (Н.С. Гумилев)
-Сегодня мы с вами продолжим разговор о балладах и их творческих переводах, а также постараемся понять: является ли художественный перевод самостоятельным произведением.
4 Изучение нового материала
4.1 Комментирование чтение. Обсуждение баллады «Перчатка»
-Какое впечатление произвела на вас баллада? Какие эмоции вызвало у вас произведение?
-Кто герой баллады? Какими вы их увидели?
-В какое время происходит действие?
-Легко ли пересказать сюжет? Докажите, что это лиро-эпическое произведение?
-Можем ли мы предположить. Что это будет за сражение? Как меняется настроение во 2 строфе?
-Что вы можете сказать о зверях? Как описывает их автор? Как ведут себя звери по отношению друг к другу?
-Почему гости ждут битвы?
-В следующем отрывке мы видим героиню баллады. Как вы думаете, какой у нее характер? Любит ли она рыцаря? Зачем посылает его за перчаткой?
-Как автор описывает действия рыцаря? Какие качества характера он проявляет? Почему бросает перчатку в конце?
-Почему баллада названа «Перчатка»? Что символизирует перчатка?
-Что является неожиданным для читателей в этой балладе?
4.2 Рассказ о рыцарстве и перчатке как символе
РЫ́ЦАРСТВО (от нем. Ritter – рыцарь), привилегированный слой светских феодалов в Зап. Европе в эпоху Средневековья. Традиционно Р. возводят к дружинам германцев, а иногда – к всадникам эпохи Рима Древнего. Формирование Р. обычно связывают также с изменениями в вооружении. Его удорожание привело к тому, что только обладатели крупных наделов могли приобрести полное снаряжение. Сложное вооружение требовало хорошей физич. подготовки и особых навыков обращения, для чего были необходимы постоянные занятия и тренировки. Во 2-й пол. 9 в. во Франции появились рыцарские турниры для поддержания боевых навыков рыцарей и демонстрации индивидуальной доблести и мастерства. До сер. 14 в. Церковь осуждала участников турниров, обвиняя их в стремлении удовлетворить гордыню, рискуя собственными и чужими жизнями. Погибших на турнирах нередко отказывались отпевать и погребать в освящённой земле как самоубийц. Система рыцарского воспитания включала в себя не только физич. упражнения, но и обучение хорошим манерам и грамоте. Важнейшим компонентом рыцарской культуры стал культ Прекрасной Дамы – поклонение рыцаря избранной им знатной женщине, нередко замужней и занимавшей более высокое социальное положение. Рыцарями считались все благородные сеньоры. Однако нетитулованные рыцари часто противопоставлялись аристократии, нередко сближаясь по статусу с её вооруж. слугами. Хотя статус рыцаря формально никогда не передавался по наследству, Р. было замкнутым сословием. Во многих регионах (Германия, Франция, Каталония) законы строго запрещали посвящать в рыцари простолюдинов. Церемония посвящения в рыцари восходит к обычаю германцев торжественно вручать оружие молодому воину, признаваемому с этого момента совершеннолетним. С временем церемония приобрела классич. форму. Каждый рыцарь мог посвятить любого благородного человека в рыцарское достоинство. Чаще всего обряды проводились по религ. праздникам или др. торжественным дням (коронации, празднования побед и пр.), с участием прелатов и приглашением знатных гостей. В эпоху классич. Средневековья обряд посвящения предполагал предварит. пост, покаяние в грехах для очищения души и принятие ванны для чистоты тела, молитвы и благословение оружия, нередко с возложением меча на алтарь. Ключевым эпизодом ритуала являлось опоясывание мечом, за которым следовали братский поцелуй посвящающего и пощёчина – как символ единственного удара, который новый рыцарь должен был оставить безответным. Покровителями Р. считались архангел Михаил, св. Георгий, св. Лаврентий. Рыцарский кодекс требовал от воинов быть защитниками Церкви, вдов и сирот, а также соблюдать определённые моральные нормы. По аналогии с ними при дворах зап.-европ. государей в 14–15 вв. возникли светские ордена и братства. Старейшие из них: венг. братство Св. Георгия (1325), англ. Подвязки орден (1348), франц. орден Звезды (1351), бургундский Золотого Руна орден (1430). В позднем Средневековье принадлежность к Р. стала отождествляться с включением в дворянство, рыцарское звание постепенно утратило свою роль. https://bigens.ru/world_history/text35232960 РЫЦАРСТВО)
ПЕРЧАТКА
За многовековую историю они освоили множество функций. Помимо основного предназначения быть частью одежды, перчатки стали элементом этикета, средством флирта, способом вызова на дуэль.
В эпоху Возрождения вельможных людей на парадных портретах изображали в перчатках. Этот обычай сохранился вплоть до XIX века. Гладиаторы защищали руки, наматывая на них длинные ремни из недубленой кожи.
Самые старые перчатки найдены в 1922 году в гробнице египетского фараона Тутанхамона.
У древних ассирийцев и египтян перчатки были символом знатности, и им придавали большое значение. Совсем иное отношение к перчаткам было во времена античности: греки и римляне использовали их на пирах, чтобы не обжечься, так как ели руками. Гладиаторы и спортсмены во время кулачных боев защищали руки, наматывая на них длинные ремни из недубленой кожи, пальцы при этом оставляли свободными. В VIII веке перчатки становятся важным элементом рыцарского костюма. Во время турниров и войн рыцарь был весь закован в металлические доспехи, железные перчатки превращали его руки в подобие секиры. Постепенно перчатки-"секиры" уступили место перчаткам из металлических пластин или колец с кожаной ладонью. А затем их стали делать целиком из кожи и использовать при различных церемониях. В Средние века именем королевской перчатки разрешалось торговать, чеканить монеты, собирать налоги, вершить правосудие. Перчатку получали рыцари при посвящении, епископы - при введении в сан, горожане - в знак дарованных им привилегий. Но пожатие руки в перчатке считалось оскорблением. Брошенная кому-либо в лицо перчатка означала презрение, вызов на дуэль, а подаренная дамой - говорила об особом расположении хозяйки к кавалеру.
Женщины носят перчатки с XI века. Их долго изготовляли из белого льна и украшали вышивкой.
В XII веке, когда спрос на перчатки увеличился, возникли цеха перчаточников, сначала в Италии, затем во Франции.
В эпоху Возрождения перчатки не только символ власти, роскоши, но и орудие убийства. В Италии в XVI веке появились "непромокаемые перчатки", пропитанные ядом. С помощью таких "даров" французская королева Екатерина Медичи избавлялась от неугодных ей людей.
К этому времени перчатки украшались не только вышивкой, но и драгоценностями, мехом. Самыми дорогими были женские кружевные венецианские перчатки тончайшей работы.
К началу XVIII века в мужской моде признаками утонченности и богатства считаются кружева и пуговицы. Из-за пышных и длинных манжет перчатки практически не видны и поэтому постепенно утрачивают актуальность. Их носят, но никакого значения им не придают. Зато мода на дамские перчатки процветает. Женщины меняют этот предмет гардероба по три-четыре раза в день.
В 1807 году англичанин Джеймс Винтер изобретает машину для изготовления кожаных перчаток. Одновременно появляются резиновые модели.
Мужчина надевает перчатки, отправляясь на прогулку, с визитом, в театр - для каждого случая они разного цвета и качества.
Перчаткам уделялось столько внимания, что Бальзак посвятил им небольшое эссе "Изучение нравов общества по перчаткам".
В XIX веке правила хорошего тона рекомендовали женщинам, приходившим в гости, снимать перчатки только за столом, а в митенках можно было оставаться в течение всего вечера. Если хозяйка дома принимает гостей в вечернем платье, она должна быть в кружевных митенках. Браслеты полагалось носить поверх перчаток, а кольца - при митенках. Летом обычно надевали кружевные, тюлевые или филейной работы перчатки и митенки. Мужчинам к фраку полагалось носить белые или светло-желтые перчатки. Они должны быть идеально чистыми, плотно обтягивать руку и не лосниться.
В начале ХХ века стали изготовлять перчатки специального назначения: автомобильные, хирургические, массажные и др. После Первой мировой войны длинные женские перчатки вышли из употребления, на коротких делали манжеты и украшали их (вспомнив моду прошлых веков) вышивкой, инкрустацией, лебяжьим пухом, плиссировкой.
Во все времена ремесленники, бедные горожане, крестьяне имели простые, примитивные перчатки: первоначально в виде мешочков, затем с тремя пальцами. С XVI века появились вязаные.
Как и в других странах, перчатки на Руси были признаком богатства и знатности. Офицеры стрелецких полков также носили перчатки с раструбами. С введением Петром I европейской моды перчатки становятся непременной частью как мужского, так и женского туалета. Первоначально их привозили из-за границы. Со временем появились и свои мастера перчаточного дела.
Женщины на Руси долгое время перчаток не имели. Даже в описях казны цариц этот предмет гардероба редко упоминается. Знатные да богатые прятали руки зимой в теплые рукава шуб, в муфты, а те, что победнее, носили рукавицы, как и мужчины. У мужчин же в некоторых местностях перчатки были непременной принадлежностью костюма свата.
В наше время перчаток самого разного вида и назначения стало еще больше, чем прежде. Есть перчатки боксерские, бейсбольные, для мотоциклистов, велосипедистов, бильярдистов... и даже компьютерные (заменяющие клавиатуру и мышь). А недавно французы изобрели перчатку, позволяющую на ощупь определять спелость фруктов и тем самым выбирать наилучший момент для сбора урожая. Вмонтированные в "умную перчатку" датчики при соприкосновении, например, с яблоком выдают разную информацию: размер плода, содержание в нем сахара и других химических соединений, сопротивляемость ударам и прочее. Интересно, что еще преподнесет нам научно-технический прогресс?
Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/2248/ (Наука и жизнь, ПЕРЧАТКИ)
4.3 Лингвистическая мастерская
ЗАДАНИЕ:
1. Прочитать балладу «Перчатка»
2. Найти содержательные, лексические, синтаксические, грамматические расхождения в переводах.
3. На основе полученных наблюдений сделайте вывод.
4. Весь материал систематизируйте в схему или таблицу
1 ВАРИАНТ
|
Schiller „Der Handschuh“ |
М.Ю. Лермонтов «Перчатка» |
Идейно-содержательный уровень |
Традиционно средневековый сюжет. Средневековое развлечение при королевском дворе с участием диких зверей и отважного рыцаря, совершающего подвиг во имя дамы. В финале рыцарь отказывается от вознаграждения от дамы, ведет себя грубо по отношению к ней. *Рыцарь Делорж. Шиллер много внимания уделяет описанию зверей… |
Лермонтов сохраняет основу сюжета. *Имя рыцаря не названо. Финал сохранен, но поэт делает его более драматичным. В балладе представлены лев, тигр, автор не дает подробного описания действий животных….
|
Лексический уровень |
|
|
Морфологический уровень |
|
|
Синтаксический уровень |
|
|
Примечания |
|
|
2 ВАРИАНТ (для высокомотивированных)
Название |
Совпадения в переводе |
Расхождения в переводе |
Примечания |
Schiller „Der Handschuh“ |
|
|
|
М.Ю. Лермонтов «Перчатка» |
|
|
|
В.А. Жуковский «Перчатка» |
|
|
|
4.4 Представление результатов
-Что показало сравнение баллад Шиллера и Лермонтова? (Ш. придерживался исторической хроники, называются имена героев, но главным остается протест рыцаря. В балладе Л. мы видим эмоции, развитие действия происходит более стремительно, некоторые подробности поэт опускает. Для Л. важными являются отношения между рыцарем и героиней. Ш. подробно описывает животных, а Л. лишь упоминает о льве и тигре. В оригинале нет яркой характеристики героев, русский поэт показывает отношения эмоциональными и романтичными.)
-Является ли баллада Лермонтова самостоятельным художественным произведением? (творческий перевод отличается от оригинала, является самостоятельным произведением, т.к. поэт добавил драматизм и личностное отношение к героям и ситуации)
5 Подведение итогов урока
-Обратимся еще раз к высказываниям о переводах и переводчиках. Изменилось ли ваше мнение? Как вы относитесь к творческим переводам? Какое высказывание вам понравилось больше?
6 Д.З.
Подготовить вопросы для тематической викторины о балладах.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.