Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Добрый день!
Добрый день!
Все отбросили мы лень?
В коридоре пел звонок
Это начался урок!!
2. Актуализация знаний.
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
Учитель: (Слайд 3) Посмотрите на экран. Ребята составьте из данных букв слово, и вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (ШАРМ – МАРШ)
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром музыки – марш. И узнаем, какие они бывают.
Учитель: (Слайд 4) Назовите тему нашего урока.
Учитель: Тема урока: «Эти разные марши»
4. Работа над темой. Актуализация знаний.
Учитель: (Слайд 5) Слово марш в переводе с французского языка означает «ходьба, шествие».
Учитель: В музыке марша всегда слышна поступь, интонация шага. От этого и пошло слово «маршировать», т.е. ходить бодрым, уверенным шагом.
Ритм марша всегда очень четкий, всегда исполняется на счет «раз-два».
Учитель: На свете существует много разных маршей.
Учитель: (Слайд 6) На предыдущих уроках мы с вами знакомились с музыкой русских композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева.
Учитель: (Слайд 7) П.И.Чайковский создал «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» с музыкальными произведениями, С.С.Прокофьев так же писал музыку для детей, и сегодня мы познакомимся с их произведениями.
Учитель: На странице учебника 26 -27 мы видим названия маршей, которые мы сегодня услышим и к ним картинки. Все эти пьесы передают движение, но все они разные.
Учитель: (Слайд 8) Давайте послушаем, что рисует нам композитор С. С. Прокофьев в своей пьесе и дадим ей название, выберем соответствующую картинку.
Слушание «Шествие кузнечиков» С.С. Прокофьев.
Учитель: Какой здесь шаг? (Быстрый)
Учитель: Кто может под него маршировать? (Кузнечики)
(Слайд 9) Видеофрагмент «Шествие кузнечиков»
Учитель: (Слайд 10) Выберите слова, которые передают настроение этой музыки? (энергично, отрывисто, легко.)
Учитель: Своим названием это произведение близко к маршу, но в нем слышатся и танцевальные моменты.
Учитель: На сколько частей можно разделить эту музыку? (на три)
(Первая часть - энергичная, отрывистая, громкая, весёлая, праздничная. Вторая часть более спокойная, тихая, легкая. Третья часть – громкая, быстрая, энергичная, резвая).
Учитель: (Слайд 11) Послушаем, что рисует нам композитор С. Прокофьев в следующей пьесе и дадим ей название, выберем соответствующую картинку.
Слушание «Ходит месяц над лугами» С.С. Прокофьев.
Учитель: Эта музыка похожа на марш солдат? (Нет.)
Учитель: Какой слышен шаг? (Спокойный)
Учитель: Так кто же это шагает, и где? (месяц в воздухе).
Учитель: Выберите слова, которые передают настроение этой музыки?
Учитель: В этой пьесе звучит интонация шага и напоминает русскую народную песню.
Учитель: (Слайд 12) Какой музыкальный инструмент исполнял эти произведения? (Фортепиано)
Учитель: (Слайд 13) С помощью следующего марша мы сможем попасть во дворец королевства Маршей. Этот марш написал П.И.Чайковский к балету «Щелкунчик».
Учитель: Во Дворце живут не только солдаты, добрая Фея, но и дети. Когда в королевстве наступает ночь, все стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад.
(Слайд 14) Слушание «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский.
Учитель: Какой здесь шаг изобразила музыка?
Учитель: Кто может под него маршировать? (Маленькие дети, куклы)
Учитель: Да, ребята, это кукольный марш. Шажки у них маленькие, поэтому шагают часто.
Учитель: (Слайд 15) Послушаем еще раз и пошагаем на ладони под музыку.
Повторное слушание «Марш деревянных солдатиков»
Учитель: (Слайд 16) Выберите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Легкая, звонкая, веселая)
Учитель: (Слайд17) Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие.
Учитель: (Слайд 18) Музыка нужна человеку в радости и в горе. У П.И. Чайковского в сборнике «Детский альбом», есть пьеса, которая называется «Похороны куклы».
(Слайд 19) Слушание «Похороны куклы» П.И. Чайковского.
Учитель: (Слайд 20) Выберите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Грустная, тоскливая, печальная)
Физминутка (Слайд 21)
5. Вокально-хоровая работа:
Упражнения по восстановлению дыхания.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Распевание.
Песня: (Слайд 22-23)
6. Рефлексия (подведение итогов)
Учитель: (Слайд 24) Подведем итог нашего урока.
Ø Назовите композиторов с которыми познакомились на урок?
Ø Какие пьесы написал П.И. Чайковский? («Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы»)
Ø Какие пьесы написал С.С.Прокофьев? («Ходит месяц над лугами», «Шествие кузнечиков»)
Учитель: Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.