Конспект урока математики во 2 «Б» классе
учителя начальных классов Н.А.Сологуб
Тема: «Деление» (ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода)
Основные цели:
Метапредметные
1) Тренировать умение перечислять средства, которые использовал ученик для открытия нового знания, и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
2) Тренировать умение правильно ставить цель учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Предметные
1) Сформировать представления о действии делении, раскрыть его смысл и взаимосвязь с действием умножения.
2) Тренировать умение решать текстовые задачи, тренировать вычислительный навык
Личностные
1) Формировать умение работать в группе, соблюдая правила.
2) Развитие умения аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Технологии: технология деятельностного метода, личностно-ориентированного подхода, развивающая, здоровье сберегающая.
Формы работ: фронтальная, самостоятельная, групповая.
Методы работы: деятельностный. наглядный, диалог, практическая работа.
Оборудование
1) Демонстрационный материал
- Стихотворение для этапа.
- Эталон обратной операции.
- Эталон действия умножения;
- Эталон смысла действия деления.
2) Презентация к уроку.
3) Эталоны
4) Карточки для работы в группе
5) Учебник
6) Рабочая тетрадь
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Чему был посвящён предыдущий урок? (Закреплению и отработке таблицы умножения на 2, правил умножения на 0 и на 1.)
- Была ли успешной ваша работа?
- На сегодняшнем уроке вы продолжите тему «Умножение» и ещё вас ждёт открытие, чего-то совершенно нового, связанного с этой темой.
Учитель открывает на доске стихотворение ( Слайд 1).
- Прочитайте стихотворение.
- В каком случае вы сможете получить новое знание? (Если мы сами будем стараться его открыть.)
- Я желаю вам удачной работы по открытию нового знания.
- С чего всегда вы начинаете работать? (С повторения, изученного.)
- С какой целью в начале урока проводится повторение? (Чтобы это использовать при открытии нового знания.)
- Как называются средства, которые вы используете, открывая новое? (Ключи к новым знаниям.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
По заданию № 1:
- Что общего в записях? (Везде надо найти произведение чисел на 2.)
- Какие знания использовали при выполнении задания? (Таблицу умножения на 2, умение сравнивать выражения и числа.)
Решение задания:
По заданию № 2:
- Как найти объект операции? (Надо выполнить обратную операцию.)
- Какая операция обратная сложению? (Вычитание.)
- А вычитанию? (Сложение.)
Решение задания:
По заданию № 3:
- Что значит: 8 умножить на 3? (Это значит найти сумму 3 слагаемых, каждое из которых равно 8.)
Решение задания:
8 ∙ 4 = 32 (ириски)
- Какая операция обратная умножению? (Раскладывание поровну, деление и т.д.)
- Кто знает, как записать деление?
Учащиеся, которые знакомы с обозначением деления, показывают запись.
Учитель записывает или открывает тему на доске: «Деление».
- Что вы повторили и узнали? (Мы повторили выполнение обратных операций для нахождения объекта операции, что, значит, умножить одно число на другое, узнали, что обратная операция действию умножения деление.)
- Чем это будет являться при открытии нового знания? (Это ключи к новому знанию.)
- Какое следующее задание вы будете выполнять? (Задание на пробное действие.)
Задание на пробное действие. (Слайд 4) Работа в группе
- Выполните задание ( в группах на листах). Что надо сделать в этом задании? (Нужно разделить 32 ириски на 4 равные части и показать линиями эти части на рисунке, а потом записать результат.)
- Что нового в этом задании? (Деление предметов на равные части.)
- Попробуйте выполнить это задание.
- Посмотрим, что у вас получилось. Кто не выполнил это задание?
- Что вы пока не смогли сделать? (Мы пока не смогли разделить ириски на равные чисти, записать ответ.)
- Кто разделил? Обоснуйте свои действия.
- Что вы пока не можете сделать? (Мы пока не можем обосновать, что выполнили задание правильно.)
- Что теперь необходимо сделать? (Определить, каких знаний у нас нет, чтобы выполнить задание или обосновать свои действия при выполнении задания.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были 32 разделить на 4 равные части поровну.)
- Каким способом вы пытались воспользоваться? (Наугад, подбором, …)
- Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем, что такое действие деление.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать, что такое действие деление, узнать, как делить на равные части.) (Слайд 5)
- Какие ключи вы можете использовать для открытия нового знания? (Что такое обратные операции, что значит умножить.) (Слайд 6)
- Какая операция обратна делению? (Умножение.)
- Что вы можете сделать? (Сравнить операции умножение и деление, найти неизвестное число, проверить полученный результат, сделать вывод.)
5. Реализация построенного проекта.
- Далее я предлагаю поработать вам в группах. Как должна работать каждая группа, чтобы не мешать другим?
Учащиеся самостоятельно, работая в группах, выполняют задание. После выполнения задания одной из групп предлагается рассказать о своих действиях и выводах.
- Почему вы считаете, что вывод сделали правильно? (Мы проверили свои выводы по учебнику.)
- Чем является для вас текст учебника? (Ключом для нового знания.)
- Что значит разделить число а на число b? (Разделить число а на число b – это значит подобрать такое число с, которое при умножении на b дает а.)
эталон смысла деления на доске ( Слайд 7).
- Смогли вы достичь, поставленной цели? (Да.)
- Что вы теперь сможете делать? (Находить частное, читать примеры с действием деления.)
- Что теперь вы будете делать? (Будем учиться применять новые знания.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Для первичного закрепления - задания из учебника № 3. Задания выполняются фронтально с комментарием.
Решение заданий:
№ 3.
а) 6 : 3 = 2 б) 10 : 5 = 2 в) 8 : 2 = 4
2 ∙ 3 = 6 2 ∙ 5 = 10 4 ∙ 2 = 8
№ 4.
Возможный комментарий:
Частное 4 и 2 равно 2, т.к. произведение 2 и 2 равно 2.
№ 5 с самопроверкой по образцу ( Слайды 9-12).
После проведения самопроверки, необходимо, чтобы учащиеся сравнили примеры и определили, что интересного они заметили, выполняя задание.
- Какой шаг необходимо выполнить, чтобы выяснить, правильно ли понято вами новое знание? (Надо выполнить самостоятельную работу.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по подробному образцу.
Для самостоятельной работы предложить учащимся выполнить № 6 (при выполнении задания учащиеся используют таблицу умножения.). Самопроверка проводится по подробному образцу ( Слайд 14).
После самопроверки проводится корреция ошибок.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- При выполнении, каких заданий вам может встретиться действие деление? (В примерах, задачах,…)
№ 5
- Что это за задание? (Задачи.)
Задание выполняется на доске с комментарием.
Решение задания:
1) 14 : 2 = 7 (гр.)
2) 10 : 5 = 2 (яб.)
3) 18 : 9 = 2 (м.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Узнать, что такое деление.)
- Достигли ли вы цели? Докажите.
- Какие ключи вы использовали для открытия нового знания?
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха». Учитель анализирует результаты оценивания.
Далее учитель комментирует домашнее задание.
Домашнее задание: № 7 (одна задача на выбор), № 8*, стр. 44 – по желанию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.