Конспект урока "Алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно"
Оценка 5

Конспект урока "Алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
информатика
10 кл
21.10.2021
Конспект урока "Алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно"
Алгоритмы перевода чисел из 2 системы счисления в 8 и 16 сс и обратно.doc

«Алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно»

Задача урока: сформировать у учащихся целостное представление о системах счисления.

Цели урока:

образовательная: изучить перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и наоборот.

развивающая: развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение); развитие внимания, восприятия; развитие познавательного ин­тереса к информатике;

воспитательная: повышение информационной культуры учащихся.

Тип урока: повторение пройденного материала и  изучение нового материала.

Форма проведения урока: лекция.

Оборудование урока: учебник по информатике, доска, мел.

Методическое обеспечение урока: учебник под редакцией Н.Угринович «Информатика и  информационные технологии».

Рекомендации по проведению лекции. Для наилучшего восприятия учащими­ся лекционного материала следует сопровождать лекцию примерами.

План урока.

1. Организационный момент — 5 мин.

2. Актуализация знаний – 10 мин.

3.   Лекция — 25 мин.

4.   Подведение итогов урока — 3 мин.

5.   Домашнее задание — 2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учеников.

Проверка подготовки учащихся к уроку.

Отметка отсутствующих.

II. Актуализация знаний.

Вопросы к письменной  самостоятельной работе (10 мин.)

1.      Написать алгоритм перевода целого числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

2.      Написать алгоритм перевода дробного числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

3.      Перевести из одной системы счисления в другую и выполнить проверку:

2510 → Х2        =110012                     17310  → Х8    =2558                       17310    Х16            =AD16                                                                           

            III. Лекция

Тема урока: «Алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно»

   Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную.

Для записи восьмеричных чисел используются восемь цифр, то есть в каждом разряде числа возможны 8 вариантов записи. Решаем показательное уравнение:

8=2I . Так как 8=23, то I=3 бита.

Каждый разряд восьмеричного числа содержит 3 бита информации.

Таким образом, для перевода целого двоичного числа в восьмеричное его нужно разбить на группы по три цифры, справа налево, а затем преобразовать каждую группу в восьмеричную цифру. Если в последней, левой, группе окажется меньше трех цифр, то необходимо ее дополнить слева нулями.

Для перевода дробного двоичного числа (правильной дроби) в 8-ную систему счисления необходимо разбить его на триады слева направо и, если в последней, правой, группе окажется меньше трех цифр, дополнить ее справа нулями. Далее необходимо триады заменить на восьмеричные числа.

 Таблица соответствия двоичных триад (группы по 3 цифры) и восьмеричных цифр:

 

Двоичные триады

000

001

010

011

100

101

110

111

Восьмеричные цифры

0

1

2

3

4

5

6

7

1.  0,1101012  Х8,     Х8 = 0,658

2. 1010,001001012Х8  , Х8=12,1128

3. 1110,010100012→ Х8  , Х8=16,2428

4. 1000,11110012  → Х8  , Х8=10,7448

 

Перевод чисел из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную.

Для записи шестнадцатеричных чисел используются шестнадцать цифр, то есть в каждом разряде числа возможны 16 вариантов записи. Решаем показательное уравнение:

16=2I . Так как 16=24, то I=4 бита.

Каждый разряд шестнадцатеричного числа содержит 4 бита информации.

Таким образом, для перевода целого двоичного числа в шестнадцатеричное его нужно разбить на группы по четыре цифры (тетрады), начиная справа, и, если в последней левой группе окажется меньше четырех цифр, дополнить её слева нулями. Для перевода дробного двоичного числа (правильной дроби) в шестнадцатеричное необходимо разбить его на тетрады слева направо и, если в последней правой группе окажется меньше четырех цифр, то необходимо дополнить её справа нулями.

Таблица соответствия двоичных тетрад и шестнадцатеричных цифр.

Двоичные тетрады

Шестнадцатиричные цифры

0000

0

0001

1

0010

2

0011

3

0100

4

0101

5

0110

6

0111

7

1000

8

1001

9

1010

10=A

1011

11=B

1100

12=C

1101

13=D

1110

14=E

1111

15=F

            1.1010012 → Х16   ,     Х16  =2916

            2.0,1101012 → Х16   ,  Х16  =0,D416.

              3. 1010,001001012→Х16  , Х16= А,2516

              4. 1110,010100012→ Х16  , Х16= Е,5116

               5. 1000,11110012  → Х16  , Х16=4,F216

            Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную.

Для перевода чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную необходимо цифры числа преобразовать в группы двоичных цифр.

 0,478→Х2  ,       Х2=0,1001112.       

 АВ16 → Х2   ,     Х2 = 101010112.

Примеры:

 Переведите восьмеричные и шестнадцатеричные числа в двоичную систему счисления:

1) 2668     2) 12708   3) 10,238    4) 26616   5) 2А1916   6) 10,2316

Ответы:1) 10110110     2) 1010111000    3) 1000,010011

                4) 101111110110    5) 10101000011001   6) 10000,00100011

IV. Подведение итогов урока

На этом уроке вы узнали о переводах из двоичной системы счисления в  восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. Давайте еще раз посмотрим на алгоритмы перевода и обобщим полученные знания  на лекции.

   Большое всем спасибо за работу. Очень рада, что вы внимательно слушали, помогали мне в работе. Теперь главное — хорошо подготовиться дома к следующему занятию.

V. Домашнее задание

1. Выучите материал лекции.

2. Перевести:

110111011011012=335558

110111011011012=1D62216

1011000010001100102 = 5410628

10000000001111100001112= 200F8716

0,101100012 = 0,5428

0,1000000000112= 0,80316

111100101,01112= 745,348

11101001000,110100102= 748,D216

4АС3516= 10010101100001101012

24738 = 101001110112

F116 = 111100012


Алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно»

Алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно»

Х 2 =11001 2 173 10 →

Х 2 =11001 2 173 10 →

A 1011 11 =B 1100 12 =C 1101 13 =D 1110 14 =E 1111 15 =F 1

A 1011 11 =B 1100 12 =C 1101 13 =D 1110 14 =E 1111 15 =F 1

D2 16 4АС35 16 = 1001010110000110101 2 2473 8 = 10100111011 2

D2 16 4АС35 16 = 1001010110000110101 2 2473 8 = 10100111011 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2021