7 КЛАСС
III ЧЕТВЕРТЬ
Урок 2 (18). Единство формы и содержания в искусстве
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— осознание единства содержания и формы в искусстве;
— понимание и умение объяснить понятия формы в широком и узком смысле слова.
Личностные:
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в заинтересованном, ценностном отношении к музыке.
Предметные:
— осознание связи между характером музыкального произведения и его тональностью.
Форма проведения занятия: Урок-беседа о единстве формы и содержания в искусстве.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Архитектура: Собор Нотр-Дам в Париже (фото); Микеланджело. Внутренний вид купола собора св. Петра; Парадная лестница ГМИИ им. А.С. Пушкина. Москва.
Изобразительное искусство: Братья Лимбург. «Крещение. Из Роскошного часослова герцога Беррийского»; Микеланджело. «Мадонна Дони».
Поэзия: В. Брюсов. «Сонет к форме».
Музыка: В.А. Моцарт. Реквием. Лакримоза (№ 21 аудиоприложения); Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштата, перевод Н. Огарёва. «Серенада» (№ 22 аудиоприложения).
Песенный материал: А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова».
Виды деятельности учащихся: Участие в беседе о единстве формы и содержания в искусстве. Беседа о семантике разных тональностей. Разучивание и пение песни (сольное, групповое и хоровое пение). Ответы на вопросы и выполнение заданий в учебнике и «Дневнике музыкальных размышлений». Обсуждение репродукций картин и фотографий архитектурных сооружений; выявление в них связи формы и содержания.
Формы педагогического контроля: Контроль участия в дискуссии о единстве содержания и формы. Контроль правильного восприятия репродукций картин и фотографий архитектурных сооружений с точки зрения единства формы и содержания. Контроль сравнительного анализа музыкальных произведений. Контроль умения назвать выразительные средства, передающие характер музыки. Контроль выполнения заданий и ответов на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений» с привлечением ресурсов Интернета. Контроль качества сольного, ансамблевого и хорового пения.
ХОД УРОКА
1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
► Разгадайте ребус, состоящий из двух слов. Скажите, о каком музыкальном понятии мы говорили на прошлом уроке?
Совершенно верно, мы говорили о содержании музыки и её форме. Что же такое музыкальная форма?
Музыкальная форма – это способ самовыражения музыки, когда содержание музыки предстаёт перед нами при помощи её выразительных средств.
► Перечислите музыкально-выразительные средства.
Ответы учащихся.
Все эти средства или элементы музыкальной формы являются главными носителями содержания. По тому, что в музыке главенствует, как она звучит, мы судим и о музыкальном образе, её характере, настроении.
Но музыкальная форма - это и строение музыкального произведения.
► Назовите формы построения музыки.
Ответы учащихся.
Музыкальная форма (от др.-греч. - вид, очертания; внешность; красота) — многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. То есть термин имеет несколько значений:
1) тип композиции (сонатная форма, вариации, рондо и др.). Форма-тип здесь определяется рассмотрением музыкального построения (схему следования разделов описывают последовательностью латинских букв, например, ABA, ABACA и т.п.);
2) воплощение музыкального содержания, под которым понимается целостная организация музыкальной пьесы как совокупности мелодики (мотивов, фраз), гармонии, метра и ритма, склада и фактуры, текста, тембров и др.
Выдающийся музыковед Б. Асафьев по поводу музыкальной формы говорил так: «Форма воспринимается как организация составляющих музыку элементов, как их становление, как разрушаемое и восстанавливаемое равновесие. Музыка протекает во времени. Слушая её, мы бессознательно сравниваем тождественные (сходные) и контрастные (разнородные) звукосочетания. После того как какая-либо музыка продвинулась перед нашим сознанием, мы ощущаем удовлетворение от приведения к единству прозвучавших сопоставлений, ибо каждое звукосочетание, продвигаясь в связи с каждым последующим звукосочетанием, вызвало ряд новых впечатлений.
Форма — процесс, форма — организация содержания, а не беззвучная схема».
(Асафьев Б. Путеводитель по концертам. Словарь наиболее необходимых музыкальных терминов и понятий / ред. Т. Ливанова. 2-е изд., доп. М., 1978. С. 166–169).
2. Сообщение темы урока. Целеполагание
Сегодня мы поговорим о единстве формы и содержания в музыке и других видах искусства, рассмотрим репродукции картин и фотографий архитектурных сооружений с точки зрения единства формы и содержания, т.е. выявим в них связь между формой и содержанием; проанализируем формы и содержание музыкальных произведений двух австрийских композиторов, выявим взаимосвязи между формой и содержанием в данных произведениях. Вы разучите также и исполните произведение песенной (куплетной) формы.
Эпиграфом к нашему уроку служит высказывание немецкого писателя и критика 19-20 вв. Иозефа Гофмиллера: «Художественная форма – это ставшее зримым содержание».
Тема урока – «Единство формы и содержания в искусстве».
3. Работа по теме урока
1) Единство содержания и формы в поэзии
Единство содержания и формы – непременный закон искусства. Об этом писал поэт Валерий Брюсов в одном из первых своих стихотворений, которое назвал «Сонет к форме»:
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживёт в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершённой фразе.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьётся в нём и стройностью сонета
И буквами спокойной красоты!
Обратите внимание, как определяет поэт сущность формы и содержания. «Контур» и «запах», то есть сочетание видимого, предметного, в котором обретает своё выражение осязаемое, воспринимаемое, но незримое. Содержание – это и «образы изменчивых фантазий», и «мечты», бегущие, блуждающие, находящие успокоение и завершённость лишь в отточенности и определённости формы.
2) Единство содержания и формы в архитектуре
► Рассмотрите фотографии архитектурных сооружений. Постарайтесь выявить в них связи формы и содержания.
Собор Нотр-Дам в Париже (фото)
Собор Парижской Богоматери (фр. Notre-Dame de Paris) – величественный католический храм в центре Парижа. Он относится к одной из главных достопримечательностей столицы Франции. В высоту собор достигает 35 метров. Колокольни находятся на высоте 69 метров.
Архитектурное строение (форма) собора представляет собой устремлённый вверх готический силуэт, украшенный живописными витражами и жуткими горгульями. Готическая архитектура собора обеспечивает строению простоту и производит ощущение лёгкости вертикальной конструкции, одновременно придавая храму какую-то неведомую таинственную силу.
Нотр-дам, бесспорно, самый популярный на территории Европы собор.
Этот выдающийся памятник архитектуры воспет в искусстве и является одним из самых известных культовых сооружений мира. Собор Парижской Богоматери окутан ореолом романтики, овеян тайной и мистицизмом. Присутствие божественного и дьявольского в Соборе одновременно делает его загадочным, привлекательным. О нём написано множество романов, описание храма можно найти во многих источниках и статьях, снято несколько документальных фильмов и сделано огромное количество фото.
Микеланджело. Внутренний вид купола собора св. Петра
Собор Святого Петра — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Купол собора Св. Петра — венец архитектурного творчества Микеланджело. Как и в совершеннейших созданиях его кисти или резца, бурный динамизм, внутренняя борьба контрастов, всё заполняющее движение властно и органически включены в этом куполе в стройное, замкнутое целое идеальных пропорций единого организма. Купол собора Св. Петра служит одновременно выражением тяжести массы и вместе с тем её одухотворённости, порыва вверх.
В этом архитектурном творении Микеланджело в убедительных формах выразил своё представление о величии и грандиозных возможностях человека. Купол и доныне поражает своей громадностью, смелой конструкцией, благородством общей формы и изящными деталями. Громадный, цельный, торжественный купол собора Св. Петра и теперь господствует над Римом, утверждая мощь дарования его создателя.
Парадная лестница ГМИИ им. А.С. Пушкина. Москва.
Главное здание Пушкинского музея (Здание Государственного Музея изящных искусств им. А.С. Пушкина) построено в 1898—1912 годах по проекту архитектора Романа Клейна в неоклассическом стиле. Внутренние залы украшались под руководством художника Игнатия Нивинского.
Здание музея является памятником архитектуры. Розовая лестница - главная, по которой посетители входят в Белый зал, представляет собой памятник невероятной хрупкости. Когда входишь в музей по красивой мраморной лестнице, ведущей в небо, ни о чём думать не надо, только наслаждайся красотой. Вестибюль здания оформлен в египетском стиле, а прообразом послужила эрмитажная лестница. На стенах висят панно с крылатыми Славами с венками, а под потолком изображены узкие ленты с сюжетами древнегреческой мифологии и рисунки краснофигурных ваз.
Пушкинский музей существует благодаря двум людям: Юрию Нечаеву-Мальцову и Ивану Цветаеву.
Иван Цветаев — знаменитый учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, отец поэтессы Марины Цветаевой — стал главным организатором и вдохновителем проекта Музея изящных искусств. Строительство же началось только после того, как Цветаев познакомился с миллионером Юрием Нечаевым - русским фабрикантом, дипломатом, владельцем крупнейших в России стекольных заводов. И до строительства музея он был известен в Москве и за её пределами как щедрый меценат. Нечаев оплатил оформление центральной парадной лестницы разноцветными породами венгерского мрамора и многие другие богатые детали интерьера музея.
3) Единство содержания и формы в живописи
► Найдите связи формы и содержания в произведениях изобразительного искусства.
Братья Лимбург. «Крещение. Из Роскошного часослова герцога Беррийского»
«Великолепный часослов герцога Беррийского», иначе «Роскошный часослов герцога Беррийского» — это иллюстрированная рукопись XV века, хранится в музее Метрополитен, Нью-Йорк.
В инвентаре 1413 года хранитель библиотеки герцога описывает эту рукопись как:
«…Прекрасный часослов, очень хорошо и богато иллюстрированный. В начале его располагается изящно написанный и иллюстрированный календарь; к нему примыкают сцены жития и мученичества Святой Екатерины; далее следуют четыре Евангелия и две молитвы к нашей возлюбленной Деве; с них начинаются часы Девы Марии и различные другие часы и молитвы…»
Миниатюры выполнены тушью и темперой с использованием золота. Обрамление некоторых миниатюр оформлено в виде архитектурных мотивов.
Микеланджело. «Мадонна Дони»
На переднем плане тондо (тондо - круглая картина или барельеф) Микеланджело изобразил Христа, Иоанна, Марию и Иосифа. Художник использует специальную технику, чтобы их фигуры выглядели более массивно. Центральная группа похожа на скульптурную композицию: персонажи выглядят объёмными и закреплёнными в пространстве.
Буонаротти пишет кожу персонажей похожей на мрамор, используя сочные, яркие, тёплые оттенки. Автор также интересно прописывает падение света, подчёркивая мускулатуру человеческого тела.
4) Единство содержания и формы в музыке
До возникновения произведения замысел ещё как бы не существует, он не оформлен, не реализован. Не случайно многие писатели, художники и композиторы признавались в том, что немало творческих замыслов погибло, не найдя по разным причинам достойного воплощения. И лишь после того, как произведение создано, мы можем судить обо всех достоинствах его содержания – не потому, что форма главнее, а потому, что мир устроен так, что содержание вне формы существовать не может.
Именно поэтому изучать музыкальную форму (во всей широте и богатстве её проявлений) означает изучать музыку, то, как она сделана, какими путями следует музыкальная мысль, из каких компонентов она складывается, образуя композицию и драматургию музыкального произведения.
Уже в том, как складывается произведение, какие выразительные средства выступают в нём на первый план, угадывается замысел композитора.
Так, например, отчего музыка бывает то ликующе радостной, то глубоко печальной? Ведь не от того же, что композитор дал ей соответствующие названия, например «Счастливый день» или «Печаль сердца». Если такие названия и возникают, то только потому, что их подсказывает сама музыка, её особое настроение, характер, всё своеобразие её звучания.
В чём же состоит это звучание?
Попробуем разобраться, что составляет музыкальное звучание, образуя форму музыки в самом широком смысле.
Музыканты знают, что свои произведения композиторы часто именуют не названиями, а указаниями тональностей: Прелюдия до мажор, Соната си минор и т.д. Это означает, что выбор музыкального лада – мажорного или минорного, как и конкретной тональности, заключает в себе глубокий смысл. Известно, что у многих композиторов были даже любимые тональности, с которыми они связывали определённые образные представления. Возможно, когда Моцарт обращался к тональности ре минор, а Мессиан писал о значении фа-диез мажора в своих произведениях, эти композиторы были субъективны (как, вероятно, по-своему субъективны те музыканты, которые имеют «цветной слух», то есть связывают звучание тех или иных тональностей с определёнными цветами). Однако их музыка убеждает нас в яркой выразительности избранных тональностей, в их глубокой образной обоснованности.
Конечно, скорбный и одновременно возвышенный ре минор в «Lacrimosa» из моцартовского Реквиема звучит совсем по-другому в элегически-грустной Мелодии Глюка из оперы «Орфей и Эвридика» или в мечтательной Серенаде Шуберта. Ведь важен не выбор тональности сам по себе, а его связь с замыслом, образом, средствами музыкальной выразительности.
И всё же один из непреложных законов музыкального искусства – связь между характером произведения и тональностью, в которой оно написано.
5) Слушание и музыкальный анализ
Прослушайте и сравните 2 произведения разных композиторов, написанные в одной и той же тональности – ре минор. Назовите выразительные средства, передающие характер музыки.
А) В.А. Моцарт. Реквием. Лакримоза
Реквием — последнее, незавершённое прижизненное музыкальное произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал вплоть до самой кончины. «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.
Реквием представляет собой многочастное траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов и в сопровождении оркестра. Возникло как заупокойное католическое богослужение с музыкальными частями на латинский текст, но позже утратило обрядовый характер и перешло в концертную практику.
По форме (жанру) и содержанию реквием – это траурная, заупокойная месса (лат.: месса - жанр церковной многоголосной музыки). Содержание Реквиема предопределено самим жанром траурной мессы. Реквием пронизывает мысль о смерти, её трагической неотвратимости.
Реквием завершает творческий путь Моцарта, будучи последним произведением композитора. Одно это заставляет воспринимать его музыку совершенно по-особому, как эпилог всей жизни, художественное завещание.
Из 12 частей Реквиема Моцарта - девять хоровых, три (№№ 3, 4, 11) звучат в исполнении квартета солистов. В чередовании номеров ясно прослеживается единая драматургическая линия со вступлением и экспозицией (№ 1), кульминационной зоной (№№ 6 и 7 - «Lacrimosa»), переключением в контрастную образную сферу (№ 10 – «Sanctus» и № 11 – «Benedictus») и заключением (№ 12 – «Agnus Dei»).
В составе оркестра отсутствуют флейты, гобои, кларнеты и валторны, зато введены бассетгорны (бассетгорн - разновидность кларнета с несколько сумрачным тембром), придающие звучанию оркестра мрачный, мистический колорит. Таким образом, оркестровка несколько тёмная, сумрачная, но вместе с тем, обладающая большой мощью.
Исполнительский состав: четырёхголосный хор, квартет солистов, орган, большой оркестр.
Основная тональность Реквиема – ре минор (у Моцарта – трагическая, роковая). В этой тональности написаны важнейшие в драматургическом плане номера – 1, 2, 7 и 12. Всю музыку Реквиема скрепляют интонационные связи.
Седьмая часть - «Lacrimosa» (полное название – «Lacrimosa dies illa») – в переводе с латинского «lacrima mosa» – «льющиеся слёзы». Так называется самая гениальная, самая красивая и самая сильная часть Реквиема. «Лакримоза» («Слёзная») – и самое, наверное, печальное произведение из известных в мире музыкальных шедевров.
«Лакримоза» – лирический центр Реквиема и его лирическая кульминация: выражает чистую, возвышенную скорбь. На смену страшным угрозам и гневу (6-я часть Реквиема) приходят предельно искренние, благодатные слёзы. Мелодия вступления почти вся построена на секундовых интонациях. Как описано в некоторых источниках: «Раздались звуки, полные тревоги и смятения перед грядущим. Горечь прощания с жизнью, гневный протест против собственной безвременной смерти породили эту волнующую мелодию, столь не похожую на обычную церковную музыку».
После краткого вступления (без басов), основанного на интонациях вздоха, вступает проникновенно-простая мелодия в вальсообразном ритме: еле теплящийся, практически «нитевидный пульс», редкие его биения, вводит в особое переживание смерти, - это не похоронный марш, это что-то куда более глубокое.
Все хоровые партии объединяются в стройный квартет голосов, выражающих одно настроение. Выделяется верхний – самый песенный голос. Такой материал – единственный раз во всём Реквиеме. Мотивы вздохов лежат в основе и вокальных партий, и в оркестровом сопровождении. Тембр тромбонов.
Такой невероятный ритм и музыкальный образ будто передают движения ползущего из последних сил человека. Движения становятся всё слабее и слабее, и всё… конец… остановка. Долгий подчёркнутый «аминь», разделённый на два слога, которым заканчивается «Лакримоза» — это как бы два росчерка, которые ставят окончательный крест на старой, закончившейся жизни.
Вся музыка «Лакримозы» проникнута трепетным волнением и просветлённой печалью. Эта скорбная музыка так волновала Моцарта, что он был не в силах завершить окончательную отделку хоровых партий и перешёл к сочинению двух следующих частей (хоров).
Надо сказать, что закончить «Лакримозу» композитор так и не успел. Заканчивал уже ученик Моцарта – Зюсмайер. Хотя существуют противоречивые факты, косвенно подтверждающие, что «Реквием» - это результат труда нескольких авторов, среди которых и знаменитый австрийский композитор Йозеф Эйблер. Истинно «моцартовские такты» «Лакримозы» - это такты с 3 по 8. Они являются основой всего номера. Образно в этих тактах будто бы заложен последний вздох Моцарта.
Слова, которые лежат в основе номера, словно сопровождают его на Божий суд: Полон слёз тот день, когда восстанет из праха человек, осуждённый за его грехи. Так пощади его, Боже, милостивый Господи Иисусе: даруй ему покой. Аминь.
Б) Ф. Шуберт. Серенада
«Серенада» - прекрасный образец кантиленной мелодии. Первоначально произведения такого рода исполнялись в вечернее или ночное время перед домом почитаемого или любимого человека. Исполнители уличных серенад аккомпанировали себе на гитаре или мандолине. Иногда серенады исполнялись ансамблем струнных инструментов.
С «Серенадой» Шуберта из сборника «Лебединая песня» вы уже знакомились в 6 классе. Тональность произведения – переменные ре минор и ре мажор. По характеру (и настроению) песня эта — лирическая и задушевная: полна светлых, мечтательных настроений.
«Вечерняя серенада» написана Шубертом на слова Людвига Рельштаба. Перевод Н.П. Огарёва:
Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной.
В рощу лёгкою стопою ты приди, друг мой.
При луне шумят уныло листья в поздний час.
И никто, о друг мой милый, не услышит нас...
Романтический пейзаж гармонирует с настроением человека.
В шубертовской «Серенаде» нерасторжимы нега ночи и тепло души, чистота воздуха и искренность любовного восторга. Тихие мерные гармонические созвучия фортепиано сопровождают певучую, полную чувства мелодию. Плавно и неторопливо льётся мелодия, создавая светлое, мечтательное настроение, ей вторит фортепиано. Мягкий вальсовый ритм песни сочетается с характерным рисунком сопровождения, напоминающим звучание гитары.
Представьте себе: тёплая ночь, светит луна, тишина. В доме светит окно, где живёт девушка. И вдруг раздаётся нежное звучание гитары - это пришёл юноша к окну своей возлюбленной. Чувство, не находящее приюта, мука, переходящая в полёт... Уверенная проза графики и чувственные поэтические акварельные полутона... Мелодия, волнующая душу уже почти два столетия и современная форма.
Перемены минора и одноимённого мажора можно сравнить с сердечным волнением, переменами настроений – страстной тоски и сладкой надежды. Очень красочно звучит такое чередование мажора и минора: грустно-задумчивая музыка словно озаряется светом. Такой гармонический приём особенно типичен для Шуберта, он им широко пользовался не только в вокальных, но и в инструментальных сочинениях.
В) Сравнительный анализ
Лакримоза - скорбь, плачущая лирика. Минорный лад (ре минор). Регистр меняется в процессе. Начинается в среднем регистре, развивается и в середине хор поёт в высоком регистре. Музыка Лакримозы ровная, неторопливая. Темп медленный, протяжный. Ритм ровный, поступь.
Серенада – романтическая, мечтательная лирика. Мелодия - светлая, мягкая, певучая. Темп - неторопливый. Ритм – плавный, вальсовый. Тональность – чередование минора и мажора (ре минор – ре мажор).
И одно, и другое произведение по характеру являются лирическими. В обоих произведениях присутствует одна и та же тональность (окрас) – ре минор. Но по настроению это абсолютно разные музыки. Они несут совершенно разный смысл, разное настроение.
4. Вокально-хоровая работа: А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. Есть только миг
1) История великой песни
Песни авторского тандема композитора Александра Зацепина и поэта Леонида Дербенёва - классика советской эстрады. Они часто писали песни для кинофильмов.
Песня «Есть только миг» - жемчужина творческого наследия этих авторов. Впервые она прозвучала в 1973 г. в фильме «Земля Санникова» (поставленного по приключенческому роману Обручева). После первого проката фильма песня эта ушла в народ, и в одночасье стала хитом. Прошло более сорока лет, а песня продолжает звучать, и живёт самостоятельной жизнью, уже не ассоциируясь с фильмом. Это один из тех случаев, когда жизнь песни оказалась продолжительнее, чем популярность фильма.
Однако, не всеми песня была принята единодушно. Как и любое, даже самое великое произведение, песня подвергалась критике. В 1980-х годах композитор уехал работать во Францию, что в те времена, естественно, не одобрялось. Этот факт послужил поводом для выхода «обличительной» статьи в журнале «Труд» в 1983 году, где критиковалась песня. К тексту песни придрались, объявив, что она прославляет «слабых духом людей», которые сетуют на скоротечность жизни. Мелодию композиции назвали «красивой, но вселяющей ложную романтику». Подобные публикации в советское время не были редкостью, и статья никак не повлияла на профессиональную оценку песни в будущем. На фоне некоторых других произведений, попавших «под град цензуры», «Есть только миг», можно сказать, отделался лёгким испугом, продолжая и далее звучать с телеэкранов и в радиоэфире.
Песня стала не просто хитом, а одной из лучших композиций советской эпохи и без преувеличения входит в число великих песен, когда-либо написанных на русском языке. Её неоднократно включали во всевозможные топы «лучших советских песен», «лучших песен из кинофильмов», размещая на самые высокие места.
В 2012 году на Первом канале в рамках проекта «Достояние Республики» вышел выпуск, посвящённый творчеству Леонида Дербенёва. По регламенту программы в конце выбиралась лучшая песня автора. Заслуженно и ожидаемо звания лучшей удостоилась песня «Есть только миг».
2) Разучивание - https://youtu.be/Z9yC2JBltGk
Прослушайте и разучите хорошую музыку. Определите форму (строение) песни.
Текст песни:
Призрачно всё в этом мире бушующем.
Есть только миг, - за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим, -
Именно он называется жизнь.
Вечный покой сердце вряд ли обрадует.
Вечный - покой для седых пирамид.
А для звезды, что сорвалась и падает,
Есть только миг, ослепительный миг.
Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия,
Но не всегда по дороге мне с ним:
Чем дорожу, чем рискую на свете я –
Мигом одним... только мигом одним.
Счастье дано повстречать иль беду ещё –
Есть только миг, - за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим, -
Именно он называется жизнь.
3) Исполнение - https://youtu.be/EOIEk64Ptf8
5. Итог урока
При рассмотрении формы в её наиболее обобщённом понимании музыкальную форму от специфически музыкального содержания отличить невозможно. Объект рассмотрения будто «расплывается», потому анализ формы по существу превращается в «целостный анализ» всего. И тогда каждый элемент музыкальной формы является главным носителем содержания: по тому, как звучит музыка, что в ней главенствует, каковы особенности её структуры, мы можем судить и о музыкальном образе, и о характере, и о настроении.
6. Рефлексия. Вопросы и задания
1) Какие строки из стихотворения В. Брюсова «Сонет» к форме» наиболее точно выражают единство формы и содержания?
2) Выучить текст песни «Есть только миг» А. Зацепина и новые музыкальные термины-определения.
3) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.