Школа: КГУ СШ № 13 (со спец. классами) Дата: *** Класс: 5 «Б» спецкласс (школа 8 вида) По классификации В.Воронковой учащиеся определены в I-II и III типологические группы: I- ФИ учащихся II - ФИ учащихся III - ФИ учащихся |
ФИО учителя: Байшапанова Анара Накажаевна, педагог-дефектолог,1 квалиф. категория.
|
||
Раздел: Природа |
Подраздел: 3.1 Сезонные изменения в природе; 4.1Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности |
||
Предмет: Мир вокруг. Тема урока: Перелетные и зимующие птицы. |
|||
|
|||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): 5.3.1.15 иметь сведения о подготовке к зиме перелетных птиц грачи, скворцы;5.4.1.2 отвечать на вопросы учителя; 5.4.1.3 выслушивать ответы своих товарищей; |
|||
Цели урока: Все учащиеся смогут: называть перелетных и зимующих птиц. Большинство учащихся: смогут назвать различия перелетных и зимующих птиц. Некоторые учащиеся: сравнивать. Задачи урока: Развитие познавательной активности учащихся, дать представления о перелетных и зимующих птицах; их различии, развивать умение рассуждать, делать выводы, развивать навыки монологической и диалогической речи, воспитывать любовь к природе. |
|||
Коррекционно-развивающие цели: развивать устную связную речь, долговременную память, логическое мышление, творческое воображение, стабильное устойчивое внимание. |
|||
Критерии успеха: Данный урок формирует представления учеников о перелетных и зимующих птицах, через работу с иллюстрациями они научаться обобщать свои знания о птицах. |
|||
Межпредметные связи: математика, русский язык, чтение и развитие речи,изо. |
|||
Предварительные знания: птицы, условия жизни птиц. |
|||
Методы:словесный(беседа, самостоятельная работа),практический(карточки, дидактические игры), наглядный(слайды,картинки по теме урока) |
|||
Наглядность: ПК, презентация, карточки-задания, картинки по теме урока, значки для рефлексии. |
|||
ХОД УРОКА
|
|||
Начало урока |
П П настрой: Орг.момент. Установление эмоционального контакта, для плодотворного рабочего настроения. -Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. У нас гости. Давайте на уроке покажем, какие мы умные и сообразительные! Приветствие. Мы друг к другу повернемся, (учащиеся
смотрят друг на друга). (поклон головой). |
|
|
Проверка домашнего задания |
I Назовите основные части тела птиц. ( голова, клюв.туловище.крылья,хвост,ноги) Чем покрыто тело зверей? (шерстью). Чем покрыто тело птиц? (перьями) |
карточка |
|
Середина урока
|
I –Загадка. Снится ночью червяку Чудо–юдо на суку: Длинный клюв и два крыла… Прилетит – плохи дела! А кого червяк боится? Угадали? Это …(птица) Предлагаю вам собрать отгадку-слово (на столе разрезанное слово П Т И Ц Ы. Учащиеся собирают слово ПТИЦЫ) _-Сегодня мы с вами поговорим о птицах, а о каких вы мне скажите, если правильно прочтете цепочку слов. ПзЕиРмЕуЛюЁщТиНеЫи (Перелетные зимующие) -Правильно! Молодцы! Тема нашего урока «Перелетные и зимующие птицы». (учитель на доске вывешивает тему урока) Сегодня на уроке мы научимся различать перелетных и зимующих птиц. (Учитель на доске вывешивает цель урока) II ч. Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. Тему урока. (учащимся III группы предлагается наклеить карточку с темой урока Илья, Евгений) III Работа над темой урока: 1.К нам пришла «Шифровка» (названия птиц). Названия каких птиц зашифрованы? (ЛАСТОЧКА ГРАЧ СКВОРЕЦ СОЛОВЕЙ) Что вы знаете об этих птицах? Где живут? Чем питаются? Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются ПЕРЕЛЕТНЫЕ. СЛАЙД Почему их так называют? перелётными. Почему они от нас улетают?(ответы учащихся: потому что наступает осень, становиться холодно, мало корма, поэтому перелетные птицы осенью собираются в стаи и улетают в теплые края) -Правильно! Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимой. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. СЛАЙД 2.Д/и «Узнай по описанию» (учитель зачитывает описание птиц, учащиеся угадывают). СЛАЙД ВОРОБЕЙ За какой поступок птицу назвали воробьем? (Воробей очень любит семечки, зерно. Стаи этих птиц собирались в местах, где идет переработка зерна. Прогоняя птиц, люди кричали: «Вора-бей! Вора-бей!» Отсюда и пошло название)
ГАЛКА Птица, у которой крылья чуть укороченные, хвост узкий. Оперение плотное. Крылья, хвост и спина черного окраса с синим отливом. Грудь и голова серые, с красивым серебристым оттенком. Ноги черненькие, клюв темный, глаза голубые, очень выразительные и красивые. Очень шустрые, крикливые, общительные и умные. Пернатые крикуны очень предусмотрительные и запасливые. Когда им удается добывать пищу в больших количествах, они под корнями деревьев, под листьями или в других укромных местах делают запасы. В нелетную плохую погоду, когда может грозить голод, такие кладовочки очень их выручают.
-Отгадайте загадки! СИНИЦА Скинь кафтан, скинь кафтан. Пусть я птичка-невеличка. У меня, друзья, привычка: Как начнутся холода, прямо с севера сюда!
ДЯТЕЛ Он на дереве сидит, По коре весь день стучит, Насекомых извлекает, Лес родимый защищает. В красну шапку он одет, Доктором - прозвал весь свет. Ну, мой юный наблюдатель Как зовется птица? СЛАЙД
- Как называются эти птицы? Которые остаются зимовать с нами?(ответы учащихся ЗИМУЮЩИЕ). Почему их так называют?(ответы учащихся потому что эти птицы не улетают в теплые края, остаются зимовать) -Верно! Это ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. ФИЗМИНУТКА «Отгадайте и присядьте». Учитель: Ребята, давайте поиграем, встаньте. Сейчас я буду называть перелётных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелётной, то машите руками, как летают птицы. Учитель: Ворона, соловей, аист, сорока, голубь, скворец, ласточка, синица, грач, снегирь, журавль, воробей, цапля. Молодцы! Отдохнули немножко,теперь давайте дальше поработаем! Работа с разноуровневыми карточками. А теперь поработаем самостоятельно. Выполните карточку-задание. Угадайте птиц и запишите в тетрадь. (Работа в классе по разноуровневым карточкам. В ходе самостоятельной работы учащихся, учитель помогает выполнять задание учащимся, у которых возникли трудности в выполнении задания.) Молодцы! Супер внимательные ребята! С работой по карточке справились ОТЛИЧНО! -На какие 2 группы делятся птицы? ВЫВОД. Птицы делятся на 2 группы: перелетные и зимующие. (учитель вывешивает на доске схему, просить 1-3 учеников повторить вывод.) СЛАЙД Закрепление. Д/и «Узнайте голоса птиц» (прослушивание звукозаписи голоса птиц: Галка
Соловей
Дятел
Синица
- Узнали голоса птиц? Как правильно сказать??? Галка галдит. Соловей поет. Дятел стучит. Синица тенькает. (учащиеся повторяют глаголы) Обобщение по теме урока: Что интересного мы узнали на уроке? (Много интересного и полезного узнали на уроке. Узнали о перелетных и зимующих птицах.) Молодцы!! И чтобы птицы радовали нас, мы должны помогать птицам зимой, подкармливать в холода, не разорять гнезда. Мы запомним знания, которые мы сами получили, когда трудились на уроке: отвечали на вопросы, играли, наблюдали. Домашнее задание. Внимательно прочитайте и выполните правильно! Карточка. СЛАЙД Работа с текстом: - Составьте рассказ о птицах, используя слова для справок: (перелётные, зимующие, тёплые края, корма, заботе, помощи, холод, голод) - Птицы бывают ….. и ……. Перелетные птицы улетают на зиму в ……потому, что нет….. Зимующим птицам очень трудно зимовать. Они нуждаются в …. и ….. людей. Зимой птицам не так страшен …, как …. ***Дополнительное задание. Д/И «Сложите верную цепочку» (приложи правильно фишки-карточки) |
Карточка
карточка |
|
Конец урока |
IV Рефлексия «Мишень». Сегодня на уроке все активно работали, отвечали на вопросы, собирали слово, зарабатывали звездочки. Теперь возьмите смайлики и поставьте себе правильную оценку. Спасибо всем! Урок окончен! До свидания!
|
|
|
***Дополнительное задание для класса, если останеться время на уроке.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: о птицах перелётных и зимующих, понятие «кочующая птица».
Понимают: чем они питаются в зимний период.
Применяют: отвечать на вопросы по содержанию в процессе беседы.
Приложение к уроку:
Шифровка РАЗГАДАЙ КРОССВОРД
лас |
во |
*** |
гр |
ло |
рец |
ск |
точ |
вей |
со |
ач |
ка |
ОТМЕТЬ ГДЕ ЖИВУТ ЭТИ ПТИЦЫ В ЛЕСУ? У ОЗЕРА?
КАКИЕ ПТИЦЫ? ОТМЕТЬ КАРАНДАШОМ.
РАЗГАДАЙ РЕБУСЫ.НАПИШИ
КАКИЕ ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТНЫЕ? КАКИЕ ЗИМУЮЩИЕ? ОТМЕТЬ КАРАНДАШОМ .
.
КАКИЕ ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТНЫЕ? КАКИЕ ЗИМУЮЩИЕ? ОТМЕТЬ КАРАНДАШОМ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сложи верную цепочку (приложи правильно фишки-карточки)
ВЫРЕЗАТЬ фишки-карточки для игры
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.