Дата: 16.04.2020г. ФИО учителя: Контробаева А.В.
Школа: МБОУ «Еткулькая СОШ» ФИ студента: Печеркина А.И.
Класс: 4 в ФИО методиста: Галлиулина Н. К.
Кабинет: 2
Конспект урока по русскому языку
Тема урока: «Возвратные глаголы»
Цели деятельности учителя: овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения различать возвратные и невозвратные глаголы.
Планируемые результаты:
Предметные:
· Знать: формы глагола в том числе и возвратного, понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);
· уметь: обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний, находить в тексте возвратные глаголы.
Личностные:
· способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
· проводить самооценку своих действий;
· развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы |
Хроно-метраж |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя. |
1 мин |
- Здравствуйте, ребята! - Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу. - Садитесь. - Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату?
- Как вы понимаете это высказывание?
- Отлично, молодцы. |
Приветствовать учителя. - Не то беда, что мы всегда Чего-нибудь не знаем, А то беда, что иногда Незнание скрываем. А если знаешь сам, чего Не знаешь, не умеешь, Тогда добьёшься своего, Узнаешь, поумнеешь. - Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать |
Р.: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
II.Актуализация знаний и мотивация
Словесный: диалог.
Практический: работа в тетради.
|
5 мин |
- Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа». - Ребята, посмотрите на экран. На экране представлены буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск , возвр.ф. - Запишите их каллиграфичным почерком к себе в тетрадь - По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду. - А как по-вашему, что может обозначать возвр.ф.? -Хотите узнать? - Теперь напишите эти слова послностью на другой строчке. - обозначьте орфограммы. Какое слово труднее всего писать? - А сейчас возьмите в руки карандаш, посмотрите на экран, сравните, верно ли вы написали. - Если слово написано верно, поставьте рядом с ним плюс, если допущена ошибка – минус. - Ребята, скажите, с какими трудностями вы столкнулись при написании этих слов?
- Это словарные слова, их написание нельзя проверить, поэтому их нужно запомнить. - Скажите, что такое глагол?
- Как изменяется глагол?
|
Выполняют каллиграфичное письмо
- Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое
- сказуемое, возвратная
- Со словами, у которых нет проверочных слов, поэтому было трудно определить, кукую букву нужно писать.
- Самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать?, обозначающая действие или состояние предмета. - Глаголы изменяются по временам, числам и лицам. |
Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
П.: структурирование знаний.
|
III.Постановка учебной задачи
Словесный: диалог.
|
3 мин |
Прочитайте глаголы и сравните их. - Что вы можете сказать? -Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? - Что придает вторым глаголам такое значение? -Чем глаголы отличаются по форме? - Вы знаете, как называются такие глаголы? -Что мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему. Значит, наша задача на уроке: 1)узнать как называются такие глаголы, 2)какие значения они имеют 3)как пишутся такие глаголы. - Все верно. |
Расчесывает – расчесывается Одевает – одевается Моет – моется
-ся - нет
- Тема нашего урока: «Возвратные глаголы» - Цели: узнать, что такое возвратные глаголы, как они пишутся. |
П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
|
IV.Открытие нового знания Практический: работа с книгой.
Словесный: диалог.
Практический: работа в карточках. |
15 мин |
Ученики сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый вопрос: что такое -ся? – В чём особенность этого суффикса? -Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». - Запишем два предложения. Сильный ветер качает ветви деревьев. Ветви деревьев качаются. -Выделите грамматическую основу. Что заметили? В чем различие глаголов по смыслу? А на письме? - Как могут называться такие глаголы? - К глаголу присоединяется частичка –СЯ, она придает ему такой смысл, которого без нее не было, т.е. возвращение действия, которое обозначается суффиксом – ся. Сделайте вывод: как различаются глаголы с –ся и без –ся по смыслу? – Ответ на вопрос «Как называется такая форма глагола?» вы найдёте самостоятельно на страничке учебника 102. - Ко прочитает правила в желтой рамке? -Как называются такие глаголы? Прячется – прячет себя. Моется – моет себя. Катается – катает себя. - Назовите показатель возвратных глаголов. - На какие вопросы отвечают возвратные глаголы? - Что особенного в возвратных глаголах неопределённого времени? - Посмотрите на №210 Почитайте. На какой вопрос отвечают глаголы из первого столбика? - А из второго? - В чем их сходство? А какие различия они имеют? - Составьте два предложения. Первое со словом умывать, а второе со словом умываться. - Что у вас получилось? - а кого направлено действие в первом предложении? - А во втором? - Спишите к себе в тетрадь эти два столбика с глаголами и подчеркните суффикс –ся, а также мягкий знак. – Прочитайте глаголы, которые вы выписали |
Это суффикс.
Он стоит в конце слова после -ть.
Выделяют грамматическую основу
В первом предложении – действие выполняет ветер, оно направлено на другой предмет, на верхушки. Во втором предложении – действие возвращается к действию самого предмета
Глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека.
- Действия, переходящие на предмет, на самого себя.
- ся - Что делать? Что сделать? - В них мы всегда пишем мягкий знак (ь)
- что делать? - что сделать? - Пишется мягкий знак - в первом столбике действия совершаются на данный момент, а во втором уже были сделаны.
- на кого-то - на самого себя
Выписывают в тетрадь |
Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
П.: поиск и выделение необходимой информации.
Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
V.Первичное закрепление во внешней речи Практический: работа с книгой.
Словесный: диалог.
|
4 мин |
- На столе у вас карточки разного цвета Возьмите карточку зеленого цвета. Прочитайте стихотворение. Возьмите карточку красного цвета, прочитайте стихотворение. Чем отличается запись на зеленой карточке от записи на красной карточке? -Сопоставьте произношение и написание этих одинаковых слов. -Когда пишется –ца, а когда –тся, - ться? - Теперь выполним в парах упражнение 214. - Прочитайте задание. Какое исследование нам нужно провести? - Письменно проспрягайте глаголы в тетради. (1 л.) я учусь, засмеюсь мы учимся, засмеёмся (2 л.) ты учишься, засмеёшься вы учитесь, засмеётесь (3 л.) он учится, засмеётся они учатся, засмеются. -Какой вывод можно сделать? -Как определить лицо и число этих глаголов? |
-Солнце сади[ца], Струи[ца] води[ца]. Пти[ца] сини[ца ] в воду гляди[ца]. - Солнце садится, Струится водица. Птица синица в воду глядится. - На карточке зеленого цвета- слова записаны с использованием транскрипции. А на карточке красного цвета эти же слова, записаны буквами. -ца только у имен существительных
Учащиеся работают в парах. Они спрягают глаголы и делают вывод, что возвратные глаголы изменяются по лицам и числам. Лицо и число определяется так же как и у других глаголов |
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
|
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Словесный: слово учителя.
Практический: работа с карточками. |
4 мин |
- У вас на столе карточка. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку. - Из предложений нужно выписать только возвратные глаголы. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом –СЯ. - Прочитайте эти предложения. - Кому не понятно задание? - Молодцы. Сейчас обменяйтесь со своим соседом. Мы с вами проверим ваши работы. - Отлично. Сверьте со слайдом и поставьте либо «+», либо «-». - Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту. |
Слушают задание.
Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. Любишь кататься, люби и саночки возить.
Учащиеся выписывают только возвратные глаголы. (Напиться, наклониться, кататься.) |
Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
П.: структурирование знаний.
|
VII.Включение в систему знаний
Словесный: беседа.
Практический: работа с упражнением
Словесный: беседа. |
5 мин |
- Замените словосочетания одним словом и запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс и подчеркните мягкий знак. Допустить ошибку снять одежду приходить в негодование испытывать волнение, тревогу ученик приветствует кого-нибудь при встрече -Какое здесь слово лишнее и почему? -Проверьте, где надо писать ь, а где нет. -Теперь давайте попробуем разобрать слова по составу. - Какой суффикс есть во всех этих словах? - А что особенно в основе?
|
Один ребёнок работает у доски
Ошибиться Раздеться Злиться Волноваться Здоровается - здоровается, у него нет мягкого знака. У доску другой ученик
- ся - Она не включается в себя –ть, а прерыввается. |
Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
|
VIII.Рефлексия деятельности
Словесный: беседа. |
3 мин |
- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня? - Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?
- Реализовали ли мы их? - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...» - Используем такие варианты ответа как: Было трудно ... Было интересно ... Было не понятно ... Было легко … - Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. |
- Тема нашего урока: «Возвратные глаголы» - Цели: узнать, что такое возвратные глаголы, как они пишутся - Все цели мы реализовали. Анализировать свою работу на уроке.
|
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.