Конспект открытого урока по теме " Именительный и винительный падежи имен существительных"
Оценка 4.6

Конспект открытого урока по теме " Именительный и винительный падежи имен существительных"

Оценка 4.6
Раздаточные материалы +1
docx
русский язык
4 кл
09.03.2020
Конспект открытого урока по теме " Именительный и винительный падежи имен существительных"
Конспект урока
Именительный и винительный падежи имен существительных.docx

Именительный и винительный падежи имен существительных

 

Цель урока: формирование умения распознавать именительный и винительный падежи неодушевлённых имён существительных в единственном числе.

Задачи урока:

1. Образовательные: создать условия для  знакомства  учащихся с алгоритмом распознавания  именительного и винительного падежей имен существительных.

2. Развивающие: создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.

3. Воспитательные: создать условия для развития   умений работать в группе, умении вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.

Формируемые УУД:

Предметные — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

Коммуникативные— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные—     постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные— нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 

 

Оборудование: компьютер, тесты, карточки.

Ход урока

1. Орг. момент, создание эмоционального настроя.

Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

 

-Откройте тетради и запишите число и классная работа.

(Слайд 1)                                                 

2. Постановка учебной задачи.

— Вчера в автобусе я слышала разговор двух  мальчиков. Они возвращались из школы и обсуждали  домашнее задание. Спор вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имен существительных. А загадка такая: “В золотой клубочек спрятался  дубочек”.

 (Слайд 2)                                                  

Один из мальчиков рассуждал так:
“Клубочек – кто? что? Именительный падеж”.  А другой мальчик говорил: “кого? что? Это  винительный падеж” Интересно, кто же из них прав?
А как вы считаете кто прав?  (высказывают свое мнение)

- Ну вот и у вас разногласие.

3.  Решение проблемной ситуации..

Дети, давайте  еще раз обратимся к загадке, которая вызвала спор мальчиков.

- А почему возник спор? Чего не знают мальчики?  Чего мы  не умеем? О чем нам надо сегодня поговорить? ( Сообщение темы урока)

(Слайд 3)

Именительный и винительный падежи имен существительных (проверьте по учебнику, запишите в тетрадь)

Какая цель нашего урока?  (ответы детей),   

(Вика –  ребенок с диагнозом ЗПР. цель выбирает из предложенных ей вариантов на листочке):

 (1. Буду учиться выразительно читать стихотворение .

 2.Буду учиться складывать многозначные числа.

3.Буду учиться  определять  падежи имен существительных. )

- Так вот и мы сегодня тоже будем учиться различать И. и В.п

- А для чего мы это будем делать? ( Чтобы правильно употреблять сущ в тексте; говорить грамотно, правильно)

- Прежде чем записать нашу загадку в тетрадях, назовем орфограммы, которые встретились в ней. Вспомним правила. (Правописание предлогов, безударных гласных в корне слов, правописание суффиксов –ек.)                                       Запишите  загадку самостоятельно.

(Работаю с Викой)

4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1. Наблюдение над признаками именительного и винительного падежей.

Ребята, я вам предлагаю стать исследователями и провести исследовательскую работу и по результатам   и заполнить таблицу «Линии сравнения падежей». Работать  вы будете в парах и  ваши ответы мы будем заносить в таблицу на доске и у вас на партах.

Линии сравнения

И.п.

В.п.

1)Вопросы

 

 

2)Вспомогательное слово

 

 

3)Предлоги

 

 

4)Члены предложения

 

 

 

(Задания на карточках)

                                План исследования.

1)    — Перед вами предложение: “Зима принесла стужу и мороз”.            

Определите падежи имен существительных

( Слайд 4)

-На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже?

-На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

(Заносим ответы в таблицу)

2)    Перед вами вспомогательные слова:

Доволен, вижу, рад, нет, есть, говорю о…

 (слайд 5)

- Какие вспомогательные слова употребляются в именительном падеже?

- Какие вспомогательные слова употребляются в винительном падеже?

(Заносим слова  в таблицу)

3)    Определите падеж существительных.

Мама мыла раму.

На дерево села ворона.

Витя написал про собаку.

(Слайд 6)

-Имеют ли предлоги  имена существительные в именительном падеже?

-А  имена существительные в винительном падеже?

 4) Работа с учебником страница 106 упражнение 187.

- Спишите 1 предложение. Что обозначает цифра 4,выполните задание. Определите падежи.   

(Слайд 7)                                

(Работаю с Викой)

-Каким членом предложения являются имена существительные в именительном падеже?

-Каким членом предложения являются имена существительные в винительном падеже?

(ответы заносим в таблицу)

Сравним нашу таблицу с таблицей данной в учебнике на странице 105. А теперь обратите внимание на слайд.

(Слайд 8)

- Что мы можем сказать? Оцените свою работу с таблицей по известным вам критериям.

А теперь, ребята, вы поработаете в группах и составите алгоритм  действий при определении падежа имен прилагательных.

(Работа на карточках – заготовках).

(Для Вики  и Сергея Колоскова карточка с цифрами и напечатанные шаги алгоритма)

     

1.                               Задаем вопрос.

2                               Подбираем  вспомогательное слово

3.                              Смотрим есть ли предлоги.

4.                                Определяем каким членом предложения является

.

(Вика читает алгоритм, все проверяют),

(Слайд 9)

- А теперь давайте вернемся к той загадке, которую разгадывали ребята.

— Можем ли мы определить падеж только по вопросу? (Нет, они похожи)

— Есть ли в этом предложении предлоги?

— К какому слову они относятся?

— Давайте найдем и подчеркнем основу предложения.

— В каком падеже стоит существительное:

  • дубочек? (в именительном падеже);
  • в клубочек? (в винительном падеже).

— Что помогло нам определить падеж (синтаксическая роль слов, вопросы, предлоги).

— Какой вывод можно сделать?

— А какая же отгадка у этой загадки? (Жёлудь)

5. Физ. пауза.

— А сейчас, ребята, мы с вами немного поиграем. Давайте выйдем из-за парт и выполним физические  упражнения. Если услышите имя существительное,
стоящее в именительном падеже, вам надо присесть, если же имя существительное будет стоять в винительном падеже, то вам необходимо встать на носки и потянуться. Итак, приступаем: выбежал  на поляну ,мяч укатился, вижу собаку, светит солнце, приехал  на дачу, легкая задача, удивительная красота, лежал на краю, школьная библиотека, интересно рассказывал.

— Все ли слова мы использовали для выполнения  упражнений? Почему? Ответ обоснуйте.

— Каким алгоритмом  пользовались при определении падежей?

4. Первичное усвоение знаний.

Ребята, обратимся еще раз к вашим карточкам

—Посмотрите на предложение в 1 пункте плана нашего исследования:

 Зима принесла стужу и мороз”. Выделите грамматическую основу предложения.

 (Слайд 10)

— Если несколько существительных  стоят в одном и том же падеже и относятся к одному и тому же слову, то как называется это явление?

5. Закрепление полученных знаний. Работа с учебником. Творческое задание

(Страница 107, упражнение 190)

(Слайд 11)

9. Рефлексия.

Ребята, мы сегодня с вами говорили о золотом клубочке в который спрятался дубочек, А  я вам приготовила клубочек, который мы спели из наших знаний, а сейчас каждый возьмет его в руки и оценит свою работу на уроке.

(Слайд 12)

 

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен
интересен / скучен

                                                                                                           

8. Домашнее задание; карточки.

Задание: определи падеж выделенных имён существительных.

1 вариант

1.     Мы чтим память о тех, кто погиб в боях за
Родину.

2.     В сердцах людей живёт память о погибших за
Родину.

3.     Ребята играли в мяч.

4.     В нашей стране ценится любой труд.

5.     Люди нашей страны уважают труд.

6.     Мой дедушка получил медаль.

7.     Эта медаль бережно хранится в нашей семье.

8.     Серебряные паутинки щекочут лицо.

9.     Нежно ластится к ногам опавший лист.

2 вариант

1.     Лагерь находится на берегу озера.

2.     Вскоре мы увидели наш лагерь.

3.     В лагерь ведёт узкая тропинка.

4.     Труд украшает человека.

5.     Ветер погнал мяч по дорожке.

6.     Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.

7.     Осенний лес нагоняет лёгкую грусть.

8.     Меня манит вдаль желтеющего леса.

9.     Ветер гонит опавшие листья по аллеям парка.

 

 Самоанализ урока русского языка в 4 классе.

      Тема: «Именительный и винительный падежи имён существительных».

      Тип, структура: Объяснение нового материала, повторение знаний о фонетике, словарных слов.

      При подготовке к уроку были учтены программные требования:

·        По развитию устной и письменной речи

·        Физминутки, смена деятельности

·        Особенности учебной деятельности:

- активность, осознанность, системность

- психологические особенности младших школьников.

     Исходя из этого, были поставлены цели урока:

      1.Формирование умения различать именительный   и винительный падежи;

       2. Овладение навыками анализа, сравнения, обобщения и систематизации;

      3. Продолжать формировать понятийно-логическое мышление, развивать речь учащихся;

      4. Продолжать формировать культуру труда учащихся на уроках русского языка;

      5. Работать над каллиграфией, воспитывать аккуратность.

      Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:

      1) В начале урока была проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые понадобятся им для изучения новой темы.

      2) Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог – мотив для изучения учебного материала.

      3) Была определена  тема и  поставлена цель. Колпаковой Виктории (ЗПР) была предложено выбрать нужную цель к уроку из трех предложенных вариантов на карточке.

     4) В ходе урока в групповой работе,  ребята составили пошаговый алгоритм определения падежа у имен существительных. Колпакова Вика составляла алгоритм по шаблону  готовых действий, определяя их правильную последовательность.

 5) Организована работа по закреплению нового материала.

      Основные формы работы: коллективная, в парах, индивидуальная, групповая.

      При построении урока пользовалась принципами: научности, проблемности, активности, доступности, системности и последовательности.

      Для достижения поставленных целей мною были выбраны методы и средства:

- создание проблемной ситуации;

- взаимоконтроль и самоконтроль;

- индивидуальная работа.

      На уроке проводилась работа:

1.     По расширению словарного запаса

2.     По овладению умениями и навыками устной и письменной речи, по орфографии.

     Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив при этом продуктивную мотивацию учения.

 

 

 

                                      План исследования.

4)    — Перед вами предложение: “Зима принесла стужу и мороз”.

Определите падежи имен существительных

 

5)    Перед вами вспомогательные слова: Выбери нужные

Доволен, вижу, рад, нет, есть, говорю о…

 

6)    Определите падеж существительных.

Мама мыла раму.

На дерево села ворона.

Витя написал про собаку.

 

    4) Работа с учебником страница 106 упражнение 187.

Спишите 1 предложение. Что обозначает цифра 4,выполните задание..

 

                                       Карточка

 

1.                             

2.                        

3.                               

4.                                  

 

Задаем вопрос.

Подбираем  вспомогательное слово

Смотрим есть ли предлоги.

Определяем каким членом предложения является    

 

                                              

Цели:

1. Буду учиться выразительно читать стихотворение .

 2.Буду учиться складывать многозначные числа.

3.Буду учиться  определять  падежи имен существительных.

 

 

Задание: определи падеж выделенных имён существительных                                                                               1 вариант

10. Мы чтим память о тех, кто погиб в боях за
Родину.

11. В сердцах людей живёт память о погибших за
Родину.

12. Ребята играли в мяч.

13. В нашей стране ценится любой труд.

14. Люди нашей страны уважают труд.

15. Мой дедушка получил медаль.

16. Эта медаль бережно хранится в нашей семье.

17. Серебряные паутинки щекочут лицо.

18. Нежно ластится к ногам опавший лист.

 

 

Задание: определи падеж выделенных имён существительных

2 вариант

10. Лагерь находится на берегу озера.

11. Вскоре мы увидели наш лагерь.

12. В лагерь ведёт узкая тропинка.

13. Труд украшает человека.

14. Ветер погнал мяч по дорожке.

15. Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.

16. Осенний лес нагоняет лёгкую грусть.

17. Меня манит вдаль желтеющего леса.

18. Ветер гонит опавшие листья по аллеям парка.

 

 

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен
интересен / скучен

 

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен
интересен / скучен

 

 

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен
интересен / скучен

 

 

 

 


 

Именительный и винительный падежи имен существительных

Именительный и винительный падежи имен существительных

Оборудование : компьютер, тесты, карточки

Оборудование : компьютер, тесты, карточки

Буду учиться выразительно читать стихотворение

Буду учиться выразительно читать стихотворение

На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже? -На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже? (Заносим ответы в таблицу) 1)

На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже? -На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже? (Заносим ответы в таблицу) 1)

Слайд 8) - Что мы можем сказать?

Слайд 8) - Что мы можем сказать?

А какая же отгадка у этой загадки? (Жёлудь) 5

А какая же отгадка у этой загадки? (Жёлудь) 5

На уроке я работал активно / пассивно 2

На уроке я работал активно / пассивно 2

Самоанализ урока русского языка в 4 классе

Самоанализ урока русского языка в 4 классе

Была определена тема и поставлена цель

Была определена тема и поставлена цель

План исследования. 1) —

План исследования. 1) —

Цели: 1. Буду учиться выразительно читать стихотворение

Цели: 1. Буду учиться выразительно читать стихотворение

На уроке я работал активно / пассивно 2

На уроке я работал активно / пассивно 2

Конспект открытого урока по теме " Именительный и винительный падежи имен существительных"

Конспект открытого урока по теме " Именительный и винительный падежи имен существительных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2020