Конспект урока 2 класс "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ход урока.docx

2 класс Урок №12

Ход урока

1.     Организационный момент.

Учитель: (Слайд 1) Приветствие

Добрый день!

Добрый день!

Все отбросили мы лень?

В коридоре пел звонок

Это начался урок!!

2.                   Актуализация знаний.

Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Слайд 2)

·         С каким музыкальным спектаклем познакомились?

·        Что такое балет?

·        С какими балетами, и каких композиторов познакомились?

3.                 Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.

Учитель: (Слайд 3) Сегодня мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь нужно вспомнить, что такое музыкальный театр?

Учитель:  Что такое музыкальный театр? (Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка)

Учитель:  (Слайд 4) Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня. Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре? (Оперы и балеты)

Учитель: (Слайд 5)  Что такое опера? (Опера - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют)

Учитель:  (Слайд 6) Что такое балет? (Балет-это музыкальный спектакль, в котором все танцуют)

Учитель:  (Слайд 7) Мы с вами уже знаем, что в музыкальном театре ставят оперы и балеты, там еще проходят различные концерты, представления.

Учитель:  А как вы думаете, как называется театр, где ставят только одни оперы и балеты?

Учитель:  О чем мы сегодня поговорим на уроке? (О музыкальном театре оперы и балета)

Учитель: (Слайд 8) Попробуйте назвать тему нашего урока?

Тема урока: «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера»

4.                 Работа над темой.  Актуализация знаний.

Учитель: (Слайд 9) Во многих больших городах России есть театры оперы и балета.

Учитель: (Слайд 10) В Москве это известный во всём мире Большой театр. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.

Учитель:  (Слайд 11) А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство.

Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш» П.И.Чайковского.

Учитель: (Слайд 12) Ребята, а в каком музыкальном спектакле исполняется эта музыка? (В балете)

Учитель: Из какого балета эта музыка? («Щелкунчик» П. И. Чайковский)

Учитель: Ребята, какой музыкальный жанр вы здесь услышали? Песня, танец или марш? (Это марш)

Учитель: Что вам подсказало, что это был марш? (Хочется маршировать, и слышен чёткий, ровный ритм)

Учитель: (Слайд 13) Посмотрите на картинку и скажите, кто на ней изображен?

Учитель: (Слайд 14) Что такое симфонический оркестр?

Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения на музыкальных инструментах.

Учитель: (Слайд 15) А кто стоит во главе симфонического оркестра?

Учитель: (Слайд 16) Обратите внимание, у этого человека нет в руках инструмента, он держит…(Палочку)

Учитель: (Слайд 17)  

Взмахнет волшебной палочкой,

И музыка звучит,

Палочка застынет,

И весь оркестр молчит.

Палочка подскажет,

Кому пора вступать,

Палочка укажет,

Как  музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром управляет,

А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?

Учитель: (Слайд 18) Кто такой дирижёр?

Дирижёр – это человек, который руководит оркестром.

Учитель: (Слайд 19) При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения.

Учитель: (Слайд 20) Дирижер стоит перед оркестром на возвышении – кафедре, на которой находится  партитура.

Учитель: В партитуре расписаны все партии инструментов оркестра, дирижер  помогает музыкантам и певцам выступать согласовано.

(Слайд 21) Видеофрагмент дирижирования из балета «Щелкунчик».

Учитель: (Слайд 22) Как вы думаете, как звучит музыка в «исполнении» дирижёра?

Учитель: Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало? (Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица)

Учитель: Какие у него движения? (Осторожные, мягкие...)

Учитель: (Слайд 23) Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр.

Физминутка (Слайд 24-36)

 Учитель: (Слайд 37) Расцвет русской оперы связан с творчеством М.И.Глинки.

Учитель: (Слайд 38) В Мариинском театре Санкт-Петербурга впервые была поставлена сказочная опера «Руслан и Людмила».

Учитель: (Слайд 39) Сейчас мы послушаем фрагмент из этой оперы под названием «Марш Черномора». Что вы представили, когда слушали эту музыку?

Слушание фрагмента из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки – «Марш Черномора».

Учитель: (Слайд 40)

·       Ребята, что вы представили, когда слушали музыку?

·       Каким изображен Черномор?

·       Как звучит музыка?

·       Какой жанр нам встретился в этом произведении?

·       Ребята, как вы думаете, удалось композитору Глинке передать в этом марше характер злодея Черномора?

5.     Вокально-хоровая  работа:

Упражнения  по восстановлению  дыхания.

Дыхательная  гимнастика  по  Стрельниковой.

Распевание.

Песня:

6.                 Рефлексия (подведение итогов)

Учитель: Подведем итог урока:

 

Учитель: Домашнее задание