Конспект по географии "Зона степей"
Оценка 4.6

Конспект по географии "Зона степей"

Оценка 4.6
docx
25.06.2024
Конспект по географии "Зона степей"
Зона степей.docx

Тема урока: Зона степей. Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки.

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о природной зоне «степь»

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование понятия «Степь», «Лесостепь» при изучении содержания учебного материала;
- формирование представлений о географическом положении, рельефе, полезных ископаемых, климате и реках степей при изучении содержания учебного материала;
- формирование умения работать с географическими картами при изучении темы урока.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие пространственного, слухового и зрительного восприятия при работе с географическими картами и учебником, просмотре видеоролика, слушании рассказа и объяснений учителя;
- коррекция и развитие мышления при выполнении учебно-познавательных заданий на уроке;
- коррекция и развитие памяти при запоминании географических названий.
Коррекционно-воспитательные:
- эстетическое воспитание учащихся при прослушивании отрывка из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба», просмотре видеоролика;
- Формировать способность к самоконтролю и самооценке своих действий на уроке, самостоятельному выполнению учебно-познавательных заданий.

Методы и технологии обучения: активные методы обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология дифференцированного обучения, словесные методы (беседа), практические методы (выполнение заданий, работа с географическими картами), частично-поисковый метод, интегрированные технологии (интеграция с литературой).
Оборудование: проектор, учебник, атласы, карточки с инструкцией и заданиями, таблицы со словарными словами, видеоролик.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Чего мы желаем друг другу, когда говорим «здравствуйте»? (Ответы детей; Желаем друг другу здоровья).

Активный метод обучения «Поздоровайся глазами»
- Сейчас мы с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
- А сейчас, ребята, поздоровайтесь так же с нашими гостями!

2. Повторение пройденного материала, актуализация знаний
- Посмотрите что висит на доске? (Ответы детей: таблички с названиями природных зон)
- Выберите природные зоны, которые мы изучили и расположите их по порядку с севера на юг.
Зона арктических пустынь СЕВЕР

ЮГ
Зона тундры и лесотундры
Тайга
Смешанные и широколиственные леса
?
- Какая следующая природная зона расположена к югу от лесов вы узнаете, послушав её описание Николаем Гоголем в повести «Тарас Бульба».

«… чем дальше, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство... до самого Черного моря было зеленою, девственною пустынею... Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов... занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще... Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине, только мелькнет одною черною точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..»

- Какая природная зона (Ответы детей: степь)

3. Сообщение темы и цели урока
- Догадайтесь, какую природную зону начнем изучать сегодня на уроке?
- Сегодня будем изучать природную зону «степь» по следующему плану:
План урока:
1. Что такое степь?
2. Положение на карте
3. Рельеф (поверхность)
4. Полезные ископаемые
5. Климат
6. Реки.

- Сегодня на уроке вы получите новую информацию о природе родного края, так как наша местность, наше село расположено в природной зоне «Лесостепи».
- Запишите в тетради дату, тему урока
Зона степей. Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки.

4. Изучение нового материала

1. Просмотр видеоролика
- Первый вопрос нашего урока «Что такое степь?». Попробуйте ответить на него после просмотра видеоролика.
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА

2. Беседа, работа с текстом учебника
- Что такое степь?
- Какая поверхность в степи? (Ответы детей: ровная, холмистая)
- Какие растения растут? (Ответы детей: цветы, травы)
- Есть ли деревья и кустарники? (Ответы детей: деревьев и кустарников почти нет)
- Попробуйте сформулировать определение степи.
- Прочитайте определение степи в учебнике на стр. 113.
- Как вы считаете, почему в степи почти нет деревьев и кустарников?
- Вспомните из уроков естествознания, каким растениям требуется для роста требуется больше воды: травам, кустарникам или деревьям?
- К югу от лесной зоны солнце поднимается выше над горизонтом и греет сильнее, осадков выпадает меньше, поэтому деревьев и кустарников там становится меньше, постепенно они совсем исчезают.
На доску вывешивается:
Солнце поднимается выше над горизонтом и греет сильнее
Осадков выпадает меньше
Деревьев и кустарников становится меньше, растут травы - ЛЕСОСТЕПИ
Деревья и кустарники совсем исчезают, растут только травы - СТЕПИ
- Итак, что такое степи?
- Почему в степях нет деревьев и кустарников?

3. Выполните задание, вставьте пропущенные слова

Задание:
«Положение на карте»
Степи и лесостепи расположены к ________ от лесной зоны. Они протянулись узкой полосой от _____________________________ России до _____________________________гор

Вопрос «Рельеф (поверхность)»
Инструкция:
1. Рассмот
реть карту
2. Прочитайте текст в учебнике на стр. 113 и 114 (1 абзац)
3. Выполните задание, вставьте пропущенные слова.

Задание:
«Рельеф (поверхность)»
Степи и лесостепи занимают южную часть __________________ и _____________________ равнин. Местами равнины пересекаются _____________________ и ________________________.

Вопрос «Полезные ископаемые»
Инструкция:
1. Рассмотр
еть карту
2. Прочитайте текст в учебнике на стр. 114 (2 абзац)
3. Выполните задание, вставьте пропущенные слова.

Задание:
«Полезные ископаемые»
Степи и лесостепи _______________ полезными ископаемыми. Здесь добывают ______________________________________. Возле города Курска находится богатое месторождение железных руд - ______________________. Возле Ростова-на-Дону добывают ______________. В Краснодарском и Ставропольском краях, Оренбургской области добывают ___________________.

Вопрос «Климат»
Инструкция:
1. Прочитайте текст в учебнике на стр. 114 (3, 4 абзац) и на стр. 115 (1 абзац)
3. Выполните задание, вставьте пропущенные слова.

Задание:
«Климат»
Для степей и лесостепей характерен _________________________ климат. Зима __________ и _____________.
Лето ____________ и ______________, длится ______ месяцев. Дождей выпадает ________, палящие лучи солнца _____________землю, она трескается. С юга дуют горячие и сухие ветры - _______________, свирепствуют ______________ бури.
В европейской части России находятся ________________ степи

Вопрос «Реки»
Инструкция:
1. Рассмотр
еть карту
2. Прочитайте текст в учебнике на стр. 115 (2 абзац)
3. Выполните задание, вставьте пропущенные слова.

Задание:
«Реки»
Рек в степной зоне ________, чем в лесной. Летом реки __________. Протекают крупные реки: ________, ________, __________ и ____________. Для искусственного орошения почв созданы водохранилища: _____________, ____________, _________________. Для судоходства и орошения сооружен _____________________________ канал. Для орошения полей используют ____________________.

4. Презентация выполненных работ.
- Ребята, представьте выполненные вами задания.

5. Словарная работа
- Ребята, объясните значение словарных слов.
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
СТЕПЬ – безлесное, равнинное пространство, покрытое травянистой растительностью, приспособленной к засушливому климату.
ЛЕСОСТЕПЬ – природная зона с сочетанием лесных и степных участков, переходная от между зоной лесов и зоной степей.
ОВРАГ – глубокая яма, впадина, размытая водой.
БАЛКА – овраг, заросший кустарниками и деревьями.
СУХОВЕИ – горячие и сухие ветры.
ЧЕРНОЗЕМНЫЕ СТЕПИ – степи с очень плодородной почвой, которые находятся в европейской части России.
СУХИЕ СТЕПИ – менее плодородные степи, которые расположены к северу от Каспийского моря.
ИСКУССТВЕННОЕ ОРОШЕНИЕ – полив, искусственное пополнение запасов влаги в почве.
ВОДОХРАНИЛИЩЕ – водоём для накопления и хранения воды, сделанный человеком.
КАНАЛ – глубокий ров, соединяющий реки, сделанный человеком.
ДОЖДЕВАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ – приспособления, при помощи которых поливают поля (трубы с отверстиями).

5. Итог урока
Рефлексия учащихся.
• Что ва
м больше всего понравилось на уроке?
• Оцените свою работу на уроке ,
довольны ли вы уроком

6. Оценивание
Ну вот, и пролетел урок
Оценки ставить пришёл срок!
И чтобы вас не утомлять,
Всем ставлю я оценку «пять»!

- А как вы себя оценили? Поставьте в таблице самооценки оценки за работу сами себе.



7. Домашнее задание
-
Повторить конспект


 

Тема урока: Зона степей. Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые

Тема урока: Зона степей. Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые

Выберите природные зоны, которые мы изучили и расположите их по порядку с севера на юг

Выберите природные зоны, которые мы изучили и расположите их по порядку с севера на юг

Беседа, работа с текстом учебника -

Беседа, работа с текстом учебника -

Степи и лесостепи _______________ полезными ископаемыми

Степи и лесостепи _______________ полезными ископаемыми

России. СУХИЕ СТЕПИ – менее плодородные степи, которые расположены к северу от

России. СУХИЕ СТЕПИ – менее плодородные степи, которые расположены к северу от
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2024