Конспект родительского собрания «Трудности адаптационного периода первоклассников и пути их преодоления»
Оценка 5

Конспект родительского собрания «Трудности адаптационного периода первоклассников и пути их преодоления»

Оценка 5
Работа с родителями
docx
классное руководство
1 кл
09.05.2024
Конспект родительского собрания «Трудности адаптационного периода первоклассников и пути их преодоления»
План собрания 1. Организация начала собрания; 2. Сообщение темы, повестки собрания; 3. Сообщение учителя по теме: 3.1. Понятие об адаптации, адаптационном периоде; 3.2. Физиологические трудности первоклассников в адаптационный период. Пути их преодоления; 3.3. Социально-психологические трудности первоклассников в адаптационный период. Пути их преодоления; 4. Коллективное обсуждение проблемы; 5. Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?» 6. Подведение итогов собрания.
Конспект родительского собрания.docx

Конспект родительского собрания

Класс: 1

Тема: Трудности адаптационного периода первоклассников и пути их преодоления.

Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по вопросу адаптационного периода первоклассников; создание условий для осознания родителями возможных ошибок в воспитании детей и их последствий в дальнейшей жизни; содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность классного коллектива; принятие коллективных решений и выработка единых требований школы и семьи в воспитании детей.

Оборудование: анкетные листы

 

План собрания

1. Организация начала собрания;

2. Сообщение темы, повестки собрания;

3. Сообщение учителя по теме:

3.1. Понятие об адаптации, адаптационном периоде;

3.2. Физиологические трудности первоклассников в адаптационный период. Пути их преодоления;

3.3. Социально-психологические трудности первоклассников в адаптационный период. Пути их преодоления;

4. Коллективное обсуждение проблемы;

5. Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

6. Подведение итогов собрания.

Содержание собрания

1. Организация начала собрания

Здравствуйте, уважаемые родители!

 

2. Сообщение темы, повестки собрания

Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный момент в жизни каждого школьника, особенно его первые месяцы. С момента поступления ребенка в школу его жизнь сильно меняется: меняется образ жизни, меняется распорядок дня, появляется новая обстановка, новые люди, привычные игры заменяются трудоемким обучением, увеличиваются обязанности, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. Наша с вами задача сделать все возможное, чтобы этот не легкий период для наших первоклашек прошел как можно быстрее и комфортнее. Тема сегодняшнего собрания «Трудности адаптационного периода первоклассников и пути их преодоления»

 

3. Сообщение учителя по теме:

3.1. Понятие об адаптации, адаптационном периоде

Адаптация – это приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня, новом укладу жизни, к новым обязанностям.

Выделяют несколько условий возникновения необходимости психологической адаптации ребёнка к школе. Первое условие - меняется социальная позиция: из дошкольника он превращается в ученика, появляются такие обязанности, как делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным и дисциплинированным. Второе условие - смена ведущего вида деятельности. С приходом в школу дети начинают овладевать учебной деятельностью, которая построена на основе произвольных усилий ребёнка, она малоподвижна и требует больших усилий ребенка. Третье условие - сдерживание двигательной активности инициативного ребёнка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

 Какие трудности, по вашему мнению, могут возникнуть или же уже возникли у наших детей в первом классе? (Ответы родителей)

Трудности, вызванные адаптационным периодом, можно разделить на две группы: физиологические и психологические.

 

3.2. Физиологические трудности первоклассников в адаптационный период. Пути их преодоления

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов:

Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией». Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате у первоклассников понижается иммунитет, в сентябре многие из них болеют, наблюдаются головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания. Организм ребенка только начинает приспосабливаться к новым условиям.

Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия, но по-прежнему иммунная система слабая и наблюдается все те же проблемы, что и в первом этапе, но уже в более легкой форме.

Некоторые дети к концу 1 четверти худеют, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых – повышается (признак сильного переутомления).

Далее наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Постепенно иммунная система крепнет, восстанавливается хороший сон, аппетит, нормализуется психическое здоровье. Организм ребенка стремится к восстановлению нормальной жизни.

Результаты научных исследований и опыта работы массовой школы говорят о том, что одной из серьезных проблем, стоящих перед современной начальной школой, является увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.

Поэтому после летнего отпуска, не успев переступить порог школы, ребенок начинает болеть. А виной тому сниженный иммунитет, ослабленный адаптационный механизм. Иммунная система защищает организм от инфекций. На умение организма противостоять инфекциям, а в случае заболевания переносить их легко и без осложнений влияет общее состояние организма, его жизненный тонус. Задача родителей заключается в том, чтобы укрепить защитные силы ребенка, подготовить его к учебному году.

Для этого необходимо:

1. Укреплять иммунитет.

2. Организовать правильное питание, содержащее большое количество фруктов и овощей, мяса и рыбы; исключить вредную пишу, в особенности жаренную и с большим количеством жира.

3. Проводить закаливание. Это может быть водное и солнечное закаливание, закаливание ветром. Закаляясь организм приспосабливается к различным природным условиям и уже не так остро реагирует на них.

4. Укреплять костно-мышечную систему. С поступлением ребенка в школу уровень его физической активности значительно снижается, а 2-3 урока физической культуры в неделю не могут в полной мере возместить все необходимое, поэтому ребенка регулярно стоит привлекать к занятию спортом, к подвижным играм для стабилизирования умственной и физической деятельности в жизни ребенка.

5. Организовать правильный и рациональный режим дня, с не менее 2-х часовым пребыванием ребенка на свежем воздухе и 10-11 часовым сном.

 

3.3. Социально-психологические трудности первоклассников в адаптационный период. Пути их преодоления

Вторая группа: социально-психологическая адаптация.

Социально-психологическая адаптация - это процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях. Этот процесс многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой.

Все изменения в поведении ребенка, как правило, отражают особенности социально-психологической адаптации к школе. Как правило, индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей. Это могут быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть, наоборот, заторможенность, вялость, депрессия. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу.

Особое значение имеет  собственное восприятие ситуации ребенком. Если первоклассник начинает справляться с учебным материалом, чувствует себя защищенным во время пребывания в школе, удовлетворен отношениями со сверстниками, то ситуация приобретает для него другой личностный смысл. Теперь он уже не относится к ситуации «я в школе» как к чрезвычайной, это теперь уже становиться для него привычной частью жизни. Ребенок как бы дает сигнал своему организму, что все нормально. Реакция тревоги стихает, а в ответ  системы организма перестают «подстегиваться», организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения, адаптация постепенно становится устойчивой.

Однако, если по каким либо причинам ребенок чувствует себя незащищенным, тревога сохраняется на высоком уровне или даже растет, то в конечном счете наступит стадия истощения. Возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут приводить к серьёзным нарушению физиологического и психологического здоровья ребенка.

Взрослые, чаще всего, не понимают серьезности проблемы адаптации для детей. В капризах ребенка они видят в первую очередь проявление его невоспитанности или распущенности. Родители могут получить рекомендации «быть строже». Подобные действия взрослых усиливают стрессовое давление на ребенка и, как правило, не дают результата, а могут даже способствовать усилению имеющихся проблем. В результате упускается время, благоприятное для коррекции, процесс адаптации затягивается, происходит дополнительное отягощение: у некоторых детей формируется позиция неуспешного ученика, они теряют желание учиться, снижается самооценка ребенка, у части детей утомление нарастает и в дальнейшем может возникнуть стойкое нарушение социального функционирования, ухудшается здоровье.

У детей, реагирующих по типу негативизма, возможно формирование непродуктивных и разрушительных поведенческих стереотипов, нарушение в сфере общения со сверстниками и, как следствие, также формирование выраженных форм нарушений нервно-психического здоровья.

Для успешной социально-психологической адаптации ребенка необходимо придерживаться несколько несложных правил:

Обеспечивать благоприятный психологический климат в отношении ребенка со стороны всех членов семьи;

Обязательно проявлять интерес к школе, классу, к каждому прожитому ребенком в школе дню;

·        Неформально общаться со своим ребенком после пройденного школьного дня;

·        Не допускать физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей;

·        Учитывать темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению;

·        Предоставлять ребенку самостоятельности в учебной работе и организовать обоснованный контроль за его учебной деятельностью;

·        Поощрять ребенка и не только за учебные успехи;

·        Морально стимулировать достижений ребенка;

·        Развивать самоконтроль, самооценку, самодостаточность ребенка.

 

4. Коллективное обсуждение проблемы

Есть вопросы по вышесказанному? (Ответы родителей)

Есть ли возражения или дополнения? (Ответы родителей)

Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Но мы должны максимально оказывать поддержку ребенка в этот нелегкий для него период.

Продолжите начатое предложение: “Мой ребёнок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я … ”

 

5. Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе. (Раздаем анкеты). Если Вы согласны с утверждением, то поставьте “+” Если утверждение к Вам не относится, то поставьте “-”

      Моему ребенку нравится учиться в школе.

      Мой ребенок активно общается с одноклассниками.

      Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.

      Мой ребенок часто рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.

      В школе много учителей, которые нравятся.

      Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей.

      Мой ребенок делает уроки без напоминания.

      Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество положительных ответов.

7-8 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока не приходится опасаться неожиданностей из школы.

5-6 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, чаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

3-4 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-2 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины и наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

 

6. Подведение итогов, принятие совместных решений

Наше собрание подходит к концу. Буду рада, если рекомендации, полученные вами, помогут успешно преодолеть трудности первого класса. Будьте рядом с детьми, поддерживайте их во всем. Помните, что только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат. Более детально с проблемой «Трудности адаптационного периода первоклассников и пути их преодоления» вы сможете ознакомиться в следующей литературе:

      Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А. Соловьева - М.: ВАКО, 2008. - 72 с.

      Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация / Е.В. Меттус - М.: Учитель, 2007. - 302 с.

Всего доброго, до новых встреч.


 

Конспект родительского собрания

Конспект родительского собрания

Наша с вами задача сделать все возможное, чтобы этот не легкий период для наших первоклашек прошел как можно быстрее и комфортнее

Наша с вами задача сделать все возможное, чтобы этот не легкий период для наших первоклашек прошел как можно быстрее и комфортнее

Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией»

Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией»

Проводить закаливание. Это может быть водное и солнечное закаливание, закаливание ветром

Проводить закаливание. Это может быть водное и солнечное закаливание, закаливание ветром

Однако, если по каким либо причинам ребенок чувствует себя незащищенным, тревога сохраняется на высоком уровне или даже растет, то в конечном счете наступит стадия истощения

Однако, если по каким либо причинам ребенок чувствует себя незащищенным, тревога сохраняется на высоком уровне или даже растет, то в конечном счете наступит стадия истощения

Развивать самоконтроль, самооценку, самодостаточность ребенка

Развивать самоконтроль, самооценку, самодостаточность ребенка

Ребенку крайне необходима ваша помощь

Ребенку крайне необходима ваша помощь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2024