7 КЛАСС
IV ЧЕТВЕРТЬ
Урок 2 (29). Музыкальный порыв
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— укрепление знаний об искусстве романтического стиля на примере творчества Р. Шумана.
Личностные:
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке композиторов-романтиков.
Предметные:
— укрепление навыков анализа музыкального произведения в форме рондо;
— освоение навыков анализа драматургии в музыкальном произведении.
Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по пьесе «Порыв» Р. Шумана.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Музыка: Р. Шуман. «Порыв» из фортепианного цикла «Фантастические пьесы» (№ 35 аудиоприложения).
Песенный материал: Повторение и закрепление песенного материала прошлого урока.
Дополнительный материал: Портрет Р. Шумана (фото).
Виды деятельности учащихся: Заинтересованное прослушивание и обсуждение характера и образного содержания пьесы «Порыв» Р. Шумана. Выявление связи программного названия пьесы с характером музыки. Беседа о творчестве Р. Шумана. Сравнительный анализ пьес «Старый замок» М. Мусоргского и «Порыв» Р. Шумана. Анализ музыкально-выразительных средств, формы и драматургии в пьесе «Порыв». Анализ трёх нотных примеров.
Формы педагогического контроля: Контроль понимания учащимися соответствия иллюстраций учебника различным эпизодам музыки «Порыва». Контроль участия в беседе о творчестве Р. Шумана. Контроль умения учащихся проанализировать музыкальную драматургию программной фортепианной миниатюры на примере пьесы «Порыв». Контроль понимания и умения проанализировать нотные примеры. Контроль осознания специфики понятий «музыкальная форма» и «музыкальная драматургия».
ХОД УРОКА
1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Звучит «Старый замок» М. Мусоргского (фрагмент).
?
- О чём рассказывает эта музыка?
- Выбери из ряда картин ту, которая соответствует содержанию этой музыки.
1 2 3
- Как осуществляется в этой пьесе музыкальная драматургия?
- Что такое музыкальная драматургия? Что лежит в её основе?
Ответы учащихся.
- Совершенно верно, в музыке «Старого замка» нет никаких подробностей, никакой звукоизобразительности; образ дан в сочетании нескольких статичных по характеру музыкальных деталей. Однообразен музыкальный ритм, однообразно гармоническое сопровождение, основанное на органном пункте; и лишь в мелодии трубадура заложены те ноты подлинного страдания и щемящей тоски по ушедшему, которые составляют суть настроения пьесы.
Драматургия «Старого замка» организована как звучание в одновременности нескольких различных пластов, несущих ощущение вечности, вневременности. И на этом фоне звучит мелодия трубадура – единственный пласт, подвергающийся музыкальному развитию и сообщающей музыке пьесы чувство живой, «сегодняшней» печали. Как будто происходит слияние времён – давно ушедшего и устремлённого к нему настоящего, находящего в его глубокой отдалённости поддержку и утешение.
2. Постановка темы. Целеполагание
Произведение, противоположное пьесе «Старый замок» по образу, характеру, настроению, - «Порыв» немецкого композитора Роберта Шумана из фортепианного цикла «Фантастические пьесы». Динамичное, импульсивное, это сочинение представляет собой музыкальное воплощение известных слов немецкого поэта Ф. Рюккерта: «Крыльев! Чтобы воспарить над горами, долами, над жизнью и смертью, над всем!»
Вы уже знакомились с музыкой Р. Шумана в 5 классе, когда слушали пьесу «Первая утрата» из «Альбома для юношества». Теперь пришла пора познакомиться с более серьёзным произведением, выражающим бурные романтические эмоции.
Сегодня мы проанализируем музыкально-выразительные средства, форму и драматургию в музыкальном произведении Р. Шумана «Порыв», обсудим характер и образное содержание пьесы; выявим связь программного названия пьесы с характером музыки; проведём небольшой сравнительный анализ пьес «Старый замок» М. Мусоргского и «Порыв» Р. Шумана. Также на сегодняшнем уроке состоится общее знакомство с творчеством этого немецкого композитора-романтика.
Тема урока – «Музыкальный порыв».
3. Работа по теме урока
1) Творческий облик композитора Р. Шумана
Роберт Шуман — немецкий композитор XIX в., яркий представитель романтизма. Жанры творчества композитора очень разнообразны. Любимыми жанрами Шумана являются фортепианные и вокальные миниатюры, которые он объединял в циклы.
Среди фортепианных циклов это - «Карнавал», «Фантастические пьесы», «Детские сцены», «Лесные сцены», «Крейслериана», «Симфонические этюды».
Вокальные циклы — «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», «Мирты».
Также Шуман сочинял произведения крупных форм: симфонии, оратории, концерты, сонаты.
Кроме любви к музыке, через всю жизнь Шуман пронёс интерес к литературе; он обладал литературным даром. Любовь к книгам началась ещё в детстве — Шуман родился в семье книготорговца и издателя. Старшие братья пошли по стопам отца и тоже впоследствии стали книгоиздателями. Р. Шуман также в 15-летнем возрасте основал литературный кружок, декламировал на его собраниях собственные стихи и рассказы.
Шуман написал много статей о музыке; например, у него есть статьи о Ф. Шопене, И. Брамсе, Ф. Шуберте, Л. Бетховене. Также он написал «Жизненные правила для музыкантов» — сборник афоризмов о фортепианном исполнительстве, о воспитании пианиста.
Несколько лет Шуман издавал журнал, в котором печатал свои и чужие заметки об искусстве, рецензии на концерты, отзывы о появляющихся новых произведениях.
Подписывая свои статьи, Шуман часто пользовался псевдонимами. Статьи в мечтательно-романтическом стиле он часто подписывал вымышленным именем Эвзебий. Темпераментные, страстные высказывания подписывались псевдонимом Флорестан. Под глубокими научными статьями ставилось имя Маэстро Раро. Эти три выдуманных персонажа на самом деле являлись сторонами личности самого Шумана.
Шуман представлял в своём творчестве жизнь как бесконечный хоровод красок, карнавал образов. Его музыка полна тонких переливов эмоций, изменения настроений. Он боролся против обыденности, ограниченности интересов, глупости и серости.
В Германии тех, что ничем не интересовался и ничего не понимал в искусстве, называли фили́стерами. Шуман организовал вымышленное общество людей, которые противостояли филистерам. Композитор назвал его Давидсбунд — общество Давида. В него, по мысли Шумана, входили не только он, его жена, друзья, пианисты, литературные критики, композиторы, но и мастера прошлых эпох — Бах, Моцарт, Бетховен. Шуман чувствовал духовную связь с этими людьми, как бы внутренне мысленно общался с ними.
Литературная и просветительская деятельность Р. Шумана была тесно связана с его музыкальным творчеством. Шуман любил сочинять программные произведения, названия которых помогали понять их содержание. Примером программного сочинения является и пьеса «Порыв» из цикла «Фантастические пьесы».
Р. Шуман
Сущность «шумановского» в музыке выражена в его фортепианных произведениях. Тонкий музыкант-психолог, с удивительной поэзией воплотивший сложный, противоречивый внутренний мир человека, — таким предстаёт Шуман в своей фортепианной музыке. Это яркое оригинальное искусство полностью сложилось в годы юности «композитора. Оно отчасти родственно фортепианным пьесам Шуберта и Мендельсона. Их сближает поэтическое настроение, полное несходство с «эстрадно-салонным» стилем, тяготение к миниатюре. И, всё же, ни один из современников Шумана не достигал такого охвата разнообразных впечатлений, подобной эмоциональной заострённости. Взволнованность, переходящая в возбуждённость, порыв и элегическая мечтательность, предстающие в предельно контрастном противопоставлении, причудливая таинственность, юмор, порой на грани гротеска, балладно-повествовательные моменты — всё это придаёт фортепианным произведениям Шумана неповторимые черты. В них ясно проявилась неразрывная связь музыкальных и литературных образов.
2) «Фантастические пьесы»
«Фантастические пьесы» — фортепианный цикл, написанный композитором в 1837 г., когда ему было 27 лет. Шуман был влюблён в прекрасную девушку Клару Вик и писал ей письма о содержании своих пьес. Клара была на 9 лет младше Роберта, но уже тогда считалась замечательной пианисткой. Через несколько лет Клара стала его женой. Всю свою долгую жизнь она исполняла произведения Шумана, а также учила музыке их детей.
Под словом «фантастические» автор прежде всего подразумевал не фантастику, а скорее фантазию художника, его вольное воображение.
Цикл состоит из восьми миниатюр:
1. Вечером.
2. Порыв.
3. Отчего?
4. Причуды.
5. Ночью.
6. Басня.
7. Сновидения.
8. Конец песен.
Пьесы чередуются по контрасту. «Вечером» — умиротворённый спокойный пейзаж, а «Порыв» — бурный образ романтической души. «Отчего?» — выражение в музыке эмоции вопроса. «Причуды» — игривая, шутливая пьеса. «Ночью» — история ночного романтического свидания. «Басня» — пьеса-сценка, в музыке которой выражены речи и движения разных действующих лиц. «Сновидения» — эффектная виртуозная пьеса. Про последнюю пьесу Шуман писал Кларе: «Я имел в виду при этом, что в конце концов всё находит своё разрешение в весёлой свадьбе».
Клара Жозефина Вик Шуман
3) Пьеса «Порыв»
В пьесе «Порыв» Р. Шумана огромная роль принадлежит принципу повторности: написана она в уже известной вам форме рондо.
А) Первоначальная тема – основной образ пьесы
Первоначальная тема, с которой связан основной образ пьесы, звучит именно как порыв: такому её характеру способствуют все средства музыкальной выразительности – и очень подвижный темп, и преобладание динамического оттенка форте (f), и мелодическая линия, то и дело воспаряющая ввысь, словно стремящаяся вырваться из невидимых оков.
Б) Слушание и анализ первоначального фрагмента.
В) Работа над нотным примером
В рефрене «Порыва» (нотный пример 33) ученики определяют музыкально-выразительные средства, создающие порывистый, бурный характер: быстрый темп, острый ритм, отрывистый штрих стаккато, минорный лад, громкая динамика с акцентами. Фактура пьесы постоянно меняется: миниатюра начинается аккордами, а продолжается вдохновенной мелодией в сопровождении арпеджио. Регистры звучания также меняются: вначале мелодия звучит в нижнем голосе, потом вырывается в верхний регистр.
Г) 1-й эпизод «Порыва»
На смену первоначальному, страстному и порывистому музыкальному высказыванию приходит эпизод, основанный на теме поэтического, трепетного характера. Его звучание не столь бурно и энергично, как в первоначальном фрагменте, однако и ощущения контраста между фрагментами не возникает. Образ эпизода можно корее сравнить с затаённой мечтой, далёкой и прекрасной, именно той, к какой устремлён «порыв» первоначальной темы.
Однако в драматургии пьесы возникает чисто музыкальный контраст: первая тема звучит бурно, вторая – трепетно, первая – громко и страстно (тональность фа минор), вторая – тихо и нежно (тональность ре-бемоль мажор). И вновь возникает впечатление двуплановости музыкального образа: близкого, настоящего, живого, реального – и далёкого, овеянного дымкой романтической мечты.
Д) Слушание и музыкальный анализ 1-го эпизода
Эта тема ещё вернётся перед завершением пьесы, перед последним проведением её страстного рефрена снова возникнет образ прекрасной мечты, звучащей ещё более нежно и затаённо, в более низком регистре, с тишайшими (pp) динамическими нюансами.
Е) Работа над нотным примером
В нотном примере 34 приведена мелодия первого эпизода. Его характер значительно более мягкий, светлый, мечтательный. Это настроение создаётся благодаря певучей мелодии и фактуре, мажорному ладу, тихой динамике.
Ж) 2-й эпизод
Второй эпизод вносит в звучание пьесы оттенок раздумья. Он сосредоточен в относительно низком для этого сочинения регистре, в нём нет ни бурной порывистости, ни трепетной мечтательности. Будучи более спокойным по характеру, он тем не менее также не составляет контраста двум предшествующим фрагментам, скорее обнаруживая ещё одну, лирически-задумчивую, сторону единого образа.
З) Слушание и музыкальный анализ 2-го эпизода
И) Работа над нотным примером
Нотный пример 35 содержит музыку второго эпизода. По образному содержанию она близка первому эпизоду, но ещё более спокойная; ученики отмечают, что второй эпизод изложен более долгими длительностями, восьмыми, а не шестнадцатыми, как первый эпизод.
К) Вывод
Однако, драматургия пьесы, несмотря на эмоциональные «передышки», всё же очень динамична: образ порыва, стремления в ней господствует ярко и очевидно. И причиной тому не только неизменное возвращение к рефрену, захватывающему слушателя своей неистовой устремлённостью, но и нарастание этой устремлённости внутри самого рефрена, который ни разу не повторяется в первоначальном виде. В его повторениях образуется собственная линия развития, идущая по пути нарастания эмоциональной напряжённости: динамической (усиление оттенка форте - f до фортиссимо - ff), мелодико-гармонической (связанной с переходами в другие тональности). Более частыми становятся акценты, как будто способствующие утверждению музыкальной мысли, которая отличается такой настойчивостью, такой бурной одержимостью.
4. Вокальная работа
Повторение и закрепление песни А. Пахмутовой на стихи Р. Рождественского «Просьба» - https://youtu.be/hspmTf_Kkyg.
Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием.
5. Итог
Несмотря на образное единство «Порыва», мы видим, что и эта пьеса предстаёт перед нами как объёмная, многоплановая целостность, которая - в отличие от «Старого замка» - стремительно развивается во времени. И эта столь динамичная пьеса, как и «статичный» «Старый замок», имеет свой передний план и свой фон; одни музыкальные высказывания производят впечатление сиюминутных, настоящих, другие звучат, словно пришельцы из далёкого сказочного мира фантазий.
В пьесах, таких разных, выражается главная суть музыки, связывающей воедино различные времена - мечты, фантазии, стремления и порывы.
6. Рефлексия. Вопросы и задания
1) Почему именно в музыкальном искусстве так велика роль драматургии?
2) Какие средства музыкальной драматургии придают звучанию выразительность, динамичность, глубину?
3) Чем отличается музыкальная драматургия в пьесах «Старый замок» М. Мусоргского и «Порыв» Р. Шумана? Как обнаруживает себя в этих пьесах контраст статического и динамического начал?
4) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.