Изобразительное искусство 4 класс.
Раздел «Каждый народ – художник».
Конспект урока – путешествия «восточная Ярмарка»
(с использованием: технологии КТД, «Лист путешественника»).
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) |
Организационный этап |
Слайд №1 Организация местоположения каждого ученика. Приветствие. Проверка отсутствующих, проверка готовности. |
Занимают свои места, приветствуют присутствующих. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
Этап мотивации и актуализации знаний
|
Сегодня у нас очень необычный урок. Во- первых, мы будем работать группами, во- вторых, мы будем использовать на уроке новую форму, которая называется - «французские мастерские». Слайд №2 А что такое мастерская? В толковом словаре это слово объясняется так: «мастерская- это место для работы художника». Закон французских мастерских таков: «Делай всё по- своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, контролируй себя сам!» Слайд №3 Посмотрите на следующие работы выполненные вами на предыдущих уроках. ( учитель показывает на выставку) Что общего у всех этих работ? (архитектура, природа, декор ) Вы правы. Но их объединяет ещё то, что мы путешествуем с вами по разным странам. Слайд №4 Мы продолжаем свое Путешествие . Учитель раздаёт детям «Листы путешественников» и предлагает делать в них записи новых понятий, необходимые для последующей индивидуальной работы зарисовки. Далее внимание детей обращается на зрительный ряд на доске. Отправимся туда, но не с пустыми руками. Будем менять товар на ваши знания. Проверим их. Слайд №5 Какой раздел мы начали изучать? Какие
мастера изобразительного искусства помогали этим народам? Слайд №7видео На чем отправимся по пустыне в город Самарканд?
|
Ученики формулируют содержание темы урока
- ответ учащихся
- ответы учащихся
. - Каждый народ художник
(от особенностей места жительства, от традиций предков).
Игла юрта аул |
Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками; Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание; |
Постановка учебной задачи
|
Сегодня мы познакомимся с мастерами Средней Азии. Жарко,
нет воды. Кругом пески. Тяжело передвигаться путникам по раскаленной пустыне.
Но вот впереди показался город (показ картинки города) – САМАРКАНД. Наша первая остановка на центральной площади, которая поражает своей красотой и совершенством. Слайд №9 Посмотрите, на площади сегодня большой базар
- Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? (Восточный базар. В гостях па восточном базаре) Слайд №10
|
Ученики ставят перед собой задачу, называют тему, используют ассоциации.
|
Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов;
|
Целеполагание
|
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Мы с вами заканчиваем путешествие и возвращаемся домой. А когда возвращаемся домой – что мы привозим родным и близким из путешествия? (сувениры…) Слайд №11 Как вы думаете, где мы можем приобрести сувениры? (На ярмарке) Слайд №12 А можем ли мы с вами сами сделать сувениры? Где изготавливают сувениры? (в мастерских) Слайд №13 И какая же цель нашего урока? (побывать на ярмарке и сделать сувенир в мастерской своими руками) |
Ученики отвечают на поставленные вопросы.
|
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели Регулятивные: целеполагание; Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
|
Усвоение новых знаний
|
Слайд №14 ЯРМАРКА (ярмонка) — это «большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар», — такое понятие о ярмарке дает В.И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка». Действительно, ярмарка – это и место, где торговали выращенным урожаем, продавали и покупали самые разные товары, и возможность отдохнуть, повеселиться, “людей посмотреть и себя показать”. Слайд №15 Так давайте же и мы с вами отдохнем и повеселимся. На ярмарке каждый торговал как и где только мог. -Что мы видим на картинках? Какой товар? Слайд №16
Ковроткачество имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества передавались из поколения в поколение. Слайд №17 Наибольшим спросом у них пользовались сшитые из отдельных полос ковры, ковры паласного типа и др. В коврах, присутствует довольно несложная кайма с разделительными полосами, обрамляющими центральное поле ковра. Слайд №18 В центральной части ковра обычно один и тот же геометрический или растительный рисунок со сложным сочетанием завитков и других знаков, повторяется строгим порядком несколько раз. Слайд №19 Оригинальна и неповторима у восточных мастеров резьба по металлу: она бывает плоскостной, объемной, сквозной и дополняется росписью. Слайд №20 Резными были сундуки, посуда, музыкальные инструменты. Слайд №21 Ювелиры изготавливали различные изделия из серебра, драгоценных, полудрагоценных камней, реже из золота. Слайд №22 Чаще всего это были ожерелья - подвески - для кос, браслеты, серьги, кольца, металлические украшения к головным уборам, поясам. При выполнении ювелирных работ применялись различные технологии: штамповка, сварка, плавка, отлив, чеканка и др. Слайд №23 Ювелирные изделия украшали различными орнаментальными мотивами: кругами, завитками, зигзагами, розетками и т. д. Слайд №24 С незапамятных времен люди лепили из глины разнообразные сосуды. Они научились обжигать глиняную посуду, и создавать ее с помощью гончарного круга. Появлялись гончарные мастерские, создавая сосуды различной формы. Слайд №25 Затем, изделия обжигали в большой печи и передавали художнику. Снаружи керамические изделия покрывались минеральными красками и украшались линейным орнаментом. Слайд №26 В мастерских изготавливали кувшины разной формы и размеров, кружки, котлы, чаши. |
Прослушивание музыкального фрагмента Балет «Петрушка» И. Стравинского
Исполнение песни «Бабушка, испеки оладушки»
Просмотр учащимися презентации, отвечают на вопросы. |
Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
|
Первичная проверка понимания
|
Слайд №27 Я предлагаю сегодня нам с вами поработать в так называемых мастерских и показать наш талант, наше умение создавать красивые вещи и наши навыки в украшении различных предметов восточным орнаментом. В конверте лежит загадка- пазл, соберите её в группе, обсудите, сформулируйте и сообщите нам свою тему. Также в конверте лежит палитра тех красок, которыми вы будете пользоваться. ( Гончары, Ювелиры, Ковроделы, Резчики по металлу)
|
Работа в группе
|
Личностные
|
Творческая практическая деятельность (теория)
|
Учитель организует деятельность по применению новых знаний.
У нас 4 мастерских: гончарная, ювелирная, резьбы по металлу, ковроткачества. Каждой мастерской предлагается украсить изделия и представить на восточном базаре, показав свое мастерство. - На столе у каждой группы лежит технологическая карта, где подробно написано, что делать и в какой последовательности Давайте познакомимся с ней и с критериями оценивания ваших творческих замыслов Слайд №29 Руководитель группы берет на себя обязанность распределить работу между его мастерами, а затем представить всем их работу. |
Учащиеся знакомятся с творческим заданием и выбирают в руководителя группы, который будет презентовать работы. |
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
Релаксирующая физминутка «Свеча»
|
Исходное положение- сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. - Мы с вами немного отдохнули, ну, а теперь пришло время приступить к работе. |
|
|
Творческая практическая деятельность (практика) |
Слайд №30 Работа по технологическим картам Во время практической работы учитель делает целевые обходы.
|
Включается музыкальное сопровождение |
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
Оценивание и анализ работ |
Слайд №31 Выполненные работы вывешиваются на готовые стенды. Слайд №32 Руководители групп представляют свои работы по плану, предложенному в технологической карте.
|
Примерный план защиты руководителя каждой группы: “Добрый день уважаемые гости. Наша гончарная мастерская предлагает вашему вниманию различные изделия из керамики. Это..... Чтобы они радовали ваш глаз и украшали ваш дом, наши мастера расписали их разными узорами. Здесь и...... Наши изделия прекрасны и практичны и прослужат вам долго. И т.д.” |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Рефлексия деятельности
|
Учитель организует рефлексию.
Учитель. Красивые получились изделия? Что помогло сделать их такими красивыми? Можем ли мы теперь сказать, что знаем о культуру Средней Азии? Слайд №33 Давайте повторим. А подсказкой для вас будет «Лист путешественника». (Беседа с классом.) Угадай: (Культура Средней Азии) · Мастер, создающий изделия из серебра, золота и драгоценных камней. (Ювелир) · Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо. (Орнамент) · Шерстяной материал, используемый для утепления ковроткачества. (Шерсть). · Мусульманское культовое сооружение…(мечеть) · Место для работы художников … (мастерская) · Большой торговый съезд и привоз и продажа товара… (ярмарка) Довольны ли вы своими результатами? Обратите внимание, какая замечательная работа получилась у сегодняшней творческой группы, выполнившей коллективную работу. Что почувствовали вы, прикасаясь к культурному наследию Средней Азии? |
Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. Делают вывод, что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения |
Познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
Итог урока |
Слайд №34 Закончить урок я хочу пожеланием-благословением. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верили, что доброе слово, поможет стать человеку лучше. Стань опорой
всего народа, а не только опорой дома своего. Урок окончен. Желаем вам провести с пользой каникулы и как вы знаете- на каникулах домашнее задание не задается. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.