Конспект урока физической культуры на формирование функциональной грамотности

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие функциональной грамотности на уроке физической культуры. Средствами развития физических качеств могут стать любые подручные в быту предметы, учитель должен научить детей видеть, представлять, анализировать, сопоставлять, применять и т.д. На представленном уроке учащиеся 4 класса развивают силу и креативное мышление с помощью нестандартного инвентаря.
Иконка файла материала С.А.Кугаевская Урок.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кондинская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

Районный конкурс методических разработок

по формированию функциональной грамотности

в урочной и внеурочной деятельности

 

 

 

 

Методическая разработка урока физической культуры

на тему

«Нестандартный инвентарь для развития силы»

 

 

Автор: Кугаевская С.А.

учитель физической культуры

 

 

 

п. Кондинское

2022 г.

Технологическая карта урока физической культуры в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС НОО

Пояснительная записка

Название предмета

Физическая культура

Учитель

Кугаевская Светлана Александровна

Раздел уч.программы

Прикладно-ориентированная физическая культура

Тема

Нестандартный инвентарь для развития силы

Класс

4

Тип урока

Учебно-тренировочный

Форма организации

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Технология

Сотрудничество в системно-деятельностном подходе

Актуальность и эффективность

Актуальность заключается в снижении у школьников двигательной активности и необходимости заинтересовать и привлечь их к занятиям через необычные формы. Эффективность круговой тренировки доказана спортсменами и тренерами, а возможность использования подручных средств в домашних условиях позволяет применять такую тренировку всем без исключения (и детям, и взрослым), придумывать, включать свои упражнения, менять их, усложнять и поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме

Цель урока

Деятельностная

Образовательная

Формирование у обучающихся способностей к самоконтролю, самооценке и рефлексии своей деятельности (выявление собственных затруднений и их причин, поиск решения, коррекция знаний и способов деятельности)

Формирование умений по использованию нестандартного оборудования и инвентаря для развития основных физических качеств.

Задачи урока

Образовательные

Воспитательные

Развивающие

1.      Развивать познавательные интересы;

2.      Развивать креативные, аналитические способности в процессе наблюдения за своим физическим состоянием во время тренировки.

3.      Учить выбирать, соотносить, распределять упражнения по направленности развития основных ФК.

1.      Воспитывать осознание собственной ответственности за своё здоровье, ЗОЖ и уровень физической подготовленности;

2.      Воспитывать умение общаться в группе, помогать друг другу;

3.      Создавать условия для сплочение классного коллектива;

4.      Создавать ситуации успеха.

1.      Формировать креативное мышление, способность поиска подручных нестандартных средств для развития ФК;

2.      Развивать способность к сотрудничеству;

3.      Развивать настойчивость, чувство ответственности за результат работы в группе, паре;

4.      Развивать силу;

5.      Развивать навыки самостоятельного использования  дополнительных источников информации (карточки, плакаты, учебник);

6.      Создавать ситуации для самостоятельного поиска применения полученных умений в жизненных ситуациях.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

¾    объяснять назначение комплекса ВФСК ГТО;

¾    выполнять упражнения на развитие основных физических качеств способом круговой тренировки с использованием нестандартных средств;

¾    осознавать положительное влияние занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья, поддержания высокого уровня ФП.

Познавательные:

¾    объединять физические упражнения по их целевому предназначению: развитие основных физических качеств.

Коммуникативные:

¾    взаимодействовать с учителем и учащимися, воспроизводить ранее изученный материал и отвечать на вопросы в процессе диалога;

¾    использовать специальные термины и понятия в общении, применять термины при построении последовательности упражнений в тренировке.

Регулятивные:

¾    проявлять активность и самостоятельность при выполнении заданий, в группе, паре, проводить тренировку на основе изученного материала, составленного плана и с учётом собственных возможностей;

¾    проявлять стремление к развитию физических качеств, выполнению нормативов ВФСК ГТО.

¾      стремление к формированию культуры здоровья, соблюдение правил ЗОЖ;

¾      проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий ФК и спортом на их показатели;

¾      умение находить смысл в деятельности;

¾      формирование самооценки и личностное самоопределение к видам деятельности;

¾      формирование умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели;

¾      формирование потребности соблюдать нормы ЗОЖ и осознания соблюдать правила техники безопасности.

Краткое содержание урока

Подготовка к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО. Упражнения на развитие основных физических качеств с использованием подручных нестандартных средств (на примере кирпича)

Учебные задания для разных этапов урока

Формирование базовых логических действий:

¾    выявите существенные признаки кирпича (провести мозговой штурм, заинтриговать и активизировать учащихся к развитию креативного мышления, все ответы верны);

¾    охарактеризуйте признаки кирпича (продолжить мозговой штурм, применительно к урокам физкультуры: как использовать кирпич для выполнения физических упражнений);

¾    установите основные и существенные признаки классификации упражнений для развития ФК;

¾    установите основные принципы последовательности и группировки упражнений;

¾    выберите оптимальный, универсальный и удобный способ развития физических качеств с использованием кирпича.

Формирование базовых исследовательских действий:

¾    сформулируйте проблемный вопрос, направленный на поиск ответа по использованию нестандартного инвентаря для развития физических качеств;

¾    сформулируйте предположение, которое можно проверить в процессе выполнения упражнений;

¾    проведите небольшую тренировку по разработанному вами способу;

¾    оцените необычную тренировку по своим ощущениям;

¾    сформулируйте вывод по первичным результатам тренировки.

Формирование умений работы с информацией:

¾    выберите из предложенных карточек оптимальную и удобную форму представления упражнений в тренировке;

¾    изобразите способ тренировки схемой, таблицей;

¾    выберите количество упражнений для развития мышц и систем всего тела;

¾    подпишите количество повторений упражнения и количество подходов или кругов в тренировке.

Формирование умения общаться:

¾    выразите устно свою точку зрения, своё видение и представление использования нестандартного инвентаря для физических упражнений;

¾    задайте вопросы учителю и одноклассникам по обсуждаемой теме;

¾    выскажите идеи, направленные на решение поставленных задач;

¾    сопоставьте свои идеи и суждения с идеями и суждениями ребят;

¾    найдите общее решение по выполнению задания;

¾    публично представьте результаты выполнения работы по составлению тренировки.

Формирование умения осуществлять совместную деятельность:

¾    спланируйте организацию совместной тренировки;

¾    обсудите процесс тренировки, определите кто ведёт счёт повторений упражнений в парах;

¾    проведите небольшую круговую тренировку в группах, используя помощь участников группы (пары);

¾    проявите готовность руководить в группе, выполнять упражнения под руководством товарища;

¾    оцените качество своего вклада в решение задач в группе, паре и личного вклада для своего организма.

Формирование умения самоорганизации (1) и самоконтроля (2):

¾    1.1. выявите проблемы при разборе и выборе упражнений;

¾    1.2. выберите оптимальный способ тренировки;

¾    1.3. составьте тренировку и аргументируйте выбранный способ;

¾    2.1. адаптируйте упражнения к новым условиям использования инвентаря;

¾    2.2. объясните причины достижения/не достижения результатов;

¾    2.3. дайте оценку приобретённому опыту составления тренировки и её использования;

¾    2.4. внесите необходимые коррективы в структуру тренировки (добавьте, переместите или уберите упражнения, измените количество повторений).

Формирование эмоционального интеллекта (1), умения принимать себя и других(2):

¾    1.1. выявите причины собственных эмоций в ходе урока;

¾    1.2. регулируйте выражение отрицательных и положительных эмоций;

¾    2.1. признавайте право на ошибку, на ошибках учитесь;

¾    2.2. не осуждайте;

¾    2.3. осознайте невозможность контролировать всё, но старайтесь контролировать себя;

¾    2.4. относитесь к мнению другого уважительно.

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения

1.  Нормативы комплекса ВФСК ГТО (как ориентиры).

2.  Тест по составлению круговой тренировки на развитие силы из 3-5 вопросов (на уроке) для оценки понимания учащимися принципов составления круговой тренировки, ее влияния на уровень ФП и здоровье.

Место проведения

Спортивный зал

Время урока

40 минут

Инвентарь, оснащение, пособия

Кирпичи, бутылки с водой, гимнастическая палка, гимнастические коврики, мультимедийное оборудование

Учебные карточки, плакаты, картинки с упражнениями, чистые листочки, карандаши, тесты

Содержание и ход урока

 

Этапы урока/ время

 

Цель этапа

Взаимодействие

Планируемый результат

Формирование УУД

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Подготовительная (теоретическая) часть (5-7 мин)

1. Организаци-онный момент/

1 минута

Организованное начало урока, построение, приветствие.

    Даёт команду построения в шеренгу по росту, приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть в спортивном зале таких спортивных, подтянутых учеников, готовых получать новые знания и совершенствовать умения! 

Напоминаю о важности соблюдения техники безопасности на уроке, при работе с инвентарём, во время передвижения по залу.

    Спрашивает о назначение комплекса ВФСК ГТО и важности подготовки к сдаче норм ГТО.

Стоят в шеренге, выполняют необходимые строевые упражнения.

- Самоконтроль и самооценка готовности к уроку.

- Умение объяснять назначение комплекса ВФСК ГТО.

- Формирование потребности соблюдать нормы ЗОЖ и осознания соблюдать правила техники безопасности.

2. Актуализа-ция знаний/

3-5 минут

Самоопреде-ление к деятельности.

Актуализация знаний о спортивной тренировке, её формах и принципах

   Создаёт ситуацию самоопределения и принятия обучающимися темы и цели урока через «мозговой штурм»:

- Перед вами обыкновенный кирпич. Скажите, где и как его можно использовать? Чем может служить кирпич? Принимаю все ответы, неверных ответов быть не может. Посмотрите на слайд.

- Выявите и охарактеризуйте существенные признаки кирпича.

- Совершенно верно! А теперь выберите тот вариант, который можно отнести непосредственно к уроку физкультуры. Выразите свою точку зрения, своё видение и представление использования нестандартного для выполнения физических упражнений.

- Действительно, кирпич можно использовать в качестве утяжелителя, подставки, упора и вместо гантелей. Посмотрите на слайд.

   Кратко рассказывает о формах и организации занятий с использованием утяжелителя, об основных и признаках классификации упражнений для развития силы, основных принципах последовательности и группировки упражнений. Уточняет моменты, вызвавшие затруднения.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы, излагают свои мысли, предлагают варианты, приводят аргументы.

 

Дают характеристику кирпича, выявляют основные признаки (тяжёлый, имеет определённую форму, ровные плоскости)

 

Предлагают варианты использования кирпича для развития физических качеств (например, силы) (если есть затруднения – с помощью наводящих вопросов).

 

Слушают, задают вопросы.

Учебно-познавательный интерес к теме урока (пока не уточнена).

Актуализация знаний, необходимых для понимания темы, умения осознанно и произвольно осуществлять высказывания в устной форме.

Активизация учащихся к развитию креативного мышления через проведение мозгового штурма.

3. Формулиро-вание темы урока/

1-2 минуты

Формировать умения целеполагания, представления о результате деятельности, закрепление знаний по двигательным действиям, уровне развития физических качеств и уровне физической подготовлен-ности

- Итак, ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему урока…Совершенно верно тема урока «Использование необычного инвентаря для развития силы».

  Включает экран и демонстрирует на слайде.

- Какая же будет главная цель урока?

- Совершенно верно, мы будем учиться составлять программу тренировки и использовать кирпич для развития силы.

- Какие мы должны получить результаты? - -

- Сформулируйте предположение, которое можно проверить в процессе выполнения упражнений.

 

Обучающиеся на основе проведённой актуализации знаний формулируют тему и цель урока.

 

 

 

Определяют несколько планируемых результатов.

Создание ситуации и условий для развития у обучающихся умения ставить цель и представлять результат. 

- Умение использовать имеющиеся знания и опыт, умение распознавать и называть двигательные действия, умение самоопределяться к задачам урока и целеполаганию, умение определять собственную деятельность по достижению цели.

Основная часть (25-30 мин)

4.Открытие нового знания/

7-10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать умения работать с информацией,

проявлять исследователь-ские качества, учить организовывать свою тренировку

 

Предлагает разделиться на три группы и выдаёт задания каждой группе:

- Выберите из предложенных карточек оптимальную и удобную форму представления упражнений в тренировке:

1 группа выбирает из набора карточек задания для тренировки верхнего плечевого пояса и рук;

2 группа выбирает упражнения для тренировки пресса и спины;

3 группа выбирает упражнения для ног.

   Пока учащиеся работают, учитель включат презентацию, затем после выбора карточек, позывает на слайде возможные варианты.

- На основе слайда, изобразите способ тренировки схемой, таблицей; выберите количество упражнений для развития мышц и систем всего тела; подпишите количество повторений упражнения и количество подходов или кругов в тренировке.      

   Контролирует работу в группах, даёт задания, направляет, регулирует работу, отвечает на вопросы:

- Выявите проблемы при разборе и выборе упражнений.

- Ребята, задавайте вопросы мне и одноклассникам по обсуждаемой теме;

- Проявляйте готовность руководить в группе, выполнять упражнения под руководством товарища;

- Выскажите свои идеи, направленные на решение поставленных задач;

- Сопоставьте свои идеи и суждения с идеями и суждениями ребят;

- Адаптируйте упражнения к новым условиям использования инвентаря;

- Найдите общее решение по выполнению задания;

- Составьте тренировку и аргументируйте выбранный способ;

- Выберите оптимальный способ тренировки.

- Представьте результаты выполнения работы по составлению тренировки.

- Оцените качество своего вклада в решение задач в группе.

   Принимает варианты предложенных планов, одобряет работу учащихся, предлагает наиболее оптимальный вариант (для урока) и выводит на слайд.

Распределяются на три группы, получают задания учителя.

Обсуждают, выбирают, предлагают свои (предложены чистые карточки и фломастеры для изображения своих вариантов).

 

 

 

 

 

 

Смотрят на экран, показывают свои карточки, сравнивают выбранные варианты.

 

 

Обучающиеся работают в тех же группах на принципах уважения, доброжелательности, взаимопомощи, высказывают свои идеи, суждения, находят общее решение, выбирают ученика, который быстро распределит карточки с упражнениями на лист А4 с помощью клея-карандаш.

 

 

 

 

 

Представляют свои программы тренировки для развития силы на все мышцы тела.

 

- Умение объединять и выполнять физические упражнения по их целевому предназначению способом круговой тренировки с использованием нестандартных средств.

-Умение осознавать положительное влияние занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья, поддержания высокого уровня ФП.

-Умение взаимодействовать с учителем и учащимися, воспроизводить ранее изученный материал и отвечать на вопросы в процессе диалога;

-Умение использовать специальные термины и понятия в общении, применять термины при построении последовательности упражнений в тренировке.

5. Первичное закрепление/

17-20 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка организма учащихся к выполнению тренировки

 

Первичное закрепление знаний и умений: проведение тренировки по предложенному плану.

 

Формирование первичных навыков составления круговой тренировки и техники выполнения силовых упражнений.

   Организует деятельность обучающихся по первичному закреплению новых знаний.

   Предлагает учащимся подготовиться к выполнению тренировки, взять скакалки и выполнить 100 прыжков.

    Предлагает выполнить суставную гимнастику, растяжку. Выводит на слайд упражнения для разминки, напоминает принцип разминки: сверху-вниз.

   Возвращает слайд плана тренировки. Объявляет, что в целях безопасности кирпичики для тренировки будут деревянные.

   Предлагает сформировать пары и приступить к тренировке по плану на слайде, либо использовать свою карточку при согласовании с партнёром.

   Спортивный зал подготовлен для тренировки заранее, обозначены станции.

   Даёт задания для проведения тренировки, выступая инструктором:

- Спланируйте организацию совместной тренировки в парах;

- Проведите небольшую круговую тренировку в парах;

- Обсуждайте процесс тренировки, определите кто ведёт счёт повторений упражнений в парах.

- Проявляйте готовность руководить в паре, выполнять упражнения под руководством товарища.

- Регулируйте выражение отрицательных и положительных эмоций, не осуждайте, относитесь к мнению другого уважительно.

- Оцените качество своего вклада в решение задач в паре и личного вклада для своего организма.

   Контролирует выполнение упражнений, обращает внимание на технику выполнения, технику безопасности, страховку, оказывает помощь, предлагает индивидуально выбирать количество повторений, советует признавать право на ошибку, так как на ошибках учитесь.

Организованно берут скакалки, распределяются на свободные места и выполняют прыжки. Убирают скакалки на место, возвращаются на свои места и самостоятельно выполняют суставные упражнения и для растяжки.

 

Формируют пары

 

При необходимости перемещают, распределяют инвентарь в зале, добавляют с помощью учителя недостающий инвентарь.

Выполняют упражнения по плану тренировки, пользуясь слайдом или своими карточками, помогают друг другу, подстраховывают, указывают на обнаруженные ошибки, исправляют, просят помощь учителя, оценивают свою работу. Выполняют один круг тренировки в своём темпе.

- Умение находить смысл в деятельности;

- Формирование самооценки и личностное самоопределение к видам деятельности;

- Формирование умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели;

-Умение проявлять активность и самостоятельность при выполнении заданий в группе, а в паре проводить тренировку на основе изученного материала, составленного плана и с учётом собственных возможностей.

- Формирование умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели;

- Формирование потребности соблюдать нормы ЗОЖ и осознания соблюдать правила техники безопасности.

 

- Умение проявлять стремление к развитию физических качеств, выполнению нормативов ВФСК ГТО.

6. Контроль и оценка/

5-7 минут

Формирование умения осуществлять контроль и оценку и самооценку учебной деятельности в группе, в паре

   Объявляет о завершении работы, даже кто не успел всё выполнить.   

   Содействует развитию у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки, взаимооценки, организации взаимооценки в парах.

- Ребята, я предлагаю вам закрепить и оценить свои умения в составлении круговой тренировки, принципах выполнения разминки и подбора упражнений. Вы получаете небольшие тесты с пятью вопросами с выбором одного правильного ответа, выполняете. После выполнения меняетесь листочками со своим партнёром, затем вы сравните свои ответы с правильными на слайде. Критерии оценки: «5» - без ошибки, «4» - одна ошибка, «3» - две ошибки.

Обучающиеся получают тесты, подписывают фамилии.

 

Отвечают на вопросы теста.

 

Меняются листочками с тестом с партнёром.

 

Проверяют ответы, отмечают +/- и ставят оценку в соответствии с критериями.

 

Возвращают листочки хозяину. Изучают свои результаты.

- Умения проверять, оценивать работу себя и других.

- Умение проявлять положительное отношение к проделанной работе.

- Формирование осознания ценности полученных знаний и умений, применение составленной тренировки в домашних условиях.

 

Заключительная часть (5-7 мин)

8. Рефлексия/

3-4 минуты

Развитие рефлексивных умений, вовлечение детей к подготовке для сдачи норм ФСК ГТО

    Создаёт условия для осмысления проделанной работы на уроке, формирования самооценки, вовлечения детей к подготовке сдачи норм ГТО.

    Даёт команду построения в шеренгу.

- Вспомним какую цель мы ставили в начале урока?

- Добились ли поставленной цели?

- Какие знания и умения, физические качества могут подготовиться к сдаче норм ГТО, для ведения ЗОЖ?

- Объясните причины достижения/не достижения результатов.

- Дайте оценку приобретённому опыту составления тренировки и её использования.  Какие упражнения давались вам легко? А какие труднее?

- Чему вы научились на уроке? Оцените необычную тренировку по своим ощущениям.

- Сформулируйте вывод по первичным результатам тренировки.

- Ребята, вы доказали, что цель урока достигнута – вы составили и провели круговую тренировку с нестандартным инвентарём – кирпичом.

- С каким настроением заканчивается наш урок?

- Почему?

- Что особенно вам понравилось?

- Оценим себя: я держу коробочку со смайликами разного цвета. Вы берете:

ü  красный смайлик, если вы считаете, что справились со всеми заданиями, предлагали свои упражнения, выполнили тренировку по плану;

ü  зелёный смайлик, если испытывали трудности, но проявили настойчивость и у вас всё получилось;

ü  синий смайлик, если вам было сложно, но вы настроены заниматься самостоятельно и получать помощь учителя и одноклассников.

 

 

 

 

Строятся по команде.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, оценивают свою работу на уроке.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке и настрой на следующий урок и самостоятельную работу дома.

- Умение осознавать положительное влияние занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья, поддержания высокого уровня ФП.

- Умение дать оценку приобретённому опыту составления тренировки и её использования;

- Умение вносить необходимые коррективы в структуру тренировки.

-Формирование осознания обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

- Умение применять полученные знания в организации и проведении досуга.

- Умение дать самооценку собственной деятельности.

9. Домашнее задание/

2 минуты

Выбор домашнего задания

   Выдаёт домашнее задание.

- Я предлагаю два варианта домашнего задания разного уровня:

  1) Внесите необходимые коррективы в структуру тренировки (добавьте, переместите или уберите упражнения, измените количество повторений).

  2) Составить аналогичную тренировку с использованием ещё одного вида нестандартного инвентаря для развития силы – бутылок с водой.

   Обращает внимание на слайд, на котором изображено несколько упражнений с бутылками с водой. Предлагает дополнить комплекс другими упражнениями.

Осмысливают и самостоятельно выбирают вариант выполнения д/з

- Планирование своих действий в соответствии с самооценкой.

10. Организо-ванное завершение урока/

1 минута

Организованный уход из зала.

   Даёт положительную оценку работе обучающихся на уроке, отмечает наиболее удавшиеся моменты, стремление детей, самостоятельную и групповую работу детей. Организованно заканчивает урок.

Организованно, строем покидают спортивный зал.

- Умение соблюдать дисциплину при выходе из зала и в раздевалке.

 

Информационные источники

  1. Примерная рабочая программа начального общего образования предмета «Физическая культура» (edsoo.ru)
  2. Физическая культура. 1-4 классы: Учебник для общеобразовательных организаций / В. И. Лях. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2019. — 176 с.
  3. Картинки из Интернет-ресурсов.

Скачано с www.znanio.ru