План-конспект занятия по изобразительному искусству
для учащихся 6 классов
Пронина Л.В., учитель
Тема: «Колокола русской души».
Цель: Через произведения изобразительного искусства, музыку, поэзию формировать духовный мир ребенка, его любовь к культуре предков, к человеческим ценностям.
Задачи:
Обучающая: познакомиться с историей возникновения колоколов; видами колокольного звона. Дать понятие о синтезе звука и цвета, о психологическом воздействии цвета на человека. Добиваясь осмысленного восприятия цвета учениками, избавиться от скучных однообразных рисунков, осознанно передавать настроение на бумаге.
Развивающая: Развивать у учащихся умение компоновать, их графические и живописные навыки, творческое воображение, расширение кругозора, знакомство с традициями русского народа.
Воспитывающая: Показать значение колокольного звона в жизни русского народа. Воспитание лучших гражданских качеств: любовь к Родине, уважение к культуре родной страны, чувство сопричастности времени, отечественной истории.
Ключевые понятия: колокол, колокольные звоны
Оборудование:
1. Мультимедийная презентация
2. Проектор.
3. Экран.
4. Схемы-опоры.
5. Бумага, краски , кисти, баночки для воды.
6. Музыкальный ряд: русская народная песня "Вечерний звон", колокольные звоны, песня «Малиновый звон»
Занятие 2.
Ход занятия:
Оргмомент.
Слайд №1.
Тихо звучит песня "Вечерний звон ". Учитель обращается к классу:
—Как хорошо в этой песне передано ощущение тишины и покоя, состояние леткой печали. Грустно, но нет в душе безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому.
Мне кажется, что именно такой мелодичный звон колоколов мы слышим, глядя на картину Левитана "Вечерний звон". Музыка в этой картине создана цветом: желтоватый цвет передает настроение покоя, тихой теплой радости и одновременно звучит как нота печали. Художник в картине создает образ Земли Русской.
Слайд №2.
Эта песня очень подходит к теме нашего урока. Прочитайте тему урока:
"Колокола русской души".
Знакомство с темой и задачами занятия
Слайд №3.
Сегодня мы продолжим разговор о значении колокольного звона в жизни русского человека, чем он был изначально и чем стал для русского человека с течением времени. А еще у нас будет очень интересный разговор о том, как между собой связаны цвет и звук, изобразительное искусство и музыка.
Вы узнаете: Какую роль играют цвет и музыка в передаче художественного образа
Слайд №4.
Вопрос: Вспомним, на что похож колокол?
Колокол имеет форму, схожую с формой полевого колокольчика, но при этом каждый экземпляр имеет свои отличия. Вы видите, что все колокольчики разные по форме, цвету. Художники, мастера учатся у природы.
Слайд №5.
Секрет литья колоколов тщательно скрывали. Чем больше был колокол, тем гуще, ниже был его звук. Большие колокола лить очень трудно. Но русские люди были непревзойденными мастерами. С увеличением размера и веса голос колокола становится ниже и громче, и здесь выявляется прямая зависимость от формы, профиля колокола. При отливе колоколов мастеров заботил главным образом звук колокола.
Слайды №6-8
Анимация: на слайде представлены различные формы колоколов. Послушайте первый звон, какому колоколу он соответствует? Второй-? Третий-?
Слайд №9.
Перед подъемом колокола на колокольню его освящали и нередко присваивали имя. Анимация.
Вопрос: Назовите знаменитые колокола России. (Реут, Царь-Колокол, Сысой)
Слайд №10.
Звон колоколов стал частью жизни русского народа. На Руси рождение, жизнь и смерть православного человека веками сопровождались звоном колоколов, а сам колокол называли «звучащей иконой». Икона - это молитва в красках, храм - молитва в камне, колокол – это молитва в звуке.
Слайд №11.
«Колокольный звон — это своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви. Он возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом, он будит уснувшую совесть».
«Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол, ибо он звонит по тебе»
Эрнест Хемингуэй
Слайд №12.
Колокол не сразу приобрел религиозные функции, вначале он был просто сигнальным инструментом.
Вопрос: Как в старину использовался колокол?
Колокольный церковный звон употреблялся для того, чтобы:
1. Созывали верующих к богослужению.
2. Выражать торжество Церкви и ее богослужений,
3. Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.
4. Звоном оповещали о какой-нибудь опасности.
5. Звоном собирали народ на вече (народное собрание)
6. В трагические для Родины дни звоном призывали народ на защиту Отечества
7. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны) и проч.
Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.
Слайд №13.
Вопрос: Кто знает, как называется башня на которой находятся колокола?
Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом. Каждая храмовая звонница неповторима. Нет двух церквей, которые бы располагали совершенно идентичным набором колоколов. Колокольни или звонницы бывают очень разные по форме. Вы видите различные варианты звонниц.
Слайд №14.
Испокон веку люди верят в необычайную, чудесную силу колоколов. Известно, что звонари не болеют простудными заболеваниями. Считается, что под колоколами проходит любая головная боль...
Слайд №15.
Вопрос: Какие колокольные звоны вы знаете? (Трезвон, перезвон, набат, погребальный, свадебный, праздничный, будничный, постный)
Благовест (благая весть)
Размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме.
Благовест бывает праздничный, будничный и постный.
Перезвон (внимание!)
§ Этот вид звона своего рода предупреждение: "Внимание! Сейчас произойдёт нечто важное."
§ Он применяется, чтобы подчеркнуть некоторые значимые эпизоды богослужения.
§ Это последовательные удары по колоколам
Звон (звучание нескольких колоколов)
Самый богатый и разнообразный звон. Его особенность — одновременное звучание нескольких колоколов. Его характер во многом зависит от церковного календаря и от времени суток. Естественно, что по большим праздникам он пышен и великолепен, а в дни поста проще и скромней.
Слайд №16.
Читает ученик:
Голоса колоколов,
Как свидетели веков –
Словно пламя,
Всё вы с нами”.
“Слышу вас колокола,
Над землёю,
Против горя, против зла
Вы со мною”.
“Так взлетайте вновь и вновь,
В купол синий,
Чтоб всегда жила любовь,
Над Россией!”
Слайд №17.
Поэт передает настроение словом, а художник – цветом.
С давних пор люди придавали цвету большое значение. Немецкий писатель Иоганн Гете был первым, кто сделал попытку проанализировать воздействие цвета на человека. И. Гете, который как поэт смог убедительно прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе. И.Гете любил рассматривать один и тот же пейзаж через цветные стекла и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека.
Цвета, противоположные по цветовому кругу, создадут напряжение в картине, а цвета близкие создадут спокойное настроение.
Вопросы:
- Ребята, какие цвета нужно подобрать, чтобы передать человеческое горе, страдание?.. Правильно, темные.
- Как составить темные цвета? — Добавить черную краску
- Как передать нежность, радость, покой?
- А какое настроение в своей работе вы старались передать? Какими художественными средствами?
Слайд №18.
Практическая работа
1 группа.
Тематическая композиция.
2 группа
Коллективная работа «Звонница».
По окончании просмотр и комментирование работы учащимися.
Слайд №19
Почему называют звон Малиновым
Слайд №20.
Когда звучит колокольная музыка – лица светлеют.
В заключение нашего урока хочется вам напомнить, что для русского человека колокол — не только сигнальный инструмент, не только часть церковной архитектуры. Колокол стал частью души русского человека. Мы живем сейчас в очень интересное время, когда возрождаются добрые старые традиции, восстанавливаются храмы. Но это только начало. А вам предстоит продолжить эту трудную, но всем нам очень необходимую работу.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.