«Духовная сфера жизни общества»
(повторительно - обобщающий урок в 8 классе)
Цель урока: 1) повторить и закрепить знания, полученные по данной теме;
2)продолжить отработку навыков выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи урока:
1)сформировать целостное представление о духовной жизни общества;
2)повторить основные понятия по теме;
3)продолжить формирование навыков решения тестовых заданий по обществознанию, выполнения разных типов задания части В и С ОГЭ-9 и ЕГЭ-11;
4)развивать пунктуальность, аккуратность при выполнении тестовых заданий, смекалку;
5)развивать умение правильно и точно читать и понимать задания;
6)развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать;
7)воспитывать умение работать в команде, слушать и слышать других людей;
8)развивать интеллект, эмоции;
9)воспитывать гуманизм, гражданственность, патриотизм.
Использованная литература:
1)Учебник «Обществознание» для 8 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова -М.: Просвещение, 2010г.
2)Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» для 8 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова -М.: Просвещение, 2010г.
3)О.А. Котова, Т.Е. Лискова «Обществознание». Рабочая тетрадь. 8 класс — М.: Просвещение, 2010г.
4)Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 8 класс/ Составитель А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011.
Оборудование урока:
1)учебник;
2)рабочая тетрадь;
3)доска;
4)мел;
5)раздаточный материал по подтемам данной темы («Мораль», «Долг и совесть», «Моральный выбор — это ответственность», «Образование», «Наука в современном обществе», «Религия как одна из форм культуры»);
6)тесты по теме «Сфера духовной культуры»
План урока:
1)Структура духовной сферы общества (обозначение основного круга вопросов урока)
2)Краткое повторение каждой составной части духовной сферы общества (письменное по тестам и устное по рабочей тетради).
3)Комментированное выполнение заданий части А и Б в рабочей тетради.
4)Выполнение итогового теста по теме «Сфера духовной культуры».
5)Работа с заданиями повышенного уровня сложности по теме «Сфера духовной жизни»
6)Написание размышления (эссе) по предложенному высказыванию.
7)Подведение итогов.
Ход урока:
1.На доске дата, тема, написанная посредине доски и вокруг 8 пустых прямоугольников. Учащимся предлагается по определениям понять, о каких составных частях идёт речь, и записать их в пустые прямоугольники^
Философия Право Религия
Язык Духовная сфера Наука
Искусство Образования Мораль
Философия — это общая теория о мире и о человеке в этом мире.
Право — это общеобязательные нормы поведения, санкционированные и охраняемые государством.
Язык — это совокупность звуковых и письменных знаков для передачи мыслей и чувств.
Религия — это представления, основанные на вере в Бога и соответствующее этим представлениям поведение.
Мораль — это совокупность социальных норм, регулирующих поведение человека с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Наука — это система объективных знаний об окружающем мире.
Искусство — это одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение действительности.
Образование — это процесс получения знаний.
Учитель: «А как одним словосочетанием можно назвать то, что вписано в прямоугольники?» Ответ: «Духовная культура»
Учитель: «Дайте определение понятию культура». Ответ: «культура (первоначально, возделывание почвы) — это все результаты преобразовательной деятельности человека»
2.После выяснения общих вопросов и понятий мы с вами непосредственно переходим к работе по каждой подтеме. Наша задача не только повторить теоретический материал, но и научиться грамотно работать с тестами по данной теме. Итак, 14 человек, а это половина класса, сейчас в течение 2 — 4 минут выполнят предложенные задания. С остальными мы обращаемся к нашим рабочим тетрадям и устно выполняем задание №1 (пп. 1-6) на стр. 33. Учащиеся, выполнившие тесты, откладывают их в сторону и включаются в общую работу.
3.После того, как устная работа по №1 завершена, учитель собирает выполненные тесты. Все ученики берут в руки карандаши и начинается работа по рабочей тетради по остальным заданиям №№2 — 4 (эти задания относятся к части А и В) Один ученик читает текст задания и комментирует его решение.
4.После того, как все задания в рабочей тетради разобраны, учитель раздаёт каждому ученику его вариант итогового теста, объясняя, как его надо выполнять (приблизительное время выполнения 5-7 минут)
5.Итак, до сих пор мы с вами работали с заданиями части А и В. С аналогичными заданиями мы с вами уже встречались и на истории. Но экзаменационная работа в форме ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе состоит из трёх частей: А, В и С. И вот теперь мы с вами переходим к выполнению заданий повышенного уровня сложности части С. Выполняя эти задания, вы должны максимально полно и максимально точно ответить на предложенный вопрос в письменной форме. Здесь будут учитываться и ваша обществоведческая грамотность, и грамотность с точки зрения русского языка, и умение грамотно излагать свои мысли. Именно от этого будет зависеть, какое количество баллов вы получите за выполнение данной части. Напоминаю: часть С наиболее «дорогая» в балльном выражении:
ñ Назовите основные ступени образования в России;
ñ Что такое совесть? Запишите два предложения со словом «совесть».
ñ Назовите мировые религии. В каких странах они исповедуются? И др.
6.Самым «дорогим», но и самым сложным заданием части С является написание эссе, то есть, сочинения — рассуждения на предложенную тему. В 8 классе мы с вами только пытаемся письменно излагать свои мысли по одному из высказываний, пытаемся объяснять смысл высказываний. Сегодня я предлагаю вам изложить своё понимание следующих цитат (если по времени не успеваем, это задание идёт на дом):
1 вариант |
2 вариант |
«Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему Отечеству» А.С. Грибоедов (1795-1829), русский писатель |
«Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» О. де Бальзак (1799 — 1850), французский писатель |
7.Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами повторили одну из четырёх сфер жизни общества — духовную сферу, вспомнили и повторили ключевые понятия данной темы, закрепили навыки работы с контрольно-измерительными материалами.
8. Домашнее задание: закончить эссе по предложенным темам.
9. Оценки за урок: устные ответы..... За тесты на следующем уроке.
Самоанализ урока «Духовная сфера жизни общества».
Характеристика класса: 8а (математический), сборный, с частью детей работаю 3 — й год, часть — узнала только в этом году. Класс сильный, работоспособный. В классе 29 человек.
Тип урока: повторительно — обобщающий.
Цель урока:
1) повторить и закрепить знания, полученные по данной теме;
2)продолжить отработку навыков выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи урока:
- образовательные:
1)сформировать целостное представление о духовной жизни общества;
2)повторить основные понятия по теме;
3)продолжить формирование навыков решения тестовых заданий по обществознанию, выполнения разных типов задания части В и С ОГЭ-9 и ЕГЭ-11;
- развивающие:
4)развивать пунктуальность, аккуратность при выполнении тестовых заданий, смекалку;
5)развивать умение правильно и точно читать и понимать задания;
6)развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать;
7)развивать интеллект, эмоции;
- воспитательные:
8)воспитывать умение работать в команде, слушать и слышать других людей;
9)воспитывать гуманизм, гражданственность, патриотизм.
Мотивация:
заинтересованность в данном уроке создаётся за счёт того, что учащимся обществознание придётся сдавать на ЕГЭ для поступления в вузы, поэтому и теоретический материал необходим, да и навыки работы с КИМами тоже.
Содержание.
Это завершающий 7-ой урок по теме, материал урока включает содержание §§4 — 10 учебника «Обществознание. 8 класс» под редакцией Л.Н. Боголюбова. Основной акцент был сделан на повторении пройденного материала. Задания были составлены с учётом возрастных особенностей учащихся и уровня подготовки данного класса. При подготовке к уроку использовалась следующая литература:
1)Учебник «Обществознание» для 8 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова -М.: Просвещение, 2010г.
2)Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» для 8 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова -М.: Просвещение, 2010г.
3)О.А. Котова, Т.Е. Лискова «Обществознание». Рабочая тетрадь. 8 класс — М.: Просвещение, 2010г.
4)Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 8 класс/ Составитель А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011.
Методы.
Использованные на уроке методы были многоплановые и разнообразные:
1.По источникам знаний: словесные (устные ответы), наглядные (тесты, рабочая тетрадь), практические (выполнение тестовых заданий);
2.По степени взаимодействия учителя и ученика: беседа, самостоятельная работа, диалог;
3.По характеру познавательной деятельности: репродуктивный (воспроизведение изученного по памяти), проблемный (при устных заданиях в рабочей тетради, при выполнении заданий части С); частично-поисковый (при выполнении тестов);
4.По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, обобщающий.
Формы.
На уроке присутствовали все три формы работы: общеклассная (при устном опросе); групповая (при выполнении частью класса тестов по темам, другая часть класса работала устно по рабочей тетради); индивидуальная (при работе с рабочей тетрадью, когда один ученик разбирал и комментировал одно из заданий)
Средства:
1) учебник;
2) рабочая тетрадь;
3) доска;
4) мел;
5) раздаточный материал по подтемам данной темы («Мораль», «Долг и совесть», «Моральный выбор — это ответственность», «Образование», «Наука в современном обществе», «Религия как одна из форм культуры»);
6) тесты по теме «Сфера духовной культуры»
Дифференцированный подход (слабые подтягиваются к уровню средних; средние — к уровню сильных; сильные получают задания по силам)
Класс достаточно сильный, но неоднородный: есть дети, у которых ярко выраженный математический склад ума и гуманитарные предметы им даются нелегко. Это учитывалось при распределении класса на устную и письменную работу, при выполнении заданий в рабочей тетради, при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
Домашнее задание.
Задано опережающее д/задание.
Оценки выставлены и прокомментированы.
Условия проведения урока. Кабинет №205, в котором проходил урок, просторный, светлый, чистый, уютный, оформлен соответствующими наглядными пособиями. Температурный режим в норме. Для учащихся это привычная рабочая обстановка, так как уроки всегда проходят в этом кабинете.
Результат: цели урока достигнуты.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.