Белоглазова Маргарита Александровна
учитель начальных классов
Киришского муниципального
района Ленинградской области
МОУ «КСОШ №2»
Стаж работы – 33 года
Высшая квалификационная категория
Урок математики в 1 «А» классе
Тема: «Число и цифра 5»
УМК «Школа 2100»
Автор учебника: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких
Издательство: «Баласс» Москва 2007
Цель урока:
Познакомить с числом 5 и составом числа 5.
Планируемые результаты:
Предметные.
- учится считать предметы, сравнивать, обозначать количество предметов цифрой 5, записывать цифру 5, решать примеры в пределах 5.
Метапредметные.
Регулятивные УУД.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные УУД.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД.
- работая в парах учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение слушать и слышать;
- умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные.
- формировать интерес к учению, способность к самооценке, самоопределению, развивать навыки сотрудничества.
Ресурсы: компьютер, интерактивная доска, проектор.
1) Учебник «Математика. 1 класс» (часть 1) (авт. Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А.П. Тонких) и рабочая тетрадь;
2) веер цифр у каждого ученика, демонстрационные грибы (с числами с одной стороны и выражениями с другой);
3) образец написания цифры 5;
4) две фигуры, выражающие настроение;
5) рисунки с изображениями ёжика, совы;
6) «гусеница» (числовой ряд).
Ход урока
IАктуализация знаний. 1) Организационный момент. Учитель. -Долгожданный дан звонок, Начинается урок. У. Послушайте пословицу и объясните, как вы ее понимаете. Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь. Дети. … У. Правильно. Если не приложить усилий и старания, ничего не получится. Поэтому давайте дружно работать на уроке и не лениться. Поднимите руку, кто любит собирать грибы. Какие грибы вы собираете? Д. … У. Наступила осень. В лесу много грибов, ягод, орехов. Заботливые и трудолюбивые хозяева не теряют зря время, они делают запасы на зиму. Давайте и мы отправимся в лес за грибами. До леса далеко и чтобы было нам не скучно, мы будем идти и считать до 10 и обратно. Дети встают на массажные коврики и шагают на месте. У. Вот и лес. Посмотрите, кто это спрятался в кустах? Загадка: В клубок свернётся, Взять не даётся. На доске – изображение ёжика и грибов с числами. Д. Это ёжик. У. Правильно. Ёжик очень рад встрече с вами и готов помочь в сборе грибов. Но вначале нужно выполнить задания, которые он приготовил. Ему очень интересно посмотреть, как вы учитесь, думаете, рассуждаете. А также, какие вы дружные и трудолюбивые. Если вы все задания выполните правильно, будете дружно работать, ёжик поможет вам собрать много грибов. Поднимите руку, кто готов выполнять задания. 2) Повторение материала.
У. Что вы видите? Д. Я вижу грибы. У. Что изображено на грибах? Д. На грибах изображены числа. У. Сколько грибов принес ёжик? Д. 10 грибов принес ёжик. У.Давайте, их посчитаем (дети считают хором). У. Рассмотрите внимательно ряд чисел. Что вы заметили? Д. Число 4 стоит не на своём месте. Число 2 и 4 нужно поменять местами. У. Почему? Д. Потому что после числа 1 стоит число 2, а после числа 3 стоит число 4. У. Какое число больше на 1 числа 3? Какое число меньше на 1 числа 4? Назовите соседей числа 3. Какое число стоит слева от числа 2? Какое число стоит справа от числа 3? У. Расскажите все, что вы знаете о числе 4. Д. Число 4 стоит за числом 3. - Число 4 больше числа 3 на 1 - 4- это 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1 У. Ёжик записал на грибке с числом 4 выражение на сложение, равное 4. Угадайте, какое выражение записал ёжик. Дети называют возможные варианты выражений, а учитель записывает их на доске. 1+3, 3+1, 2+2 У. Все ли выражения на сложение вы назвали? Д. Да. У. Один из этих вариантов записан на грибочке у ёжика. Посмотрим. Учитель переворачивает грибок с числом 4, там записано 3+1.. У. Кто угадал числовое выражение ёжика, тому сегодня повезло больше. Ёжик подарит ему этот грибок, а мы положим его в нашу корзинку. Итог: У. Какие знания вам понадобились, чтобы выполнить это задание? Д. Счёт, знание последовательности чисел, состав числа 4. У. Зачем нужно знать состав числа? Д. Чтобы уметь быстро решать примеры. У. Молодцы! Ёжик очень доволен вашей дружной работой и правильными ответами. Вы хорошо потрудились, пора отдыхать.
3) Физкультминутка (на массажных ковриках). Повстречался ёжик мне Нес грибы он на спине Добрый день, колючий ёж Далеко ли ты живёшь? Ёжик глазками сверкнул И в кусты скорей свернул Зашуршал своей листвой, Приглашая в домик свой!
4) Постановка проблемы. У. Ребята, закройте, пожалуйста, глаза (учитель переворачивает грибы, на обратной стороне каждого грибка записано выражение). Откройте глаза. Что изменилось?
Д. На грибах были записаны числа, а теперь – выражения. У. Ёжик предлагает вам новое задание. Как вы думаете, каким оно будет? Д. Найти значение выражения. - Вычислить. У. Сейчас мы поиграем в игру. Я показываю на гриб c выражением, а вы с помощью числового веера показываете значение выражения. После показа ответов детей, учитель переворачивает гриб, и все проверяют свои ответы. У. Какое выражение вызвало у вас затруднение? Д. 4+1 У. Почему? Д. Мы не знаем цифру ответа.
II. Формулирование темы и цели урока. У. Какова тема урока? Д. Новое число и новая цифра. У. Какова цель урока? Д. Познакомиться с новым числом. Выучить его состав. Научиться писать эту цифру. У. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым числом, узнаем его состав, научимся красиво писать новую цифру. Будем развивать свою речь, память, внимание. Воспитывать аккуратность во время работы в тетради. А при работе в парах не забудем о доброжелательном отношении друг к другу.
III. «Открытие» нового знания.
У. Сколько выражений вы смогли решить без затруднений? Д. 4 выражения. У.Сколько выражений вызвало затруднения? Д. 1 выражение. У. Как это записать, чтобы узнать, сколько всего выражений нужно было вам решить? Д. 4+1 Учитель записывает выражение на доске, а дети в тетради, стр.28. У.Подумайте, какое число будет значением этого выражения? Д. Число 5. У. Почему? Д. Потому что, если к числу четыре прибавить 1, то получим следующее по счету число, а следующим после 4 будет пять. У. Как его записать?
1) Работа с текстом учебника на стр. 58 со знаком . У. Сравните свой ответ с тем, что дали сами авторы.
Дети читают текст со знаком .
У. Где в окружающем мире можно увидеть цифру 5? Д. Оценка, номер квартиры, номер дома... У.Расскажите все, что вы узнали о числе 5. Д. Число 5 стоит за числом 4, между числами 4 и 6. У. Куда мы должны поселить цифру 5 на гусеницу? Почему? Д. После цифры 4. Учитель ставит цифру 5 на гусеницу. У. На что похожа цифра 5? Что она вам напоминает? Д. На ложку… У. Кто знает стихи о цифре 5? Дети читают стихи. У. Ёжику очень понравились ваши ответы и стихи. Он дарит вам еще столько грибков, сколько выражений вы смогли решить без затруднений (4). Потрудились вы на славу. Пора отдохнуть.
2) Физкультминутка с использованием офтальмотренажеров.
3) Письмо цифры 5. Работа в тетради стр. 28.
У. Мудрая сова будет учить вас писать цифру 5. На доске вывешивается образец написания цифры 5 и рисунок совы. У.Посмотрите на образец ее написания. Назовите элементы, из которых она состоит. Д. Она состоит из 3 элементов. Учитель объясняет написание цифры 5 и показывает на доске, затем дети показывают написание в воздухе. У. Обведите цифру 5 по точечным образцам, а затем 3 раза самостоятельно. Подчеркните ту цифру 5, которая у вас лучше получилась. Напишите красиво до конца строки. Дети работают в тетради. У. Оцените свою работу. Кто поставит себе за работу отлично. Поднимите руку. Кто поставит себе за работу хорошо. Поднимите руку. У. Молодцы! Вы все очень старались! У вас получилось отлично. Вот так аккуратно и красиво пишите цифру 5. А ёжик за эту работу вам даёт еще 1 грибок.
4) Состав числа 5. У. Сколько пальцев на одной руке? Д. 5 пальцев. У. Разделите пальчики на 2 группы с помощью другой руки. На какие группы вы разделили пальчики? Учитель делает запись на доске. 5 1 4 2 3 3 2 4 1 У. Что вы назвали? Д. Состав числа 5. У. Сколько таких случаев получилось? Д. 4 случая. У. Давайте прочитаем хором еще раз и постараемся их запомнить. Дети повторяют хором состав 5. Д. Чтобы правильно находить значение выражений. Итог: У. Знание состава числа 5 пригодится нам в дальнейшей нашей работе. И за эту работу вы получаете ещё 1 грибок.
IV. Первичное закрепление. 1) Работа в парах. У. Задание №5 на странице 59. Что нужно сделать в этом задании? Д. Записать к рисункам равенства. У. Это задание, вы будете выполнять, работая в парах. Дети работают в парах. Проверка и оценка результата. У. Давайте проверим, как вы выполнили это задание Пара объясняет, какие равенства они записали. У. Верно ли выполнили задание? Какую оценку заслужили? Д. … У. За эту работу пара получаете 1 грибок. 2) Фронтальная работа. У. Задание №6 на стр. 59. Что нужно сделать в этом задании? Д. Записать четыре равенства к рисункам. Дети выполняют задание в тетради, один ученик с комментированием на доске. 1 ученик 2 ученик 1+4=5 2+3=5 4+1=5 3+2=5 5-1=4 5-2=3 5-4=1 5-3=2 Оценка работы учащихся у доски. У. Оцените работу своих товарищей. Д. … Итог: У. Молодцы! Вы правильно выполнили задание и объяснили его. За эту работу ёжик даёт вам 1 грибок.
3) Физкультминутка (дети считают до 10 и обратно с хлопками в парах).
V. Самостоятельная работа. У. А сейчас мы проведём самостоятельную работу под девизом: «Тот господин, кто умеет делать один». Задание № 7 стр. 59. Прочитайте задание. Кому оно не понятно? Дети работают самостоятельно в тетради. Один ученик у доски за шторкой. Взаимопроверка в парах и оценка результата. Дети обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа. У. Поднимите руку, кто правильно сделал? Поднимите руку, кто ошибся? Где допустили ошибку? Итог: У. Какое знание помогло вам правильно выполнить задание? Д. Знание состава числа 5. У. Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Ёжик очень доволен и за это вы получаете еще 1 грибок. Давайте, посчитаем, сколько грибков подарил вам ёжик за хорошую работу. Дети считают грибки. Д. 10 грибков.
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
У. К сожалению, нашему другу пора в лес к своим ежатам. Ему не терпится рассказать им, что нового вы узнали. Давайте еще раз напомним, чему вы научились на уроке. Итак, что нового вы узнали? Д. Узнали новое число, его состав, научились писать цифру 5. У. Какое задание вам понравилось больше? Д. … У. Какое задание вызвало затруднение? Д. … У. Давайте поблагодарим ёжика за помощь в сборе грибов и попрощаемся с ним.
Рефлексия деятельности. У. У вас на партах 2 фигуры с изображением настроения, как они называются? Д. Круг и овал. У. Какое настроение на круге? Д. Весёлое. У. Какое настроение на овале? Д. Грустное. У. Положите на тетрадь ту геометрическую фигуру, которая выражает ваше настроение на уроке. Поднимите руку, у кого весёлое настроение. Почему? Д. У меня все получилось на уроке. - Я правильно выполнил все задания. У. Поднимите руку, у кого грустное настроение. Почему? Д. У меня не все получилось на уроке. У. Не нужно грустить, если что-то не получилось, на следующем уроке вы будете стараться, и у вас все получится. Спасибо за хорошую работу на уроке. Урок окончен.
|
• Основная форма построения урока - диалог.
• Мотивация
• Повторение ранее изученного материала в игровой форме.
• Работа с числовым отрезком.
•Самостоятель- ное формулирова- ние задания. •При проверке этого задания использую обратную связь. •Проблемная ситуация с затруднением.
•Самостоятель- ное формули- рование темы и цели урока.
•Начало диалога, подводящего к открытию нового знания.
•Самостоятель- ное формулиро- вание нового знания.
•Формирование нового знания в терминах учебника. •Связь с окружающим миром.
•Работа с числовым отрезком.
•Фиксируется каждый шаг написания цифры 5.
•Самооценка написания новой цифры.
•Совместная работа над составом числа 5.
•Самостоятель- ная работа в парах.
•Проверка и самооценка + внешняя оценка.
•Внешняя оценка работы учащихся.
•Самооценка + внешняя оценка.
•Еще раз делается вывод о необходимости знания состава числа.
•Дети оценивают свою работу и отношение к уроку с помощью фигур с изображением настроения.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.