Конспект урока математики во 2 классе по теме "Деление"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.07.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке учащиеся встречаются с действием делением и устанавливают его взаимосвязь с умножением. Как обычно, новое понятие вводится в обучение деятельностным методом, то есть дети сами открывают его содержание, а учитель направляет их исследовательскую деятельность и знакомит с общепринятой терминологией и символикой.
Иконка файла материала Открытый урок по математике 2 класс по теме Деление.docx

Конспект урока математики во 2 «Б» классе

учителя начальных классов Н.А.Сологуб

Тема: «Деление» (ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода)

Основные цели:

Метапредметные

1) Тренировать умение перечислять средства, которые использовал ученик для открытия нового знания, и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

2) Тренировать умение правильно ставить цель учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Предметные

1) Сформировать представления о действии делении, раскрыть его смысл и взаимосвязь с действием умножения.

2) Тренировать умение решать текстовые задачи, тренировать вычислительный навык

 

Личностные

1)      Формировать умение работать в группе, соблюдая правила.

2)      Развитие умения аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

 

 

Технологии: технология деятельностного метода, личностно-ориентированного подхода, развивающая, здоровье сберегающая.

                          

Формы работ: фронтальная, самостоятельная, групповая.

 

Методы работы:  деятельностный.  наглядный, диалог, практическая работа.

Заметки на полях
На уроке учащиеся встречаются с действием делением и устанавливают его взаимосвязь с умножением. Как обычно, новое понятие вводится в обучение деятельностным методом, то есть дети сами открывают его содержание, а учитель направляет их исследовательскую деятельность и знакомит с общепринятой терминологией и символикой.
На уроке учащиеся выполняют следующие виды математических действий:
ü	понимают смысл действия деления, его связь с действием умножения (обратное действие) и с решением практических задач;
ü	моделируют действие деления чисел с помощью предметов, схематических рисунков, прямоугольника, записывают деление в числовом и буквенном виде;
ü	устанавливают взаимосвязь между действиями умножения и деления, используют ее для проверки правильности выполнения этих действий, выявляют аналогию с взаимосвязью между сложением и вычитанием;
ü	составляют и сравнивают числовые и буквенные выражения, определяют порядок действий в выражениях, находят их значения наиболее рациональным способом, закрепляют изученные приемы устных и письменных вычислений;
ü	решают простые и составные задачи (2−4 действия), сравнивают различные способы решения, находят наиболее рациональный способ;
ü	используют зависимости между компонентами и результатами арифметических действий для сравнения выражений и для упрощения вычислений;
ü	составляют задачи по заданному выражению, схеме, а также задачи с различными величинами, имеющие одинаковое решение;
ü	выполняют задания поискового и творческого характера.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


*  Оборудование

 

1)      Демонстрационный материал

 - Стихотворение для этапа.

 - Эталон обратной операции.

 - Эталон действия умножения;

 - Эталон смысла действия деления.

2)      Презентация к уроку.

3)      Эталоны

4)      Карточки для работы в группе

5)      Учебник

6)      Рабочая тетрадь

*  Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Чему был посвящён предыдущий урок? (Закреплению и отработке таблицы умножения на 2, правил умножения на 0 и на 1.)

- Была ли успешной ваша работа?

- На сегодняшнем уроке вы продолжите тему «Умножение» и ещё вас ждёт открытие, чего-то совершенно нового, связанного с этой темой.

*   Учитель открывает на доске стихотворение ( Слайд 1).

За работу принимайся,
Новый способ постарайся
Сам добыть,
Новых знаний заслужить!
 

 

 

 

 


- Прочитайте стихотворение.

- В каком случае вы сможете получить новое знание? (Если мы сами будем стараться его открыть.)

- Я желаю вам удачной работы по открытию нового знания.

- С чего всегда вы начинаете работать? (С повторения, изученного.)

- С какой целью в начале урока проводится повторение? (Чтобы это использовать при открытии нового знания.)

- Как называются средства, которые вы используете, открывая новое? (Ключи к новым знаниям.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

*   По заданию № 1:

- Что общего в записях? (Везде надо найти произведение чисел на 2.)

- Какие знания использовали при выполнении задания? (Таблицу умножения на 2, умение сравнивать выражения и числа.)

Решение задания:

8602716181412821064

*   По заданию № 2:

- Как найти объект операции? (Надо выполнить обратную операцию.)

- Какая операция обратная сложению? (Вычитание.)

- А вычитанию? (Сложение.)

Решение задания:

− 9+ 36− 12

*   По заданию № 3:

- Что значит: 8 умножить на 3? (Это значит найти сумму 3 слагаемых, каждое из которых равно 8.)

Решение задания:

8 ∙ 4 = 32 (ириски)

- Какая операция обратная умножению? (Раскладывание поровну, деление и т.д.)

- Кто знает, как записать деление?

*   Учащиеся, которые знакомы с обозначением деления, показывают запись.

*   Учитель записывает или открывает тему на доске: «Деление».

- Что вы повторили и узнали? (Мы повторили выполнение обратных операций для нахождения объекта операции, что, значит, умножить одно число на другое, узнали, что обратная операция действию умножения деление.)

- Чем это будет являться при открытии нового знания? (Это ключи к новому знанию.)

- Какое следующее задание вы будете выполнять? (Задание на пробное действие.)

Задание на пробное действие. (Слайд 4) Работа в группе

- Выполните задание ( в группах на листах). Что надо сделать в этом задании? (Нужно разделить 32 ириски на 4 равные части и показать линиями эти части на рисунке, а потом записать результат.)

- Что нового в этом задании? (Деление предметов на равные части.)

- Попробуйте выполнить это задание.

- Посмотрим, что у вас получилось. Кто не выполнил это задание?

- Что вы пока не смогли сделать? (Мы пока не смогли разделить ириски на равные чисти, записать ответ.)

- Кто разделил? Обоснуйте свои действия.

- Что вы пока не можете сделать? (Мы пока не можем обосновать, что выполнили задание правильно.)

- Что теперь необходимо сделать? (Определить, каких знаний у нас нет, чтобы выполнить задание или обосновать свои действия при выполнении задания.)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были 32 разделить на 4 равные части поровну.)

- Каким способом вы пытались воспользоваться? (Наугад, подбором, …)

- Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем, что такое действие деление.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать, что такое действие деление, узнать, как делить на равные части.) (Слайд 5)

- Какие ключи вы можете использовать для открытия нового знания? (Что такое обратные операции, что значит умножить.) (Слайд 6)

- Какая операция обратна делению? (Умножение.)

- Что вы можете сделать? (Сравнить операции умножение и деление, найти неизвестное число, проверить полученный результат, сделать вывод.)

5. Реализация построенного проекта.

- Далее я предлагаю поработать вам в группах. Как должна работать каждая группа, чтобы не мешать другим?

*   Учащиеся самостоятельно, работая в группах, выполняют задание. После выполнения задания одной из групп предлагается рассказать о своих действиях и выводах.

- Почему вы считаете, что вывод сделали правильно? (Мы проверили свои выводы по учебнику.)

- Чем является для вас текст учебника? (Ключом для нового знания.)

- Что значит разделить число а на число b? (Разделить число а на число b – это значит подобрать такое число с, которое при умножении на b дает а.)

*    эталон смысла деления на доске ( Слайд 7).

а : b = с ↔ с · b = а
 

 

 


- Смогли вы достичь, поставленной цели? (Да.)

- Что вы теперь сможете делать? (Находить частное, читать примеры с действием деления.)

- Что теперь вы будете делать? (Будем учиться применять новые знания.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

*   Для первичного закрепления - задания из учебника № 3. Задания выполняются фронтально с комментарием.

Решение заданий:

№ 3.

а) 6 : 3 = 2                  б) 10 : 5 = 2                в) 8 : 2 = 4

2 ∙ 3 = 6                      2 ∙ 5 = 10                    4 ∙ 2 = 8

№ 4.

Возможный комментарий:

Частное 4 и 2 равно 2, т.к. произведение 2 и 2 равно 2.

*    № 5 с самопроверкой по образцу ( Слайды 9-12).

4 : 2 = 2, т.к. 2 ∙ 2 = 4						12 : 2 = 6, т.к. 6 ∙ 2 = 12
6 : 2 = 3, т.к. 3 ∙ 2 = 6		6 : 3 = 2, т.к. 2 . 3 = 6		14 : 2 = 7, т.к. 7 ∙ 2 = 14
8 : 2 = 4, т.к. 4 ∙ 2 = 8		8 : 4 = 2, т.к. 2 ∙ 4 = 8		16 : 2 = 8, т.к. 8 ∙ 2 = 16
10 : 2 = 5, т.к. 5 ∙ 2 = 10	10 : 5 = 2, т.к. 2 ∙ 5 = 10	18 : 2 = 9, т.к. 9 ∙ 2 = 18

				12 : 6 = 2, т.к. 2 ∙ 6 = 12
				14 : 7 = 2, т.к. 2 ∙ 7 = 14
				16 : 8 = 2, т.к. 2 ∙ 8 = 16
				18 : 9 = 2, т.к. 2 ∙ 9 = 18
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


*   После проведения самопроверки, необходимо, чтобы учащиеся сравнили примеры и определили, что интересного они заметили, выполняя задание.

- Какой шаг необходимо выполнить, чтобы выяснить, правильно ли понято вами новое знание? (Надо выполнить самостоятельную работу.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по подробному образцу.

*   Для самостоятельной работы предложить учащимся выполнить № 6 (при выполнении задания учащиеся используют таблицу умножения.). Самопроверка проводится по подробному образцу ( Слайд 14).

28 : 4 = 7, т.к. 7 ∙ 4 = 28
54 : 9 = 6, т.к. 6 ∙ 9 = 54
40 : 5 = 8, т.к. 8 ∙ 5 = 40
21 : 7 = 3, т.к. 3 ∙ 7 = 21
 

 

 

 

 

 


*   После самопроверки проводится корреция ошибок.

8. Включение в систему знаний и повторение.

- При выполнении, каких заданий вам может встретиться действие деление? (В примерах, задачах,…)

№ 5

- Что это за задание? (Задачи.)

*   Задание выполняется на доске с комментарием.

Решение задания:

1) 14 : 2 = 7 (гр.)

2) 10 : 5 = 2 (яб.)

3) 18 : 9 = 2 (м.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Узнать, что такое деление.)

- Достигли ли вы цели? Докажите.

- Какие ключи вы использовали для открытия нового знания?

- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

*   Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха». Учитель анализирует результаты оценивания.

*   Далее учитель комментирует домашнее задание.

Домашнее задание: № 7 (одна задача на выбор), № 8*, стр. 44  – по желанию.