Конспект урока

  • Работа в классе
  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 22.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Возвратные глаголы
Иконка файла материала 16,04,2020 Возвратные глаголы.docx

Дата: 16.04.2020г.                                                                                                                   ФИО учителя: Контробаева А.В.

Школа: МБОУ «Еткулькая СОШ»                                                                                             ФИ студента: Печеркина А.И.

Класс: 4 в                                                                                                                                       ФИО методиста: Галлиулина Н. К.              

Кабинет: 2                                                                 

 

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «Возвратные глаголы»

Цели деятельности учителя: овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения различать возвратные и невозвратные глаголы.

Планируемые результаты:

Предметные:

·        Знать: формы глагола в том числе и возвратного, понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);

·        уметь: обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний, находить в тексте возвратные глаголы.

 

Личностные:

·        способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;

·        проводить самооценку своих действий;

·        развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

 

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

 

 

 

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

 

Словесный: слово учителя.

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу.

- Садитесь.

- Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату?

 

- Как вы понимаете это высказывание?

 

 

 

 

 

 

- Отлично, молодцы.

Приветствовать учителя.

- Не то беда, что мы всегда

Чего-нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

Незнание скрываем.

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь,

Тогда добьёшься своего,

Узнаешь, поумнеешь.

- Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать

Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Актуализация знаний и мотивация

 

Словесный: диалог.

 

Практический: работа в тетради.

 

 

5 мин

- Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа».

- Ребята, посмотрите на экран. На экране представлены буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск , возвр.ф.

- Запишите их каллиграфичным почерком к себе в тетрадь

- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.

- А как по-вашему, что может обозначать возвр.ф.?

-Хотите узнать?

- Теперь напишите эти слова послностью на другой строчке.

- обозначьте орфограммы. Какое слово труднее всего писать?

- А сейчас возьмите в руки карандаш, посмотрите на экран, сравните, верно ли вы написали.

- Если слово написано верно, поставьте рядом с ним плюс, если допущена ошибка – минус.

 - Ребята, скажите, с какими трудностями вы столкнулись при написании этих слов?

 

- Это словарные слова, их написание нельзя проверить, поэтому их нужно запомнить.

- Скажите, что такое глагол?

 

- Как изменяется глагол?

 

 

 

 

Выполняют каллиграфичное письмо

 

 

- Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое

 

 

 

 

- сказуемое, возвратная

 

 

 

- Со словами, у которых нет проверочных слов, поэтому было трудно определить, кукую букву нужно писать.

 

- Самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать?, обозначающая действие или состояние предмета.

- Глаголы изменяются по временам, числам и лицам.

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

 

П.: структурирование знаний.

 

 

III.Постановка учебной задачи

 

Словесный: диалог.

 

3 мин

Прочитайте глаголы и сравните их.

- Что вы можете сказать?

 -Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах?

- Что придает вторым глаголам такое значение?

 -Чем глаголы отличаются по форме?

- Вы знаете, как называются такие глаголы? 

-Что мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему. Значит, наша задача на уроке: 1)узнать как называются такие глаголы,

2)какие значения они имеют

3)как пишутся такие глаголы.

- Все верно.

 

Расчесывает – расчесывается

Одевает – одевается

Моет – моется

 

-ся

- нет

 

 

- Тема нашего урока: «Возвратные глаголы»

- Цели: узнать, что такое возвратные глаголы, как они пишутся.

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

 

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

 

IV.Открытие нового знания

Практический: работа с книгой.

 

 

Словесный: диалог.

 

 

 

 

 

Практический: работа в карточках.

15 мин

Ученики сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый вопрос: что такое -ся?

– В чём особенность этого суффикса?

-Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».

- Запишем два предложения.

Сильный ветер качает ветви деревьев.

Ветви деревьев качаются.

-Выделите грамматическую основу.

Что заметили? В чем различие глаголов по смыслу? А на письме?

- Как могут называться такие глаголы?

- К глаголу присоединяется частичка –СЯ, она придает ему такой смысл, которого без нее не было, т.е. возвращение действия, которое обозначается суффиксом – ся.

Сделайте вывод: как различаются глаголы с –ся и без –ся по смыслу?

– Ответ на вопрос «Как называется такая форма глагола?» вы найдёте самостоятельно на страничке учебника 102.

- Ко прочитает правила в желтой рамке?

-Как называются такие глаголы?

Прячется – прячет себя.

Моется – моет себя.

Катается – катает себя.

- Назовите показатель возвратных глаголов.

- На какие вопросы отвечают возвратные глаголы?

- Что особенного в возвратных глаголах неопределённого времени?

- Посмотрите на №210 Почитайте.

На какой вопрос отвечают глаголы из первого столбика?

- А из второго?

- В чем их сходство?

А какие различия они имеют?

- Составьте два предложения. Первое со словом умывать, а второе со словом умываться.

- Что у вас получилось?

- а кого направлено действие в первом предложении?

- А во втором?

- Спишите к себе в тетрадь эти два столбика с глаголами и подчеркните суффикс –ся, а также мягкий знак.

– Прочитайте глаголы, которые вы выписали

Это суффикс.

 

Он стоит в конце слова после -ть.

 

 

 

Выделяют грамматическую основу

 

 

В первом предложении – действие выполняет ветер, оно направлено на другой предмет, на верхушки. Во втором предложении – действие возвращается к действию самого предмета

 

 

Глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека.

 

 

 

- Действия, переходящие на предмет, на самого себя.

 

 

- ся

- Что делать? Что сделать?

- В них мы всегда пишем мягкий знак (ь)

 

 

- что делать?

- что сделать?

- Пишется мягкий знак

- в первом столбике действия совершаются на данный момент, а во втором уже были сделаны.

 

- на кого-то

- на самого себя

 

Выписывают в тетрадь

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

 

 

 

 

 

 

П.: поиск и выделение необходимой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с книгой.

 

Словесный: диалог.

 

 

4 мин

- На столе у вас карточки разного цвета Возьмите карточку зеленого цвета.

Прочитайте стихотворение.

Возьмите карточку красного цвета, прочитайте стихотворение.

Чем отличается запись на зеленой карточке от записи на красной карточке?

-Сопоставьте произношение и написание этих одинаковых слов.

-Когда пишется –ца, а когда –тся, - ться?

- Теперь выполним в парах упражнение 214.

- Прочитайте задание. Какое исследование нам нужно провести?

- Письменно проспрягайте глаголы в тетради.

(1 л.) я учусь, засмеюсь               мы учимся, засмеёмся (2 л.) ты учишься, засмеёшься  вы учитесь, засмеётесь (3 л.) он учится, засмеётся         они учатся, засмеются.  -Какой вывод можно сделать? 

-Как определить лицо и число этих глаголов?

-Солнце сади[ца],

Струи[ца] води[ца].

Пти[ца] сини[ца ] в воду гляди[ца].

- Солнце садится,

Струится водица.

Птица синица в воду глядится.

- На карточке зеленого цвета- слова записаны с использованием транскрипции. А на карточке красного цвета эти же слова, записаны буквами.

 -ца только у имен существительных

 

 

Учащиеся работают в парах. Они спрягают глаголы и делают вывод, что возвратные глаголы изменяются по лицам и числам. Лицо и число определяется так же как и у других глаголов

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

 

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

 

Словесный: слово учителя.

 

 

Практический: работа с карточками.

4 мин

- У вас на столе карточка. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку.

- Из предложений нужно выписать только возвратные глаголы.

Подчеркните мягкий знак перед суффиксом –СЯ.

- Прочитайте эти предложения.

- Кому не понятно задание?

- Молодцы. Сейчас обменяйтесь со своим соседом. Мы с вами проверим ваши работы.

- Отлично. Сверьте со слайдом и поставьте либо «+», либо «-».

- Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту.

Слушают задание.

 

 

Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

 

 

Учащиеся выписывают только возвратные глаголы. 

(Напиться, наклониться, кататься.)

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

 

П.: структурирование знаний.

 

VII.Включение в систему знаний

 

Словесный: беседа.

 

 

Практический: работа с упражнением

 

 

 

 

 

Словесный: беседа.

5 мин

- Замените словосочетания одним словом и запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс и подчеркните мягкий знак.

Допустить ошибку

 снять одежду  

приходить в негодование  

испытывать волнение, тревогу  

ученик приветствует кого-нибудь при встрече  

-Какое здесь слово лишнее и почему?

-Проверьте, где надо писать ь, а где нет.

 -Теперь давайте попробуем разобрать слова по составу. 

- Какой суффикс есть во всех этих словах?

- А что особенно в основе?

 

 Один ребёнок работает у доски

 

 

Ошибиться

Раздеться

Злиться

Волноваться

Здоровается

- здоровается, у него нет мягкого знака.

У доску другой ученик

 

- ся

- Она не включается в себя –ть, а прерыввается.

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

 

VIII.Рефлексия деятельности

 

Словесный: беседа.

3 мин

- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

 

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                             

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

- Тема нашего урока: «Возвратные глаголы»

- Цели: узнать, что такое возвратные глаголы, как они пишутся

- Все цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.

 

 

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.