Конспект урока "Колокола русской души"
Оценка 4.9

Конспект урока "Колокола русской души"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
4 кл—7 кл
12.05.2020
Конспект урока "Колокола русской души"
Конспект урока "Колокола русской души" (презентация) Через произведения изобразительного искусства, музыку, поэзию формировать духовный мир ребенка, его любовь к культуре предков, к человеческим ценностям.
консп ур2- КОЛОКОЛА.doc

План-конспект занятия по изобразительному искусству

для учащихся 6 классов  

Пронина Л.В.,  учитель

 

Тема: «Колокола русской души».

Цель: Через произведения изобразительного искусства, музыку, поэзию формировать духовный мир ребенка, его любовь к культуре предков, к человеческим ценностям.

Задачи:

Обучающая: познакомиться с историей возникновения колоколов; видами колокольного звона. Дать понятие о синтезе звука и цвета, о психологическом воздействии цвета на человека. Добиваясь осмысленного восприятия цвета учениками, избавиться от скучных однообразных рисунков, осознанно передавать настроение на бумаге.

Развивающая: Развивать у учащихся умение компоновать, их графические и живописные навыки, творческое воображение,  расширение кругозора, знакомство с традициями русского народа.

Воспитывающая: Показать значение колокольного звона в жизни русского народа. Воспитание лучших гражданских качеств: любовь к Родине, уважение к культуре родной страны, чувство сопричастности времени, отечественной истории.

Ключевые понятия: колокол, колокольные звоны

Оборудование:

1.       Мультимедийная презентация

2.       Проектор.

3.       Экран.

4.       Схемы-опоры.

5.       Бумага, краски , кисти, баночки для воды.

6.       Музыкальный ряд: русская народная песня "Вечерний звон", колокольные звоны, песня «Малиновый звон»

Занятие 2.

Ход занятия:

Оргмомент.

Слайд №1.

Тихо звучит песня "Вечерний звон ". Учитель обращается к классу:

—Как хорошо в этой песне передано ощущение тишины и покоя, состояние леткой печали. Грустно, но нет в душе безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому.

Мне кажется, что именно такой мелодичный звон колоколов мы слышим, глядя на картину Левитана "Вечерний звон". Музыка в этой картине создана цветом: желтоватый цвет передает настроение покоя, тихой теплой радости и одновременно звучит как нота печали. Художник в картине создает образ Земли Русской.

Слайд №2.

Эта песня очень подходит к теме нашего урока. Прочитайте тему урока:

"Колокола русской души".

Знакомство с темой и задачами занятия

Слайд №3.

Сегодня мы продолжим разговор о значении колокольного звона в жизни русского человека, чем он был изначально и чем стал для русского человека с течением времени. А еще у нас будет очень интересный разговор о том, как между собой связаны цвет и звук, изобразительное искусство и музыка.

Вы узнаете: Какую роль играют цвет и музыка в передаче художественного образа

Слайд №4.

Вопрос: Вспомним, на что похож колокол?

Колокол имеет форму, схожую с формой полевого колокольчика, но при этом каждый экземпляр имеет свои отличия. Вы видите, что все колокольчики разные по форме, цвету. Художники, мастера учатся у природы.

Слайд №5.

Секрет литья колоколов тщательно скрывали. Чем больше был колокол, тем гуще, ниже был его звук. Большие колокола лить очень трудно. Но русские люди были непревзойденными мастерами. С увеличением размера и веса голос колокола становится ниже и громче, и здесь выявляется прямая зависимость от формы, профиля колокола. При отливе колоколов мастеров заботил главным образом звук колокола.

Слайды №6-8

Анимация: на слайде представлены различные формы колоколов. Послушайте первый звон, какому колоколу он соответствует? Второй-? Третий-?

Слайд №9.

Перед подъемом колокола на колокольню его освящали и нередко присваивали имя. Анимация.

Вопрос: Назовите знаменитые колокола России. (Реут, Царь-Колокол, Сысой)

Слайд №10.

Звон колоколов стал частью жизни русского народа. На Руси рождение, жизнь и смерть православного человека веками сопровождались звоном колоколов, а сам колокол называли «звучащей иконой». Икона - это молитва в красках, храм - молитва в камне, колокол – это молитва в звуке.

Слайд №11.

 «Колокольный звон — это своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви. Он возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом, он будит уснувшую совесть».

«Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол, ибо он звонит по тебе»
Эрнест Хемингуэй

Слайд №12.

Колокол не сразу приобрел религиозные функции, вначале он был просто сигнальным инструментом.

Вопрос: Как в старину использовался колокол?

Колокольный церковный звон употреблялся для того, чтобы:

1.                 Созывали верующих к богослужению.

2.       Выражать торжество Церкви и ее богослужений,

3.                 Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.

4.                Звоном оповещали о какой-нибудь опасности.

5.                Звоном собирали народ на  вече (народное собрание)

6.                В трагические для Родины дни звоном призывали народ на защиту Отечества

7.                Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны) и проч.

Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.

Слайд №13.

Вопрос: Кто знает, как называется башня на которой находятся колокола?

Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом.  Каждая храмовая звонница неповторима. Нет двух церквей, которые бы располагали совершенно идентичным набором колоколов. Колокольни или звонницы бывают очень разные по форме. Вы видите различные варианты звонниц.

Слайд №14.

Испокон веку люди верят в необычайную, чудесную силу колоколов. Известно, что звонари не болеют простудными заболеваниями. Считается, что под колоколами проходит любая головная боль...

Слайд №15.

Вопрос: Какие колокольные звоны вы знаете? (Трезвон, перезвон, набат, погребальный, свадебный, праздничный, будничный, постный)

Благовест (благая весть)

 Размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме.

Благовест бывает праздничный, будничный и постный.

Перезвон (внимание!)

§   Этот вид звона своего рода предупреждение: "Внимание! Сейчас произойдёт нечто важное."

§   Он применяется, чтобы подчеркнуть некоторые значимые эпизоды богослужения.

§   Это последовательные удары по колоколам

Звон (звучание нескольких колоколов)

Самый богатый и разнообразный звон. Его особенность — одновременное звучание нескольких колоколов. Его характер во многом зависит от церковного календаря и от времени суток. Естественно, что по большим праздникам он пышен и великолепен, а в дни поста проще и скромней.

Слайд №16.

Читает ученик:

Голоса колоколов,

Как свидетели веков –

Словно пламя,

Всё вы с нами”.

“Слышу вас колокола,

 Над землёю,

Против горя, против зла

Вы со мною”.

“Так взлетайте вновь и вновь,

В купол синий,

Чтоб всегда жила любовь,

Над Россией!”

Слайд №17.

Поэт передает настроение словом, а художник – цветом.

С давних пор люди придавали цвету большое значение. Немецкий писатель Иоганн Гете был первым, кто сделал попытку проанализировать воздействие цвета на человека. И. Гете, который как поэт смог убедительно прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе. И.Гете любил рассматривать один и тот же пейзаж через цветные стекла и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека.

Цвета, противоположные по цветовому кругу, создадут напряжение в картине, а цвета близкие создадут спокойное настроение.

Вопросы:

- Ребята, какие цвета нужно подобрать, чтобы передать человеческое горе, страдание?.. Правильно, темные.

- Как составить темные цвета? — Добавить черную краску

- Как передать нежность, радость, покой?

- А какое настроение в своей работе вы старались передать? Какими художественными средствами?

Слайд №18.

Практическая работа

1 группа.

Тематическая композиция.

2 группа

Коллективная работа «Звонница».

По окончании просмотр и комментирование работы учащимися.

Слайд №19

Почему называют звон Малиновым

Слайд №20.

Когда звучит колокольная музыка – лица светлеют.

В заключение нашего урока хочется вам напомнить, что для русского человека колокол — не только сигнальный инструмент, не только часть церковной архитектуры. Колокол стал частью души русского человека. Мы живем сейчас в очень интересное время, когда возрождаются добрые старые традиции, восстанавливаются храмы. Но это только начало. А вам предстоит продолжить эту трудную, но всем нам очень необходимую работу.

 


Скачано с www.znanio.ru

План-конспект занятия по изобразительному искусству для учащихся 6 классов

План-конспект занятия по изобразительному искусству для учащихся 6 классов

Слайд №3. Сегодня мы продолжим разговор о значении колокольного звона в жизни русского человека , чем он был изначально и чем ста л для русского…

Слайд №3. Сегодня мы продолжим разговор о значении колокольного звона в жизни русского человека , чем он был изначально и чем ста л для русского…

Звоном оповещали о какой-нибудь опас ности

Звоном оповещали о какой-нибудь опас ности

Чтоб всегда жила любовь, Над

Чтоб всегда жила любовь, Над
Скачать файл