Конспект урока "Кодирование информации"
Оценка 5

Конспект урока "Кодирование информации"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
информатика
8 кл
21.10.2021
Конспект урока "Кодирование информации"
Кодирование информации.doc

«Кодирование информации»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Предметная – ввести понятия кода, кодирования информации и ее декодирования, рассмотреть примеры кодирования и декодирования информации с помощью различных кодировок.

Личностная – способствовать  воспитанию информационной культуры и целеустремленности.

Метапредметная – способствовать развитию познавательного интереса и логического мышления.

Форма проведения урока: лекция.

Оборудование урока: учебник по информатике, доска, мел.

Методическое обеспечение урока: учебник под редакцией Н.Угринович «Информатика и  информационные технологии».

Рекомендации по проведению лекции. Для наилучшего восприятия учащими­ся лекционного материала следует сопровождать лекцию примерами.

План урока.

1. Организационный момент — 5 мин.

2. Актуализация знаний -5 мин.

3.   Лекция — 30 мин.

4.   Подведение итогов урока — 3 мин.

5.   Домашнее задание — 2 мин.

Ход урока

Организационный момент: учитель приветствует класс,  проверяет  готовность  учащихся  к  уроку.  Отмечает  отсутствующих. Сообщает  тему  урока  и его цель.

Актуализация опорных знаний и умений:

Вопросы для повторения.

1.                  Какие типы знаков применяются в человеческом общении? (Зрительные, слуховые, осязательные.)

2.                  Для чего человеком используются знаки? (Для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.)

3.                  Приведите примеры знаков.

Изучение нового материала:

            Представление информации происходит в различных формах в процессе восприятия окружающей среды живыми организмами и человеком. Вокруг нас масса закодированной информации. Цифры, ноты, иконки на рабочем столе, знаки дорожного движения, химические элементы и т.п.

            Преобразование информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую называется кодированием. В процессе обмена информацией часто приходится производить операции кодирования и декодирования (обратное преобразование).

            Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.

            Существуют три основных способа кодирования текста:

1)                 графический – с помощью специальных рисунков или значков;

2)                 числовой – с помощью чисел;

3)                 символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Полный набор символов, используемых для кодирования текста, называется алфавитом.

            Выполним несколько заданий на кодирование и декодирование информации.

1.      Дана кодовая таблица флажковой азбуки

            Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст (Бороться и искать, найти и не сдаваться):

2.      С помощью флажковой азбуки запишите свое имя и фамилию.

А теперь, рассмотрим другой способ кодирования.

Вы, конечно, видели на упаковке многих товаров ряд вертикальных полос различной толщины, разделенных пустыми интервалами, под которым написано число. Например,

      Знаете вы, наверное, и о том, что такое изображение называется штрих-кодом.

      В свое время производители товаров и торговые фирмы столкнулись с серьезной проблемой: товаров много (например, средний универмаг оперирует с десятью тысячами наименований), и к каждому документ, в котором расписано, где сделан товар, на какой фирме, сколько весит, какие габариты и т.д. поэтому придумали систему кодирования этой информации в виде последовательности цифр (и штрих-кода).

      Мировая система штрих-кодирования сложилась в конце 80-х и обеспечивается ассоциацией EAN (European Article Numbering Association). Создано два стандарта: американский UPC с 12 цифрами и европейский с 13. В России штрих-коды присваивает ассоциация ЮНИСКАН, которая является полноправным членом EAN. Такие ассоциации есть и во всех других странах.

            Перед вами штрих-код, приведенный  ранее. Он состоит из 13 цифр (система EAN-13).

            Первый две цифры (или три) – код страны;

следующие пять (или четыре) – код изготовителя (предприятия);

другие пять – код товара, т.е. потребительские свойства товара (первая цифра скрывает имя товара, вторая – особенности потребительских свойств, третья – массу, четвертая – состав, пятая – цвет);

последняя цифра – контрольная.

Штрих-код страны можно определить по следующей таблице:

Штрих-код          Страна

Штрих-код        Страна

Штрих-код        Страна

   00-09            США и Канада

30-37             Франция

380                Болгария

383                Словения

385                Хорватия

400-440         Германия

460-469         Россия и СНГ

471                Тайвань

474                Эстония

475                Латвия

477                Литва

480                Филиппины

482                Украина

484                Молдова

489                Гонконг

45-49            Япония

50                  Великобритания

520                Греция

529                Кипр

535                Мальта

539                Ирландия

54                  Бельгия и

                      Люксембург

  560               Португалия

  569               Исландия

  57                 Дания

  590               Польша

  599               Венгрия

  600-601       ЮАР

  611               Марокко

  619               Тунис

  64                 Финляндия

  690               Китай

  70                 Норвегия

  729               Израиль

  73                 Швеция

  740-745       Панама, Гватемала,

                       Коста-Рика,

                       Сальвадор,

                       Гондурас, Никарагуа

  750               Мексика

  759               Венесуэла

  76                 Швейцария

  770               Колумбия

  773               Уругвай

  775               Перу

  779               Аргентина

  780               Чили

  786               Эквадор

  789               Бразилия

  80-83            Италия

  84                 Испания

  850               Куба

  858               Словакия

  859               Чехия

  860               Югославия

  869               Турция

  87                 Нидерланды

  880               Южная Корея

  885               Таиланд

  888               Сингапур

  890               Индия

  899               Индонезия

  90-91            Австрия

  93                 Австралия

  94                 Новая Зеландия

  995               Малайзия

По штрих-коду можно узнать поддельный ли товар. Для этого нужно произвести следующие арифметические действия:

1.      Сложить цифры, стоящие на четных позициях:

6 + 0 + 5 + 0 + 0 + 1 = 12

2.      Сумму умножить на 3:

12 · 3 = 36

3.      Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях, не считая контрольной цифры:

4 + 0 + 9 + 2 + 0 + 0 = 15

4.      Сложить то, что получилось в результате второго и третьего действий:

36 + 15 = 51

5.      От результата отбросить первую цифру:

получим 1

6.      И отнять от 10 то, что получилось в пятом пункте:

10 – 1 = 9.

Этот результат должен совпадать с контрольной цифрой. Если нет – то товар поддельный.

В данном примере контрольная цифра совпадает с полученной в итоге цифрой, значит товар подлинный.

Рассмотрим еще один способ кодирования информации.

Дана кодовая таблица азбуки Морзе

 

Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)?

 

3.      Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова: ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ.

Закрепление нового материала:

По штрих-коду определить страну изготовителя и подлинность товара (каждому выдается несколько индивидуальных карточек с различными штрих-кодами). Каждый учащийся, используя рассмотренный алгоритм должен определить по последней (контрольной) цифре подлинный товар или нет.

Постановка домашнего задания: § 1.2.3, вопросы к параграфу, конспект, найти штрих-код и по нему определить страну изготовителя и подлинность товара.

 

Подведение итогов урока: учитель  объявляет  и  комментирует  оценки  за  работу  на  уроке.


Кодирование информации » Тип урока: изучение нового материала

Кодирование информации » Тип урока: изучение нового материала

Полный набор символов, используемых для кодирования текста, называется алфавитом

Полный набор символов, используемых для кодирования текста, называется алфавитом

Мировая система штрих-кодирования сложилась в конце 80-х и обеспечивается ассоциацией

Мировая система штрих-кодирования сложилась в конце 80-х и обеспечивается ассоциацией

От результата отбросить первую цифру: получим 1 2

От результата отбросить первую цифру: получим 1 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2021