Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +2
01.11.2022
Конспект урока
Интегрированный урок
образ женщины.docx

РМО

учителей музыки Кировского района

 

 

 

 

 

 

 

«Образ женщины - матери сквозь века»

 

(Бинарный урок МХК, ИЗО и музыки в 7 «Б» классе)

 

        

 

 

 

Учителя МХК, ИЗО, музыки

МКОУ СОШ№1 с. Эльхотово:

Улубиева О.Г.

Стрельникова И.М.

Касаева Ф.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 год

Образ женщины - матери сквозь века

(бинарный урок МХК + ИЗО + музыка)

 

 

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая» - слово святое,

То трижды священное –женщина-мать!»

                                    Л. Рогожников

 

Цели и задачи: дать представление о едином образе матери в искусстве разных народов; разных эпох истории человечества; воспитывать уважение к женщине, к матери;  укреплять  межпредметные связи (МХК, ИЗО, музыка, литература).

Зрительный ряд: репродукции картин: Рафаэль «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», К.С. Перов-Водкин «Петроградская мадонна», А.Г Венецианов «На жатве. Лето», Икона «Владимирская Богоматерь», В. Васнецов «Богоматерь с младенцем», К.Л. Хетагуров «Горянка, идущая за водой».

Дополнительный материал: репродукции картин, (презентация по теме), стихи,  клип с песней «Милая мама», песня «Милая мама», «Ave Maria» Ф. Шуберта в исполнении Робертино Лоретти (запись)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  интерактивная доска.

 

ХОД  УРОКА

Организационный момент.

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы урока.

Работа по теме урока.

У. МХК: - Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования.

Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему.

Главными и неизменными в этом постижении оставались идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком.

От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных  гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше – около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» – фигурки женщин высотой 10-15 см., обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во мн. др. мира. Возможно, они символизировали плодородие, либо были  связаны с культом  женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу.

Показ женских статуэток.

У. ИЗО: - Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями

«Палеолитические Венеры» - образ подчёркивающий женское начало, созревание новой жизни. Воплощение идеи материнства и продолжения рода.

Они выглядят крайне примитивными. Их лица были заменены гладкой выпуклостью без прорисовки отдельных черт, руки, ступни ног были едва намечены, туловище излишне вытянуто. Особое внимание было уделено всему тому, что подчеркивает женское начало: большие грудь и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет жизнь.

 

У. МХК: - Следующая культурно-историческая эпоха, о которой мы поговорим на уроке, - это средневековье.

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери.
В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси – с Богородицей, (показ иконы)  которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

 

У. ИЗО: - Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирской Богоматери», созданная в Константинополе в XII веке. Тогда же  она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли.

Сын тянется к матери, обнимает её, вопрошает по-взрослому осмысленным взглядом. Мать отвечает спокойным наклоном головы, она прильнула к его щеке, но не смотрит на сына. Она смотрит на зрителя, как бы обращая его внимание на того, кого она боготворит своей любовью, но не в силах спасти.

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». На ее строгом, полном душевного благородства и немой укоризны лице, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.

 

Подготовленный ученик 1:

Склоняся к юному Христу,

Его Мария осенила,

Любовь небесная затмила

Её земную красоту.

А он в прозрении глубоком,

Уже вступая с миром в бой,

Глядит вперёд — и ясным оком

Голгофу видит пред собой.

 

У. ИЗО: - Эта икона - величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.

Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю, ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. Заменили коней – и они стояли как вкопанные. С тех пор и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нем эту удивительную икону. Много раз выручала и охраняла она русских людей на полях сражений и в трудовых деяниях.

Русская икона… В мировом искусстве это явление уникальное. Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней лёгкости, ощущение гармонии. Иконы исцеляют, спасают…

У. МХК: - Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесло иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты.

Титаны Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан стремились к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится Мадонна, Дева Мария с Младенцем – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений на эту тему станет «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи. (показ картины) – жемчужина коллекции Эрмитажа.

На картине изображена юная Мария, держащая на руках младенца. Ее склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют ее светлым материнским чувством.

В прохладных залах Эрмитажа,
Среди героев и дриад,
На фоне мирного пейзажа

Она к ребенку клонит взгляд.

Была ль та женщина земная,
Простой моделью для него,
Иль, краски легкие втирая,
Он видел в смертной божество.

Не все ль равно?

И вот, ничем не знаменита,
Ткача иль медника жена,
Живет теперь Мадонна Лита

В глазурной дымке полотна.

С ней столько душ вошло в единство,
Она пленила столько глаз,
И вечный светоч материнства,
Зажженный ею, не угас.

 

У. ИЗО: - Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна», в которой гениально воплощены идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Да, это одна из самых прекрасных картин на земле.

- В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).

У. Музыки: - Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.

- Давайте послушаем “Аве Марию” австрийского композитора Франца Шуберта в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.

- Ребята, вам понравилась музыка? Какие чувства возникли у вас, проникли в вашу душу при слушании этой музыки? А сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.

ДОСТОИНСТВО

МИР

РАДОСТЬ

ВЕЛИЧИЕ

ПРОСТОТА

КРАСОТА

БЛАГОРОДСТВО

ТИШИНА

СПОКОЙСТВИЕ

ЛЮБОВЬ

 

 

 

У. МХК: - Нас всегда восторгали и вдохновляли художники XVXVI веков, поскольку они отличались тем, что у них было свое видение на написание Мадонн. Они отличались гармонией, формой, красотой линейного и цветового ритма и главное – глубиной материнской, нежной любви, поднятой на уровень высокого, прекрасного идеала.

У. Музыки: - И в русской православной церкви есть подобные молитвы, обращённые к матери. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения и русские художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая.

Подготовленный ученик 2:

Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной, чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель-

Она с величьем, Он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и лучах…       (А.Пушкин)

 

В.Васнецов «Богоматерь с младенцем».

 

У. ИЗО: - Художник изобразил Богоматерь, идущей по облаку. Лицо ее вдумчивое и серьезное, дышит всей прелестью молодости. Младенец, схожий лицом с матерью, слегка наклонился вперед, властным движением как бы хочет обнять Вселенную. В его глазах горит огонь неземного вдохновения.

Работу эту можно поставить вровень с «Сикстинской мадонной» Рафаэля, на которую она похожа по построению.

У. Музыки: - Давайте послушаем тропарь – гимническое песнопение, посвященное Богородице.

Ученик 3:

Аве, Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей –

В тихом предстань сновидении ей!

Аве, Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

                                       А. Фет

 

У. ИЗО: - Пречистая – вот эталон женственности, сосредоточие благодетелей, образец для подражания… Её чарующий облик – вершина совершенства и гармонии.

У. МХК: - Не только художники эпохи Возрождения, но и русские художники в своем творчестве не обходили стороной образ женщины – матери. Признанный портретист, академик живописи  Алексей Венецианов, он создает совершенно иные образы, во многом отличные от принятых норм. Он писал простых  русских женщин – крестьянок, занятых нелегкой  работой, подчеркивая тем самым, что именно крестьянская женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и оставалась лучшей хранительницей традиций материнства.

«На жатве. Лето»

У. ИЗО: - Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы, зеленеют холмы.  В центре картины женщины – жница с ребенком на руках, она ласково обнимает его, забыв об усталости. Глядя на картину, вспоминаются строки стихотворения  Н.А. Некрасова:

 

…В полном разгаре страда деревенская,

Доля ты! –русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать…

Знай нетерпимый: равнина безлесая,

Нивы, покосы да ширь поднебесная.

Солнце нещадно палит…

 

У. МХК: - В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина.

Свое осмысление происходящих исторических событий он воплотил в прославленной «Петроградской мадонне»

На картине молодая женщина с ребенком изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой  истории.

Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий. Но все это лишь временный фон основного изображения женщины-матери. Не случайно она повернулась спиной к городу. Ее главная забота – это забота о ребенке, о его настоящем и будущем.

Самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом говорят картины разных художников.

У. ИЗО: - Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки. Она написана более семидесяти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.

- Величие и целомудрие, достоинство и женская гордость ощущаются в облике матери с картины А. А. Дайнеки. Эта картина выполнена спокойными, пастельными тонами.

 

У. МХК: - К теме материнства обращались в своем творчестве и осетинские художники. Возьмем работу Коста Хетагурова  «Горянка, идущая за водой.

В картине  художник изображает  тяжелый труд женщины - горянки.

Она многократно в день должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной ношей и в  тоже время присматривать за бегущим мальчуганом-сыном, который, того и гляди, сорвется в пропасть.

 

 ЛЕГЕНДА О МАТЕРЯХ. (на фоне музыки Глюка «Мелодия» учитель рассказывает легенду)

 

 - Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел – стрел счастья. Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом – стрелял в сторону стада, а если пахарем – в сторону поля.

Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная – из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

– Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.

Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда. В какую ярость пришёл Нептун!

– Я всех вас похороню в пучине морской! – взревел он.

Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море. Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины – сильные, красивые, никогда не стареющие. Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям.

Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

– Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!

Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав. Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя.

Они, как и отец, были некрасивы. Вышли дочери Нептуна и сказали:

– Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца. Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.

Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.

Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут - пождут матери – не возвращаются сыновья. Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

– Не дождаться вам теперь сыновей! – хохотал Нептун. – Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

И опять он закатился в страшном смехе. Тогда женщины воскликнули:

– Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.

Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.

 

У. МХК: -

-  Понравилось ли вам произведение?

- Что вы чувствовали, когда слушали его? (радость, что страшный и сильный царь Нептун не победил моряков, грусть, потому, что матери отдали всё самое лучшее своим сыновьям)

- Почему моряки сильны и непобедимы? (потому, что матери отдали им всё самое лучшее)

- Можно ли поступок матерей назвать героическим? Да!

- Ребята, сегодня мы говорили о материнском образе в музыке, литературе, живописи. А почему эта тема так близка и в прошлом, и в настоящем, и в будущем для всех людей  и для нас с вами? У нас у всех есть мама – самый близкий, родной и любимый человек на Земле.

- Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?

- Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.

Практическая часть урока. (проводит учитель ИЗО)

Итог урока:

У. МХК: - Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ женщины – матери являлся идеалом женской красоты. Идеалом, главным и неизменным, является идеал материнства. Красота женщины – это красота материнства.

У. ИЗО: - Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.


 

РМО учителей музыки Кировского района «

РМО учителей музыки Кировского района «

Образ женщины - матери сквозь века (бинарный урок

Образ женщины - матери сквозь века (бинарный урок

Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему

Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему

У. МХК: - Следующая культурно-историческая эпоха, о которой мы поговорим на уроке, - это средневековье

У. МХК: - Следующая культурно-историческая эпоха, о которой мы поговорим на уроке, - это средневековье

Любовь небесная затмила Её земную красоту

Любовь небесная затмила Её земную красоту

На картине изображена юная Мария, держащая на руках младенца

На картине изображена юная Мария, держащая на руках младенца

У. Музыки: - Все латинские молитвы, обращённые к матери

У. Музыки: - Все латинские молитвы, обращённые к матери

Богородице – Дева Мария , Царица

Богородице – Дева Мария , Царица

У. ИЗО: - Пречистая – вот эталон женственности, сосредоточие благодетелей, образец для подражания…

У. ИЗО: - Пречистая – вот эталон женственности, сосредоточие благодетелей, образец для подражания…

На картине молодая женщина с ребенком изображена на фоне революционного

На картине молодая женщина с ребенком изображена на фоне революционного

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин?

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин?

Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам

Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам

У. ИЗО: - Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители…

У. ИЗО: - Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2022