Именительный и винительный падежи имен существительных
Цель урока: формирование умения распознавать именительный и винительный падежи неодушевлённых имён существительных в единственном числе.
Задачи урока:
1. Образовательные: создать условия для знакомства учащихся с алгоритмом распознавания именительного и винительного падежей имен существительных.
2. Развивающие: создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
3. Воспитательные: создать условия для развития умений работать в группе, умении вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.
Формируемые УУД:
Предметные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
Коммуникативные— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные— постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные— нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: компьютер, тесты, карточки.
Ход урока
1. Орг. момент, создание эмоционального настроя.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
-Откройте тетради и запишите число и классная работа.
(Слайд 1)
2. Постановка учебной задачи.
— Вчера в автобусе я слышала разговор двух мальчиков. Они возвращались из школы и обсуждали домашнее задание. Спор вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имен существительных. А загадка такая: “В золотой клубочек спрятался дубочек”.
(Слайд 2)
Один из мальчиков рассуждал так:
“Клубочек – кто? что? Именительный падеж”. А другой мальчик говорил: “кого?
что? Это винительный падеж” Интересно, кто же из них прав?
А как вы считаете кто прав? (высказывают свое мнение)
- Ну вот и у вас разногласие.
3. Решение проблемной ситуации..
Дети, давайте еще раз обратимся к загадке, которая вызвала спор мальчиков.
- А почему возник спор? Чего не знают мальчики? Чего мы не умеем? О чем нам надо сегодня поговорить? ( Сообщение темы урока)
(Слайд 3)
Именительный и винительный падежи имен существительных (проверьте по учебнику, запишите в тетрадь)
Какая цель нашего урока? (ответы детей),
(Вика – ребенок с диагнозом ЗПР. цель выбирает из предложенных ей вариантов на листочке):
(1. Буду учиться выразительно читать стихотворение .
2.Буду учиться складывать многозначные числа.
3.Буду учиться определять падежи имен существительных. )
- Так вот и мы сегодня тоже будем учиться различать И. и В.п
- А для чего мы это будем делать? ( Чтобы правильно употреблять сущ в тексте; говорить грамотно, правильно)
- Прежде чем записать нашу загадку в тетрадях, назовем орфограммы, которые встретились в ней. Вспомним правила. (Правописание предлогов, безударных гласных в корне слов, правописание суффиксов –ек.) Запишите загадку самостоятельно.
(Работаю с Викой)
4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
1. Наблюдение над признаками именительного и винительного падежей.
Ребята, я вам предлагаю стать исследователями и провести исследовательскую работу и по результатам и заполнить таблицу «Линии сравнения падежей». Работать вы будете в парах и ваши ответы мы будем заносить в таблицу на доске и у вас на партах.
Линии сравнения |
И.п. |
В.п. |
1)Вопросы |
|
|
2)Вспомогательное слово |
|
|
3)Предлоги |
|
|
4)Члены предложения |
|
|
(Задания на карточках)
План исследования.
1) — Перед вами предложение: “Зима принесла стужу и мороз”.
Определите падежи имен существительных
( Слайд 4)
-На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже?
-На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?
(Заносим ответы в таблицу)
2) Перед вами вспомогательные слова:
Доволен, вижу, рад, нет, есть, говорю о…
(слайд 5)
- Какие вспомогательные слова употребляются в именительном падеже?
- Какие вспомогательные слова употребляются в винительном падеже?
(Заносим слова в таблицу)
3) Определите падеж существительных.
Мама мыла раму.
На дерево села ворона.
Витя написал про собаку.
(Слайд 6)
-Имеют ли предлоги имена существительные в именительном падеже?
-А имена существительные в винительном падеже?
4) Работа с учебником страница 106 упражнение 187.
- Спишите 1 предложение. Что обозначает цифра 4,выполните задание. Определите падежи.
(Слайд 7)
(Работаю с Викой)
-Каким членом предложения являются имена существительные в именительном падеже?
-Каким членом предложения являются имена существительные в винительном падеже?
(ответы заносим в таблицу)
Сравним нашу таблицу с таблицей данной в учебнике на странице 105. А теперь обратите внимание на слайд.
(Слайд 8)
- Что мы можем сказать? Оцените свою работу с таблицей по известным вам критериям.
А теперь, ребята, вы поработаете в группах и составите алгоритм действий при определении падежа имен прилагательных.
(Работа на карточках – заготовках).
(Для Вики и Сергея Колоскова карточка с цифрами и напечатанные шаги алгоритма)
1. Задаем вопрос.
2 Подбираем вспомогательное слово
3. Смотрим есть ли предлоги.
4. Определяем каким членом предложения является
.
(Вика читает алгоритм, все проверяют),
(Слайд 9)
- А теперь давайте вернемся к той загадке, которую разгадывали ребята.
— Можем ли мы определить падеж только по вопросу? (Нет, они похожи)
— Есть ли в этом предложении предлоги?
— К какому слову они относятся?
— Давайте найдем и подчеркнем основу предложения.
— В каком падеже стоит существительное:
— Что помогло нам определить падеж (синтаксическая роль слов, вопросы, предлоги).
— Какой вывод можно сделать?
— А какая же отгадка у этой загадки? (Жёлудь)
5. Физ. пауза.
— А
сейчас, ребята, мы с вами немного поиграем. Давайте выйдем из-за парт и
выполним физические упражнения. Если услышите имя существительное,
стоящее в именительном падеже, вам надо присесть, если же имя существительное
будет стоять в винительном падеже, то вам необходимо встать на носки и
потянуться. Итак, приступаем: выбежал на поляну ,мяч укатился, вижу
собаку, светит солнце, приехал на дачу, легкая задача, удивительная красота, лежал
на краю, школьная библиотека, интересно рассказывал.
— Все ли слова мы использовали для выполнения упражнений? Почему? Ответ обоснуйте.
— Каким алгоритмом пользовались при определении падежей?
4. Первичное усвоение знаний.
Ребята, обратимся еще раз к вашим карточкам
—Посмотрите на предложение в 1 пункте плана нашего исследования:
“Зима принесла стужу и мороз”. Выделите грамматическую основу предложения.
(Слайд 10)
— Если несколько существительных стоят в одном и том же падеже и относятся к одному и тому же слову, то как называется это явление?
5. Закрепление полученных знаний. Работа с учебником. Творческое задание
(Страница 107, упражнение 190)
(Слайд 11)
9. Рефлексия.
Ребята, мы сегодня с вами говорили о золотом клубочке в который спрятался дубочек, А я вам приготовила клубочек, который мы спели из наших знаний, а сейчас каждый возьмет его в руки и оценит свою работу на уроке.
(Слайд 12)
1. На уроке я работал |
активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался |
коротким / длинным |
4. За урок я |
не устал / устал |
5. Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был |
понятен / не понятен |
8. Домашнее задание; карточки.
Задание: определи падеж выделенных имён существительных.
1 вариант
1.
Мы чтим память о тех, кто погиб в боях за
Родину.
2.
В сердцах людей живёт память о погибших за
Родину.
3. Ребята играли в мяч.
4. В нашей стране ценится любой труд.
5. Люди нашей страны уважают труд.
6. Мой дедушка получил медаль.
7. Эта медаль бережно хранится в нашей семье.
8. Серебряные паутинки щекочут лицо.
9. Нежно ластится к ногам опавший лист.
2 вариант
1. Лагерь находится на берегу озера.
2. Вскоре мы увидели наш лагерь.
3. В лагерь ведёт узкая тропинка.
4. Труд украшает человека.
5. Ветер погнал мяч по дорожке.
6. Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.
7. Осенний лес нагоняет лёгкую грусть.
8. Меня манит вдаль желтеющего леса.
9. Ветер гонит опавшие листья по аллеям парка.
Самоанализ урока русского языка в 4 классе.
Тема: «Именительный и винительный падежи имён существительных».
Тип, структура: Объяснение нового материала, повторение знаний о фонетике, словарных слов.
При подготовке к уроку были учтены программные требования:
· По развитию устной и письменной речи
· Физминутки, смена деятельности
· Особенности учебной деятельности:
- активность, осознанность, системность
- психологические особенности младших школьников.
Исходя из этого, были поставлены цели урока:
1.Формирование умения различать именительный и винительный падежи;
2. Овладение навыками анализа, сравнения, обобщения и систематизации;
3. Продолжать формировать понятийно-логическое мышление, развивать речь учащихся;
4. Продолжать формировать культуру труда учащихся на уроках русского языка;
5. Работать над каллиграфией, воспитывать аккуратность.
Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:
1) В начале урока была проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые понадобятся им для изучения новой темы.
2) Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог – мотив для изучения учебного материала.
3) Была определена тема и поставлена цель. Колпаковой Виктории (ЗПР) была предложено выбрать нужную цель к уроку из трех предложенных вариантов на карточке.
4) В ходе урока в групповой работе, ребята составили пошаговый алгоритм определения падежа у имен существительных. Колпакова Вика составляла алгоритм по шаблону готовых действий, определяя их правильную последовательность.
5) Организована работа по закреплению нового материала.
Основные формы работы: коллективная, в парах, индивидуальная, групповая.
При построении урока пользовалась принципами: научности, проблемности, активности, доступности, системности и последовательности.
Для достижения поставленных целей мною были выбраны методы и средства:
- создание проблемной ситуации;
- взаимоконтроль и самоконтроль;
- индивидуальная работа.
На уроке проводилась работа:
1. По расширению словарного запаса
2. По овладению умениями и навыками устной и письменной речи, по орфографии.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив при этом продуктивную мотивацию учения.
План исследования.
4) — Перед вами предложение: “Зима принесла стужу и мороз”.
Определите падежи имен существительных
5) Перед вами вспомогательные слова: Выбери нужные
Доволен, вижу, рад, нет, есть, говорю о…
6) Определите падеж существительных.
Мама мыла раму.
На дерево села ворона.
Витя написал про собаку.
4) Работа с учебником страница 106 упражнение 187.
Спишите 1 предложение. Что обозначает цифра 4,выполните задание..
Карточка
1.
2.
3.
4.
Задаем вопрос.
Подбираем вспомогательное слово
Смотрим есть ли предлоги.
Определяем каким членом предложения является
Цели:
1. Буду учиться выразительно читать стихотворение .
2.Буду учиться складывать многозначные числа.
3.Буду учиться определять падежи имен существительных.
Задание: определи падеж выделенных имён существительных 1 вариант
10. Мы
чтим память о тех, кто погиб в боях за
Родину.
11. В
сердцах людей живёт память о погибших за
Родину.
12. Ребята играли в мяч.
13. В нашей стране ценится любой труд.
14. Люди нашей страны уважают труд.
15. Мой дедушка получил медаль.
16. Эта медаль бережно хранится в нашей семье.
17. Серебряные паутинки щекочут лицо.
18. Нежно ластится к ногам опавший лист.
Задание: определи падеж выделенных имён существительных
2 вариант
10. Лагерь находится на берегу озера.
11. Вскоре мы увидели наш лагерь.
12. В лагерь ведёт узкая тропинка.
13. Труд украшает человека.
14. Ветер погнал мяч по дорожке.
15. Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.
16. Осенний лес нагоняет лёгкую грусть.
17. Меня манит вдаль желтеющего леса.
18. Ветер гонит опавшие листья по аллеям парка.
1. На уроке я работал |
активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался |
коротким / длинным |
4. За урок я |
не устал / устал |
5. Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был |
понятен / не понятен |
1. На уроке я работал |
активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался |
коротким / длинным |
4. За урок я |
не устал / устал |
5. Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был |
понятен / не понятен |
1. На уроке я работал |
активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался |
коротким / длинным |
4. За урок я |
не устал / устал |
5. Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был |
понятен / не понятен |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.