Дата: 24.04.19 |
Основной педагог: Качармина Н.В. Заменяющий педагог: |
Учебная дисциплина/курс: Растениеводство Класс: 7 |
Тема: Многолетние цветочные растения. Выращивание многолетников. |
Тип: Обобщающий урок. |
Цель: Создание условий для обобщения и систематизации полученных знаний и умений программного материала по теме «Многолетние цветочные растения. Выращивание многолетников. |
Задачи: 1) Обобщить и систематизировать знания обучающихся о многолетних цветочных растениях, их видах, способах размножения. Обобщить и систематизировать знания о выращивании многолетних цветочных растений. 2) Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся, развитию памяти (запоминание, сохранение), развитию речи. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. Развивать способности использовать полученные знания в повседневной жизни. 3) Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. Воспитывать умения сотрудничать и работать в парах, умения оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников. |
Формируемая компетенция: учебно – познавательная, информационная, коммуникативная. |
Оборудование: Учебник, задания карточки, компетентностно – ориентированное задание, иллюстрации многолетних цветочных растений, ребусы, кроссворд, презентация. |
Технологическая карта урока
№ п/п |
Основные этапы (микроцель, время) |
Содержание этапа |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.
|
Организационный момент. Готовность к уроку. - Психологический настрой учащихся к работе на уроке.
|
- Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).
- Ребята, сегодня от вашей работы на уроке будет зависеть результат нашего общего дела. Поэтому сосредоточьтесь, будьте внимательны и тогда у нас всё получится. - Учитель загадывает загадку,
Без рук, без ног, но двигается, Дышит, но не говорит, Питается, а рта нет. (растение) - Учитель на доске размещает картинки комнатных растений и одно многолетнее растение. - Среди имеющихся картинок цветов одна лишняя, определите какая, назовите, что это за растение. Задание: Исключи лишнее (на доске вывешиваются картинки комнатных растений одно многолетнее растение).
- Какое цветочное растение вы выбрали? - Почему? (тюльпан). Задание: Разгадайте ребусы.
- Задание: Составьте из перемешанных букв названия многолетних цветочных растений. Н О Р Г Г Е И - Ребята вы разгадали ребусы, составили названия цветочных растений. - Можете сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? |
Обучающиеся приветствуют учителя, друг друга, принимают правильное положение за партой. Обучающиеся проверяют готовность своего рабочего места к уроку.
Обучающиеся выполняют задание, находят лишнюю картинку, объясняют свой выбор.
Обучающиеся разгадывают ребусы на слайде. Озвучивают ответы.
Обучающиеся формулируют тему урока, озвучивают вслух. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.
|
Сообщение темы и цели урока. - подведение к пониманию основной задачи урока.
2.1. Постановка учебной цели урока. 2.2. Словарно-лексическая работа . - познакомить с лексическим значение нового слова. |
Ребята, мы с вами прошли большой раздел по теме «Многолетние цветочные растения». - Сегодня на уроке мы должны обобщить ваши знания по этой теме, вспомнить все, что мы ранее изучили, виды многолетних цветочных растений, способы размножения многолетних цветочных растений, а также историю происхождения многолетников. Тема нашего урока «Многолетние цветочные растения. Выращивание многолетников». Словарная работа: ГЛАДИОЛУС, НАРЦИСС, ГЕОРГИН. 2.1.Рассказ учителя. Цветы разводят с глубокой древности и они играли и играют важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Каждый цветок имел свою историю, а очень древняя история превращалась в легенду. В древности цветы не только радовали человека, но и помогали им в целительности, охраняли от сглаза, служили для украшения алтарей и жертвоприношений и многое другое. По мнению ученых на земле насчитывается более чем 270 000 разновидностей цветов. И каждый цветок по-своему красив и необычен и несет в себе ту частичку радости, которую в него заложила природа, чтобы делать нашу жизнь радужнее и немного счастливее.
- Я задавала вам задание найти интересные факты или легенды о многолетних цветочных растениях.
Легенда о розе. Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой и поначалу был он белым, но от капельки крови богини любви и красоты, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах. Как известно из истории, ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. В Древней Греции розами украшали невесту, ими усыпали путь победителей, когда они возвращались с войны; их посвящали богам, и многие храмы были окружены прекрасными садами роз. А в Древнем Риме этот цветок украшал дома только очень богатых людей. Когда они устраивали пиры, то гостей осыпали розовыми лепестками, а их головы украшали венками из роз. Богачи купались в ваннах с розовой водой; из роз делали вино, их добавляли в кушанья, в разные сладости, которые до сих пор любят на Востоке. А потом розы стали выращивать и в других странах. Легенда о тюльпане: Персия и Голландия прославили этот красивый цветок. Поэты - в стихах, а голландцы - в деньгах... Легенда рассказывает, что именно в бутоне тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться... Именно детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон... На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому тоже предшествует легенда о персидском царе Фархаде. Беспамятно влюбленный в прекрасную девушку Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто его возлюбленная убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего резвого коня на скалы и разбился насмерть. Именно в том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, отныне символ страстной любви - тюльпаны. Легенда о пионе: Цветок благородства и почета, в Китае преподносят друзьям как знак добрых пожеланий. В Индии его считают символом неуклюжести и глупой гордости. А еще называют его соперником розы. Якобы пытался он однажды перещеголять красавицу розу, если не окраской и ароматом, то хотя бы величиной: пыжился, надувался, да таким и остался. Древнегреческая легенда связывает этот цветок с именем врача Пеона, который исцелил бога подземного царства Плутона от ран, нанесенных ему Геркулесом. Способности Пеона излечивать людей от болезней превосходил дар его учителя - бога врачевания Эскулапа, из-за чего тот стал завидовать ученику столь жестоко, что решил его отравить. Пытаясь уклониться от мести учителя, Пеон возвал к помощи богов и боги сжалившись над беднягой, превратили его в цветок. Так Пеон уклонился от мести Эскулапа, может быть, поэтому ботаники не без умысла назвали цветок: "пион уклоняющийся". Легенда о нарциссе Этот цветок был так много воспет поэтами всех стран и веков, как ни одно другое, разве только что роза. Сам Магомет сказал про него: "У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб - пища для тела, а нарцисс - пища для души". А персидский царь Кир прозвал его "созданием красоты - бессмертною усладой". - Учитель благодарит обучающихся за подготовленные сообщения. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
Учащиеся принимают учебную задачу, формулируют тему урока. Учащиеся слушают учителя.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Обобщение и систематизация учебного материала (25 мин.)
4.1. Комментарии учителя по теме.
- Умение проговаривать цель, задачи и предполагаемые действия. Умение задавать вопросы, конструировать ответы на вопросы, участвовать в учебном диалоге.
|
-
Как
называется отрасль, которая занимается выращиванием цветочных растений? - На какие группы можно разделить цветковые растения по продолжительности жизни? (однолетние и многолетние) - Дайте определение многолетним цветочным растениям. (многолетние цветочные растения – растут в течение нескольких лет. Осенью у них отмирает надземная часть, а подземная остается живой). - Из чего состоит подземная часть многолетних цветочных растений? - На доске размещена незаконченная схема, закончите ее. Многолетники
- Дайте определение зимующим многолетним цветочным растениям? - Чем многолетние цветочные растения отличаются от однолетних? - Дайте определение незимующим многолетникам. - Где хранят незимующие многолетние цветочные растения? - Учитель предлагает учащимся выполнить задание на классификацию цветочных растений. Задание: КОЗ (компетентностно - ориентированное задание) (СЛАЙД) Преамбула: Среди многообразия многолетних цветов особняком стоят неприхотливые растения, зимующие в открытом грунте. Их не надо выкапывать перед морозами: надземная часть цветов отмирает, а корни и луковицы уходят в состояние покоя до весны. Стимул: Очень удобно выращивать зимующие многолетники, не нужно весной их высаживать, они взойдут сами. Представьте себе, что вы начинающий цветовод, вам необходимо купить в магазине зимующие многолетник для посадки на дачном участке. Задачная формулировка: Вам необходимо выбрать в магазине только зимующие многолетники.
Бланк для выполнения задания для учащихся
Инструмент проверки: Ключ: №1, №2, №3, №4, №6, №7, №9, №10 - Учитель предлагает учащимся проверить правильность выполненных заданий по слайду
Стимул: Для украшения дворов, улиц, дачных участков, цветоводы выращивают однолетние и многолетние цветочные растения. Задачная формулировка: Вам необходимо выбрать в магазине только многолетние цветочные растения.
Бланк для выполнения задания для учащихся
Инструмент проверки: Ключ: №2, №4, №6, №8, №9
|
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, работают с учебником, находят определение, озвучивают.
Обучающиеся работают у доски, заполняют схему.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обучающиеся работают по карточкам, выполняют компетентностно – ориентированное задание, работают в паре, сверяют выполненное задание по слайду. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Физминутка
|
Учитель предлагает всем учащимся выйти из-за своих рабочих мест. Учитель организовывает сохранность здоровья учащихся посредством выполнения комплекса упражнений. Учитель следит за выполнения движений. 1. Заведите руки за спину, сожмите кисти в замок. Не наклоняясь, а держа спину ровно, поднимите прямые руки за спиной. 2. Одну руку заведите за голову, вторую за спину, достаньте одной рукой до другой. Поменяйте руки. 3. Не сгибая ноги в коленях, достаньте ладошками до пола. |
Обучающиеся выполняют движения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Обобщение и систематизация учебного материала Задание на соотнесение частей растений употребляемых в пищу у разных овощей.
|
- Продолжаем нашу работу по теме. - Назовите, способы размножения многолетних цветочных растений. (2 способа) – семенной и вегетативный. - перечислите, какие виды размножения относятся к вегетативным (луковицами, делением корневища, делением куста, черенками,) Задание: Соотнесите многолетники со способами размножения Гладиолус Луковицами Георгин Ирис Делением корневища Тюльпан Флоксы Делением куста Роза Черенками Работа в группах: каждой паре раздается наглядный материал (луковицы, корнеклубни, корневище). 1 группа – выписать все растения размножаемые луковицами; 2 группа – выписать все растения размножаемые корневищем;
Задание: Укажите последовательность работ при проращивании
гладиолуса.
Задание: Заполните технологическую карту по выращиванию гладиолуса.
|
Обучающиеся выполняют задание по карточке на соотнесение растений к видам размножения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Подведение итогов урока и оценка знаний. -подвести итог урока; оценить деятельность учащихся на уроке. Развитие умения оценивать свою деятельность.
Цель этапа: · Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, знания учащихся на уроке.
|
Учитель проводит итог урока. Учитель, совместно с учащимися оценивает работу, проделанную на уроке, комментируя деятельность каждого ученика. Просит учащихся заполнить таблицу, оценить себя и одноклассников Учитель благодарит учащихся за работу на уроке. – На листе бумаги начерчена таблица с вашими именами, Сейчас вам надо подумать и выставить в эту таблицу те оценки, которые вы заслужили за свою работу на уроке. Дети вместе с учителем оценивают работу каждого ученика по работе на уроке. (Таблица дана в уже готовом заполненном варианте.)
Ф.И._____________________________________
|
Учащиеся анализируют работу на уроке, оценивают собственную деятельность и деятельность одноклассников. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Рефлексия. · Выяснить мнение учащихся об уроке. · Развитие самостоятельного анализа и суждения в процессе хода работы. Цель этапа: • Коррекция эмоциональной сферы, развитие умения открыто выражать свои чувства. Самооценка на основе критерия успешности.
|
Учитель проводит рефлексию урока. Выясняет мнение учащихся об уроке. «Плюс – минус- интересно». Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «Плюс» - записывается все, что понравилось на уроке. В графу «Минус» записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» (интересно) учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке.
Учитель прощается с учащимися.
Д/З – разгадать кроссворд о цветочных растениях. Вопросы к кроссворду - загадки про цветы: 1) Из луковки вырос, 2) Белые звоночки 3) Пробивался сквозь снежок, 4) Я похож на колосок, 5) Пчелки летают вокруг и жужжат: 6) Хоть не зверь я и не птица, 7) Есть у весеннего цветка 8) Шел я лугом по тропинке, 9) Белым шариком пушистым 10) Удивительное солнце: 11) То фиолетовый, то голубой, 12 (по вертикали) Из зеленого цыпленка, 12 (по горизонтали) Желтые, пушистые 13) Как зовут меня, скажи: 14) А я похожа на звезду - астра
|
Учащиеся выполняют рефлексию своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке, анализируют свою деятельность. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.