5 КЛАСС
II ЧЕТВЕРТЬ
Урок 1 (10). Мир русской песни
Цели и задачи урока:
- учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- приобщать к культуре русского народа;
- изучать истоки народной песни и её дальнейшее развитие в композиторской музыке.
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— умение размышлять, беседовать со сверстниками о влиянии образов природы на разные виды искусства, о русском пейзаже в живописи и музыке, о ценности русского песенного фольклора.
Личностные:
— укрепление патриотических качеств личности, осознание любви к отечественной природе и искусству.
Предметные:
— осознание и определение стилевой, жанровой, образной основы музыкальных произведений, прослушиваемых на уроке;
— интонационно и ритмически качественное, художественно выразительное исполнение песенного материала урока.
Форма проведения занятия: Урок-беседа о воплощении русской природы в разных видах искусства.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Поэзия: И. Суриков. «Не корите, други…», фрагмент.
Живопись: И. Шишкин. «Среди долины ровныя»; В. Поленов. «Монастырь над рекой»; И. Левитан. «Вечерний звон».
Музыка: русская народная песня «Ах ты, степь широкая…», обработка Т. Триодина (№ 10 аудиоприложения); «Вечерний звон», обработка Н. Иванова, стихи И. Козлова (№ 11 аудиоприложения).
Песенный материал: А. Александров, обработка Ю. Тугаринова. «Уж ты зимушка-зима».
Виды деятельности учащихся: Прослушивание предложенных песен. Чтение текстов песен. Просмотр и обсуждение русских пейзажей. Сравнительный анализ произведений разных видов искусства о русской природе. Исполнение песни «Уж ты зимушка-зима». Выполнение задания в «Дневнике музыкальных наблюдений»: сравнение мелодической линии песни с тремя данными графическими линиями (метапредметные связи). Подготовка индивидуального проекта — музыкальное сообщение «Народные песни родного края».
Формы педагогического контроля: Проверка работы с рубрикой «Вопросы». Контроль проявления учениками коммуникативных универсальных учебных действий в ходе беседы.
ХОД УРОКА
1. Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний
Исполните знакомую вам песню «С чего начинается Родина?» и затем ответьте на вопросы:
· Как в этой песне понимается слово «Родина»?
· Авторская это песня или народная?
· Какую роль играет песня в жизни человека?
Исполнение песни В. Баснера «С чего начинается Родина?»
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
2. Сообщение темы. Целеполагание
Песня – душа народа. Песня – это верный и вечный, живой и чуткий спутник человека.
В каких бы условиях не находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный статус, время и место их пребывания на земле.
Особое место в искусстве занимает русская песня. Сегодня мы будем говорить о ценности русской песни, о влиянии образов природы на песни и другие виды русского искусства, о русском пейзаже в живописи и музыке.
3. Введение в тему урока
Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи. Мир русской песни – это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж.
Прочитайте, как писал о песне русский поэт XIX века Иван Суриков:
…Как кому на свете
Дышится, живётся –
Такова и песня
У него поётся…
Жизнь даёт для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета –
То и отразится
В песне у поэта…
И. Суриков. Не корите, други…
То же самое, наверное, можно сказать и о песне народной.
Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях.
4. Русский фольклор
1) Народные праздники и обряды
Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для большей художественной достоверности авторы - поэты и композиторы - вводили их в литературные и музыкальные произведения, и часто с элементами обряда.
Так, свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Русалка» и в опере А.С. Даргомыжского, созданной на основе этого произведения.
Использование русской народной песни придаёт музыкальным произведениям особый колорит, так как в них запечатлены образ времени и глубокое своеобразие народной культуры. Например, П.И. Чайковский использует детскую песню-игру «Гори, гори ясно» в первом действии оперы «Пиковая дама», Н.А. Римский-Корсаков – народный обряд Масленицы в прологе своей оперы «Снегурочка».
А знаете ли вы, как в далёком прошлом праздновали на Руси свадьбы?
«Свадебная игра» (во многих сказках вы, вероятно, слышали: «сыграли свадьбу») или, как её принято называть сейчас - свадьба, продолжалась несколько дней, а иногда и несколько недель. Она складывалась из разнохарактерных сцен: то лирических, то комических, а то и трагедийных; из различных игр и обрядов. И очень значительное место в «свадебной игре» занимали песни.
Звучали песни торжественные, величественные, которыми славили невесту и жениха; шуточные, комические, иногда даже пародийные, чаще всего высмеивали сватов; были песни гостевые, застольные, плясовые.
Всё в этом своеобразнейшем действе – песни, хороводы, диалоги, прибаутки – проникнуто мудростью и красотой сердца русского народа.
2) Жанры народной песни
Но не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно, - вся жизнь наших предков сопровождалась игровыми действиями и пением. Множество песен связано с годовым земледельческим кругом: все сельские работы, все календарные праздники нашли в них своё отражение.
«Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек!», - так говорил о русской песне классик русской литературы, писатель Н.В. Гоголь.
Существует много разных жанров народной песни: календарные песни, обрядовые, песни-сказы и песни-былины, повествующие о далёком прошлом, песни-причитания, оплакивающие умерших, песни бытовые – трудовые, колыбельные, солдатские, шуточные, частушки, лирические протяжные.
Лирические протяжные песни вообще занимают особое место в русском фольклоре и составляют вершину отечественной культуры. Их отличают широта, проникновенность напевов, нескончаемая распевность, свобода, импровизационность. Протяжные песни из короткого начального напева разрастаются до огромного мелодического разлива.
5. Русская народная песня «Ах ты, степь широкая…»
Сегодня мы с вами послушаем одну из таких лирических протяжных русских народных песен - «Ах ты, степь широкая».
Прочитайте предварительно текст песни:
1. Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Ах ты, Волга-матушка,
Волга вольная!
2. Ой, да не степной орёл
Подымается,
То речной бурлак
Разгуляется!
3. Не летай, орёл,
Низко ко земле,
Не гуляй, бурлак,
Близко к берегу!
1) Слушание, музыкальный анализ
Итак, слушаем, анализируем:
- Как звучала эта песня?
- Кто её исполнял?
- Что в ней необычного в сравнении с современными песнями?
- Песня прозвучала в исполнении смешанного хора, без сопровождения. Музыка звучала широко, раздольно, плавно, протяжно. Мелодия песни – нетороплива и величава. Она рассказывала о бескрайней степи, о Волге-матушке.
- А как вы думаете, почему Волгу народ называет матушкой?
- Потому что Волга была кормилицей и поилицей русского народа. Она полноводна, в ней много рыбы, по ней бурлаки тащат баржи, зарабатывают себе копейку на пропитание.
- Русский пейзаж, облик бескрайней широкой степи – излюбленная тема народного песенного искусства, выражающая через образ природы характер и силу русского народа.
А что же, всё-таки, отличает протяжную лирическую народную песню от современных песен с музыкальной точки зрения?
- То, что в протяжных лирических песнях много распевов, то есть на один слог пропевается несколько звуков.
2) Работа над нотным примером
Откройте учебник на ст. 59. Рассмотрите нотный пример. Обратите внимание на широкие интервалы в мелодии, будто рисующие русские просторы, на неторопливый темп и размеренный ритм, на мелодические распевы слогов. Найдите в нотном примере распевы. На сколько нот распеваются слоги?
- Встречаются распевы одного слога на две, три и даже на четыре ноты.
- Посмотрите, в каком характере следует исполнить песню? Что можете сказать о динамике песни?
5. «Вечерний звон». Стихи И. Козлова
Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народных песен. Про такие песни мы говорим, что они написаны в народном духе, народном характере. В отличие от народных песен, авторы которых, за редчайшими исключениями, так и остались неизвестными, композиторские песни сочинялись и сочиняются образованными музыкантами, а стихи – образованными поэтами. Авторы этих песен сами их записывали и подписывали своими именами.
Одно из таких стихотворений – «Вечерний звон» - стало основой известной песни. Его автор – И. Козлов:
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.
Как вы думаете, в чём секрет привлекательности этого стихотворения?
- Наверное, это стихотворение привлекает композиторов потому, что оно легко ложится на музыку. Кроме того, в нём выражена любовь к родному краю.
- Совершенно верно, «Вечерний звон» И. Козлова, вероятно, близок музыкантам своим поэтическим - вызывающим чувство очарования – образом, своей изначальной музыкальностью. Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном очень дорог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.
Русская поэзия также является важным источником для создания песен.
Автором музыки романса «Вечерний звон», скорее всего, является современник И. Козлова Александр Алябьев – автор знаменитого романса «Соловей мой, соловей…». Однако есть версия, что музыка принадлежит не ему, а анонимному автору; некоторые считают эту мелодию русской народной песней.
В любом случае, эта музыка стала поистине народной и любимой.
И. Козлов А. Алябьев
А теперь прослушайте это поистине знаменательное для России произведение и охарактеризуйте его музыку.
1) Слушание романса «Вечерний звон». Музыкальный анализ
Что вы можете сказать о характере музыки этого произведения, об исполнении?
- Песня «Вечерний звон» прозвучала в исполнении солиста и детского хора, который как бы аккомпанировал певцу.
- Музыка звучала плавно, протяжно, задумчиво, а детский хор «изображал» колокольный звон.
2) Работа над нотным примером
Вглядитесь в ноты романса «Вечерний звон» (нотный пример 12). Какие характерные особенности музыки в нём можно заметить и отметить?
- Многозвучие аккордов, медленный темп и протяжённые длительности (целые, половинные, четверти), соответствие каждого звука слогу (как бы удары колоколов). Всё это создаёт степенный, величавый, умиротворённый характер.
3) Русская духовная культура в живописи
Всмотритесь и вслушайтесь в картину замечательного художника И. Левитана, которая имеет такое же название, как и у прослушанного романса - «Вечерний звон», и в которой слиты воедино облик родины и звон сельского колокола. Может быть, вы почувствуете душу старой России с её любовью к Богу, давшую миру такую богатую культуру колокольного звона.
И. Левитан. Вечерний звон
Ответьте, перекликается ли это произведение искусства с тем, что мы с вами только что прослушали?
- Да. На картине изображены храм, церковь на берегу небольшой речушки, в водах которой они отражаются. Сумерки, лодка на противоположном берегу и осенний лес. Всё это – облик Родины.
Красота монастырей, колоколен и церквей стала основой этой необычайно лиричной и поэтичной картины. Написана картина была в 1892 году под впечатлениями, полученными в поездке художника по Волге.
На картине «Вечерний звон» Левитан изобразил тихий тёплый летний вечер. Яркие лучи заходящего солнца выделяют белоснежные стены церкви, над спокойной рекой разносится мелодичный колокольный звон вечерней молитвы, рождая в сердцах умиротворение, приятную тоску и светлую печаль. Пейзаж полон величия и торжественности за счёт светового контраста уже тёмной земли и ещё светлого, с розовым оттенком, неба, ясно и чётко отражающегося в недвижимой глади воды.
6. Композиторские мелодии, написанные в народном духе
1) Аналитический показ песни «Уж ты, зимушка-зима»
Как мы уже сегодня говорили, существуют композиторские песни, похожие по своему характеру на народные – песни, написанные в народном духе.
Учитель напевает учащимся (акапелльно - без слов и сопровождения) композиторскую мелодию в народном характере - песню Ан. Александрова «Уж ты, зимушка-зима».
Как считаете, народная это песня или композиторская?
Ответы обучающихся.
Согласитесь, что композиторскую музыку иногда трудно отличить от народной музыки. Это – музыка песни «Уж ты, зимушка-зима», созданной на народные стихи. Автором музыки этой песни является русский и советский композитор Анатолий Николаевич Александров.
Ан. Александров
И, как многие народные песни, эта песня также тесно связана с образом отечественной природы.
Прочитав текст песни «Уж ты, зимушка-зима», можно обратить внимание на то, что в ней встречаются необычные ударения в словах, и что народные песни почти всегда написаны в куплетной форме. Народные песни обычно короче и проще песен композиторских, но по красоте, выразительности, отточенности и богатству содержания относятся к самым высоким вершинам музыкального искусства.
Текст песни «Уж ты, зимушка-зима» (слова народные):
1.
Уж ты,
зимушка-зима,
Зима снежная была,
Зима снежная была,
Все дороги замела.
2. Зима снежная была,
Все дороги замела,
Все дороги и пути, -
Не проехать, не пройти.
3.
Уж ты, зимушка-зима,
Зима снежная была,
Зима снежная была,
Все дороги замела.
Прослушайте песню. К какому жанру народной песни её можно отнести? Охарактеризуйте музыку.
- Песню, наверное, можно отнести к жанру календарных песен. Мелодия - плавная, протяжная, очень красивая песня.
2) Разучивание и исполнение - https://youtu.be/XLFWj5MSQOo
Сегодня мы разучим песню «Уж ты, зимушка-зима».
При разучивании песни «Уж ты зимушка-зима» сначала осваивается верхний голос, а затем к нему прибавляется нижний голос в качестве баса.
7. Рефлексия
1) Проведите сравнительный анализ произведений разных видов искусства о русской природе. Какому из прослушанных музыкальных произведений соответствуют эти произведения живописи?
И. Шишкин. Среди долины ровныя
В. Поленов. Монастырь над рекой
- На картине И. Шишкина мы видим одинокий красивый дуб, который возвышается посреди степи. Его широкие раскидистые ветви создают густую тень, давая редкому путнику место для тишины и отдыха. Дуб выглядит очень одиноким и грустным. Грусть дуба, растущего в одиночестве в степи, ассоциируется с народной песней «Ах ты, степь широкая…» - звучат также грусть, печаль, широта и раздолье.
- На полотне великолепной картины художника Василия Поленова виднеется прекрасный монастырь, который расположен немного ниже холмов, и своими стенами спускающийся практически к самой водной глади. Его золотые кресты очень крупные и увидеть их должен каждый. Поленов изобразил красоту раннего утра и отблёскивающие, с оттенками и переливами, золотые кресты при восходе солнца. Свечение поистине удивительное. Мастер смог также со всей серьёзностью и максимальным трепетом показать красоту церковных строений.
Картина будто поделена на два контрастирующих между собой зрительных горизонта видимыми переливами синих и зелёных цветов. Река спокойна и создаёт чувство умиротворения на фоне скалистых склонов, которые окружают монастырь с одной стороны и зелёного леса - с другой. Природа только просыпается, и художник даёт нам это отчётливо понять. Водная гладь и поведение воды, вписанные в общую динамику картины, позволяют зрителю более глубоко проникнуться атмосферой красоты и величия русской природы и русской духовной жизни.
Картина «Монастырь над рекой» своим звучанием подходит к музыке романса «Вечерний звон», хотя время суток изображено совсем другое, - такое же спокойное величие природы, так же умиротворённо звучат колокола.
2) Прослушайте ещё раз и одновременно с прослушиванием исполните по аудиоприложениям 10 и 11 народную песню «Ах ты, степь широкая…» и романс «Вечерний звон» на стихи И. Козлова.
Повторное прослушивание песен и исполнение.
8. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Песни пришли к нам сквозь «дым столетий». Их создавал весь народ. И рождались они для определенных «житейских» целей.
Были песни трудовые, помогающие в работе, – бурлацкие, покосные, жатвенные; существовали песни обрядовые, звучащие на праздниках, - свадебные, масленичные, колядки; есть песни игровые, исторические, лирические и т.д.
Веками переходя из поколения в поколение, оттачивались напевы, шлифовался текст. И лучшие из народных песен радуют нас величайшей художественной ценностью, нерасторжимым сплавом текста и мелодии.
В них живут вечная мудрость и красота.
9. Вопросы и задания
1) Какие стороны жизни отражала русская народная песня?
2) Есть ли общее в песнях «Ах ты, степь широкая…» и «Вечерний звон»? В чём оно проявляется?
3) Какие ещё народные песни ты знаешь? О чём они?
Приложение
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.