Конспект познавательный досуга
"Путешествие в прошлое часов".
Подготовительная группа
Цель: Формирование представления детей о часах, истории
создания часов.
Задачи: познакомить с историей часов, учить
устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами
употребления, воспитывать уважение к труду людей - изобретателя, созидателя,
творца.
Материал: картинки с изображением разных видов часов;
часового механизма; разные часы: песочные, механические, электронные,
электрические; картина с изображением солнечных часов, ватман с окружностью в
середине листа; тарелка с желтой краской (гуашь); влажная тряпочка (салфетка)
для каждого ребенка.
Подготовительная
работа: рассматривание разных
видов часов, заучивание стихотворения "Часы" В.Берестова, заучивание
загадок.
Ход занятия:
Воспитатель:Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательнейшее
путешествие! Хотите совершить путешествие в прошлое? Тогда постарайтесь угадать
загадку.
Нет
ног, входим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
Дети:Часы.
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в прошлое часов.
(Подходят
к первому столу, на котором лежит картинка с петушком).
Говорить мы будем о часах, а при чем тут
петушок? Кто - нибудь может объяснить?
Ребята, в давние времена люди узнавали время по
"живым часам". Эти "часы" очень важно разгуливают по двору,
а взлетев на забор, начинают кукарекать! Везде и всегда ли были петушки? Можно
ли по пению петуха определить точное время?
Дети:Нет!
Воспитатель: Делаем вывод: хоть и пользовались люди
"живыми часами", они были очень неточны и неудобны.
Подходим ко второму столу.
(На
столе для каждого ребенка влажная тряпочка, тарелка с желтой краской (гуашь),
большой лист ватмана, в середине которого нарисован круг).
Воспитатель: Ребятки, давайте намочим в тарелочке с краской
ладошку и пальчиками вверх приложим ее к нашему кругу (показывает как), затем
тряпочкой ладошку вытрем.
Что у нас получилось? Конечно, лучистое
солнышко!
Реклама 11
Воспитатель: Если вдруг заболеет петушок или проспит, то солнышко
будило людей. Послушайте удивительную историю.
Давным - давно человек заметил, что тень,
которая падала от дерева на землю не стоит на месте, а бежит вслед за солнцем.
Солнце за день сделало круг по небу, и тень круг тоже пробежала. Наблюдал
человек за этим чудом и вот что придумал: вбил в землю столбик, а вокруг столба
начертил круг и поделил круг на 12 частей, каждая часть - 1 час.
Солнце взошло, и тень медленно от столба
двигалась по кругу, отмеряя каждый час. Вот такое настоящее изобретение! Так
человек изобрел циферблат (круг). Такие часы очень долго были у людей на
службе, хоть и работали они только в солнечные дни!
Кто изобрел солнечные часы?
Дети:Человек.
Воспитатель: Как можно назвать такого человека?
Дети:Творец, изобретатель.
Воспитатель: А сейчас, ребятки, подойдем к другому столу.
(на
столе иллюстрации с изображением песочных и водяных часов).
Послушайте еще одну историю. Сципион Назик,
очень умный житель древнего города Рима, наблюдал за тем, как вода сочилась из
кувшина. Капли падали кап...кап...кап...кап. Придя домой, он в донышке сосуда
просверлил маленькую дырочку, налил в сосуд воды, и стал следить как капля за
каплей вытекала вода из сосуда. Так прошел час, уровень воды опустился и он
сделал на сосуде черточку, через час сделал еще одну и продолжал делать
черточки до тех пор, пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась
одному часу. Вот так в Древнем Риме изобрели водяные часы.
А вот песочные часы, они тоже без стрелок и чем
- то похожи на водяные, только вместо воды в них песок, и их все время нужно
переворачивать.
- Как вы думаете, эти часы были удобными?
- Водяными часами сейчас никто не пользуется, а
вот песочные можно встретить в больнице, в лабораториях у химиков, биологов.
Подходим к другому столу.
(На
столе изображения разных часов и механизм будильника в разобранном виде).
Воспитатель: Врем бежало, появлялись новые приборы для
измерения времени. Изобретатель - еще один умный человек придумал часы со
стрелками и циферблатом. Правда часы были очень большие, вал - барабан был
деревянный и размером с целое бревно, а вместо цепочки на барабан наматывали
очень толстый канат с тяжеленными гирями. Часы были настолько громоздкими, что
дома они не помещались, их устанавливали на высоких башнях.
Потом появились в домах часы "ходики",
их вешали на стену, под часами был маятник. Механизм таких часов состоял из
множества шестеренок и пружинок. Такие часы называли механическими.
Потом появились карманные часы, они были очень
дорогими, могли себе позволить такие часы только очень богатые и знатные люди,
по форме они напоминали яйцо. Носили такие часы на цепочке в кармане, а
заводили специальным ключиком.
Двигателем таких часов была обыкновенная
пружинка.
К тому времени появились часовые мастера -
часовщики. Они стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, беседок,
научили часы играть музыку. Одним из представителей часовщиков был мастер -
изобретатель Кулибин Иван Петрович.
Физкультминутка.
Тики-так,
тики-так, -
Так ходики стучат.
(Дети наклоняют голову вправо-влево в такт
словам).
Туки-так,
туки-так, -
Так колеса стучат.
(Поочередно правой и левой рукой описывают перед
собой круг).
Токи-ток,
токи-ток, -
Так-стучит молоток.
(Изображают кулачками молоточки).
Туки-ток,
туки-ток, -
Так стучит каблучок.
(Стучат каблучками).
Воспитатель:А теперь давайте подойдем еще к одному столу.
(На
столе лежат изображения электрических и электронных часов)
Воспитатель: Жизнь не стояла на месте, люди стали все больше
дорожить своим временем, и часы стали необходимостью для всех людей. Часы стали
постоянно совершенствоваться. Появились электронные и электрические часы,
внутри которых поместили крохотную электрическую станцию - батарейку.
(демонстрация батарейки).
Появились часы, которые невозможно купить, но
каждый из вас их может увидеть на площадях, вокзале, на улицах.
- Как вы думаете, что важнее: человек или
приборы?
На трубе
и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до восхода.
Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы
смогли их увидеть такими, какими видим в наше время. И таким удивительным
превращениям мы обязаны человеку - творцу, созидателю, изобретателю.
Время не стоит на месте, и, конечно, со временем
появятся новые часы.
- А сейчас вспомните, какие вы знаете часы?
- Почему человек изобрел часы?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.