Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №120»
Конспект открытого занятия
по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Спасатели букваря»
воспитатель
Калинина Алтынай Иватовна
г. Сыктывкар, 2022г.
Цель: формирование знаний детей по разделу «обучение грамоте» Образовательные задачи:
• Формировать понятия о предложении, слове, слоге. букве, звуке.
• Закреплять умение выделять предложения из текста, определять количество предложений в тексте.
• Продолжать учить работать со схемой предложения, графически записывать его. Закреплять представление о предложении как способе выражения мысли; Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.
• Познакомить со звонкими и глухими согласными.
• Закреплять навык звукобуквенного анализа слов.
• Закреплять представления о способе передачи информации с помощью электронной почты mail.ru. Развивающие задачи:
• Развивать фонематическое восприятие.
• Развивать память, внимание, мыслительные процессы: умение рассуждать, делать выводы.
• Развивать звуковую сторону, грамматический строй речи, активизировать словарь.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать чувство доброжелательности, сотрудничества.
• Формировать навык совместной работы в паре. Поддерживать интерес к обучению в школе.
Форма детской деятельности: отгадывание загадки, актуализация знаний, просмотр слайдов, дидактическая игра, двигательная (физкультминутка), рассуждение, обсуждение результата.
Демонстрационный материал: интерактивная доска, ТСО, презентация (изображения на слайде Шапокляк, аудио звук, букварь, картина для составления рассказа, схемы для составления предложений и т.д.)
Раздаточный материал: буквы, картинки для звукового анализа, карточки со схемами предложений, звуковые пеналы. Предварительная работа и связь с другими видами деятельности: -проведение викторин по речевому развитию и обучению грамоте; -настольные и дидактические игры по обучению грамоте; -речевые игры; -разгадывание простых ребусов, кроссвордов.
Методы и приемы: игровая ситуация, создание проблемной ситуации, мотивации, беседа, разминка, рассуждение, физкультминутка, дидактическая игра, разгадывание ребуса, работа в паре, индивидуальная работа детей, рефлексия.
Деятельность воспитателя I.Вступительный. Приветствие гостей (1 минута) Воспитатель: Придумано кем – то Просто и мудро При встрече здороваться! - Доброе утро! - Доброе утро Солнцу и птицам! - Доброе утро! Приветливым лицам! - Давайте, ребята, поприветствуем гостей мимикой, жестами, словами. Мотивация (2 мин.) Воспитатель: - Ребята, попрошу присесть за столы. К нам на адрес электронной почты группы пришло письмо от Феи Грамоты Хотите посмотреть, что в нём? - Присаживайтесь удобней. Спину держите прямо. Вспомним основное правила на занятии: Воспитатель заходит на mail.ru и открывает почту. Слайд № 1 В нём содержится загадка с графической схемой. Воспитатель: Если мы отгадаем загадку, сможем узнать, что содержится в конверте. Это же книга! Что здесь написано? Букварь! Букварь, ведь вы скоро отправляетесь в школу! Хотите узнать, что же в нём интересного? Открываем. букварь исчезает с экрана, появляется картинка Шапокляк, которая сообщает (аудио звук) о том, что книгу спрятала за каменной стеной. И вернёт её при условии, если дети выполнят ряд заданий. Слайд № 2 Воспитатель: -Что же делать, ребята? Соглашаться на её условия? - Как вы считаете, сможем мы разрушить стену и спасти букварь? Воспитатель: чтобы разрушить каменную стену, нужно пройти испытания — выполнить задания. Стена очень крепкая, но с каждым выполненным заданием стена начнет постепенно разрушаться. Выполнив одно задание, можно убрать один кирпичик. Итак, команда отважных и грамотных спасателей— вперед!
|
Деятельность детей Дети приветствуют гостей словами, жестами, мимикой
Ответы детей.
Вспоминают считалку: 1,2,3,4,5 будем мы сейчас опять. смотреть. слушать, размышлять, но друг другу не мешать. внятно, чётко говорить, не вертеться, не шалить.
Дети отгадывают загадку, обнаруживают Букварь. Решают пройти испытания. |
II. Основной этап (практический) Воспитатель: Шапокляк просит ответить на вопросы. Задание № 1 называется «Вопрос — ответ». (3-4 минуты) 1. Из чего состоит наша речь? (из предложений) 2. Из чего состоят предложения? (из слов) 3. Из чего состоит слово? (из слогов) 4. Из чего состоит слог? (из звуков и букв) 5. Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем) 6. Как можно разделить звуки? Какие бывают звуки? (гласные и согласные) 7. Как отличить гласные от согласных? 8. Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие) 9. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным) 10. Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим) 11. Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым) 12. Назови парные согласные звуки (?) Введение в новую тему: знакомство с парными звуками (по глухости-звонкости) Воспитатель: Ребята, у меня есть небольшая подсказка и я расскажу вам о парных звуках, иначе не сможем убрать кирпич. - Согласные звуки бывают, как вы уже знаете: твердые и мягкие, а ещё звонкие и глухие. Парные согласные звуки (звонкие и глухие) очень похожи между собой по звучанию. • Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким. • Согласный звук произноситься без голоса называется глухим. Приложите ладошку к горлышку, произнести звук З • Если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Приложите ладошку к горлышку, произнести звук С. • Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой. Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – значит звук глухой. Внимание на слайд. В домиках живут парные звуки (ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ) схожие по звучанию. Произнесите парные звуки 3-С, В-Ф, Б-П, Г- К, Д-Т, приложив ладошку к горлышку. Определите, какие звуки звонкие, какие глухие. - Теперь вы можете назвать парные согласные звуки и выполнить первое задание. Воспитатель: — Молодцы, все справились с заданием Слайд № 2 (убираем кирпич)
|
Дети вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы
Дети знакомятся с новым материалом - парными согласными звуками звонкости-глухости
|
по |
Задание 2. Звуковой анализ слова (3-4 минуты) Воспитатель: Шапокляк дала вам ещё задание. Нужно выполнить звуковой анализ слова ЛИСА. Один ребёнок выполняет у доски, остальные на своих схемах. Воспитатель: договоримся делать каждый самостоятельно. Затем сверимся. Возьмите звуковые схемы и фишки. Выполните звуковой анализ. Вспомните, какой звук в первую очередь находим. Индивидуальные вопросы. ü Сколько звуков в слове? ü Есть ли гласный звук? Назови. ü На каком месте находится гласный звук? Отметь фишкой на схеме. ü Назови первый согласный звук в слове. Твёрдый он или мягкий? ü Назови следующий согласный звук в слове. Твёрдый он или мягкий? ü Куда падает ударение в слове? Где находится ударный гласный? ü Сколько слогов в слове? Как определить? Воспитатель: — Хорошо поработали и убрали второй кирпич Слайд 2 (убираем кирпич) Задание №3 «Лови да бросай –признак/предмет называй» словесная игра с мячом в кругу (3 -4 минуты) Воспитатель: Шапокляк дала вам задание поиграть со словами. Послушайте задание. Я бросаю мяч и называю слово-предмет, а вы, возвращая мяч, называете как можно больше признаков, подходящих к этому предмету. Воспитатель произносит по очереди слова: весна, облако, радуга, дождь - Теперь я называю признак предмета, а вы, возвращая мяч, называете слово-предмет. Слова: красный, голубое, лёгкая, маленькие. Воспитатель: -Ребята, слова в предложении бывают разными. Давайте вспомним какие слова бывают в предложениях. Воспитатель демонстрирует СХЕМЫ. - Что означает этот символ? Назови слово-действие, место действия, время действия. Воспитатель: — отлично справились, убираем ещё один кирпич Слайд 2 (убираем кирпич) Задание №4 Собери слово. Придумай предложение. (5 минут) Воспитатель: ещё одно задание от Шапокляк. На столе перед вами лежат буквы. Нужно раскрасить их синим или красным цветом. Если буквы гласные, каким цветом раскрасите? А согласные? Раскрасьте буквы в соответствующие цвета. (по 2 буквы на ребёнка) 1. Попробуйте собрать слова. Что у вас получилось? 2. Используя схемы-подсказки придумайте предложение со словом, которое собрали. Воспитатель задаёт вопросы индивидуально. • Сколько слов в твоём предложении? (…) § Какое слово главное? Если мы его уберём какие слова останутся? (…) • Можно ли назвать это предложением? (нет, т.к. не будет смысла) Воспитатель: Слова в предложении связаны между собой и несут определённый смысл. С помощью предложения мы выражаем мысли. - Вы большие молодцы, выполнили и это задание. Слайд 2 (убираем кирпич) |
Один ребёнок работает у доски, остальные дети с раздаточным материалом (со схемами для звукового анализа слов и фишками)
играют с мячом, называют существительные и прилагательные.
дети вспоминают условные обозначения, называют слово-действие, слово – признак предмета, дополнительное слово, время действия, место действия, оценка действия.
Дети раскрашивают буквы. Составляют слова: зонт, роза, волк, сова, коза
Придумывают предложения по схеме с заданным словом. Отвечают на вопросы по заданию.
|
|
Задание №5 Физминутка (2 минуты) Воспитатель: — Ох, нелегкий у нас путь, надо детям отдохнуть. В школу осенью пойду, там друзей себе найду. Научусь считать, писать. Быстро правильно считать Я таким учёным буду, но свой садик не забуду Воспитатель: Выполнили еще одно задание. Убираем кирпич Слайд 2 (убираем кирпич) Задание №6 Сосчитай и запиши. Воспитатель: Шапокляк задала задание ещё сложней. Посмотрите на картинку. - Кто на ней изображён? Что делают? «Дети готовятся к обеду. Оля расставляет тарелки. Ваня несёт чашки». Воспитатель спрашивает детей: • О ком был рассказ? (…) • Сколько предложений было в рассказе? (…) • Запишите первое предложение. Дети готовятся к обеду. Вспомните, какой линией обозначаем начало предложения, что ставим в конце Воспитатель: - молодцы, ребята, остался ещё один кирпич. Слайд 2 (убираем кирпич) Задание №7 «Расшифруй пословицу» Воспитатель: последнее задание от Шапокляк. Вам нужно определить первый звук в слове и назовёте все звуки верно, сможете прочесть пословицу. III Заключительный (рефлексивный) (2 – 3 мин) Воспитатель: Вот мы и освободили наш букварь! - Ребята, вам понравилось быть спасателями? - Что было трудным для вас сегодня? - Что вы сегодня узнали нового? - Что запомнилось или понравилось больше всего? - Вы стали совсем взрослыми, многому научились. Фея Грамоты благодарит вас, дарит вам книгу и быть такими же успешными в школе.
|
предложения. назвать его. Если желает |
Маршируют, пожимают руки друг другу. Рукой показывают считать, писать. Рука вверх с указательным пальцем. Покачивание рукой в стороны
Дети отвечают на вопросы, составляют коллективно рассказ. Подсчитают количество предложений. Первое – про детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Записывают графически предложения. Отгадывают ребус. «Знание лучше богатства».
Отвечают на вопросы.
|
Приложение 1 Презентация к НОД «Спасатели букваря»
Приложение 2
(для задания № 4. Схемы для составления предложений. Слова для закрашивания)
Приложение №3 Фото с НОД «Спасатели букваря»
Раскрась букву. Собери слово. Физминутка.
Сосчитай и запиши. Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.