Дата: 13. 04. 2022 Урок № 110 Класс: 1-Б
Предмет: литературное чтение Учитель: Азизова Ю. В.
ТЕМА: Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель, звенит капель…»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме раздела.
Планируемые результаты урока:
Предметные: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвящённые одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; ориентироваться в прочитанных произведениях; совершенствование навыка чтения вслух и про себя, навык выразительного чтения и чтения целыми словами.
Метапредметные.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Регулятивные: моделирование цели урока, составление плана и алгоритма для решения учебной задачи.
Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения упражнений, сравнивать и анализировать информацию;
Личностные: формирование желания осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.
Оборудование урока: учебник «Литературное чтение 1 класс, 1 часть); карточки; презентация; плакат «Красавица-Весна»;
Ход урока
I. Орг.момент.
Приветствие.
Эмоционально-психологический настрой на урок.
II. Сообщение темы, цели урока и мотивация учебной деятельности школьников.
1. Выставка рисунков уч-ся «Красавица Весна».
2. Выразительное чтение наизусть стихотворения о весне.
(видеосопровождение на интерактивной доске)
3. Работа в парах. Найти пару:
4. Беседа: - Определите тему урока.
- Какие цели поставим перед собой? (закрепить изученное); рабудить весну выполняя поставленные цели (задания)
- Что нужно для этого? (повторить, обобщить); успешное выполнение работы.
III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
1. Речевая минутка (слайд) .
Блещут молнии всё ярче, Тучи дальше, дальше, дальше,
Тучи гуще, гуще, гуще, Небо чище, чище, чище,
Капли чаще, чаще, чаще, Солнце ярче, ярче, ярче,
Дождик пуще, пуще, пуще! В чаще громче щебет птичий!
(прочитать про себя, вслух выразительно; радостно и громко; грустно и тихо)
(слайд) – Прочтите, подбирая к словам-признакам название предмета.
Весенний …
Весенняя …
Весеннее …
Весенние …
2. Работа с учебником.
Чтение стихотворения А. Майкова (рубрика «Из старинных книг» на с. 74 (часть 1).
– Прочтите фамилию поэта.
– Как называется стихотворение?
– В какое время проходит церковный праздник Пасхи?
(слайд) – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
3. Словарная работа:
бла-го-вест – благовест
церк-вей – церквей
зе-ле-не-ет – зеленеет
про-сы-па-ет-ся – просыпается
о-де-ва-ет-ся – одевается
4. Чтение стихотворения учителем, учащиеся следят по тексту.
Беседа:
– Какое настроение передает стихотворение «Христос Воскрес!»?
– Какие слова произведения передают радость и веселье?
– Объясните значение слов и выражений:
Словарная работа:
Благовест – благая (добрая) весть (новость).
Народ валит – очень много людей идет.
Снят покров снегов – снег растаял.
Реки рвутся из оков – начало ледохода на реке.
Просыпается земля – пробуждаются растения и животные.
Одеваются поля – растут цветы и травы.
– Приготовьтесь читать стихотворение А. Майкова выразительно.
3. Чтение пословиц и поговорок на с. 75 (часть 1).
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, потом целыми словами:
хо-зя-и-ном – хозяином
спо-кой-на-я – спокойная
свя-щен-ны-е – священные
– Что такое пословица? поговорка? (слайд)
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, обычно двучастной формы; народный афоризм.
Поговорка – меткое образное народное выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Поговорка – всегда одночастная форма выражения, без противопоставления.
– Прочтите пословицы и поговорки на с. 75 (часть 1).
– Объясните их значение.
4. Чтение стихотворения В. Лунина «Тень» на с. 78–79 учебника.
Беседа по тексту. Ответы на вопросы.
Физкультминутка (под музыку)
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
IV. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
1. Выборочное чтение стихотворений.
– Отгадайте загадку:
На земле живут сестрички:
У сестричек – по косичке.
Вот зелёная косичка:
Это первая страничка.
Пашет, сеет, поливает,
Почкам глазки открывает.
(Весна.)
– С кем в загадке сравнивают времена года?
– Какие признаки весны названы в этой загадке?
– Почему весну назвали «зелёной косичкой»?
– Что объединяет изученные произведения о весне? (Авторы используют сравнения.)
– Для чего поэты используют сравнения?
– В каких стихотворениях говорится о подснежнике? Как называются эти стихотворения? Кто их автор?
– С чем сравнивает Т. Белозёров подснежники?
– Прочтите выразительно стихотворение Т. Белозерова «Подснежники».
– С чем сравнивает И. Токмакова весенний ручей?
– Как называется это стихотворение?
– Прочтите выразительно стихотворение И. Токмаковой «Ручей».
– С чем сравнивает Е. Трутнева цветущий луг?
– Прочтите выразительно произведение Е. Трутневой «Когда это бывает?».
– Какие стихотворения рассказывают о первых цветах? О радостном приходе весны?
– Прочтите понравившиеся вам стихотворения.
2. Игра «Узнай название стихотворения и фамилию автора».
Учитель читает строчки из стихотворений раздела «Апрель, апрель! Звенит капель…»:
К нам весна шагает Ласточка примчалась
Быстрыми шагами… Из-за бела моря…
(И. Токмакова.) (А. Майков.)
…Плакала снегурочка, …Пробирается медведь
Зиму провожая… Сквозь лесной валежник…
(Т. Белозёров.) (С. Маршак.)
Травка зеленеет, Бежал ручей по камешкам,
Солнышко блестит… Бежал, бежал, бежал…
(А. Плещеев.) (И. Токмакова.)
3. Работа в группах.
Восстановление деформированного текста. Выразительное чтение стихотворений.
– Из весеннего леса пришли телеграммы. Вы должны их прочесть и ответить на них стихотворениями из раздела «Апрель, апрель! Звенит капель …».
Телеграмма 1.
Весна освобождает из-подо льда воду ручейки талого снега сбежались в реки воды поднялись зажурчали вешние потоки.
– Прочтите текст.
– Какое стихотворение выберете для ответа? Почему?
– Прочтите выразительно стихотворение «Апрель» С. Маршака или «Ручей» И. Токмаковой (по выбору).
Телеграмма 2.
Весна достала яркие и пестрые наряды лес сияет зеленью множество насекомых кружат над ковром из луговых цветов.
– Прочтите текст.
– Какое стихотворение выберете для ответа? Почему?
– Прочтите выразительно стихотворение Е. Трутневой «Когда это бывает?».
Телеграмма 3.
Идёт весна на снежном покрывале появились проталины первые весенние цветы греются на солнышке ласточки поют песню весне.
– Прочтите текст.
– Какое стихотворение выберете для ответа? Почему?
– Прочтите выразительно стихотворение А. Плещеева «Сельская песенка».
V. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.
Выполнение тестовой работы по изученному разделу «Апрель, апрель, звенит капель…» (в сопровождении учителя).
VI. Итоги урока. Рефлексия. Сообщение домашнего задания.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие стихотворения о весне вам больше всего понравились?
– Вспомните случаи, когда вы испытали радость от наблюдения за жизнью растений.
Оцените свою работу на уроке с помощью светофора.
Рекомендации к уроку: подобрать пословицы и поговорки о весне.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.