Конспект урока географии "Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Пр.р. № 9 «Объяснение особенностей рельефа одного из крупных географических районов страны (на примере Западной Сибири)» "
Оценка 4.8

Конспект урока географии "Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Пр.р. № 9 «Объяснение особенностей рельефа одного из крупных географических районов страны (на примере Западной Сибири)» "

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
18.12.2022
Конспект урока географии "Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Пр.р. № 9 «Объяснение особенностей рельефа одного из крупных  географических районов страны (на примере Западной Сибири)» "
урок 29 8г Рельеф России.docx

География          8 класс                        Урок 29                       Дата________

Тема: Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Пр.р. № 9 «Объяснение особенностей рельефа одного из крупных  географических районов страны (на примере Западной Сибири)» (обучающая)

Цели урока:  сформировать представление о рельефе России

Задачи:

Образовательные:

обеспечить усвоение обучающимися знаний об основных формах рельефа России.

Развивающие:

развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур; развивать умения действовать самостоятельно.

Воспитательные:

воспитывать  групповую сплоченность у обучающихся; воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать дисциплинированность.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и знаний о рельефе России и его связи с текто­ническим строением территории.

Метапредметные: формирование умений: 1) формули­ровать выводы и делать умозаключения на основе выявле­ния причинно-следственных связей; 2) составлять схемы; 3) анализировать карты.

Личностные: развитие навыков самостоятельной рабо­ты с тектонической картой.

Деятельность обучающихся: определять особенности рельефа России по физической карте; наносить на контур­ную карту основные формы рельефа страны; определять ос­новные тектонические структуры на территории страны по тектонической карте России; выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по физической и тек­тонической картам; составлять описание рельефа по карте.

Ценностный компонент урока: взаимосвязь релье­фа России с тектоническим строением её территории.

Оборудование: физическая карта России, учебник, атлас, мультимедийное оборудование, презентация

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, посмотрите на слайд, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

 (Ответ: рельеф России).

Цели урока

3) Актуализация знаний.

Сегодня нам предстоит познакомиться с основными формами рельефа России. Рельеф – это очень важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительный и животный мир на жизнь человека.

Изучение новой темы начнем с повторения терминов, которые мы изучали в 7 классе в курсе географии материков и океанов.

Слайд 3. Ребята, какие силы влияют на формирование рельефа?

 

                                

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geo8/10-osobennosti-relefa-rossii.files/image001.png

4) Первичное усвоение новых знаний.

Слайд 4-5. Какое же влияние оказывают внешние и внутренние силы на рельеф?

1.        Рельеф – «каркас природы». Что такое рельеф? (совокупность неровностей земной поверхности.)

2.        В чем причина разнообразия рельефа? (Взаимодействие внешних и внутренних сил.)

3.        На что влияет рельеф? (На образование, развитие, размещение всех компонентов природы. На климат, воды, почвы, растительный и животный мир, на жизнь человека.)

4.        Какие формы рельефа суши мы знаем? (Горы и равнины.) (слайд 6)

5.        Как различаются горы по высоте? (Высокие, средние, низкие.) (слайд 7)

6.        Как различаются равнины по высоте? (Низменности высотой 0–200 м, на карте отмечены зеленым цветом. Возвышенности – 200-500 м, желтый цвет. Плоскогорья – более 500 м, коричневый цвет.) (слайд 8)

7.        Какие карты в атласе могут дать нам сведения о рельефе? (физическая, тектоническая).

Слайд 9. Подготовка проблемной ситуации

Итак, мы повторили материал предыдущих уроков, услышали много нового.

Как вы думаете, а зачем нам это? Зачем нам эти понятия?

Проблемный вопрос. Почему рельеф России столь разнообразен?

5) Первичная проверка понимания

Работа с картой.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по бескрайним просторам России.

Ваши успехи при изучении природы России во многом будут зависеть от того, как вы умеете работать с различными источниками географической информации, и в первую очередь с учебником и атласом.

Наше “путешествие” начинается!!!

1.        Найдите на физической России карте основные формы рельефа.

2.        Какие формы рельефа преобладает? Равнины или горы? Как вы это определили?

3.        В какой части страны расположены равнины? (На западе и севере.)

В какой части расположены горы? (На юге и востоке.) Слайд 10.

4.        Какая горная система расположена между Черным и Каспийским морями? Самая высокая точка этой горной системы является самой высокой точкой России. Назовите ее и определите ее высоту. (Гора Эльбрус, 5642м.)

5.        Самая низкая отметка России – расположена на …? Определите ее высоту (28 м – Прикаспийская низменность.)

6.        По тексту учебника стр. 84 определите, в каком направлении идет общий уклон территории нашей страны? Приведите примеры(Общий уклон на север, т.к. крупнейшие реки текут на север.)

7.       Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень». (Уральские.) (слайд 11)

8.       Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.) (слайд 12)

9.       Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточном Уралом». (Сихотэ-Алинь.) (слайд 13)

10.   Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.) (слайд 14)

11.   Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.) (слайд 15)

12.   Горы,  расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны.) (слайд 16)

13.   Как называются горы  на полуострове Таймыр. (Бырранга.) (слайд 17)

14.   Самое восточное нагорье России. (Чукотское.) (слайд 18)

15.   Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского.) (слайд 19)

16.   Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.) (слайд 20)

Слайд 21. Россия страна гигантских равнин, которые занимают более 70% территории. Назовите крупнейшие равнины, расположенные на территории России.

Слайд 22-23. Восточно-Европейская равнина

Слайд 24-25. Среднесибирское плоскогорье

Слайд 26-27.Западно-Сибирская равнина

6) Первичное закрепление

Выполнение практической работы № 9 в тетради Слайд 28

Практическая работа № 9 «Объяснение особенностей рельефа одного из крупных географических районов страны (на примере Западной Сибири)»

Цель: научиться выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по физической и тек­тонической картам; составлять описание рельефа по карте.

Ход работы

Задание 1. Используя текст учебника (рубрика «Шаг за шагом», на стр. 85), а так же физическую и   тектоническую карты в атласе стр. , опишите рельеф Западно-Сибирской равнины:

1. Сопоставим физическую и тектоническую карты. Определим, на какой тектонической структуре находится территория.

2. По шкале высот на физической карте установим, какие высоты преобладают в её пределах.

3. Определим характер рельефа (горный, равнинный) и его особенности.

4. Сделаем вывод о зависимости рельефа от тектонического строения территории.

Взаимопроверка и взаимооценивание по образцу на слайде (Слайд 29)

1. Западно-Сибирская равнина расположена на Западно-Сибирской молодой платформе.(1 балл)

2. Преобладающие высоты 0-200 м. (1 балл)

3. Равнинный рельеф, по высоте относится к низким равнинам – низменностям(1 балл)

4. Равнины приурочены  к древним и молодым платформам, горы – к складчатым областям разного возраста. (2 балл)

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (Слайд 30)

Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Форму слова можно менять.

1) По особенностям рельефа Россию можно разделить на части: _________ и _________.

2) В рельефе России преобладают______________________.

3) В западной и северной части преобладают_________ , а в восточной и южной_____________.

4) Рельеф России повышается с ________на _________и с запада на __________.

5) Самая высокая точка России – гора________ . Она располагается на __________. Её высота _____м. Самая низкая точка располагается на низменности____________. Её высота - _______ м ниже уровня моря.

Список слов: 

Север, юг, запад, восток, равнины, горы, Кавказ, Урал, Алтай, Белуха, Эльбрус, Среднерусская, Валдайская, Прикаспийская, равнинный, горный, 4560, 5642, 6354, 290, 27

Вывод: Почему рельеф России столь разнообразен?

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (Слайд 31)

§ 22 (стр. 84-85), прочитать

1. Выполнить задания 2-4 на стр. 85 (базовый уровень)

2. Задание 6 на стр. 85(повышенный уровень) 

3. Задание 8 на стр. 85 (высокий уровень)

9) Рефлексия (подведение итогов занятия) (Слайд 32)

Закончи предложение:

·            Я не зал, что...

·            Я удивился, что...

·            Я горд, что...

·            Я узнал, что...

 

1) По особенностям рельефа Россию можно разделить на части: равнинную и горную_.

2) В рельефе России преобладают___равнины____.

3) В западной и северной части преобладают  равнины_ , а в восточной и южной___горы___.

4) Рельеф России повышается с севера  на _юг__и с запада на восток.

5) Самая высокая точка России – гора_ Эльбрус . Она располагается на Кавказе_. Её высота 5642 м. Самая низкая точка располагается на низменности Прикаспийской. Её высота - 27_ м ниже уровня моря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа № 9 «Объяснение особенностей рельефа одного из крупных географических районов страны (на примере Западной Сибири)»

Цель: научиться выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по физической и тек­тонической картам; составлять описание рельефа по карте.

Ход работы

Задание 1. Используя текст учебника (рубрика «Шаг за шагом», на стр. 85), а так же физическую и   тектоническую карты в атласе стр. , опишите рельеф Западно-Сибирской равнины:

1. Сопоставим физическую и тектоническую карты. Определим, на какой тектонической структуре находится территория.

____________________________________________________________________

2. По шкале высот на физической карте установим, какие высоты преобладают в её пределах. _____________________________________________________________

3. Определим характер рельефа (горный, равнинный) и его особенности.

_____________________________________________________________________

4. Сделаем вывод о зависимости рельефа от тектонического строения территории.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

 

 

Практическая работа № 9 «Объяснение особенностей рельефа одного из крупных географических районов страны (на примере Западной Сибири)»

Цель: научиться выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по физической и тек­тонической картам; составлять описание рельефа по карте.

Ход работы

Задание 1. Используя текст учебника (рубрика «Шаг за шагом», на стр. 85), а так же физическую и   тектоническую карты в атласе стр. , опишите рельеф Западно-Сибирской равнины:

1. Сопоставим физическую и тектоническую карты. Определим, на какой тектонической структуре находится территория.

____________________________________________________________________

2. По шкале высот на физической карте установим, какие высоты преобладают в её пределах. _____________________________________________________________

3. Определим характер рельефа (горный, равнинный) и его особенности.

_____________________________________________________________________

4. Сделаем вывод о зависимости рельефа от тектонического строения территории.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Форму слова можно менять.

1) По особенностям рельефа Россию можно разделить на части: _____________ и ______________________.

2) В рельефе России преобладают______________________.

3) В западной и северной части преобладают________________ , а в восточной и южной_____________________.

4) Рельеф России повышается с ___________на _________и с запада на __________.

5) Самая высокая точка России – гора________ __________. Она располагается на _________________. Её высота _____м. Самая низкая точка располагается на низменности_________________. Её высота - _______ м ниже уровня моря.

 

Список слов: 

Север, юг, запад, восток, равнины, горы, Кавказ, Урал, Алтай, Белуха, Эльбрус, Среднерусская, Валдайская, Прикаспийская, равнинный, горный, 4560, 5642, 6354, 290, 27

 

__________________________________________________________________________

 

Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Форму слова можно менять.

1) По особенностям рельефа Россию можно разделить на части: _________ и _________.

2) В рельефе России преобладают______________________.

3) В западной и северной части преобладают_________ , а в восточной и южной_____________.

4) Рельеф России повышается с ________на _________и с запада на __________.

5) Самая высокая точка России – гора________ . Она располагается на __________. Её высота _____м. Самая низкая точка располагается на низменности______. Её высота - _______ м ниже уровня моря.

Список слов: 

Север, юг, запад, восток, равнины, горы, Кавказ, Урал, Алтай, Белуха, Эльбрус, Среднерусская, Валдайская, Прикаспийская, равнинный, горный, 4560, 5642, 6354, 290, 27


 

География 8 класс

География 8 класс

Первичное усвоение новых знаний

Первичное усвоение новых знаний

Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень»

Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень»

Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов

Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов

Практическая работа № 9 « Объяснение особенностей рельефа одного из крупных географических районов страны (на примере

Практическая работа № 9 « Объяснение особенностей рельефа одного из крупных географических районов страны (на примере

Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов

Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2022