6 КЛАСС. I ЧЕТВЕРТЬ
Урок 7. Музыка объединяет людей
Планируемые результаты учебной деятельности
Метапредметные:
— закрепление умения рассказывать о роли музыки, о её влиянии на людей, на жизнь человека.
Личностные:
— умение обосновывать, аргументировать свою позицию, учитывать позиции других участников беседы, координировать свою позицию с позициями партнёров.
Предметные:
— интонационно и ритмически верное, выразительное исполнение песни.
Цели и задачи урока:
- учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
- осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Форма проведения занятия: Урок-беседа о созидательной, объединяющей людей силе музыки.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Литература: Пиндар. «Ода», фрагмент.
Изобразительное искусство: А. Аппиани. «Парнас»; «Певческое поле» в Таллине (фото).
Музыка: Л. Бетховен. Симфония № 9, фрагмент IV части (№ 8 аудиоприложения).
Песенный материал: Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. «Спасём наш мир».
Виды деятельности учащихся: Смысловое чтение фрагмента «Оды» Пиндара вслух. Разучивание и исполнение песни сольно, группами, хором. Анализ нотного примера. Заинтересованное прослушивание, обсуждение, эмоциональная оценка музыкального фрагмента. Подробное ознакомление и обсуждение картины Аппиани. Беседа о современном искусстве на примере знакомства с архитектурным объектом — «Певческим полем» в Таллине (фото).
Индивидуальный проект «Музыка объединяет людей». Каждому ученику предлагается выбрать и записать фрагмент какого-либо музыкального произведения, в котором отчётливо выражается идея человеческого единения. Во время обсуждения произведения необходимо будет объяснить свой выбор.
Формы педагогического контроля: Контроль ответов на вопросы и выполнения заданий учебника, расширенного поиска информации с использованием ресурсов Интернета. Проверка качества пения. Контроль понимания учениками текста Пиндара с использованием старинных слов и выражений. Контроль осмысленного заинтересованного прослушивания музыки.
ХОД УРОКА
1. Мотивация. Введение в тему
Сила музыки, о которой мы говорили на прошлом уроке, далеко не всегда разрушительна. Гораздо чаще она направлена на созидание.
Настоящая музыка окрыляет; человек, переживающий её, становится сильнее и даже как будто выше самого себя. По этому поводу Л. Толстой сказал так: «Она переносит меня в какое-то другое, не своё положение; мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу».
Не случайно повествований о созидательной (созидательный – создающий что-нибудь) силе музыки гораздо больше, чем о разрушительной. Мифический герой Амфион одной своей игрой на лире заставлял камни складываться в стены, которые стали стенами древнего города Фивы.
Волшебное действие музыки, способной укрощать все грозные силы земли и морей, описано в знаменитой оде древнегреческого поэта Пиндара.
При чтении фрагмента текста Пиндара вам встретятся наверняка незнакомые вам старинные слова и выражения. Чтобы понять их, предварительно ознакомьтесь с их значением:
Ода - торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо событию, герою.
Лира – старинный (древнегреческий и древнеримский) музыкальный щипковый инструмент.
Музы – древнегреческие богини - покровительницы искусств и наук.
Аполлон - древнегреческий и древнеримский бог света, солнца - покровитель искусств и предводитель муз.
Арес - в древнегреческой мифологии – бог войны.
Скипетр – украшенный драгоценными камнями жезл - символ власти.
Вежды – веки.
Прелюдия - начало, предвестие чего-либо; вступление к музыкальному произведению.
А теперь прочитайте текст:
Пиндар. Ода
Золотая лира, совместное достояние Аполлона и тёмнокудрых муз. Тебе повинуется пляска, начало торжества; твоих же указаний слушают и певцы, когда ты искусной рукой изливаешь звуки руководящих хором прелюдий. Ты же погашаешь губительную молнию вечного огня. На Зевсовом скипетре дремлет, свесив быстрые крылья, орёл, царственная птица, и ты, лира, окутываешь ему хищную голову чёрным облаком, погружающим его в сладкий сон, смыкая его вежды. Очарованный твоими звуками, он, нежась, в дремоте плавно вздымает свою спину. Даже сам суровый Арес, далеко отбросив грозное оружие, услаждает сердце песнью: вот как, о лира, твои звуки смягчают сердца божеств».
Волшебные инструменты, заставляющие подчиниться звукам музыки даже сверхъестественные силы, являются «героями» многих и многих сказок различных народов мира. О состязаниях певцов слагаются легенды.
Из всего этого множества историй мы видим, что в восприятии людей музыка предстаёт как сказочная фея, которая убаюкивает и подбадривает, утешает и радует, украшает нашу жизнь.
? Рассмотрите картину итальянского художника Андреа Аппиани (1754-1817) «Парнас». Парнас – это священная гора в Греции, на которой обитали музы и бог солнца – Апполон.
Как думаете, на что в сюжете своей картины обращает внимание зрителя? Можно ли назвать картину музыкальной, что она звучит?
Охарактеризуйте настроение, колорит картины.
- Аппиани искусно сопоставил в группе фигуры бога Аполлона и муз, оживил их контрастами движений и ракурсов. В настроении сюжета картины ощущается неповторимые поэтичность и музыкальность - в центре сюжета выделяется фигура самого Аполлона с музыкальным инструментом (лирой) в руках: Аполлон играет на лире, а окружающие его музы зачарованно слушают, некоторые танцуют. Поэтому мы можем назвать сюжет картины звучащим, музыкальным. И мы даже можем говорить о роли музыки в жизни богов.
Колорит всей работы богат и разнообразен. Художнику удалось также объединить фигуры вместе с пейзажем: центральная арка показывает нам перспективу, которая удаляется в живописные места. Не менее интересен и цветовой язык картины. Фоном сюжета служат утёсы скал.
2. Сообщение темы урока
Тема урока: «Музыка объединяет людей».
Как никакое другое искусство, музыка способна также объединять людей для общих дел и для радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни. Под её воздействием невзгоды отступают и терпят поражение, как когда-то потерпели поражение сладкоголосые сирены, погибшие только оттого, что музыка Орфея оказалась более могущественной, чем их собственная.
Это противостояние светлых и тёмных сил вечно, подобно вечности самого искусства. И когда мы слушаем мессы Баха или симфонии Моцарта, оперы Глинки или концерты Рахманинова, сонаты и симфонии Бетховена, то находим там тут же вечную проблему добра и зла, волнующую людей с тех пор, как они появились в этом мире.
Какой же ответ даёт нам музыка?
Слушая её великие произведения, в какие бы глубины печали, скорби они нас ни погружали, мы всегда чувствуем главную направленность её устремления: только ввысь, только к свету.
3. Работа по теме урока. Симфония №9 Л. Бетховена
Сегодня вы познакомитесь с грандиозным финалом последней, девятой симфонии Бетховена. Это - величайший итог духовного восхождения, воздвижение величественного музыкального храма, в котором идея человечества и человечности достигла поистине космического масштаба.
На позапрошлом занятии вы знакомились с фрагментом другой симфонии Л. Бетховена — № 7. В своей последней симфонии – 9-ой - композитор впервые в истории этого жанра ввёл хор и солистов-вокалистов. Хор поёт только в последней, четвёртой части симфонии на слова немецкого писателя Фридриха Шиллера.
«Ода к радости» Шиллера была любимым литературным произведением Бетховена. И потому голоса солиста, ансамбля и хора звучат в финале симфонии не случайно: они сообщают гениально простой «теме радости» силу и мощь людского единения.
Ознакомьтесь со словами хора (русский перевод В. Коломийцева):
Радость! Дивной искрой Божьей
Ты слетаешь к нам с небес!
Мы в восторге беспредельном
Входим в храм твоих чудес!
Ты волшебно вновь связуешь
Всё, что делит мир сует:
Там мы все — друзья и братья,
Где горит твой кроткий свет!
Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть – слушание и анализ.
4. Работа над нотным примером
В нотном примере 7 ученики под руководством учителя отмечают певучее движение мелодии, основанной на поступенном движении без скачков, простой равномерный ритм, тихую динамику (p). Мелодия звучит в низком регистре: первоначально тему исполняют виолончели и контрабасы, постепенно к ним присоединяются всё новые и новые инструменты, а потом и хор. Учитель может рассказать ученикам, что Бетховен сделал много вариантов этой мелодии — «темы радости», отсекая постепенно всё лишнее, убирая малосущественные детали. Он стремился создать тему-символ, воплощение чистой радости, единения людей, воспевания свободы человеческого духа.
5. Углубление в тему. Жизнь и творчество (портрет) Людвига Вана Бетховена (1770 – 1827)
«Музыка должна высекать огонь из души человеческой», – говорил Людвиг Ван Бетховен, чьё творчество принадлежит к высшим достижениям человеческого гения.
Людвиг ван Бетховен
Творчество Бетховена открывает новый, XIX в. в музыке, его мировоззрение сложилось под воздействием свободолюбивых идей Великой французской революции 1789-1794 гг., отзвуки которой (интонации массовых песен, гимнов, траурных маршей) проникают во многие произведения композитора.
Опираясь на традиции предшественников, Бетховен значительно расширяет горизонты музыки как искусства, насыщает её невиданными доселе контрастами, напряжённым развитием, отразившим дух революционных преобразований. Человек республиканских взглядов, он утверждает достоинство личности художника-творца.
Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами: таковы его единственная опера «Фиделио» и музыка к драме И.В. Гёте «Эгмонт». Завоевание свободы в результате упорной борьбы – вот главная идея его творчества. В финал 9-й симфонии автор, стремясь подчеркнуть её всечеловеческий масштаб, вводит хор и солистов, поющих на текст оды Шиллера «К радости»: «Обнимитесь, миллионы!».
Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, здесь он ещё юношей восхитил своей игрой В.А. Моцарта, занимался у Й. Гайдна, здесь прославился, прежде всего, как пианист. Бетховен превосходно импровизировал, а также исполнял свои концерты и сонаты, не уступавшие симфониям по глубине и силе музыкальных идей. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность философской лирики, сочный, порой грубоватый юмор – всё это мы можем встретить в бесконечно богатом, всеобъемлющем мире его сонат (всего им были написаны 32 сонаты).
Лирико-драматические образы 14-й («Лунной») и 17-й сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжёлый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолён: появление 3-й симфонии (1804) ознаменовало победу человеческой воли. Грандиозность масштабов нового сочинения ошеломила слушателей. Бетховен хотел посвятить симфонию Наполеону. Однако, провозгласив себя императором, прежний кумир стал в глазах императора губителем революции. Симфония получает название «Героическая».
В период с 1803 по 1813 г. создаётся большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Так, в знаменитой 5-й симфонии достигает особого накала драматизм борьбы с судьбой. И одновременно возникает одно из самых светлых, «весенних» произведений – 6-я («Пасторальная») симфония, воплотившая образы природы, любимой Бетховеном глубоко и неизменно.
Композитор находился на вершине славы. Однако в последние годы жизни увеличивается разрыв между дерзновенными замыслами Бетховена и вкусами «танцующей» Вены. Всё больше привлекают композитора камерные жанры. В вокальном цикле «К далёкой возлюбленной», последних квартетах и сонатах Бетховен стремиться проникнуть в сокровенные глубины внутреннего мира человека. Тогда же создаются грандиознейшие полотна – 9-я симфония (1823), Торжественная месса (1823).
Никогда не останавливаясь на достигнутом, стремясь вперёд к новым открытиям, Бетховен намного опередил своё время: «Истинный художник… никогда не удовлетворён собою и старается идти всё дальше», - говорил великий композитор.
Музыка Бетховена была и будет источником вдохновения для многих поколений, и многие известные люди называли композитора великим:
«Его не назовёшь божественным, он слишком человечен; в этом его величие». Ф. Бузони.
«Дорогой Бетховен! Многие славили его величие как художника. Но он гораздо больше, чем первый из музыкантов. Он представляет собой самую героическую силу нового искусства». Р. Роллан.
6. Вокально-хоровая работа
Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой «Спасём наш мир» - пение.
7. Итог урока
Может быть, в способности наделять людей силой единения, помогать им противостоять отчуждённости и холодному одиночеству и состоит главное значение музыки, всегда идущей от сердца и всегда умеющей найти путь к другому сердцу.
«Певческое поле» в Таллине. Эстония. Фото
8. Вопросы и задания
1) Перечисли известные тебе какие-либо сказки, предания или рассказы о волшебной силе музыки.
2) Как ты понимаешь смысл мифа о строительстве города Фивы?
3) В чём ты видишь силу Симфонии №9 Л. Бетховена?
4) Выучи песню Струве «Спасём наш мир».
Приложение
Из книги: Шорникова М. Десять страниц из истории музыки: популярные очерки о выдающихся композиторах разных эпох. Ростов н/Д, 2010. 284 с.
Высказывания Л. Бетховена о музыке и творчестве (с. 61)
Музыка должна высекать огонь из души человеческой.
Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия!
Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств.
Подлинный художник лишён тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство безгранично.
Истинный художник… никогда не удовлетворён собою и старается идти всё дальше.
Чем больше преуспеваешь в искусстве, тем меньше тебя удовлетворяют прежние произведения.
Искусство объединяет всех, но сколь же более тесно объединяет оно подлинных художников!
Сердце — вот истинный рычаг всего великого.
Великие о Л. Бетховене (с. 61, 62)
Бетховен — вот кто решительно обозначил переход нашего искусства от его вдохновенной юности к первому периоду зрелости.
Ф. Лист
Каждая из девяти симфоний Бетховена — это в своём роде недосягаемое совершенство… наравне с драмами Шекспира, поэмами Гомера.
А. Серов
Нет ничего глубже бетховенской мысли, нет ничего совершеннее бетховенской формы.
А. Лядов
Его не назовёшь божественным, он слишком человечен; в этом его величие.
Ф. Бузони
Бетховен — Шекспир музыки.
Дорогой Бетховен! Многие славили его величие как художника. Но он гораздо больше, чем первый из музыкантов. Он представляет собой самую героическую силу нового искусства.
Р. Роллан
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.