Урок литературы в 11 классе.
Подготовила: Шевчук А.П.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1» г. Братска
Иркутской области.
Тема: «Сила духа русской женщины»
Тип урока: урок-беседа в форме диалога по повести В. Закруткина «Матерь человеческая», продолжение темы «У войны не женское лицо»,
Цель: подготовка к итоговому сочинению.
Вопросы и задания, полученные до урока:
1. Какова тема повести «Матерь человеческая»?
2. Как сложилась жизнь героини повести?
3. Почему Мария не убила Вернера Брахта?
4. Что побуждало женщину так самоотверженно работать в тылу врага?
5. Отметьте эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление.
6. Выберите отрывки для выразительного чтения
7. Как вы объясните смысл заглавия повести?
8. Какие мысли и чувства она у вас вызвала?
Наглядность:
1. М/м презентация.
Ход урока
Эпиграф: Да разве об этом расскажешь-
В какие ты годы жила,
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла.
I. Краткая беседа об участии женщин в Великой Отечественной войне (итог разговору предыдущего урока «У войны не женское лицо»)
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как женщины воевали плечом к плечу с мужчинами ,совершали подвиги. Вспомните еще раз книги (названия), в которых ярко описан их героизм.
(Уч-ся называют прочитанные самостоятельно книги и те, что читали к предыдущим урокам).
а) Вспомните героинь повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», где писатель показал трагическую судьбу девушек, отдавших жизнь за Родину в жестокой схватке с фашистами.
Асс №1: В книге (почему-то забытой в последнее время Л. И. Брежнева «Малая земля» автор тепло рассказал о комсомолке Марии Педенко.
(Зачитывает отрывок из книги): «На Малую землю эта девушка, Мария Педенко попросилась сама, была в десанте с первых дней высадки….до слов…Вспоминая этого прекрасного человека, я думаю о многих других дочерях нашей Родины, разделявших с мужчинами все тяготы войны. Для меня их образ стал олицетворением величия советской женщины.
Учитель: Но женщины не только воевали в годы Великой Отечественной войны. Проводив на фронт мужа, сына, брата, они по 10-12 часов работали у станка или пахали, сеяли, убирали огромные поля, растили детей.
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой…
Рубила, возила, копала,-
Да разве же всё перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живёшь.
Об этом подвиге советских женщин сказал М. Исаковский в стихотворении «Русской женщине»
Асс.№2: ученик читает ст-е наизусть
Учитель: Но еще труднее было тем, кто оказался на оккупированной врагом территории.
(Звучит мелодия песни А Новикова на слова Л. Ошанина «Дороги» На фоне музыки учащийся читает стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?»
Учитель: - В первые месяцы войны наши войска отступали под напором гитлеровских полчищ. Женщины , старики, дети оставались беззащитными перед лицом жестокого врага.
«Я своими глазами увидел всё, что натворили гитлеровцы только за одну неделю. Горы, слегка присыпанные снежком, трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными ростовчанами, разграбленные дома, городские квартиры, сожженные от начала до конца», - пишет В. Закруткин в воспоминаниях «Страницы о себе»
Асс. №3: Виталий Александрович Закруткин родился в 1908 году в Феодосии в семье народного учителя. Окончил педагогический институт, заведовал кафедрой русской литературы в пединституте Ростова. В 1941 году он ушёл на фронт военным корреспондентом и на войне был до последнего дня. Основные его произведения:
«Плавучая станица»,
«Сотворение мира»,
«Матерь человеческая»,
«Костры детства»,
«Подсолнух»
Душевная щедрость , мужество, принципиальность бескорыстие, доброта – основные черты положительных героев В. Закруткина.
Учитель: В основе его повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт.
Асс.№4: «Ранней осенью 1943 года, - пишет автор, - мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, всё больше удаляясь от магистральной дороги…
В полдень мы въехали в чёрные развалины какого-то сожжённого гитлеровцами хутора.
На хуторе не было ничего живого. Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то тёмной норы выскочил голый мальчишка, лет четырёх, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам всё, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора… Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожжённый хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе».
Учитель : Тогда же в перерыве между боями , В. Закруткин написал об этой женщине рассказ «О живом и мёртвом», который был напечатан в 1944 году.
Спустя много лет, вновь перечитывая этот рассказ, Виталий Александрович решил писать повесть о женщине, которая воплотила в своём характере всё то лучшее, что было дано новым людям советской эпохи.
II. Работа по вопросам:
? - Какова тема повести «Матерь человеческая»?
(эта повесть о тяжёлых испытаниях, которые приносит человеку война, о мужестве и нравственной силе простой советской женщины Марии
Тема повести – судьба советской женщины, вынесшей все тяготы войны и сохранившей человеческую душу))
? - Как сложилась жизнь героини повести?
Рассказ ученика о нелегком детстве, юности Марии.
(В гражданскую войну Марии было 7 лет, белогвардейский карательный отряд расстрелял отца-коммуниста. Когда умерла мать, ей было 16 лет, затем Мария вышла замуж за Ивана. Оба работали в третьей бригаде колхоза имени Ленина: он – шофёром, она – дояркой. У них рос сын Вася).
Учитель: Великая Отечественная война принесла людям тяжелейшие испытания и смерть. Ворвалась она и в семью героини повести. На глазах Марии фашисты повесили мужа и десятилетнего сына, сожгли хутор, а всё поселение его (около 100 человек) погнали в Германию; и Мария, чудом спаслась в кукурузном поле, осталась «одна на чадной, повитой чёрным дымом, овеянной смертью земле…»
Зачитаем отрывок повести:
… по запылённым щекам Марии бежали слёзы.. Мысли о нерождённом ребёнке, о том, что она… женщина- мать обязана уберечь то живущее в ней, что связывало её с погибшим Иваном, с Васяткой, отогнали желание смерти.
Мария тихо шла вниз. Рядом с ней шла настороженная собака, а сзади гуськом, одна за другой, шли коровы. Мария шла, а перед её глазами было только одно: пепел и сажа. «Куда же мне деваться на этом пожарище»?
? - Расскажите о том, как эта маленькая женщина смогла выстоять, выжить в нечеловеческих условиях?
(поражает умение Марии а) оборудовать под жильё погреб, б) очистить от трупов собак и кошек колодец, в) хоронить мёртвых солдат, г0 одной работать в поле)
? - Назовите самые яркие незабываемые страницы повести.
(встреча Марии с Вертером Брахтом, тяжкий труд её на колхозных полях, спасение ею ленинградских ребятишек, рождение сына, гибель политрука Славы)
? - Почему Мария не убила Вернера Брахта? Не подчинилась слепо охватившему её чувству мести?
( - её остановило слово «мама»;
- чувство материнства, жалости к беззащитному солдату, почти мальчика, не позволило ей убить его.
- гуманизм, человечность Марии весь тот образ жизни, каким жила Мария свои недолгие 29 лет.
- убить беззащитного раненого мальчишку значило для Марии стать на один уровень с фашистами, убившими её сына и мужа. Этого Мария не могла допустить.
- человечность Марии не позволила ей убить беззащитного раненого. Мария ухаживала за ним и похоронила его , когда он умер.)
? - Почему Мария так самоотверженно работала на колхозных полях в тылу врага? Чтобы прокормить себя, детей, животных, ей не нужно было столько запасов. Зачем она это делала?
- Почему вслед за размышлениями Марии в работе идёт описание сельского кладбища, обращение Марии к матери, деду Корнею, похороненными здесь?
( Мария чувствовала связь с теми, кого уже нет, кто когда-то трудился на этих полях. В этом чувстве связи со всем, что было на родной земле, с теми, кто жил и трудился на этой земле до тебя, - сила Марии, сила человека вообще. Чувство причастности и судьбе всего народа помогло Марии понять, что её горе – это капля в море горя народного. И это сделало Марию сильной, помогло ей выжить.
- Мария думала не только о тех, кто жил здесь до неё. Она думала и о своём будущем ребёнке.
III. Выразительное чтение отрывка от слов « Живой незрячий комок не видит….., кончая словами…он захочет насладиться весной, песнями птиц, запахом цветов, лесной прохладой»)
? – Вспомните произведения, где дети стали опорой взрослого человека в трудное для него время.
( - В повести Ч. Айтматова «Материнское поле», Толганай потеряла в войну мужа, сыновей, и чужой ребёнок стал для неё опорой.
- В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов тоже лишился в войну семьи. Жизнь потеряла смысл. И только Ванюшка, которого он усыновил, связал его с жизнью, отогрел его сердце. Как важно для человека быть кому-то нужным! Сознание своей необходимости даёт человеку душевную силу!)
? – Какие страницы вас взволновали?
(рассуждение Марии о жизни и смерти двух юношей – русского и немца)
IV. Выразительное чтение отрывка от слов: « Смотри ты, как всё на свете устроено… кончая словами … спас их от неволи и смерти.
Учитель : Бессмыслена гибель Вернера Брахта. Он умирает в погребе «полураздавленный, недобитый гадёныш». Жизнь и смерть молоденького политрука Славы – прекрасна! Он погибает в бою, прикрывая отход товарищей. У него и мёртвого невозможно было отнять оружие.
У главной героини большое доброе сердце, измученная морально и физически, она не остаётся равнодушной к горю других.
? - Вспомните эпизод встречи Марии с ребятишками из детдома, который не может оставить нас равнодушными. О чём говорит этот эпизод?
( о том, что Мария чувствовала себя матерью этих обездоленных войной детей, и не только их, а всех детей вообще.
- Это чувство особенно обострилось, когда Мария родила сына.
( чтение отрывка от слов «слабой рукой она гладила пушистую голову сына…. кончая словами - …Все будете жить ….)
? - В каком произведении мы встречались с подобным «разрастанием» материнского чувства – от любви к своему сыну до любви ко всем людям?
(роман М. Горького «Мать». Как у М. Горького название романа «Мать» приобретает символическое значение («символ всех матерей мира») , так и заголовок повести В .Закруткина «Матерь человеческая» имеет глубокий смысл.
Мария – мать своего ребёнка, мать осиротевших детей, она мать всему живому - матерь человеческая!
Мария не дала погибнуть крохотной искорке жизни, которая была в ней. Пока есть такие матери, жизнь не исчезает. Марию можно назвать матерью человеческой!
? – Какие мысли и чувства вызывает повесть?
( - восхищение подвигом Марии;
- эта книга учит силе духа и мужеству
- доброта и гуманность делают человека человеком. Люди добрые, щедрые душой, достойны всеобщего признания и любви.
- Эта книга об огромной любви к жизни, земле, людям
- повесть заставляет нас задуматься над тем, на что способен настоящий человек в тяжёлых обстоятельствах
- книга напоминает людям о том, что несёт людям война. Об этом надо знать нам, молодым, не испытавшим ужасов войны.
Советским людям война принесла огромное горе, невиданные испытания. И наш народ проявил несгибаемую стойкость, мужество, благородство души в эти трудные годы. На примерах величия народного подвига должно воспитываться молодое поколение, не знавшее войны.
Домашнее задание:
1. Написать отзыв о повести. Как назовете отзыв? («Гимн материнству», «Гимн человечности», «Повесть о великой любви к жизни», «Есть женщины в русских селениях», «Восславим женщину-мать», «Давайте, люди, никогда об этом не забудем» и т.д)
2. сделать иллюстрацию к повести.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.