Конспект урока музыки на тему «Фольклорная экспедиция: Особенности казачьих песен» (3 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока музыки на тему «Фольклорная экспедиция: Особенности казачьих песен» (3 класс)

Оценка 4.8
Документация +2
docx
музыка
3 кл
08.10.2021
Конспект урока музыки на тему «Фольклорная экспедиция: Особенности казачьих песен» (3 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачёва, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 6 урока 1 четверти. Цели и задачи урока: - знакомить обучающихся с жанром рекрутских, казачьих песен; - анализировать содержание текстов и мелодические особенности народных песен (с опорой на нотные фрагменты); - отмечать особенную лихость, силу и стройность одних народных песен и выделять протяжность, контраст, переменный лад, распевы в других; - подвести учащихся к пониманию внутреннего мира человека, разделению чувств, передающихся в песне.
3 КЛАСС. Урок 6.docx

 

3 КЛАСС

Урок 6. Фольклорная экспедиция: Особенности казачьих песен

Цели и задачи урока:

- знакомить обучающихся с жанром рекрутских, казачьих песен;

- анализировать содержание текстов и мелодические особенности народных песен (с опорой на нотные фрагменты);

- отмечать особенную лихость, силу и стройность одних народных песен и выделять протяжность, контраст, переменный лад, распевы в других;

- подвести учащихся к пониманию внутреннего мира человека, разделению чувств, передающихся в песне.

 

ХОД УРОКА

 

1.      Организация урока

Вход детей. Музыкальное приветствие.

 

2.      Мотивация. Актуализация опорных знаний

Жизнь человека немыслима без песни.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Из песен мы узнаём о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм и мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.

Разнообразные виды народных песен называются жанрами.

Вы познакомились ранее с некоторыми жанрами народной песни. Назовите их.

- Хороводная песня, плясовая, протяжная, частушки.

- Исполним эти песни.

Исполнение песен:

1)      На горе-то калина – хоровое исполнение;

2)      Частушки – сольное;

3)      Липа вековая - исполнение соло;

4)      Выходили красны девицы – подгруппами.

 

Русская песня – это душа человека. На сегодняшнем уроке мы продолжим убеждаться в том, как народная музыка помогает нам переживать разные чувства, как показывает внутреннюю силу характера русского человека.

 

3.      Изучение новой темы

Эпиграф:

Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила—человеческая красота. А.Н. Толстой.

 

Сегодня вы познакомитесь с казачьей песней.

Казачьи песни отличаются как особенной лихостью и силой, так и широкой распевностью, протяжностью, стройностью.

Казачья песня относится к жанру солдатской (или рекрутской) народной песни. Рекрут – это новобранец, который призывался на военную службу. В то время, главным образом, рекрутировались солдаты из крепостных крестьян. Уходили порой последние кормильцы семей, поэтому солдатчина ложилась тяжёлым бременем на плечи крестьянства.

Прослушаем одну из казачьих песен и одновременно проследим её особенности в нотном тексте Учебника. После прослушивания ответим на вопросы:

- О чём поётся в этой песне? Какое душевное состояние испытывает новобранец? Что он чувствует? Какие особенности музыки, исполнения мы можем отметить?

1) Слушание р.н.п. «На сухом пруду». Обсуждение.

Предполагаемые ответы учащихся: В песне передаётся настроение большого горя, боли, печали, переживаний. Очень много распевов, ритм неровный.

- Совершенно верно, чужая сторона, чужой берег, плен, - потому и чувство боли одиночества, страдания, переживаний от того, что, возможно, солдат может больше не увидеть родную землю. А если бы был ровный ритм, передалось ли в песне внутреннее состояние душевных переживаний?

- Нет.

- Можно ли назвать эту песню плачем и почему?

Ответы.

- Какие чувства возникли у вас в процессе слушания песни?

- Боль, горечь, тоска, одиночество.

- Очень волнующая песня, заставляет нас о многом задуматься. В ней слышится чувство отчаяния.

 

Другую солдатскую песню мы сегодня разучим и исполним. Прослушайте её.

- Какие черты русской песни вы в ней выделите? Какие особенности её исполнения можно подчеркнуть?

- Песня звучит размашисто, твёрдо, энергично и весело. Ритм чёткий, ровный, маршеообразный. Исполняет песню мужской хор.

- В такой размашистости и энергичности выражен стойкий дух русского человека. Как будем исполнять песню?

2) Разучивание «Солдатушки, бравы ребятушки».

 

4.      Рефлексия

Предлагаю исполнить песню с движениями и с шумовым оформлением. Выберите инструменты для музыкального сопровождения песни.

Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки» с сопровождением детских музыкальных и шумовых инструментов (барабаны, колотушки).

 

5.      Вывод. Итог урока

Невозможно не удивляться стойкости русского характера. С одной стороны - сдержанность в проявлении горя, внутренние душевные переживания, выражаемые через песню, с другой – удаль, твёрдость, лихость, даже «шутливое» отношение к своей возможной смерти на поле брани.


 

КЛАСС Урок 6. Фольклорная экспедиция:

КЛАСС Урок 6. Фольклорная экспедиция:

Прослушаем одну из казачьих песен и одновременно проследим её особенности в нотном тексте

Прослушаем одну из казачьих песен и одновременно проследим её особенности в нотном тексте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2021