Конспект урока математики по мотивам сказки М.Ю.Лермонтова "Ашик-Кериб". 4 класс

  • Разработки уроков
  • pdf
  • 15.07.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Второй урок метапредметного дня. Урок математики с опорой на лексику, изученную во время работы с содержанием произведения М.Ю.Лермонтова "Ашик-Кериб"
Иконка файла материала 4 класс Математика Ашик-Кериб КОНСПЕКТ.pdf

Класс: 4

Предмет: математика

Учитель: Карпичко Ольга Владимировна, к.п.н., учитель начальных классов, ОЧУ «Газпром школа»

Тема урока: Математическая сказка по мотивам сказки М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб»

 

Единица содержания: способы математических вычислений с опорой на умение работать с информацией разного вида /не сплошной текст, содержание произведения, текстовые задачи с лексикой изучаемого произведения, графическая информация/.

 

Цель:

обучающий аспект:

-  знать содержание текста произведения (познавательные универсальные учебные действия);

-  уметь находить значения числовых выражений, используя письменные приёмы вычислений /сложение и вычитание многозначных чисел/ (познавательные универсальные учебные действия);

-  знать последовательность чисел в порядке убывания/возрастания (познавательные универсальные учебные действия);

-  уметь графически обозначать часть целого (познавательные универсальные учебные действия);

-  уметь находить значение части и целое по части (познавательные универсальные учебные действия); - уметь решать задачи с тремя взаимосвязанными величинами (познавательные универсальные учебные действия);

 

развивающий аспект:

-развивать логическое мышление, анализируя тексты разного формата (познавательные универсальные учебные действия); 

-  развивать умение находить необходимую информацию в текстах разных видов (познавательные универсальные учебные действия); 

-  развивать умение делать выводы (познавательные универсальные учебные действия); 

-  развивать умение самостоятельно ставить цель, планировать и оценивать свою деятельность (регулятивные универсальные учебные действия);

 

воспитывающий аспект:

-воспитывать интерес к предметам литературное чтение и математика (личностные универсальные учебные действия);

-  воспитывать культуру общения и сотрудничества при совместной /групповой/ работе

(коммуникативные универсальные учебные действия);

-воспитывать положительные качества характера: самодисциплина, честность, ответственность

(личностные универсальные учебные действия).

 

Тип урока: урок закрепления знаний. 

 

Этапы урока:

       подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,

       закрепление полученных знаний, итог на рефлексивной основе,

       домашнее задание. /* - вариативность этапа/.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Математическая сказка по мотивам сказки М.Ю. Лермонтова “Ашик-Кериб”» 

Ход урока

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности                        3 мин.

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности. Метод: /репродуктивный, продуктивный/.

Форма работы: /фронтальная, групповая, парная, индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организует установочную беседу, сообщение темы урока и его цели:

-                     В конце урока математики нам необходимо определить предмет-помощник из сказки М.Ю.Лермонтова “АшикКериб”.

-                     Чтобы его получить, нужно будет выполнить ряд заданий. За каждое верно выполненное задание можно получить часть этого предмета, сложив полученные части, ответив на вопросы, вы догадаетесь о словеассоциации.

Фронтально

Без оценивания

 

 

 

 

 

Тема урока: «Математическая сказка по мотивам сказки М.Ю. Лермонтова

“Ашик-Кериб”»

                              Закрепление полученных знаний                                   37 мин

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, организация активных самостоятельных действий обучающихся.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.

Форма работы: /фронтальная, групповая, парная, индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организует математическую разминку /письменные приёмы вычислений:

-                     задание 1 /рабочий лист урока/

-                     найдите значение числовых выражений, используя письменные приёмы вычислений, расставьте получившиеся ответы в порядке убывания, разгадайте название предмета из сказки, который нужно собрать в конце урока.

-                     задание выполняете самостоятельно,

-                     время выполнения 7 минут,

-                     найдите значение числовых выражений,

-                     получившиеся ответы расставьте в порядке возрастания, - расшифруйте название предмета из сказки.

-                     проверка по образцу /слайд презентации/ Получение 1-ой части блюда

 

2.Организует решение задач на графическое обозначение части геометрической фигуры.

-                     задание 2 /рабочий лист урока/

1/ какие числа встретились вам в тексте сказки? 2/ доказательством чего может являться это утверждение?

3/ отметьте на отрезке ⅓ часть, 4/ раскрасьте на круге 1/7 часть.

-                     задание выполняете в парах,

-                     время выполнения 3 минут,

-                     договоритесь в паре, кто какое задание выполняет,

-                     выполните каждый своё задание,

-                     обменяйтесь результатами работы, - заполните свой рабочий лист,

-                     представьте ответы пары.

 

-                     проверка по образцу 

Получение 2-ой части блюда

3.Организует решение задач на три взаимосвязанные величины.

-                     задание 3 /рабочий лист урока/

 

 

 

Индивидуально

Проверка получившееся слово

Оценивание (0,1,2)

2 балла – всё верно

1                    балл – 1-2 ошибки 0 баллов – более 2 ошибок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В парах

Проверка в парах по образцу

Оценивание (0,1,2)

2                    балла – всё верно

1 балл – 1 ошибка 0 баллов – 2 ошибки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально

-                     решите задачу,

-                     задание выполняете самостоятельно,

-                     время выполнения 10 минут

 

Получение 3-ой части блюда

 

4.Организует решение логической задачи в формате ВПР.

-                     задание 4 /рабочий лист урока/

-                     решите задачу, заполните пустые ячейки таблицы.

-                     задание выполняете все вместе,

-                     время выполнения 15 минут,

-                     прочитайте задание,

-                     поэтапно запишите решение в рабочем листе урока,

-                     заполните таблицу на основе решения.

 

Получение буквы 4-ой части блюда

 

4.Организует:

-                     составление предмета из его частей, 

-                     перевернуть получившийся предмет,

-                     получение слова-ассоциации - черты характера человека,

-                     объяснить, почему выбрано именно это слово,

-                     заполнение маршрутного чек-листа дня /приклеиваем изображение БЛЮДА и СЛОВА-ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА - ЧЕСТНОСТЬ.

Проверка учителем

Оценивание (0,1,2)

2 балла – всё верно

1 балл – 1-2 ошибки 0 баллов – более 2 ошибок

 

 

Фронтально

Без оценивания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтально

Без оценивания

Итог на рефлексивной основе

5 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке, выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.

Форма работы: / индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Подсчет количества баллов за урок. 

Выставление отметки:

5-6 балла - 5

3-4 балл - 4

2 балла - 3

1-0 баллов - 2 

Ответ лично себе на вопрос: 

Могу ли я себя назвать ЧЕСТНЫМ? 

Кто поступил не честно в сказке “Ашик-Кериб”?

- записать ответ в рабочий лист урока

Фронтально Индивидуально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 /Рабочий лист урока/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 /Предмет-помощник урока, ключевое слово урока/

 

 

 

 

Литература и ссылки на используемые изображения

 

1.     Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др, учебник «Литературное чтение», 4 класс, часть 1, «Просвещение», М., 2020.

2.     https://www.livelib.ru/book/1000595342/quotes-ashikkerib-mihail-lermontov

3.     https://diafilmy.su/1019-ashik-kerib.html

4.     https://www.youtube.com/watch?v=izrGKdqUNxc

5.     https://giftelit.ru/bronza-dlya-kukhni/tarelki-blyuda/

6.     https://babydaytime.ru/cvetovoy-krug-ili-iskusstvo-smesheniya.html