6 класс
Урок 3. Два музыкальных посвящения
Цели и задачи:
- развитие общих музыкальных способностей учащихся, образного, ассоциативного мышления, творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- постижение музыкального образа как единства правды и красоты;
- формирование готовности и способности участвовать в коллективной исполнительской деятельности; умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- познакомить учащихся с шедеврами музыкального искусства, обращая внимание учащихся на своеобразие почерка композитора;
- помочь учащимся понять, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств, которые, может быть, ещё не были испытаны ими в реальной жизни.
ХОД УРОКА
«Я помню чудное мгновенье». «Вальс-фантазия».
На сегодняшнем уроке речь пойдёт о двух музыкальных шедеврах, один из которых — романс М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» — относится к вокальной музыке, а другой — «Вальс-фантазия» — к инструментальной.
Эпиграф — слова М. Глинки:
«Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости»
— вводит учащихся в мир композитора, настраивает на восприятие музыки, передающей тонкие душевные переживания.
Портреты Александра Сергеевича Пушкина и Анны Петровны Керн, Михаила Ивановича Глинки и Екатерины Ермолаевны Керн воссоздают образы героев этих лирических произведений.
Это своеобразная исповедь сердца композитора, как будто глубоко личная дневниковая запись переживаний и раздумий, отчаяния и восторга, выраженная в музыкальных интонациях.
1. Чтение и анализ стихотворения
Учитель предлагает одному из учащихся выразительно прочитать стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Остальные, вслушиваясь в его звучание, подбирают к каждому из шести четверостиший названия, соответствующие их образно-смысловому содержанию.
- Подумайте, какая музыкальная форма может раскрыть поэтический образ стихотворения.
2. Романс М. Глинки
1) Слушание (в исполнении Н. Гедды). Музыкальный анализ
А) Вопросы к слушанию
- Ответьте на вопросы:
• Какие чувства пробуждает романс?
• Что привлекает в этом музыкальном сочинении?
• Как композитор передал смену чувств и переживаний?
• Какими выразительными средствами подчеркнул различные эмоциональные состояния этого поэтического высказывания?
Ответить на данные вопросы поможет и нотная запись мелодии в учебнике (с. 16).
Б) Определение музыкальной формы
Пропевание начальных мелодий
Начальные мелодии каждой части пропеваются с учащимися. Это будет содействовать активному постижению музыкального образа романса.
- Трёхчастная форма соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены 3 важных момента душевной жизни героя: воспоминание о первой встрече, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания.
Учитель обращает внимание учащихся на отдельные элементы музыкальной речи, на то, как:
Композитор создаёт образ мимолётного видения: повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую.
- Пропойте фрагмент мелодии на слова «как мимолётное виденье» - ст. 17 учебника.
Пропев фрагмент, учащиеся почувствуют выразительную роль синкопы.
Синкопа – перенесение ударения с сильной доли такта на слабую.
3) «Вальс-фантазия» М. Глинки
- «Вальс-фантазия» прозвучит в исполнении Государственного академического симфонического оркестра под управлением Е. Светланова.
Исполнение (вокализация) главной мелодии (оригинальное трёхтактовое построение фразы в сравнении с традиционным четырёхтактовым) позволит учащимся ярче почувствовать характер музыкального высказывания.
Здесь и взволнованность, восторженность, порыв, смятение, меланхолия, грусть.
Более внимательное прослушивание нескольких мелодий «Вальса-фантазии» поможет учащимся понять, как они взаимодействуют друг с другом и что их объединяет; какими средствами композитор передаёт единое лирическое чувство и его различные эмоциональные оттенки.
Благодаря музыке Глинки как бы оживает романтическое прошлое, воображение рисует образы прекрасных женских лиц, ассоциирующихся с этой музыкой.
• Можно ли романс и вальс назвать музыкальными портретами? И если да, то почему?
Домашнее задание. Подготовить мини-проект «Романсы М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина. Повторять, выразительно исполнять «Школьный романс».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.