Конспект по учебной дисциплине «Литературное чтение»
Тема: Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: семья, согласие, ответственность. Стихи о маме и папе. Р.Рождественский, Ю.Энтин, Б.Заходер.
Цели: ознакомить учащихся с новым разделом; учить предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены; ввести нравственные понятия: семья, согласие, ответственность; познакомить учащихся с произведениями Р.Рождественского, Ю.Энтина, Б.Заходера; воспитывать любовь и уважение к родителям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела, читать стихотворения выразительно; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте, ставить вопросы к стихотворению.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности
II. Актуализация знаний
Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение самостоятельно.
В семейном кругу мы с вами растём.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
- А сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело.
- Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая силу голоса.
- А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает.
- О чем это стихотворение? Какую мысль хотел донести до нас автор?
- Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? (Предположения детей.)
Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел.
IV. Работа по теме урока
- Прочитайте название раздела. Как вы его понимаете?
- Предположите, что мы будем изучать в данном разделе, чему учиться, чему научимся. (Предположения детей.)
- На с.68 прочитайте понятия, которые мы должны усвоить на этих уроках. (Согласие, семья, ответственность.)
- Как вы их понимаете? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, действительно ли слова Родина, мать, отец, семья – главные для каждого человека? (Высказывания учеников.)
Диалог Ани и Вани
- Прочитайте диалог Ани и Вани на с. 68.
- Какие чувства возникли у вас?
Семейные традиции
- Прочитайте на с. 69, что говорит нам профессор Самоваров.
- Прочитайте слова с корнем –род-. Посмотрите как много их в русском языке.
(Дети читаю слова Родина, родственник, народ, родня, родители, род, родной.)
- Расскажите о традициях вашей семьи. Если затрудняетесь ответить, то составьте несколько предложений о самых близких вам людях.
V. Физкультминутка
Кошечка проснулась,
Сильно потянулась.
Выпрямила спинку, шейку
И уселась на скамейку.
VI. Продолжение работы по теме урока
- Теперь мы будем читать стихотворение о самом близком всем человеке.
- Кто это, как вы думаете?
1. Р. Рождественский « На земле хороших людей немало…»
- Прочитаем автора первого стихотворения на с.70. Что вы о нем знаете?
Материал для учителя
Рождественский Роберт Иванович, (1932 -1994), русский советский поэт
Родился в селе Косиха Алтайского края, в семье военнослужащего. После того как родители ушли на фронт, воспитывался в детских домах. В 1950-1951 учился в Петрозаводском университете на филологическом факультете, затем в 1951-1956 в Литературном институте.
Его творчество отличала не только искренность и свежесть поэтического языка, но и ярко выраженная гражданственность, высокая патетика, масштабность и контрастность изображения. Обращаясь к актуальным поэтическим темам (борьба за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки Второй мировой войны), проблемам освоения космоса, красоты человеческих отношений, Рождественский со своим энергичным, пафосным, «боевым» письмом выступил продолжателем традиций В.В. Маяковского.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно.
- Как прочитаете эти строчки, какие слова хочется выделить голосом?
- Какие чувства вы испытали, читая стихотворение?
- Прочитайте стихотворение выразительно.
2. Ю. Энтин « Песня о маме»
- Прочитайте, какое следующее стихотворение мы будем читать? Кто его автор?
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
- Как вы понимаете последние строки?
- Послушайте песню.
- Понравилась вам песня?
-Прочитайте отрывок из нее выразительно.
3.Б.Заходер « С папой мы давно решили…»
- Прочитайте стихотворение Бориса Заходера « С папой мы давно решили…»
- Как вы думаете, какое оно – смешное, грустное, поучительное или шуточное?
- Что вам вспомнилось при чтении этого стихотворения?
- Прочитайте стихотворение выразительно.
VII. Рефлексия
Выберите и продолжите любое предложение.
-На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя…
- Сегодня я сумел…
VIII. Подведение итогов урока
- Послушайте еще одно стихотворение о маме. Закончите его. Отражает ли оно ваши мысли?
Мама
Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете…
(Лyчше мамы нет!)
- Как вы поняли стихотворение?
- Как ваша мама заботится о вас?
Домашнее задание
Выучить любое стихотворение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.