Конспект урока математики
Елена Александровна Румянцева,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №5» г. Иваново
Пояснительная записка к уроку
· Тема урока. Повторение и закрепление пройденного за год. Подготовка к контрольной работе
· Предмет. Математика
· Класс -4
· УМК «Школа России»
· Цель урока: закрепление пройденного за год по теме «Величины», подготовка к контрольной работе
· Задачи урока:
· предметные: закрепить умения устанавливать взаимосвязи при решении задач с величинами «цена-количество-стоимость», «длина-периметр многоугольника», устные и письменные приёмы вычислений с многозначными числами, нахождение доли от числа.
· метапредметные:
-регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и действия одноклассников; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; вносить необходимые коррективы в действие;
-познавательные: ориентироваться в системе знаний; формулировать проблему; выполнять операции анализа, сравнения, синтеза, обобщения; использовать запись в цифровой форме (QR-код);
-коммуникативные: работать в малой группе; учитывать мнение других; оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание; слушать и понимать речь других;
-личностные: развивать познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи; способность к оценке своей учебной деятельности;
осознание своей значимости в совместной работе над обозначенной проблемой.
· Обоснование применения дополнительных материалов. На уроке используется разные формы представления информации (текст, таблица, слайд, чертёж, QR-код). Использование необычного способа представления информации в виде QR-кода повышает познавательную активность детей на уроке, так как такой способ получения информации для детей новый, непривычный, но он сейчас широко применяется в разных сферах жизни, и дети смогут использовать Смартфон с пользой для учебного процесса.
· Используемое оборудование: проектор, экран, компьютер, мобильный телефон с приложением «Сканер QR-кодов».
Содержательная часть:
План урока:
1. Организационный момент (2 минуты)
2. Мотивационный момент (5 минут)
3. Постановка цели урока (2 минуты)
4. Работа по реализации цели. Работа в командах (15 минут)
5. Физкультминутка (1 минута)
6. Работа по реализации цели. Работа в командах (продолжение) (15 минут)
7. Подведение итогов (1 минута)
8. Рефлексия (4 минуты)
Конспект урока
Деятельность педагога с указанием номера слайда |
Деятельность обучающегося |
|
Организационный момент (2 минуты)
|
||
Цель этапа: создание благоприятной психологической атмосферы на уроке, включение учащихся в деятельность. |
Цель этапа: настрой на активную деятельность. |
|
-Всем добрый день! Урок математики. Наш урок пройдёт под девизом, который зашифрован с помощью QR-кода. - Как вы понимаете смысл данной пословицы? |
Один ученик выходит к доске и с помощью приложения на телефоне «Сканер QR-кодов» прочитывает пословицу «Дорогу осилит идущий» (Приложение 1, код 1) Дети пытаются объяснить смысл (Добивается результата тот, кто действует). |
|
Мотивационный этап (5минут)
|
||
Цель этапа: включение учащихся в деятельность |
Цель этапа: мотивация на получение результата, совместную работу в командах. |
|
-Урок закрепления, на следующем уроке мы будем выполнять контрольную работу. -Сегодня мы будем работать в командах. |
Дети распределены на команды по 4 человека, парты расставлены по 2.
|
|
-Наш урок пройдёт в форме экономической игры. Вы будете экспертами банка. В каждой команде 4 эксперта. -У каждого эксперта свой номер, указанный на карточке, лежащей в центре стола. - Поднимите руку (эксперты №1 и т.д.) - Поприветствуем друг друга. «Партнёры по плечу прикоснитесь ладошками, партнёры по лицу ударьтесь кулачками, а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой». |
Ученики смотрят на карточку и определяют свой номер. (Приложение 2) Дети из каждой команды по очереди поднимают руку.
Дети в командах приветствуют друг друга, выполняя предложенные действия. |
|
Постановка цели урока (2 минуты)
|
||
Цель этапа: побуждение учащихся к самостоятельной постановке цели урока |
Цель этапа: определение цели урока (с помощью учителя) |
|
-Посмотрите на слайд (слайд 1) -Что вы видите? -Что вы думаете об этом? -Объедините слова в одно предложение. |
На слайде слова: цель, команда, математика Дети пытаются сформулировать цель урока. (Цель: работая в команде, будем закреплять изученное по математике, чтобы подготовиться к контрольной работе).
|
|
Работа по реализации цели. Работа в командах (15 минут)
|
||
Цель этапа: осуществление связи с предыдущими уроками, организация самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки |
Цель этапа: закрепление, коррекция, самоконтроль и самооценка изученного |
|
- Задание командам «В наш банк поступила заявка на получение кредита от трёх фирм «Альфа», «Бета» и «Гамма». Предприниматели имеют швейное производство по изготовлению рабочей одежды. Мы должны провести экспертизу деятельности фирм и определить фирму, которая получит кредит». Начнём работу. Нам встретились слова, связанные с экономикой, определим значение этих слов. Задание 1 -По очереди каждый эксперт называет слово на карточке для команды. Ищет карточку, где даётся объяснение значения слова.
- Проверяем. (Слайд 2, анимация) |
Работа с карточками (Приложение 3, задание 1) Ученики называют по очереди слова: банк, кредит, прибыль, предприниматель. Ищут карточку с толкованием слова. Сверяют с информацией на слайде.
|
|
Задание 2. «Проанализируйте рост прибыли фирм за три года. Посчитайте доходы и расходы фирм за три года, а затем рассчитайте прибыль по формуле: прибыль= доход - расход. У какой фирмы прибыль больше?» План работы 1.Эксперты 1 и 2 считают доходы. 2.Экспертя 3 и 4 считают расходы. 3. Взаимопроверка в парах 4. Расчёт прибыли (вместе) 5. Проверка по QR-коду.
-Проверяем. Заполняем таблицу, заносим данные в виде +. (Слайд 3)
|
Работают на карточках (Приложение 3, задание 2) Эксперты 1 и 2 считают доходы (каждый сам). Проводят взаимопроверку. Эксперты 3,4 считают расходы (каждый сам). Проводят взаимопроверку. Вместе находят прибыль по формуле. Проверяют ответ по QR-коду (Приложение 1, код 2) Делают вывод: самая большая прибыль у фирм «Альфа» и «Бета».
|
|
-Необходимо оценить себя за первое учебное умение. -Что мы закрепляли, выполняя задание? (Сложение и вычитание многозначных чисел). -Оцените себя за это умение по 10-баллной шкале. |
Заполняют «Лист самооценки» (Приложение 4) (пункт 1.1) |
|
Задание 3. «Фирмам выделили участки для строительства. За это время они успели построить забор вокруг участка. Узнайте, какова длина забора, и какая фирма сэкономила на его строительстве». План работы 1. Эксперт1, записывает формулы для нахождения периметра. 2. Эксперты 2,3,4 находят периметр забора у одной из фирм. 3. Взаимопроверка по кругу. 4. Проверка по QR-коду.
|
-Работают на карточках (Приложение 3, задание 3) -Взаимопроверка: 1отдаёт 2, 2 отдаёт -3, 3 отдаёт 4, 4 отдаёт-1. -Проверка по QR-коду (Приложение 1, код 3)
|
|
-Проверяем. Заполняем таблицу, заносим данные в виде +. (Слайд 4) -Необходимо оценить себя за второе учебное умение. -Что мы закрепляли, выполняя задание? (Нахождение периметра многоугольника). |
-Делают вывод: сэкономили на строительстве все.
Работают с «Листом самооценки» (пункт 1.2) |
|
Физкультминутка (1 минута) |
||
«1.Стряхнули с себя лень и усталость. 2. Потянулись к звёздным далям. 3. Спрятались (присели) от бед и опасностей. 4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку. 5.Без шума, тихо приземлились за своими партами».
|
|
|
Работа по реализации цели. Работа в командах (15 минут)
|
||
Задание 4. «Все три фирмы производят рабочую одежду высокого качества. Комплект состоит из куртки и брюк (Слайд 5) Рассчитайте, сколько стоит комплект (куртка и брюки). У какой фирмы комплект дешевле?» План работы 1. Экспер1 (задача1) 2. Эксперт 2 (задача 2) 3. Эксперт3 (задача 3) 4. Эксперт 4 (записывает формулы) 5. Взаимопроверка по кругу 6. Проверка по QR-коду.
|
-Работают на карточках (Приложение 3, задание 4) -Взаимопроверка: 1-2-3-4-1 -Проверка по QR-коду (Приложение 1, код 4)
|
|
Проверяем. Заполняем таблицу, заносим данные в виде +. (Слайд 6) -Необходимо оценить себя за третье учебное умение. -Что мы закрепляли, выполняя задание? (Решение составной задачи с величинами).
|
-Делают вывод: самый дешёвый комплект фирмы «Бета».
Работают с «Листом самооценки» (пункт 1.3) |
|
Задание 5 «На рекламную кампанию каждая фирма выделила из прибыли120 тыс. рублей. Часть денег израсходовали на создание сайта. Узнайте, какая из фирм сэкономила на разработке сайта». План работы 1. Эксперт 1,2,3,4 2. Взаимопроверка по кругу. 3. Проверка по QR-коду.
|
Работают на карточках (Приложение 3, задание 5) -Взаимопроверка: 1-2-3-4-1 -Проверка по QR-коду (Приложение 1, код 5)
|
|
Проверяем. Заполняем таблицу, заносим данные в виде +. (Слайд 7) -Необходимо оценить себя за четвёртое учебное умение. -Что мы закрепляли, выполняя задание? (Нахождение доли от числа). |
-Делают вывод: сэкономила на рекламе фирма «Гамма».
Работают с «Листом самооценки» (пункт 1.4) |
|
Подведение итогов (2 минуты)
|
||
Цель этапа: оценка результата, соотнесение цели и полученного результата |
Цель этапа: анализ итогов урока |
|
-Какое задание нам дал банк? - Какой результат мы получили? (Слайд 6) |
Работают со слайдом, делают вывод: кредит выдать фирме «Бета». |
|
- Какую цель мы поставили в начале урока? (Слайд 7) -Какого результата достигли? (Цель стала результатом: заменить слова «будем закреплять» на слово «закрепили» и т.д.) (Слайд 7, анимация)
|
Отвечают на вопросы |
|
Этап рефлексии (4 минуты) |
||
Цель этапа: организация рефлексивной оценки учебной деятельности (предметных и метапредметных результатов), фиксирование затруднения. |
Цель этапа: оценка своей работы на уроке, степень готовности к контрольной работе |
|
-Работаем с «Листом самооценки» -Оцените себя по критериям 1.5-1.9.
-Заполните «Билет на выход» с урока, оцените степень готовности к контрольной работе. -Прочитайте QR-код на доске
|
Работают с «Листом самооценки»
Заполняют «Билет на выход» (Приложение 4)
На доске 1 ученик читает QR-код. (Приложение 1, код 6) («Молодцы! Спасибо за работу!»)
|
|
Приложение 1 код 1
Приложение 1 код 2 |
Приложение 1 код 3
|
Приложение 1 код 4
|
Приложение 1 код 5
|
Приложение 1 код 6
Приложение 2
Приложение 3
Задание 1
Банк – это… |
финансово-кредитная организация, производящая разнообразные операции с деньгами и ценными бумагами. |
Кредит – это… |
экономические отношения, при которых одна сторона получает от другой денежные средства и обещает вернуть их в будущем. |
Прибыль – это … |
положительная разница между доходами и затратами на производство товаров и услуг. |
Предприниматель – это … |
лицо, получающее прибыль от оказания услуг, торговли или производства товаров. |
Разрезать карточки и перемешать.
Задание 2
Эксперт 1 и Эксперт 2
Доходы фирм за три года (удобнее считать в столбик)
Фирма |
1 год |
2 год |
3 год |
Всего |
«Альфа» |
250 тыс. р. |
270 тыс. р. |
180 тыс. р. |
|
«Бета» |
230 тыс. р. |
195 тыс. р. |
280 тыс. р. |
|
«Гамма» |
185 тыс. р. |
235 тыс. р. |
260 тыс. р. |
|
Считаем прибыль по формуле: ПРИБЫЛЬ= ДОХОД – РАСХОД
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Эксперт 3 и Эксперт 4
Расходы фирм за три года (удобнее считать в столбик)
Фирма |
1 год |
2 год |
3 год |
Всего |
«Альфа» |
79 тыс. р. |
65 тыс. р. |
102 тыс. р. |
|
«Бета» |
84 тыс. р. |
63 тыс. р. |
104 тыс. р. |
|
«Гамма» |
78 тыс. р. |
64 тыс. р. |
103 тыс. р. |
|
Считаем прибыль по формуле: ПРИБЫЛЬ= ДОХОД – РАСХОД
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Эксперт 1
Используя чертёж, запиши формулы, как найти периметр данных фигур.
2)
Задание 3
Эксперт 2
Вычисли длину забора фирмы «Альфа»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 3
Эксперт 3
Вычисли длину забора фирмы «Бета»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 3
Эксперт 4
Вычисли длину забора фирмы «Гамма»
Задание 4
Эксперт 1
Задача 1
«Альфа» |
ЦЕНА |
КОЛИЧЕСТВО |
СТОИМОСТЬ |
Куртка |
? ? |
2 шт. |
600 р. |
Брюки |
5 шт. |
1000 р. |
Решение_____________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:____________________________________________________________
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 4
Эксперт 2
Задача 2
«Бета» |
ЦЕНА |
КОЛИЧЕСТВО |
СТОИМОСТЬ |
Куртка |
? ? |
3 шт. |
750 р. |
Брюки |
2 шт. |
440 р. |
Решение_____________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:____________________________________________________________
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 4
Эксперт 3
Задача 3
«Гамма» |
ЦЕНА |
КОЛИЧЕСТВО |
СТОИМОСТЬ |
Куртка |
? ? |
4 шт. |
1000 р. |
Брюки |
2 шт. |
460 р. |
Решение_____________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:____________________________________________________________
Задание 4
Эксперт 4
Дополни предложения
Чтобы найти цену, нужно стоимость _________________________________.
Чтобы найти количество, нужно стоимость ____________________________.
Чтобы найти стоимость, нужно цену __________________________________.
Если цена товара увеличилась в два раза, а количество не изменилось, то стоимость _____________________________________________________.
Если количество товара уменьшилось в 3 раза, а цена не изменилась, то стоимость ______________________________________________________.
Задание 5
Эксперт 1 (2,3,4)
Фирмы выделили из прибыли 120 тыс. рублей на рекламную кампанию. Часть денег была потрачена на разработку сайта. Узнайте, сколько средств потратили фирмы на сайт.
1. «Альфа потратила одну четвёртую часть денег.
2. «Бета» потратила одну третью часть денег.
3. «Гамма» потратила одну шестую часть денег.
Решение_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Лист самооценки
Ф.И. уч-ся______________________________________________
Критерии |
Балл |
Критерии |
Балл |
1.1Сложение и вычитание многозначных чисел |
|
1.5 Знаю всегда, что надо делать |
|
1.2 Нахождение периметра многоугольника |
|
1.6 Планирую свои действия |
|
1.3 Решение составной задачи с величинами |
|
1.7 Контролирую себя, проверяя по образцу |
|
1.4 Нахождение доли от числа |
|
1.8 Оцениваю себя |
|
Наивысший балл – 10. |
|
1.9 Умею работать в команде |
|
Билет на выход
Информационные ресурсы
1. Карточка для рассадки https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/038b/000867fa-2c79a382/640/img0.jpg
2. Картинка для листа самооценки https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&from=tabbar
3. Картинка билета https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%D1%8B%D1%85%D0%BE%D0%B4%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9
4. Костюм https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC%20%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9
5. Сервис «Распознавание и создание QR-кодов-онлайн» https://www.qrrd.ru/read/
6.Толкование слов https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.