Конспект урока музыки на тему «Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»: Хоровые сцены» (7 класс)
Оценка 5

Конспект урока музыки на тему «Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»: Хоровые сцены» (7 класс)

Оценка 5
Документация +2
docx
Междисциплинарный 5
7 кл
24.04.2021
Конспект урока музыки на тему «Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»: Хоровые сцены» (7 класс)
Урок-исследование оперы А. Бородина «Князь Игорь» в сравнении с литературным первоисточником «Слово о полку Игореве». Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 7 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 7 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 4 урока 4 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — укрепление интереса к русской истории на примере изучения произведений разных видов искусства — оперы «Князь Игорь» и памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Личностные: — укрепление патриотических чувств, гордости за достижения русской культуры разных веков. Предметные: — укрепление и расширение знаний о творчестве А. Бородина; — укрепление и расширение знаний о жанре оперы; — развитие навыков сравнительного анализа литературного первоисточника и музыки оперы.
Диалог искусств.docx

7 КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 31. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»: Хоровые сцены

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— укрепление интереса к русской истории на примере изучения произведений разных видов искусства — оперы «Князь Игорь» и памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Личностные:

— укрепление патриотических чувств, гордости за достижения русской культуры разных веков.

Предметные:

— укрепление и расширение знаний о творчестве А. Бородина;

— укрепление и расширение знаний о жанре оперы;

— развитие навыков сравнительного анализа литературного первоисточника и музыки оперы.

Форма проведения занятий: Урок-исследование оперы А. Бородина «Князь Игорь» в сравнении с литературным первоисточником «Слово о полку Игореве».

Учебно-дидактическое обеспечение:

Изобразительное искусство: В.В. Матэ. Гравюра для издания партитуры «Князь Игорь», Титульный лист партитуры оперы «Князь Игорь»; Н. Рерих. «Путивль»; Ф. Федоровский. «Половецкий стан»; И. Билибин. «Половчанка», «Половецкий стан».

Поэзия: А. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам…», фрагмент; «Слово о полку Игореве», поэтический перевод Н. Заболоцкого, фрагмент.

Музыка: А. Бородин. Фрагменты оперы «Князь Игорь» (№ 38–40 аудиоприложения).

Песенный материал: С. Соснин, стихи Я. Серпина. «Родина»; Б. Алексеенко, стихи Г. Новосёлова. «Подарок Родины».  

Виды деятельности учащихся: Просмотр, обсуждение иллюстраций, выявление их связи с музыкальным материалом урока. Обсуждение сюжета и литературных особенностей «Слова о полку Игореве». Беседа о творчестве А. Бородина. Беседа о специфике жанра оперы на примере оперы «Князь Игорь». Смысловое прослушивание и анализ фрагментов оперы. Анализ нотных примеров. Координация прослушиваемого материала с нотным текстом. Разучивание, пение, анализ музыкально-выразительных средств и формы двух песен.

Формы педагогического контроля: Контроль знания содержания оперы. Контроль умения перечислить и охарактеризовать героев оперы. Контроль понимания связи иллюстраций учебника и литературных фрагментов с музыкой оперы. Контроль понимания драматургии оперы и умения говорить о ней. Контроль умения анализировать нотные примеры. Контроль качества пения, совершенствования певческих хоровых умений. Контроль ответов на вопросы и выполнения заданий учебника и «Дневника музыкальных размышлений».

ХОД УРОКА

1.      Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Звучит фрагмент из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

- Что это за музыка? Кто автор? В каком большом музыкальном жанре она звучит?

-  Почему оперу называют синтетическим жанром?

- Почему опера является одним из самых ярких в драматургическом отношении жанров? Из каких выразительных особенностей складывается музыкальная драматургия оперы?

2. Сообщение темы. Постановка проблемы. Целеполагание

Опера «Жизнь за царя» М.  Глинки, в которой конфликт русских и поляков стал основным движущим мотивом оперы, обнаруживает сходство с другими историческими операми – например, с оперой «Князь Игорь» композитора А. Бородина.

Сегодня мы продолжим разговор о специфике жанра оперы и её драматургии на примере оперы «Князь Игорь». На примере изучения произведений разных видов искусства — оперы «Князь Игорь» и памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» мы обратимся к русской истории и выявим связь сюжета и литературных особенностей «Слова о полку Игореве» с музыкальным материалом урока. Также песни, которые мы разучим, соответствуют по содержанию теме урока и посвящены Родине.

Тема урока – «Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь».

3. Введение в тему

Среди великих опер немало таких, что связаны с образами далёкого прошлого, отечественной истории. Ведь отношение к истории — важнейший показатель национальной культуры, истинного и глубокого патриотизма. Это замечательно выразил в одном из своих стихотворений А. Пушкин:

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как ... пустыня

И как алтарь без божества.

С творчеством А. Бородина вы уже встречались ранее, слушая фрагмент из «Богатырской» симфонии (5 класс) и романс «Спящая княжна» (7 класс). Теперь обратимся к главному сочинению всего творчества Бородина — опере «Князь Игорь».

Опера была задумана композитором в 1869 г. Но из-за бесконечной занятости Бородина по основной профессии — химии и медицине — сочинение её растянулось на долгие 18 лет, и она так и не была закончена ко времени смерти автора в 1887 г. Оперу завершили друзья и коллеги композитора - Н. Римский-Корсаков и А. Глазунов.

В основу оперы лёг памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», описывающий события далёкого прошлого (1185 г.). Древний литературный памятник «Слово о полку Игореве», повествующий о походе князя Игоря на половцев в XII веке, называют «животворящей святыней» русской национальной культуры.

«Слово о полку Игореве», перевод Николая Заболоцкого (фрагмент):

Вступление

Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

А воспеть нам, братия, его —

В похвалу трудам его и ранам —

По былинам времени сего,

Не гоняясь в песне за Бояном.

(…) Мы же по иному замышленью

Эту повесть о године бед

Со времён Владимира княженья

Доведём до Игоревых лет

И прославим Игоря, который,

Напрягая разум, полный сил,

Мужество избрал себе опорой,

Ратным духом сердце поострил

И повёл полки родного края,

Половецким землям угрожая.

О выполненном Н. Заболоцким переводе «Слова о полку Игореве» К.И. Чуковский писал, что он «точнее всех наиболее точных подстрочников, так как в нём передано самое главное: поэтическое своеобразие подлинника, его очарование, его прелесть». Поэтическая сила переложения «Слова» Н.А. Заболоцкого делает этот перевод одним из лучших поэтических переложений «Слова», который даёт современному читателю наиболее яркое представление о «Слове» как о произведении древнерусской литературы.

https://ru5.anyfad.com/items/t1@360b03f8-d4e6-46b1-b1b5-e0c607dadbb3/Knyaz-Igor--opera-Aleksandra-Borodina.jpgВ.В. Матэ. Гравюра для издания партитуры «Князь Игорь». Титульный лист партитуры оперы «Князь Игорь» (первое издание)

На основе «Слова о полку Игореве» и была написана одна из замечательных русских опер – «Князь Игорь». Главной идеей «Слова…» и оперы является мысль о необходимости объединения русских земель, княжеств и войск для сплочённого противостояния набегам врагов. Эта гуманная, патриотичная и новаторская для времени создания «Слова о полку Игореве» идея имела актуальное звучание и во времена Бородина.

Бородин с научной тщательностью подошёл к составлению либретто оперы, которое писал сам. Он изучал немногие сохранившиеся документы эпохи, особенности древнерусского говора. В своём произведении композитор стремился запечатлеть яркий национальный колорит и жизненную достоверность характеров, страстность и драматизм переживаний, образную многоликость Востока.

https://sibro.ru/upload/iblock/cff/Roerih-rus057.jpg

Н. Рерих. Путивль

Именно поэтому, обращаясь к «Слову о полку Игореве», Бородин отказался от многих повествовательных эпизодов летописи, введя ряд новых персонажей. Князь Владимир Галицкий, разгульный и бесшабашный, мечтающий прорваться к власти ради благ и наслаждений, которые она сулит, - его образ представлен в опере как полная противоположность князю Игорю, мужественному и бесстрашному воину и правителю Путивля. Скоморохи Скула и Ерошка также являются находкой композитора, через показ комических фигур бродячих музыкантов давшего яркую характеристику быта Древней Руси.

Сам же Игорь, жена его Ярославна, хан Кончак – главные действующие лица оперы – присутствуют в летописи, хотя музыкальная трактовка этих образов в значительной степени подчинена оперному действию.

Князь Игорь трактуется как представитель мирного народа, защищающего свою землю и плоды своих трудов, хан Кончак возглавляет орду кочевников, живущих только за счёт захвата чужих богатств и порабощения соседних народов. Именно противопоставление этих двух фигур символизирует главную идею оперы, которая показана в столкновении двух лагерей: русских воинов, защитников своего Отечества, и половцев, захватчиков и поработителей.

Ф. Федоровский. Половецкий стан (Декорации к опере «Князь Игорь»)

http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000018/pic/000006.jpg

Идея столкновения двух враждебных сил определила общее композиционное строение оперы, где первое и четвёртое действия происходят в Путивле, а второе и третье – в половецком стане. Таким образом обеспечивается необходимый контраст между двумя мирами, каждый из которых представлен и монументальными народными сценами, и яркими, жизненно достоверными характерами.

4. Работа по теме урока

1) Об опере «Князь Игорь» А. Бородина: История создания. Главные герои

«Князь Игорь» — опера А. Бородина в 4 д. с прологом, либретто композитора на основе сценария В. Стасова по «Слову о полку Игореве»; закончена Н. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым. Премьеры первых постановок: С.-Петербург, Мариинский театр, 23 октября 1890 г., под управлением К. Кучеры; Киев, 29 октября 1891 г., под управлением И. Прибика; Москва, Большой театр, 19 января 1898 г., под управлением У. Авранека.

Идея оперы на основе великой поэмы зародилась во время встречи композитора со Стасовым 18 апреля 1869 г. Бородин задолго до этого начал искать тему, обращаясь то к сюжетам былин, то к «Царской невесте» Л. Мея, однако лишь «Слово о полку Игореве» увлекло его. Вскоре он приступил к сочинению, но в марте 1870 г. прервал работу. Мотивы её прекращения были многообразны: эпический характер действия (в ту пору смущавший Бородина), малый драматизм, отдалённость событий от современности. Казалось, решение композитора бесповоротно. Он переключился на сочинение Второй, Богатырской симфонии.

Вероятно, погружение в стихию героического богатырского эпоса снова должно было привести Бородина к мысли о заброшенной им опере. Этому способствовало и участие в создании оперы-балета «Млада» вместе с Мусоргским, Римским-Корсаковым и Кюи. При её сочинении были использованы наброски, сделанные первоначально для «Игоря». Когда же замысел коллективной «Млады» потерпел неудачу, и Бородин вновь обратился к мысли об опере на тему «Слова», весь музыкальный материал, обогащённый и расширенный, вернулся на прежнее место.

Дата возобновления работы над «Игорем» — 1874 г. По-видимому, предшествующие годы были заполнены раздумьями автора над особенностями музыкальной драматургии. Опасения относительно отсутствия драматизма, кажущейся оторванности событий от современности теперь отпали. Бородин был художником, в котором творческий гений органически сочетался с работой пытливой мысли. Он не мог не осознавать, в чём заключались особенности его дарования. Сфера эпически-величавая и проникновенный лиризм составляли самую сильную сторону таланта композитора. После глубоких раздумий он пришёл к единственно возможному для себя выводу, что опера, опирающаяся на принципы Руслана и Людмилы, всего более отвечает его эстетическим принципам. В письме к Л. Кармалиной от 1 июня 1876 г. он сформулировал свои взгляды, определил задачу «написать эпическую русскую оперу». Собственную позицию он охарактеризовал так: «Чисто речитативный стиль мне был не по нутру и не по характеру. Меня тянет к пению, кантилене, а не к речитативу, хотя, по отзывам знающих людей, я последним владею недурно. Кроме того, меня тянет к формам более законченным, более круглым, более широким. Самая манера третировать оперный материал — другая. По-моему, в опере, как в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не должны иметь места, всё должно быть писано крупными штрихами, ясно, ярко и по возможности практично в исполнении. Голоса должны быть на первом плане, оркестр — на втором. Насколько мне удастся осуществить мои стремления — в этом я не судья, конечно, но по направлению опера моя будет ближе к «Руслану», чем к «Каменному гостю», за это могу поручиться».

К работе над «Князем Игорем» Бородин подошёл как зрелый художник и учёный. Он продумал идейную концепцию оперы, внёс существенные изменения в первоначальную сценарную схему, составленную Стасовым, изучил огромное количество литературы, посвящённой «Слову о полку Игореве», летописи и другие памятники древнерусской литературы, ознакомился с сохранившимися в Венгрии образцами половецкого фольклора. Гениальное «Слово о полку Игореве» - произведение могучей патриотической и поэтической силы - получило в музыке Бородина адекватное воплощение. Композитор не следовал рабски за развитием сюжета поэмы — это было бы невозможно, да и не нужно: обаяние и сила её не в сюжете, а в живой художественной ткани повествования, в философских, лирических отступлениях, несравненных описаниях природы, и прежде всего — в патриотической идее.

Бородин глубоко прочувствовал эту идею. Она является основной не только для главных героев — Игоря и Ярославны, но, «от противного», и для князя Галицкого и его холопов. В центре оперы, как и у Глинки - патриоты, защитники Родины. Любовь к Отчизне, готовность отдать за неё жизнь, благородство, мужество, верность и доблесть составляют содержание образа Игоря. Его любовь к жене неотделима от любви к Родине; светлый, чистый образ Ярославны — олицетворение высших и благороднейших нравственных и духовных качеств русской женщины, русского народа.

Нераздельность гражданственного и личного придаёт образам Игоря и Ярославны высокую гармоничность и этическую красоту. Бородин подчеркивает нерасторжимость духовного союза обоих. Одна и та же тема проходит в арии Игоря (эпизод «Ты одна, голубка лада») и в плаче Ярославны («Я кукушкой перелётной»). Игорь показан не только как любящий супруг, но прежде всего как воин-патриот; Ярославна — не только верная подруга, преданная жена, но и патриотка, превыше всего любящая Отчизну. Её тоска по мужу, тревога о нём (ариозо «Немало времени прошло с тех пор») неотделимы от тревоги за судьбу Путивля (сцена с боярами, финал картины) и глубокой печали при виде разорения родной земли («Как уныло всё кругом»). Благородство её натуры проявляется и в сцене с Галицким (защита чести обездоленной девушки, когда княгиня с негодованием отвергает угрозы). Бородин гениально развил и обобщил в созданном им образе то, что ему дало «Слово».

Тема подвига во славу Отчизны воплощена в героическом прологе, опасности и бранные тревоги выражены в хоре бояр, печаль и страдания, вызванные войной,— в гениальном хоре поселян.

Светлым образам патриотов противостоят образы враждебные: с одной стороны — половцы, с другой — Владимир Галицкий, его челядь, гудошники Скула и Ерошка. Фигура Галицкого создана Бородиным как ярчайшее художественное обобщение феодальных усобиц, насильничества, а по существу — предательства Отчизны. Сцена в доме беспутного князя — это нечто большее, чем хмельной разгул, весёлая пирушка, хотя юмор Бородина мягче терпкого юмора Мусоргского, и ему свойственны черты сатирического обличения. Душный и смрадный мир подворья Галицкого с его издевательством над чистотой и достоинством, предвосхищает в какой-то мере сцены глумления дворни в Катерине Измайловой Шостаковича. Это не просто жанровые эпизоды, а сцены большого драматургического значения. И всё-же главная антитеза, основной драматургический конфликт лежит в противопоставлении русского лагеря — Игоря, Ярославны, народа — и мира половецкого, мира Востока. Здесь Бородин развивает принципы, заложенные в «Руслане и Людмиле» Глинки. Восток показан многообразно — и как мир неги, томления, страсти, и как стихия воинственная, бурная, неукротимая.

Новое слово в русской опере — образ хана Кончака. Бородин не пошёл по пути примитивного противопоставления доброму русскому Игорю злого половца. Хану свойственны мужество, рыцарство, благородство. Он восхищён своим пленником (гениальная находка композитора: победитель побеждён нравственным превосходством русского витязя). Вместе с тем всё в Кончаке чуждо и внутренне враждебно Игорю. Милость и дружба захватчика отвергнуты князем. Показывая многогранно и ярко Кончака, в котором сочетаются добродушие сытого хищника со свирепостью, благородство с расчётом, Бородин тем самым глубже раскрывает и образ Игоря. Мир неги, сладострастия и томления, как бы ведущий к чертогам Наины, связан с Кончаковной, её любовью к княжичу Владимиру. Игорь преодолевает соблазны Кончака («У меня есть красавицы чудные»), а Владимир падает их жертвой. Так углубляет Бородин образ главного героя. Гениальные «Половецкие пляски» — высшее в русской музыке выражение Востока, бурного, страстного, воинственного, влекущего, знойного.

Бородин умер, не успев завершить свой многолетний труд. Эту сложную и благородную задачу осуществили Римский-Корсаков и Глазунов. Последний, в частности, записал по памяти (вернее, воссоздал) Увертюру. Ещё при жизни Бородина отрывки из оперы неоднократно исполнялись на концертах, однако полного представления о ней на их основании составить было невозможно. Первая постановка «Князя Игоря» состоялась через три года после смерти автора.

Произведение, посвящённое памяти Глинки, было воспринято современниками как продолжение и развитие его традиций. «Младшим братом „Руслана"» назвал гениальную оперу Стасов. Даже консервативные критики вынуждены были признать её высокие художественные достоинства. Она вошла в репертуар обоих столичных и крупнейших провинциальных театров, перешагнула рубежи России: в 1899 г. была поставлена в Праге, огромное впечатление произвело на французских слушателей исполнение отрывков из неё в 1907 г. на сцене парижской «Гранд-опера» — в 1-ом Русском историческом концерте под управлением А. Никиша, организованном С. Дягилевым, при участии Шаляпина в партии Галицкого. 30 декабря 1915 г. состоялась премьера «Игоря» в Нью-Йорке, в «Метрополитен-опера», с А. Дидуром в партиях Галицкого и Кончака, 8 января 1916-го — в «Ла Скала». С тех пор «Князь Игорь» обошёл все сцены мира. По сей день он составляет одну из основ репертуара русского оперного театра.

На этом произведении совершенствовали своё искусство крупнейшие мастера нашей сцены. В основных партиях выступали ведущие артисты: П. Хохлов, Ф. Шаляпин (Галицкий, Кончак), И. Прянишников, В. Петров, П. Андреев, В. Касторский, Л. Собинов, М. Славина, Л. Савранский, М. Донец, П. Цесевич, Григорий и Александр Пироговы, М. Рейзен, М. Михайлов, К. Держинская, Н. Обухова, А. Батурин, И. Козловский, С. Лемешев, Е. Нестеренко и многие другие.

«Половецкие пляски» ставились выдающимися балетмейстерами — Л. Ивановым, М. Фокиным, К. Голейзовским.

Среди дирижёров, руководивших исполнением оперы,— А. Коутс, Н. Голованов, А. Мелик-Пашаев, а из зарубежных — 3. Халабала.

Одна из лучших постановок «Князя Игоря» была осуществлена в 1944 г. в Московском Большом театре режиссёром В. Лосским, пересмотревшим свою более раннюю трактовку. В 1993 г. там же осуществил постановку Б. Покровский.

Опера написана в эпическом жанре; она развивается неспешно, спокойно и повествовательно. Опера велика по масштабам: включает в себя пролог и четыре действия. I действие делится на две картины.

Пролог, I и IV действия происходят в старинном городе Путивле, II и III действия — в половецком стане.

В опере много хоровых сцен. Хоры народа являются основой Пролога, они звучат во всех действиях. Главные герои оперы — храбрый князь Игорь, его верная любящая жена Ярославна, сын Владимир. Они представляют образы русских с положительной стороны. Но в опере представлены и отрицательные русские персонажи — это брат Ярославны, Владимир Галицкий, гуляка, мечтающий в военное время лишь о троне; Скула и Ерошка — весёлые гудошники, которые, вместо того чтобы идти воевать, скрываются в свите Галицкого.

Русской сфере в опере противостоят образы половецкого стана — грозный хан Кончак, его дочь Кончаковна, полюбившая в плену сына Игоря, Владимира. Им композитор даёт мелодии восточного склада. А. Бородин проявляет себя в опере как великий мастер музыки Востока, роскошной, многозвучной и богатой. Если музыка русских основана на песенных интонациях, то восточная связана с танцевальными огненными ритмами.

https://i1.wp.com/popovfoundation.org/wp-content/uploads/2020/04/1-1.jpg?resize=745%2C1138&ssl=1  И. Билибин. Половчанка

https://storage.yandexcloud.net/wr4img/370634_63_i_169.jpg

И. Билибин. Половецкий стан

Подробнее содержание оперы см. в Приложении.

2) Роль хоровых сцен в опере «Князь Игорь»

В Прологе оперы показан один из главных её мотивов – единение русского народа, поднявшегося на врага. Мощный начальный хор «Слава» представляет монументальное хоровое полотно, пронизанное глубоким и торжественным патриотическим чувством.

Такой Пролог, помимо необходимого начального пафоса, обнаруживает ещё одно важное свойство оперы «Князь Игорь» как произведения эпического.

Всё, чем живёт русский народ, всё, что происходит в стане половцев, показывается через масштабные хоровые сцены.

Хор в опере появляется в узловые, важнейшие моменты действия:

·         вступительный Хор «Слава» даёт первоначальный образ русского народа;

·         Хор девушек из первого действия звучит как жалоба людей на пьяные бесчинства Галицкого;

·         завершающий первое действие Хор бояр «Мужайся, княгиня» показывает тревогу путивлян по поводу разгрома Игорева войска и взятия в плен самого Игоря;

·         скорбный Хор поселян из последнего действия показывает страдания народа в разорённой, разграбленной стране;

·         хоровой Финал возвещает нам о возвращении князя Игоря из плена и о той огромной радости, какую испытывают жители Путивля.

·         В показе образов половцев хоровые сцены также играют важную роль. Бородин, как истинный художник, не только наделил половцев воинственными чертами, но и придал их музыкальным характеристикам черты поэтической нежности.

«Песня половецких девушек» - это хор, представляющий противоположный мир. Безмятежно и спокойно звучит Хор половецких девушек в начале второго действия, ярко контрастируя с только что отгремевшим батальным окончанием первого. Нежно и томно звучание Хора половецких невольниц, завершающего второе действие.

Потом нежная и томная мелодия сменяется другими темами: пляской мальчиков, мужчин, гимническим общим хором, славящим хана. Композитор не хотел изобразить половцев исключительно отрицательными красками. Им отдано много ярких, красивых мелодий. Особенно это касается II действия.

В III действии половцы характеризуются как захватчики, поработители, они победоносно возвращаются после битвы с русскими.

А) Хор «Слава» из Пролога (Интродукции) - слушание и музыкальный анализ

Б) Работа над нотным примером

Нотный пример 39 — это хор «Слава» из пролога. Так как Бородин умер, не дописав оперу, этот хор часто повторяют ещё раз в конце оперы. Ученики отмечают, что гимническое звучание хору придают мощные многозвучные аккорды. Учитель обращает внимание учеников на то, что звуки аккордов движутся вместе, параллельно, как бы прочерчивая и подчёркивая единую мелодическую линию. У хора и оркестра один материал, оркестр дублирует голоса хора. Сияющая тональность до мажор соответствует словам хора о солнце, с которым сравнивают князя Игоря. Музыкально-выразительные средства хора имеют отпечаток старины, архаики; композитор хотел отразить черты эпохи, в которую разворачиваются события.

В) Хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия - слушание

Г) Хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия оперы - слушание и музыкальный анализ

Д) Работа над нотным примером

Нотный пример 40 — это хор, представляющий противоположный мир, — песня половецких девушек. Томный, нежный характер создаёт гибкая, пластичная мелодия, звучащая на фоне тихого качающегося аккомпанемента.

5. Разучивание и пение

Обе песни, которые вы сегодня разучите и исполните, посвящены Родине.

По жанровым признакам песни разнообразны: первая —  гимн светлого торжественного характера с одноголосным запевом и двухголосным припевом; «Подарок Родины» — более оживлённая подвижная песня с каноническим изложением куплета.

1) С. Соснин, стихи Я. Серпина. «Родина»

А) Знакомство, показ. - https://youtu.be/TMOxy9sfFOU

Текст песни:

1.       Белеют сады, серебрится прибой.

Как песня, заря разлилась над тобой.

Со дна родников, с крутизны ледников

Летит к нам твой голос, твой солнечный зов...

Припев: Родина, Родина, цветущие края...

Родина, Родина, любимая моя.

 

2.       Твой полдень высок и простор твой широк,

Нигде не найти нам прекрасней дорог.

Нигде не увидеть нам неба светлей...

Нет в мире улыбки добрее твоей...

Припев.

3.       Леса не однажды изменят наряд

И птицы, умчавшись, назад прилетят.

Весна отцветёт и вернётся весна,

Но ты на Земле неизменно одна...

Припев.

Б) Вокальная работа, исполнение. - https://youtu.be/U_sWHxZBbMk

(Вся песня исполняется хором).

2) Б. Алексеенко, стихи Г. Новосёлова. «Подарок Родины»

Строение припева этой песни очень оригинально: в среднем и нижнем голосах звучит канон, а в верхнем голосе — та же тема, но в ритмическом увеличении.

Рекомендации к разучиванию: Припев разучивается отдельно по голосам, потом соединяются два голоса канона, а в конце прибавляется верхний голос.

А) Показ, разучивание. - https://youtu.be/IGgdHQtBDJc

Текст песни:

Б) Вокальная работа, исполнение. - https://youtu.be/_ss8y3WEvQ4

6. Итог

Хоровые сцены — основа всей драматургии, что проявилось в композиции оперы «Князь Игорь», которая открывается и завершается хорами.

Хор использован в опере исключительно разнообразно. Различны и функции хора: он выступает как фон (национальные и ориентальный), комментатор событий, косвенно характеризует основных действующих лиц, выполняет важные семантические функции.

Русский мир в хоровых сценах предстаёт разрозненным. Неслучайно поэтому, что репрезентирующие его коллективные персонажи — подданные князя Игоря и челядинцы Галицкого — делятся на отрицательных и положительных героев, охарактеризованы по-разному: первые воссозданы при помощи мелодики, близкой строгим былинным и знаменным песнопениям, вторые — разудалых плясовых тем.

В отличие от русского, половецкий мир показан единым: в нём нет ни бунтарей, ни отрицательных персонажей. Разнообразные коллективные персонажи, репрезентирующие половецкий народ (мальчики, девушки, воины, дозорные) не вступают в противоречия друг с другом и составляют единый неделимый половецкий мир.

На основании этого можно предположить, что семантическая функция многочисленных коллективных персонажей заключается у Бородина в двух моментах. А именно: показать единый половецкий мир с централизованной властью примером разрозненному русскому, указать на трагизм междоусобицы и утвердить идею сильной и централизованной государственной власти во главе с монархом.

7. Рефлексия. Вопросы и задания

1)      Всегда ли совпадает либретто оперы с первоисточником?

2)      Можно ли считать оперу «Князь Игорь», наряду с летописью «Слово о полку Игореве», культурным историческим памятником?

3)      Почему в драматургии оперы «Князь Игорь» столь велика роль хоровых сцен?

4)      В каких известных тебе операх русских композиторов противопоставление различных образных сфер также стало основой музыкальной драматургии?

5)      Нарисуй свою иллюстрацию к опере «Князь Игорь».

Приложение

Краткое содержание оперы «Князь Игорь»

Пролог. Площадь в Путивле заполнили дружина и рать, готовые выступить в поход против половцев. Народ и бояре величают князя Игоря и его сына Владимира. Князь Игорь выражает решимость идти на ханов половецких. Неожиданно наступает солнечное затмение. Все в изумлении глядят на небо. Народ видит в наступившей тьме недоброе предзнаменование и умоляет князя не ходить в поход, но Игорь не боится дурных предзнаменований и решает выступать не медля. Он поручает заботы о своей жене Ярославне её брату Владимиру Галицкому. Два гудочника, Скула и Ерошка, бросив доспехи, убегают к Владимиру Ярославичу.

I действие. 1-я картина. Княжеский двор Владимира Галицкого. Все поют славу князю Владимиру. Скула и Ерошка веселятся и пьют со всеми остальными. Князь Владимир Галицкий только и мечтает о том, чтобы править в Путивле. Приходят девушки. Они жалуются князю, что его люди выкрали девушку, их подружку. Князь Владимир довольно нагло говорит им, что она у него, и отправляет девушек прочь.

2-я картина. Горница в тереме Ярославны. Княгиню тревожит недоброе предчувствие, ведь уже прошло много времени, как ушёл Игорь, а от него всё нет вестей. Приходят девушки. Они ищут у неё защиты от произвола её брата. Скоро к Ярославне приходит и сам Владимир. Ярославна отчитывает его, но Галицкий ведёт себя развязно, даже угрожает сестре.

Входят думные бояре. Они пришли сообщить княгине плохую новость. Бояре рассказывают, что русская рать разбита, а Игорь вместе с сыном попали в плен к хану. Услышав об этом, Ярославна падает без чувств. Бояре готовы защитить город. Княгиня благодарит их. Внезапно раздаётся звон набатного колокола. Враг подошёл к стенам города, и в окнах дворца княгини уже виднеется зарево пожара.

II действие. Половецкий стан. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают Кончаковну, дочь хана. Но ничто не может развеять грусти Кончаковны — она страстно влюблена в княжича Владимира. Кончаковна и девушки уходят. Появляется Владимир и зовёт Кончаковну. Они поют любовный дуэт. Вдруг Владимир слышит шаги приближающегося отца и спешит скрыться. Входит Игорь в тяжком раздумье о родине, своём поражении и плене, о Ярославне. К князю подходит половецкий воин Овлур. Он принял православие, крестился и стремится помочь Игорю. Овлур предлагает Игорю коней, чтобы князь мог бежать. Игорь колеблется, принять ли ему это предложение.

С охоты возвращается хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением. Кончак предлагает ему коня, шатёр, булат, пленницу, но Игорю не нужны дары хана. Кончак предлагает Игорю свободу взамен на обещание князя не поднимать на хана меч. Но Игорь заявляет хану, что, как только он окажется на свободе, вновь соберёт полки. Кончак зовёт половецких пленников и пленниц для песен и танцев. Действие завершается буйно-стремительным вихрем общей пляски с хором.

III действие. Звучит половецкий марш. С богатой добычей возвращается в стан войско. Воины ведут с собой русских пленников. В конце шествия появляется на коне хан Гзак. Хор половцев славит своих воинов. Навстречу Гзаку выходит Кончак и приветствует его своей песней. Он устраивает пир для половцев. Князь Игорь и Владимир узнают, что их город сожжён, а дети и жёны уведены в плен. К шатру Игоря осторожно подкрадывается Овлур. Он призывает Игоря быстро собираться в путь. Игорь соглашается.

Вдруг вбегает Кончаковна. Она узнала о намерении Владимира бежать и теперь умоляет его остаться, не бросать её. Отец призывает его бежать с ним. Кончаковна грозит разбудить весь стан. Игорь бежит. Кончаковна ударяет в гонг. Сбегаются половцы. Кончаковна сообщает о побеге Игоря. Половцы снаряжают коней в погоню за князем. Появляется Кончак. Половцы сообщают ему о случившемся. Побег Игоря вызывает у хана уважение. Кончак объявляет Владимира своим зятем. Половцы празднуют свадьбу Владимира и Кончаковны.

IV действие. Городская стена и площадь в Путивле, утро. Ярославна одна на городской стене горько плачет, обращается к ветру, солнцу, Днепру с просьбой вернуть ей Игоря. С песней проходит толпа поселян. Ярославна всматривается вдаль и видит двух всадников. Один из них одет как половец, а в другом она узнает Игоря. Князь вбегает на сцену. Звучит любовный дуэт Игоря и Ярославны. Игорь рассказывает, что бежал из плена. Ярославна и Игорь уходят вместе. В этот момент появляются Ерошка и Скула и видят Игоря с Ярославной. Они думают, что им делать. Вдруг Скуле приходит на ум мысль звонить в колокол, созывать народ. Они бьют в набат. Со всех сторон сбегается народ. Скоморохи сообщают радостную весть о приезде князя. За хорошую весть собравшиеся бояре прощают Ерошку и Скулу. Все приветствуют и славят князя Игоря.


 

Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС IV ЧЕТВЕРТЬ Урок 31

КЛАСС IV ЧЕТВЕРТЬ Урок 31

Контроль умения анализировать нотные примеры

Контроль умения анализировать нотные примеры

С творчеством А. Бородина вы уже встречались ранее, слушая фрагмент из «Богатырской» симфонии (5 класс) и романс «Спящая княжна» (7 класс)

С творчеством А. Бородина вы уже встречались ранее, слушая фрагмент из «Богатырской» симфонии (5 класс) и романс «Спящая княжна» (7 класс)

В.В. Матэ. Гравюра для издания партитуры «Князь

В.В. Матэ. Гравюра для издания партитуры «Князь

Именно поэтому, обращаясь к «Слову о полку

Именно поэтому, обращаясь к «Слову о полку

Князь Игорь» — опера А. Бородина в 4 д

Князь Игорь» — опера А. Бородина в 4 д

Композитор не следовал рабски за развитием сюжета поэмы — это было бы невозможно, да и не нужно: обаяние и сила её не в сюжете, а…

Композитор не следовал рабски за развитием сюжета поэмы — это было бы невозможно, да и не нужно: обаяние и сила её не в сюжете, а…

Кончаковной, её любовью к княжичу

Кончаковной, её любовью к княжичу

Скула и Ерошка — весёлые гудошники, которые, вместо того чтобы идти воевать, скрываются в свите

Скула и Ерошка — весёлые гудошники, которые, вместо того чтобы идти воевать, скрываются в свите

Подробнее содержание оперы см

Подробнее содержание оперы см

В) Хор бояр «Мужайся, княгиня» из

В) Хор бояр «Мужайся, княгиня» из

Припев: Родина, Родина, цветущие края

Припев: Родина, Родина, цветущие края

Конспект урока музыки на тему «Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»: Хоровые сцены» (7 класс)

Конспект урока музыки на тему «Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»: Хоровые сцены» (7 класс)

Б) Вокальная работа, исполнение

Б) Вокальная работа, исполнение

Итог Хоровые сцены — основа всей драматургии, что проявилось в композиции оперы «Князь

Итог Хоровые сцены — основа всей драматургии, что проявилось в композиции оперы «Князь

Горница в тереме Ярославны. Княгиню тревожит недоброе предчувствие, ведь уже прошло много времени, как ушёл

Горница в тереме Ярославны. Княгиню тревожит недоброе предчувствие, ведь уже прошло много времени, как ушёл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2021