2 класс
I ЧЕТВЕРТЬ
Урок 3. БУДЕМ СКАЗКУ СКЛАДЫВАТЬ
Цели и задачи: Приобретение детьми некоторого опыта освоения обширного музыкального пространства и собственного сочинительского опыта; помочь детям понять, как рождается и практически реализуется сквозное музыкальное развитие.
Средства обучения и оборудование
1. Учебник, с. 34—37.
2. Рабочая тетрадь, с. 21—25.
3. Различные шумовые инструменты.
ХОД УРОКА
Вход в класс под музыку Ф. Шопена «Ноктюрн».
1. Организация урока. Музыкальное приветствие
2. Мотивация. Актуализация знаний
- Я очень рада встрече с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам вспомнить, о чём мы говорили на прошлом уроке. (На слайде – портрет Ф. Шопена кисти Делакруа).
?
- Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.
- Кто композитор этого произведения?
- Расскажите о настроении этой музыки. О чём поведал нам композитор своей музыкой, о чём он мог думать, когда сочинял такую нежно-печальную мелодию? Каким было его душевное состояние в этот момент?
- А может ли настроение его музыки быть связано с одиночеством?
Ответы детей.
- Вы дома учили песню современного автора про одиночество. Давайте её исполним. Как мы будем петь? Какой музыкальный характер выдерживать? Почему?
Исполнение «Песни про одиночество».
3. «Верба и воробей». Работа по теме урока
1) Знакомство с литературной основой будущей музыкальной сказки
Сегодня мы с вами попробуем вместе сочинить инструментальную сказку. Будем сказку складывать и наблюдать, как она растёт, и как меняется интонация (разворот учебника «Всё растёт, всё изменяется» - ст. 34-37). Обратите внимание, в учебнике есть ряд подсказок - можно выбрать подходящие музыкальные инструменты, ритмоформулы и необходимые динамические оттенки: p, f, mp.
Пока будете вслушиваться в текст сказки, попытайтесь почувствовать (подсознательно) в символике «прирастания» персонажей будущую форму произведения.
Подберите к персонажам сказки своеобразные рисованные образные характеристики (шумовые инструменты).
Какие приёмы игры на детских инструментах вы примените - шуршание, поскрёбывание, глиссандо?
А, может быть, чтобы было интереснее, добавим ещё всякие занимательные интересные подробности в виде разноголосицы и пропевание определённо звучащих интонаций (шёпот, громкое дыхание, подвывание)?
Постарайтесь применить также жанровые черты (песенно-танцевально-маршевые), которые наиболее подходят для выражения характеров, ситуаций и действий героев сказки.
Итак, слушаем сказку:
Воробейка-воробей
Просит вербу:
— Поскорей
Покачай деточек,
Не жалей веточек! —
Верба не хочет.
— Козочки рогатые,
Сестрицы бородатые!
Поскорее приходите,
Вербу накажите,
Чтоб качала деточек,
Не жалела веточек! —
Козочки не хотят.
— Волки зубастые,
С огромными пастями!
Поскорее приходите,
Козочек накажите,
Чтобы к вербе бежали,
Чтоб лентяйку бодали,
Чтоб качала деточек,
Не жалела веточек! —
Волки не хотят.
— Охотники дружные
С палящими ружьями!
Поскорее приходите,
Волков накажите,
Чтобы глазами сверкали,
Чтобы козочек напугали,
Чтобы к вербе бежали,
Чтоб лентяйку бодали,
Чтоб качала деточек,
Не жалела веточек!
Охотники пришли.
По лесу заходили,
Из ружей запалили.
Волки задрожали,
В лес побежали,
Глазами засверкали,
Козочек напугали.
Козочки задрожали,
К вербе побежали,
Головы нагнули,
Лентяйку боднули.
Верба испугалась,
Вся заколыхалась,
Не жалея веточек,
Укачала деточек.
С той поры без устали
Качается у речки,
Чтобы птички шустрые
Засыпали крепче. (М. Танк,1945 г.)
Теперь поразмышляем:
В этой стихотворной сказке действие происходит по нарастающей. К каждому предыдущему действию поочередно добавляются следующие: воробей просит вербу покачать своих деточек, но та не хочет этого делать. После последовательного привлечения к этому делу нескольких помощников все благополучно завершается, к общему удовольствию.
- Назовите всех персонажей, о каких идёт речь в сказке? Какие шумовые и музыкальные инструменты вы подберёте, чтобы передать образную характеристику ваших героев?
- Чтобы понять форму нашей с вами будущей музыкальной сказки, обратим внимание на встречающиеся в тексте повторы. Назовите их. Какой музыкой (мелодией) можно их передать?
- Развитие же сюжета в сказке и, соответственно, в музыке обеспечивается появлением контрастных эпизодов. Какие динамические оттенки применим?
- Какой музыкой можно закончить нашу сказку? Как называются народные песни, которые исполняются при укачивании маленьких детей?
- Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?
- Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти инструменты?
- Попробуйте передать характер колыбельной своим исполнением.
Дети выполняют.
- А теперь, чтобы у нас с вами получилась настоящая музыкальная сказка, подброшу вам несколько небольших идей-хитростей - в сказке есть два лейтинтонационных источника: первый — тема торжественного вступления, второй — воробьишкина музыка. Как вы их видите и чувствуете?
Ответы детей.
- И там, и там мы можем использовать вариационность (как способ, вид развития). Но если в воробьишкиных репликах и просьбах интонационные варианты незначительны и отражают лишь некоторые изменения в настроении незадачливой няньки, то благодаря вариационности первой лейттемы всё произведение представляет собой вариационный цикл с чертами рондо.
Но, несмотря на все эти сложности, всё оказывается предельно простым: воробей трижды обращается к различным персонам с просьбой, трижды получает отказ; четвёртая просьба — кульминация, где «охотничья» вариация притягивает к себе всех персонажей.
Финальная же часть – торжество спокойствия и умиротворения.
Именно за этим и стоит художественная закономерность!
Творчество, конечно, безгранично, но при этом старайтесь не забывать о том, что в качестве его составляющих всегда должны присутствовать художественный смысл и музыкальность!
2) Пробы «музыкального пера»: Совместное исполнение на детских инструментах «собственного музыкального сочинения»
Учитель повторно читает сказку, дети оформляют её сюжет игрой на детских музыкальных и шумовых инструментах.
4. Разучивание, исполнение «Колыбельная Медведицы» из м/ф «Умка»
В конце нашей с вами музыкальной сказки прозвучала «колыбельная» музыка. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему, как думаете?
- Наверное, потому, что ребенок впервые слышит колыбельную в исполнении самого родного и дорогого ему человека – мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково покачивая и поглаживая малыша, выражает в своем непритязательном колыбельном напеве чувство безграничной и нежной любви.
- Разучим и споем сегодня с вами одну из колыбельных песен.
(Проводится вокально-хоровая работа).
5. Чему сегодня научились? (Итог. Рефлексия)
· Что у вас получилось лучше всего?
· Понравилось ли вам работа на уроке?
· Отметьте ваше настроение «смайликом» на своём лице.
6. Домашнее задание: Нарисовать рисунок (иллюстрацию) к музыкальной сказке «Верба и воробей». Выучить, выразительно исполнять «Колыбельную песню Медведицы».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.