7 КЛАСС
IV ЧЕТВЕРТЬ
Урок 5 (32). Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»: Сольные номера
Видеолекция - https://youtu.be/---oVczWpUQ
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— укрепление интереса к русской истории на примере изучения произведений разных видов искусства — оперы «Князь Игорь» и памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
Личностные:
— укрепление патриотических чувств, гордости за достижения русской культуры разных веков.
Предметные:
— укрепление и расширение знаний о жанре оперы;
— развитие навыков сравнительного анализа литературного первоисточника и музыки оперы.
Форма проведения занятий: Урок-исследование оперы А. Бородина «Князь Игорь».
Учебно-дидактическое обеспечение:
Изобразительное искусство: Н. Рерих. «Поход Игоря»; И. Билибин. «Князь Игорь»; К. Коровин. «Эскиз костюма Кончака».
Поэзия: «Слово о полку Игореве», поэтический перевод Н. Заболоцкого, фрагмент.
Музыка: А. Бородин. Фрагменты оперы «Князь Игорь» (№ 41–43 аудиоприложения).
Песенный материал: С. Соснин, стихи Я. Серпина. «Родина»; М. Таривердиев, стихи Р. Рождественского. «Песня о далёкой Родине» из телефильма «Семнадцать мгновений весны».
Виды деятельности учащихся: Просмотр, обсуждение иллюстраций, выявление их связи с музыкальным материалом урока. Обсуждение сюжета и литературных особенностей «Слова о полку Игореве». Беседа о специфике жанра оперы на примере оперы «Князь Игорь». Смысловое прослушивание и анализ фрагментов оперы. Анализ нотных примеров. Координация прослушиваемого материала с нотным текстом. Разучивание, пение, анализ музыкально-выразительных средств и формы двух песен.
Формы педагогического контроля: Контроль знания содержания оперы. Контроль умения перечислить и охарактеризовать героев оперы. Контроль понимания связи иллюстраций учебника и литературных фрагментов с музыкой оперы. Контроль понимания драматургии оперы и умения говорить о ней. Контроль умения анализировать нотные примеры. Контроль качества пения, совершенствования певческих хоровых умений. Контроль ответов на вопросы и выполнения заданий учебника и «Дневника музыкальных размышлений».
ХОД УРОКА
1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Звучат фрагменты хоровых сцен из оперы «Князь Игорь» А. Бородина. На экране демонстрируется видеовыставка рисунков учащихся «Иллюстрации к опере “Князь Игорь”».
- Рассматривая выполненные вами иллюстрации к опере «Князь Игорь», прослушайте музыкальные фрагменты и ответьте:
· Какая особенность исполнения объединяет эти музыкальные фрагменты? В чём их схожесть?
· А чем они отличаются?
- Схожесть - в хоровом исполнении. Различие – в музыкальных образах: противопоставление различных образных сфер и, соответственно, в характере музыки.
- Почему в драматургии оперы «Князь Игорь» столь велика роль хоровых сцен?
- Почему оперу называют синтетическим жанром?
- Какое произведение явилось первоисточником оперы? Совпадает ли либретто оперы «Князь Игорь» Бородина с первоисточником?
- Можно ли считать оперу «Князь Игорь», наряду с летописью «Слово о полку Игореве», культурным историческим памятником?
Ответы учащихся.
2. Постановка проблемы. Сообщение темы. Целеполагание
На сегодняшнем уроке мы продолжим исследовать драматургию оперы «Князь Игорь» - главного сочинения всего творчества А.П. Бородина: мы более подробно рассмотрим показ главных её героев - храброго князя Игоря, его верной любящей жены Ярославны, представляющих русские музыкальные образы, и противопоставленного им образа половецкого грозного хана Кончака, которого композитор обрисовал мелодией восточного склада, - мы рассмотрим главные сольные номера оперы. Мы ещё раз обсудим сюжет и литературные особенности «Слова о полку Игореве», поговорим о значении этого произведения в русском искусстве. Вы разучите также и исполните «Песню о далёкой Родине» — самую знаменитую песню, посвящённую нашей Родине - России.
Тема урока - «А. Бородин. Опера «Князь Игорь»: Сольные номера».
3. Работа по теме урока
1) Значение «Слова…» в русском искусстве
Итак, в основу оперы «Князь Игорь» лёг выдающийся памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», описывающий события далёкого прошлого (1185 г.). До сих пор он волнует современных исследователей, писателей, учёных, художников и музыкантов.
В литературе эта книга переведена на десятки языков (в том числе английский, японский) и вошла в Золотой фонд мировой литературы. На русском языке существует 25 переводов поэтов XIX и XX веков. Мотивы «Слова…» отразились в творчестве русских поэтов – от Пушкина до поэтов современности.
В живописи поход князя Игоря на половцев изображали великие художники: Виктор Васнецов, Владимир Фаворский, Илья Глазунов, Иван Билибин. В своих героях художники подчёркивали лучшие нравственные качества.
В музыке эти исторические события отражены в опере «Князь Игорь» великого русского композитора XIX века Александра Порфирьевича Бородина (1833-1887). Бородин с научной тщательностью подошёл к составлению либретто оперы, которое писал сам. Он изучал немногие сохранившиеся документы эпохи, особенности древнерусского говора.
Главной идеей «Слова…» и оперы является мысль о необходимости объединения русских земель, княжеств и войск для сплочённого противостояния набегам врагов. Эта гуманная, патриотичная и новаторская для времени создания «Слова о полку Игореве» идея имела актуальное звучание и во времена Бородина.
Н. Рерих. Поход князя Игоря. 1942 г.
И. Билибин. Князь Игорь. 1929 г.
2) О жанре оперы и опере А. Бородина «Князь Игорь»
Повторение и запись терминов «опера», «ария», «либретто»:
Опера – музыкально-драматическое произведение, в котором герои поют в сопровождении оркестра. Опера – это синтез слова, сценического действия и музыки.
Ария – законченный по построению сольный эпизод в опере, являющийся музыкальной характеристикой героя.
Либретто – литературный текст оперы, балета (музыкального спектакля).
Опера «Князь Игорь» была задумана композитором в 1869 г. Но из-за бесконечной занятости Бородина по основной профессии — химии и медицине — сочинение её растянулось на долгие 18 лет, и она так и не была закончена ко времени смерти автора в 1887 г.
Оперу завершили друзья и коллеги композитора - Н.А. Римский-Корсаков и А. Глазунов.
Опера включает в себя пролог и четыре действия. Пролог, I и IV действия происходят в старинном городе Путивле, II и III действия — в половецком стане.
Главные герои — князь Игорь, его жена Ярославна, сын Владимир – представляют в опере образы русских с положительной стороны. Есть в опере и отрицательные русские персонажи - Владимир Галицкий (брат Ярославны), скоморохи Скула и Ерошка. Русской сфере в опере противостоят образы половецкого стана — грозный хан Кончак и его дочь Кончаковна.
А. Бородин проявляет себя в опере как великий мастер музыки Востока - роскошной, многозвучной и богатой. Если музыка русских основана на песенных интонациях, то восточная связана с танцевальными огненными ритмами.
Опера «Князь Игорь» стала образцом национального героического эпоса в оперном искусстве.
3) Сольные номера оперы
Ярко и выпукло обрисованы в опере главные её персонажи. Как обычно в оперном жанре, музыкальная характеристика героев осуществляется в сольных номерах – ариях, ариозо, каватинах.
А) Музыкальный образ князя Игоря
Князь Игорь – главное действующее лицо оперы – получает многогранную характеристику уже в Прологе, где он обращается к своему войску:
Идём на брань с врагом Руси!
Идём на ханов половецких!
Отвага и незаурядное мужество Игоря ещё более раскрываются нам после сцены солнечного затмения, о котором в «Слове о полку Игореве» говорится как о дурном предзнаменовании:
Но, взглянув на солнце в это день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла…
Вспала князю эта мысль на ум –
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!»
Дурное предзнаменование небес сбылось: поход оказался неудачным, дружина Игоря после трёх дней неравной битвы была разбита, а сам Игорь оказался в плену у половцев.
а) Слушание арии Князя Игоря
А. Бородин. Ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Из оперы «Князь Игорь». II действие
Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт отрады и забвенья,
Всё прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей.
И божья знаменья, угрозу
И бранной славы пир весёлый.
Мою победу над врагом
И бранной славы горестный конец,
Погром и рану, и мой плен,
И гибель всех моих полков,
Честно за Родину головы сложивших.
Погибло всё - и честь моя, и слава,
Позором стал я земли родной.
Плен, постыдный плен —
Вот удел отныне мой,
Да мысль, что все винят меня.
Однако военное поражение не сломило дух Игоря. Не случайно его главная ария – своеобразный музыкальный портрет – звучит во втором действии, когда Игорь уже находится в плену. Замечательные свойства его натуры – бесстрашие, мужество, воля к свободе – раскрываются в арии с полной силой, рисуя образ человека глубоко незаурядного, подлинного национального героя.
А. Бородин. Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу». Из оперы «Князь Игорь». II действие
О, дайте, дайте мне свободу,
Я свой позор сумею искупить.
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недругов спасу.
б) Работа над нотным примером
Нотный пример 41 представляет собой важнейшую тему из арии Игоря. Ария выражает тяжёлые мысли князя в половецком плену. Это — тема свободы. Её смелый благородный характер создают гордая мелодия, многозвучные аккорды аккомпанемента, громкая динамика, подвижный темп.
в) Лирическая часть арии Игоря
И рядом с этим бесстрашием, несгибаемым мужеством, вызывающим восхищение даже у врагов, обнаруживается другая – нежная, лирическая – сторона его натуры. Она связана с обращением к Ярославне, милой далёкой подруге, которая единственная только и способна понять и простить князя.
А. Бородин. Ария князя Игоря «Ты одна, голубка-лада». Из оперы «Князь Игорь». II действие
(Обращаясь к Ярославне): Ты одна голубка-лада,
Ты одна винить не станешь,
Сердцем чутким всё поймешь ты,
Всё ты мне простишь.
Лирический раздел арии поднимает образ Игоря на новую высоту подлинной человечности: мы видим не плакатного героя, неустрашимого и безудержно смелого, а живого человека, страдающего и тоскующего.
г) Работа над нотным примером
Нотный пример 42 также, как и предыдущий пример, демонстрирует значимую тему из арии. Эта вторая тема контрастна первой — это тема любви Игоря к Ярославне. Она звучит в среднем разделе арии.
Певучую мелодию сопровождают широкие арпеджио аккомпанемента. Музыка звучит в сдержанном темпе, тихой динамике, в мажорном ладу. Мысль о Ярославне — светлый эпизод в тяжёлых мыслях Игоря.
Впоследствии тема любви прозвучит и в партии Ярославны: в плаче из IV действия в этой мелодии она мысленно обращается к Игорю.
Б) Музыкальный образ хана Кончака
И почти рядом с арией князя Игоря композитор помещает арию хана Кончака – главного противника русского князя. Кончак предстаёт как воинственный и жестокий поработитель: «Немало вражьей крови мечом я этим пролил; не раз в боях кровавых ужас смерти сеял мой булат».
И в то же время он способен проявить великодушие и восхищение мужеством князя Игоря. Умение по достоинству оценить высокие качества противника придают образу Кончака бóльшую объёмность: перед нами не просто коварный и своенравный восточный владыка, но умный и по-своему тонкий человек, способный на благородные поступки.
а) Слушание арии Кончака
А. Бородин. Ария хана Кончака из оперы «Князь Игорь». II действие
Здоров ли, князь?
Что приуныл ты, гость мой?
Что ты так призадумался?
Аль сети порвались?
Аль ястребы не злы и с лёту птицу не сбивают?
Возьми моих!
(Князь
Игорь:
И сеть крепка, и ястребы надёжны,
Да соколу в неволе не живётся.)
Всё
пленником себя ты здесь считаешь.
Но разве ты живёшь как пленник, а не гость мой?
Ты ранен в битве при Каяле
И взят с дружиной в плен;
Мне отдан на поруки, а у меня ты гость!
Тебе почёт у нас, как хану,
Всё моё к твоим услугам.
Сын - с тобой, дружина - тоже,
Ты как хан здесь живёшь,
Живёшь ты так, как я.
К. Коровин. Эскиз костюма Кончака. 1909 г.
б) Работа над нотным примером
Нотный пример 43 — это одна из тем арии Кончака, её средний раздел. Образ Кончака противопоставлен образу Игоря. Если Игорь благороден, серьёзен, строг, мудр, то Кончак характеризуется как необузданная, своевольная натура. Крайние разделы арии Кончака посвящены воспоминаниям о битве, в которой победили половцы. В них как будто слышен топот коней, азарт схватки.
В среднем разделе изображены царственные, барские черты облика Кончака. В важной, горделивой музыке хан предлагает князю Игорю дружбу. Малоподвижная мелодия в медленном темпе звучит в низком регистре у баса — тембр голоса Кончака.
В) Музыкальный образ Ярославны
Образ Ярославны, жены Игоря, представляет собой один из прекрасных женских образов русского искусства. Нежность и верность, сила и мужество, твёрдость характера и глубокий патриотизм – все эти качества рисуют достойную подругу и соратницу мужественного князя. В отсутствие Игоря Ярославна осталась в Путивле как олицетворение законной власти и справедливости: она оказалась способной и на решительный отпор Галицкому, и на мужественные действия в сцене обороны Путивля. И всё же полнота её образа особенно раскрывается в начале четвёртого действия, которое начинается с «Плача Ярославны».
В этом фрагменте Бородин использовал неизменный текст летописи «Слова о полку Игореве», сохранив всю глубокую поэтичность горестного высказывания Ярославны.
а) Слушание
А. Бородин. «Плач Ярославны». Из оперы «Князь Игорь». IV действие
Ах!
Плачу я, горько плачу я, слёзы лью
Да к милому на море шлю рано по утрам.
Рефрен:
Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,
Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.
Я омою князю раны на его кровавом теле.
б) Работа над нотным примером
Нотный пример 44 — плач Ярославны. Учитель рассказывает, что образ Ярославны обрисован в опере многогранно. В I действии у неё есть небольшой сольный номер, ариозо, посвящённое настроению ожидания Игоря. Ариозо имеет довольно спокойный характер, Ярославна ещё не знает о проигранной битве и плене. В плаче из IV действия настроение другое — Ярославна скорбит, предаётся горестным чувствам.
Учитель рассказывает, что жанр плача издавна был распространён на Руси. Учащиеся отмечают нисходящие стонущие интонации мелодии, тоскливые интонации деревянных духовых в аккомпанементе, минорный лад, медленный темп, «пустую» фактуру, полную пауз. Музыка рисует настроение обездоленности и горя. Плач написан в форме рондо, и в эпизоде прозвучит тема любви Ярославны и Игоря.
Плач — жанр бытовой народной поэзии, лирико-драматическая импровизация в стихах, связанный, преимущественно, с похоронами, свадебными, рекрутскими и другими обрядами, неурожаем, болезнью. Плач известен в русской обрядовой (голошение) и бытовой народной поэзии с глубокой древности.
Г) Вывод
А.П. Бородин творчески обогатил, расширил сюжет «Слова…». Через музыку композитору удалось более глубоко передать переживания князя Игоря, Ярославны. В опере Игорь осознаёт свою вину перед князьями и дружиной, он не столь самонадеян, как в «Слове…». Отличие литературного и музыкального шедевров и в том, что к основной идее - объединению русских князей - в «Слове…» призывает Святослав, а в опере эта мысль прослеживается в арии Игоря. Главное же сходство этих шедевров искусства - в финале: несмотря на поражение в битве с половцами, происходит прославление Игоря и князей.
Основной художественный образ «Слова…» - это Русская земля. Вера в победу и добро, в силу Русской земли сильна как в творчестве неизвестного автора «Слова…», так и в картинах живописцев, создававших шедевры на этот исторический сюжет, так и в музыке композитора А.П. Бородина.
4. Разучивание и пение: С. Соснин «Родина». М. Таривердиев «Песня о далёкой Родине»
Обе песни соответствуют по содержанию теме нашего урока и посвящены Родине.
По жанровым признакам песни разнообразны. Первая — гимн светлого торжественного характера с одноголосным запевом и двухголосным припевом.
1) С. Соснин. Родина. - https://youtu.be/U_sWHxZBbMk
(Вся песня исполняется хором.)
2) М. Таривердиев. Песня о далёкой Родине. - https://youtu.be/DT9RW88GRzw
«Песня о далёкой Родине» — популярная и знаменитая песня. По жанру она сильно отличается от предыдущей - это печальный, задумчивый монолог.
(Для выразительности и задушевности пения рекомендуется исполнять песню сольно или малыми группами, так как в песне шесть куплетов, в исполнении будет задействовано много учеников.)
5. Подведение итогов: Музыкальная драматургия оперного жанра
Слушая оперу «Князь Игорь», знакомясь с её сюжетом, с последовательностью хоровых и сольных номеров, мы видим, как глубоко отличается музыкальная драматургия крупного сценического произведения от драматургии небольших инструментальных или вокальных пьес.
В опере огромное выразительное значение имеет не только музыкальное развитие внутри отдельных номеров, раскрывающее различные стороны характера героев или движение внутри массовых сцен, но и распределение номеров во времени, их последовательность, контрастное или неконтрастное сопоставление. В этом проявляет себя крупномасштабное музыкальное мышление создателей оперы, стремящихся к достижению целостности как на уровне отдельного образа, так и на уровне всей оперной формы.
И в результате перед нами открывается широкая и полная неисчерпаемых богатств музыкальная картина, дающая высокое обобщение избранного сюжета. Мы постигаем его не только в цепи определённых событий, которые можно пересказать словами, но как эмоционально насыщенное повествование, где глубоким сопереживанием охвачено всё – от человеческого поступка до картины природы. И сколь бы далеки ни были исторические события, о которых повествует нам опера, мы переживаем их как реальные, сегодняшние благодаря тому чудесному воздействию музыки, что приобщает нас к их жизненному, всегда современному смыслу. Ведь и сегодня жизнь требует от нас незаурядного мужества и бесстрашия, и сегодня, как и в былые времена, мы тревожимся о наших близких и оплакиваем погибших. Всем нам небезразлична судьба страны, в которой мы живём.
Поэтому образы оперы «Князь Игорь», взывающей к героическим страницам отечественной истории, её глубокая и выразительная музыка, обращённая к лучшим началам в человеке – патриотизму, душевной силе, способности к сопереживанию, - всегда вызывают отклик у людей своей жизненностью, глубокой художественной цельностью.
6. Рефлексия. Вопросы и задания
1) Оформите записи в рабочей тетради по теме урока как показано в рамке:
[Текущая дата]
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»
Часть II
А́рия — законченный вокальный номер в опере, исполняемый главным героем в сопровождении оркестра.
Ария выражает характер или состояния героя, раскрывает его роль в развитии сценического действия.
А.П. Бородин. Ария князя Игоря. Из оперы «Князь Игорь»
А.П. Бородин. Ария хана Кончака. Из оперы «Князь Игорь»
А.П. Бородин. «Плач Ярославны». Из оперы «Князь Игорь»
2) Продумайте ответы на следующие вопросы, запишите ответы в тетради:
· В каких сольных жанрах раскрываются характеристики главных героев оперы?
· Что явилось дурным предзнаменованием небес, предвещавшим неудачный поход Князя Игоря?
· Сломило ли военное поражение дух Игоря?
· В какой момент действия оперы звучит ария князя Игоря?
· Определите главенствующий музыкальный образ в Арии князя Игоря.
· Каким становится образ в музыкальной теме "Ты одна голубка-лада..."?
· Определите музыкальный образ «Плача Ярославны».
· Какой музыкальный признак связывает образ Ярославны с образом князя Игоря в их сольных номерах?
· К каким человеческим качествам обращена музыка оперы Князь Игорь?
· Можно ли утверждать, что опера «Князь Игорь» А. Бородина близка и понятна нашему современнику?
3) Сфотографируйте или отсканируйте рабочую тетрадь с записями по теме урока и отправьте файл через форму обратной связи: E-mail учителя или dnevnik.ru.
4) Разучите песню (обязательно!).
По желанию, для получения дополнительной оценки за пение
Запишите своё исполнение песни (1 - 2 куплета) на диктофон или видео и отправьте через форму обратной связи. Песню для записи можно выбрать одну из двух.
Критерии оценки пения:
1. Чистота интонации (попадание во все ноты в пределах диапазона выбранной песни).
2. Ровность звучания отдельных нот (ноты, особенно долгие должны звучать ровно, без отклонений от правильной высоты).
3. Ритмичность (точное соблюдение ритмического рисунка мелодии).
4. Правильное распределение дыхания (дыхания должно хватать на фразы).
5. Чёткое и уверенное пропевание текста песни (дикция).
6. Выразительность исполнения (в исполнении передавать характер песни).
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.