«Алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно»
Задача урока: сформировать у учащихся целостное представление о системах счисления.
Цели урока:
образовательная: изучить перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и наоборот.
развивающая: развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение); развитие внимания, восприятия; развитие познавательного интереса к информатике;
воспитательная: повышение информационной культуры учащихся.
Тип урока: повторение пройденного материала и изучение нового материала.
Форма проведения урока: лекция.
Оборудование урока: учебник по информатике, доска, мел.
Методическое обеспечение урока: учебник под редакцией Н.Угринович «Информатика и информационные технологии».
Рекомендации по проведению лекции. Для наилучшего восприятия учащимися лекционного материала следует сопровождать лекцию примерами.
План урока.
1. Организационный момент — 5 мин.
2. Актуализация знаний – 10 мин.
3. Лекция — 25 мин.
4. Подведение итогов урока — 3 мин.
5. Домашнее задание — 2 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учеников.
Проверка подготовки учащихся к уроку.
Отметка отсутствующих.
II. Актуализация знаний.
Вопросы к письменной самостоятельной работе (10 мин.)
1. Написать алгоритм перевода целого числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2. Написать алгоритм перевода дробного числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
3. Перевести из одной системы счисления в другую и выполнить проверку:
2510 → Х2 =110012 17310 → Х8 =2558 17310 → Х16 =AD16
III. Лекция
Тема урока: «Алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно»
Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную.
Для записи восьмеричных чисел используются восемь цифр, то есть в каждом разряде числа возможны 8 вариантов записи. Решаем показательное уравнение:
8=2I . Так как 8=23, то I=3 бита.
Каждый разряд восьмеричного числа содержит 3 бита информации.
Таким образом, для перевода целого двоичного числа в восьмеричное его нужно разбить на группы по три цифры, справа налево, а затем преобразовать каждую группу в восьмеричную цифру. Если в последней, левой, группе окажется меньше трех цифр, то необходимо ее дополнить слева нулями.
Для перевода дробного двоичного числа (правильной дроби) в 8-ную систему счисления необходимо разбить его на триады слева направо и, если в последней, правой, группе окажется меньше трех цифр, дополнить ее справа нулями. Далее необходимо триады заменить на восьмеричные числа.
Таблица соответствия двоичных триад (группы по 3 цифры) и восьмеричных цифр:
Двоичные триады |
000 |
001 |
010 |
011 |
100 |
101 |
110 |
111 |
Восьмеричные цифры |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. 0,1101012 → Х8, Х8 = 0,658
2. 1010,001001012→Х8 , Х8=12,1128
3. 1110,010100012→ Х8 , Х8=16,2428
4. 1000,11110012 → Х8 , Х8=10,7448
Перевод чисел из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную.
Для записи шестнадцатеричных чисел используются шестнадцать цифр, то есть в каждом разряде числа возможны 16 вариантов записи. Решаем показательное уравнение:
16=2I . Так как 16=24, то I=4 бита.
Каждый разряд шестнадцатеричного числа содержит 4 бита информации.
Таким образом, для перевода целого двоичного числа в шестнадцатеричное его нужно разбить на группы по четыре цифры (тетрады), начиная справа, и, если в последней левой группе окажется меньше четырех цифр, дополнить её слева нулями. Для перевода дробного двоичного числа (правильной дроби) в шестнадцатеричное необходимо разбить его на тетрады слева направо и, если в последней правой группе окажется меньше четырех цифр, то необходимо дополнить её справа нулями.
Таблица соответствия двоичных тетрад и шестнадцатеричных цифр.
Двоичные тетрады |
Шестнадцатиричные цифры |
0000 |
0 |
0001 |
1 |
0010 |
2 |
0011 |
3 |
0100 |
4 |
0101 |
5 |
0110 |
6 |
0111 |
7 |
1000 |
8 |
1001 |
9 |
1010 |
10=A |
1011 |
11=B |
1100 |
12=C |
1101 |
13=D |
1110 |
14=E |
1111 |
15=F |
1.1010012 → Х16 , Х16 =2916
2.0,1101012 → Х16 , Х16 =0,D416.
3. 1010,001001012→Х16 , Х16= А,2516
4. 1110,010100012→ Х16 , Х16= Е,5116
5. 1000,11110012 → Х16 , Х16=4,F216
Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную.
Для перевода чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную необходимо цифры числа преобразовать в группы двоичных цифр.
0,478→Х2 , Х2=0,1001112.
АВ16 → Х2 , Х2 = 101010112.
Примеры:
Переведите восьмеричные и шестнадцатеричные числа в двоичную систему счисления:
1) 2668 2) 12708 3) 10,238 4) 26616 5) 2А1916 6) 10,2316
Ответы:1) 10110110 2) 1010111000 3) 1000,010011
4) 101111110110 5) 10101000011001 6) 10000,00100011
IV. Подведение итогов урока
На этом уроке вы узнали о переводах из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. Давайте еще раз посмотрим на алгоритмы перевода и обобщим полученные знания на лекции.
Большое всем спасибо за работу. Очень рада, что вы внимательно слушали, помогали мне в работе. Теперь главное — хорошо подготовиться дома к следующему занятию.
V. Домашнее задание
1. Выучите материал лекции.
2. Перевести:
110111011011012=335558
110111011011012=1D62216
1011000010001100102 = 5410628
10000000001111100001112= 200F8716
0,101100012 = 0,5428
0,1000000000112= 0,80316
111100101,01112= 745,348
11101001000,110100102= 748,D216
4АС3516= 10010101100001101012
24738 = 101001110112
F116 = 111100012
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.