Древнерусская литература
Существует 3 концепции о начале древнерусской литературы:
· Начало 9 в. (1-я группа учёных)
· Начало 10 в. (2-я группа учёных)
· Начало 11 в. (3-я группа учёных)
В 9 в. Найдены дощечки, где были высечены славянские руны (знаковые письма). В 11 веке появились первые самостоятельные древнерусские произведения. В 10 веке наблюдается внезапность, скачок в появлении древнерусской литературы. Это связано с событием в 988 году (Крещение Руси и принятие христианства). Предпосылки для появления литературы:
v Высокий уровень фольклора.
v Проникновение на Русь славянской письменности, созданной в 9 веке Кириллом и Мефодием.
v Проникновение на Русь переведённых в Болгарии и там же созданных произведений славянской письменности.
Для возникновения церквей были необходимы книги. Связь литературы с фольклором была непрочной. Первокнижники пытались оградить себя от влияния фольклора, по враждебным отношениям (язычники были фольклористами, а первокнижники – христианами)
Связь же проявилась в анонимности авторов.
1) Отсутствие авторского текста, анонимность.
2) Отсутствие авторского стиля, единая схема написания, аналогичность героев произведений.
3) Иерархия жанров (были выработаны специфические особенности каждого жанра, нарушать которые было нельзя).
4) Литературный этикет (складывался в соответствии с предметом изображения, из представления о том, как должен был совершаться ход событий, как должно было себя вести действующее лицо и как писатель должен был описать совершающееся).
5) Общие места (тридесятое царство и т.д. из сказок).
6) Произведения переписывались в течении нескольких столетий и претерпевали изменения в соответствии с новыми потребностями времени.
7) Произведения предназначались для чтения вслух, что обуславливало учительный характер.
Отличие древнерусской литературы от фольклора:
Ø Мировоззрение.
Ø Фольклор развивался в языческих эпохах. В древнерусской литературе появилось мировоззренческое единство благодаря христианской этике. Фольклорные элементы приобретали этизированный православием характер.
Религиозный характер литературы отвечал государственным интересам, поэтому древнерусские произведения носили прикладной характер. Произведения выполняли деловую и познавательную функцию
Ø Достоинства сочинения определялись не занимательностью, а полезностью.
Ø Провиденциализм (трактовка описываемых событий как совершающихся благодаря Божьему промыслу).
Ø Средневековый историзм.
Повесть временных лет.
1. Особенности русского летописания.
2. Источники и редакции «Повести…»
3. Идейно-художественная ценность.
4. Персонажи и способы изображения.
5. Жанровое своеобразие.
1.своеобразие летописания. Этот жанр – первый и важнейший в литературе, летопись – одна из форм исторической прозы древней Руси. Повествование велось по годам. Летопись – аналог византийского хронографа.
Повествование в летописях было двух типов:
ü Собственно-поборные записи (нет специфики).
ü Летописные рассказы (факторы литературы).
· Повествует о событиях, давно прошедших, они не зафиксированы документально. Следовательно, летописец брал факты из фольклора (легенд, сказаний), а если нет письменных подтверждений, то фольклор оказывал влияние на летописные рассказы. Этот тип обладал признаками фольклорно-эпического повествования, т.е. сюжетная занимательность, эпическая лаконичность и обобщённость, немногословие.
· Повествует о событиях, зафиксированных в документах, и эти рассказы в большей степени имеют книжные черты, здесь наблюдаются характеристики и оценки.
2.Источники и редакции.
Новые летописи обычно составлялиськак своды предшествующих (матрёшка), следующий летописец продолжал и дополнял труд своего предшественника.
Это и произошло в «Повести временных лет», записи начали вести в Киеве в конце 10 в., жанра летописного тогда не существовало, жанровую определённость летописи получили в первой половине 11 в. (княжение Ярослава Мудрого). Тогда и был составлен свод преданий о крещении Руси.
60-70-е годы 11 века. Этот этап связан с деятельностью инока Киево-Печерского монастыря Никона Великого, формирователя погодного принципа изложения.
1095 г. – создан начальный Свод, который до нас не дошёл в начальном виде, а только в первой Новгородской летописи. И этот свод лёг в основу «Повести временных лет2.
В начале 12 в. (1113) Начальный Свод был переработан иноком Киево-Печерского монастыря Нестором, появилась «Повесть временных лет».
Лаврентьевская 13 в., Евпатьева 14 в. – самые древние летописи.
3.Целостность.
Погодный принцип представлял собой фрагментарность.
Летопись – механический ряд единичных исторических факторов. Однако летопись ПВЛ без погодной сетки является идейно-художественным целым. Его целостность проявляется и на уровне отдельных летописных рассказов и на уровне всего произведения.
Это единство определяется идеологическими задачами, которые ставили перед собой летописцы, а задача: доказать равноправие русской истории и истории других христианских государств.
Задача определила отбор фактов и христианизированное их толкование. Нарушен принцип историзма, создаются исторические мифы.
4.Условно ПВЛ делится на 2 части:
o Недатированная
o Датированная
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.