Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс
3 четверть
Урок 2. НАРОДНАЯ ПЕСНЯ В ЦАРСКИХ ПАЛАТАХ
Цели и задачи:
- расширять знания о музыкальной культуре русского народа;
- различать и выявлять выражение в русской профессиональной музыке специфических национальных черт характера;
- узнавать по характерным чертам жанры русской песни (потешки, частушки, небылицы, хороводы, плясовые песни и пр.);
- разучивать и исполнять народные песни разных жанров, стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора;
- развивать творческие способности учащихся в музицировании и различных видах музыкальной деятельности при знакомстве с народным искусством;
- воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре, доставлять детям эстетическое удовольствие.
Средства обучения
Музыкальный материал:
М.П. Мусоргский. Сцена с кормилицей, Фёдором и Ксенией из оперы «Борис Годунов»;
Русские народные песни.
ХОД УРОКА
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие
- Здравствуйте, ребята! (в разных вариантах)
- Здравствуйте, учитель! (Дети пропевают, повторяя восходящее, нисходящее или ровное движение напева учителя.)
- Прозвенел звонок!
- Начался урок!
2. Актуализация знаний
Звучат фрагменты танцевального фольклора: «Как по погребу бочоночек катается», «Все мы, кумушки, домой».
- Что за музыка прозвучала?
- Русские народные песни.
- К какому жанру танцевального русского фольклора мы отнесём эту музыку?
- Пляски. Исполнялись во время свадебного обряда.
- Какое настроение они создали?
- Захотелось улыбнуться и спеть песню, одновременно можно пуститься в пляс. Музыка была весёлой, танцевальной.
- Давайте исполним, пританцовывая, песню «Все мы, кумушки, домой». Подумайте, какие движения будут сопровождать наше пение?
Предполагаемые ответы детей: дробные шаги и притопывания, хлопки в парах, взмахи рук.
Хоровое исполнение песни «Все мы, кумушки, домой». (Солисты выполняют танцевальные движения.)
- Назовите еще знакомый вам народный танцевальный жанр.
- Хоровод.
- Когда в народе чаще исполнялись хороводы?
- Во время народных календарных праздников и обрядов, на посиделках, гуляниях.
- Какие хороводы вы знаете?
- «Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу».
- Давайте исполним хоровод про березку.
Исполнение хоровода «Во поле береза стояла».
3. Мотивация. Формулировка темы. Целеполагание
- Скажите, какова типичная структура народных песен? Как они строятся? На чем основано их развитие?
- На повторах. Развитие путем повторения.
- Совершенно верно, повторы. Очень часто последние две строчки каждой строфы в народных песнях повторяются в начале следующей. Такой прием исполнения называется также «сцеплением».
Репертуар народных песен богат и разнообразен: шуточные, плясовые и игровые песни, хороводные и лирические… И все они непосредственно связаны с жизнью.
Великие русские композиторы Прокофьев, Мусоргский, Рахманинов, Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков, исходя из национальной сущности своей натуры, очень интересовались фольклором и в своих сочинениях часто обращались к народному творчеству, являлись преемниками и продолжателями народной традиции.
П.И. Чайковский говорил: «Художник-музыкант... есть по отношению к русской народной песне садовник, который знает, в какую почву, в какое время и при каких условиях температуры должен посадить свое драгоценное семя...». Стилизации на фольклорные темы можно услышать в наигрышах народной пляски «Камаринская», «Русской песне» и пьесе «Мужик на гармонике играет» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
Гармонизацию бурлацкой песни «Во всю-то ночку темную» для пения с фортепиано сделал С.В. Рахманинов. А в «Трех русских песнях» для оркестра и хора он использовал песни «Через речку, речку быстру», «Ах ты, Ванька» и «Белолицы, круглолицы, румяницы вы мои».
В опере «Борис Годунов» у М.П. Мусоргского русский народ – главное действующее лицо. Музыкальный образ народа охарактеризован, в основном, песенными темами. Композитор использует молодецкие песни, протяжные плачи и причитания, а также плясовой жанр.
Народная песня воспринималась классиками русской культуры как живая человеческая речь, понятная и родная широким массам людей, задушевная и непосредственная по выражению простых чувств и настроений.
- Предположите, как будет называться новая тема урока?
- Наверное, русские народные песни в творчестве русских композиторов. Может быть, продолжим разучивать народные песни.
- Тема сегодняшнего урока посвящена профессиональной композиторской музыке, в которой использованы народные песни. Благодаря М.П. Мусоргскому мы с вами очутимся сегодня в царских палатах и станем свидетелями разговора (речитатива) между царевной Ксенией и её Мамкой. Мы сможем убедиться в том, что истоки оперной музыки Мусоргского - в русской народной песне. И, я думаю, что вам также, несомненно, понравится замечательная находка Мусоргского - использование им в опере народных потешных, скоморошных песен.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ
1) Работа с учебником
Но, прежде чем они прозвучат, я предлагаю познакомиться с небольшим эпизодом из трагедии Пушкина, без изменений вошедшим в текст либретто оперы, и «сочинить» продолжение.
Итак, открываем учебник на стр. 44 и оказываемся в царских палатах.
На развороте учебника и на экране изображена картина «Теремной дворец. Выход из покоев на Золотое крыльцо» и эскиз декорации к опере М. Мусоргского «Борис Годунов».
- Рассмотрите изображения. Что вы на них видите?
- Изображение царского дворца с золотым крыльцом. Богато убранные комнаты во дворце (тереме), расписанные золотом и рисунками стены.
- Верно, русский художник В. Поленов изобразил Царский терем в Кремлевском дворце. А теперь представьте: находящийся в этих богатых царских покоях Царевич чертит географическую карту (выполняет задание домашнего урока). Здесь же находятся Царевна и Мамка царевны.
Мамка (нянька, кормилица) – так называли женщину, которая ухаживала за детьми в знатных семьях.
Царевна Ксения неустанно горюет о погибшем женихе, оплакивая его. Ее горестными причитаниями открывается действие оперы.
Пушкин так описывает эту сцену:
«Царевна берет в руки и целует портрет: «Милый мой жених, прекрасный королевич, не мне ты достался, не своей невесте – а тёмной могилке, на чужой сторонке. Никогда не утешусь, вечно по тебе буду плакать».
Мамка: И, царевна! Девица плачет, что роса падёт: взойдёт солнце, росу высушит. Будет у тебя другой жених – и прекрасный, и приветливый. Полюбишь его, дитя наше ненаглядное, забудешь своего королевича.
Царевна: Нет, мамушка, я и мёртвому буду ему верна.»
- Какое же средство от горьких мыслей царевны предлагает мамка? В самом деле, как и чем можно утешить царевну и отвлечь её от горьких мыслей, как вы думаете? Постарайтесь найти такой сюжетный поворот, который логично «впишется» в эту ситуацию и, в то же время, будет соответствовать жанру оперы: постарайтесь пропевать ответы, ведь в опере все герои поют, выражая свои мысли и чувства.
Так о чём же пропеть молоденькой, душевной и преданной девушке, тоскующей об умершем женихе? Неужели она может новым украшением и нарядом утешиться? Или на нового жениха вскорости позарится?
Предположения детей – в форме интонационного интонирования (пропевания).
- Вы правы, ребята, ни новые наряды, ни новый жених - всё это не то средство... Давайте поразмышляем: какое время своей жизни Царевна может вспомнить и назвать счастливым и беззаботным временем?
Ну, конечно же, детские годы! И для Мамушки - это воспоминания о том, как она потешала маленькую царевну. А для царевны, тем более, весело будет вспомнить небылицы... ну, про кого... хотя бы про комара или стрекозу, что дрова рубили, тесто месили, ссорились - так сказывала Мамушка в детстве. Вы только представьте себе, как комар поленом разгоняет стрекоз! Не смешно ли? Видать, царевич Фёдор вовремя вспомнил свою детскую возню с сестрой!
2) Народная песня в царских палатах
Прослушайте оперную Сцену, где звучат песенки, которыми стала успокаивать Мамка Царевну и которыми веселила-утешала её в детстве.
А) Слушание Cцены кормилицы, Фёдора и Ксении из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского. Обсуждение
- Что вы можете рассказать об этой музыке? Можно ли её сразу назвать русской, а не музыкой другого какого народа? В чём это выражается?
- Это русский фольклор: песни-потешки, небылицы. Такие песни пели, чтобы рассмешить, потешить маленьких деток «небывальщиной».
- В песне поется про комара, разгоняющего поленом стрекоз. Песня шуточного жанра.
- Звучат две русские мелодии: одна шуточного, игривого характера, вторая – плясовая.
- Народную особенность выдают повторы, «сцепления» попевок.
- Действительно, даже не видя, кто и как одет, и если бы даже не зная, что опера написана русским композитором, можно безошибочно определить, что прозвучавшие песни - русские и звучат по-русски! И даже не прислушиваясь к словам, а лишь обратив внимание на все интонационные сцепления, мы можем убедиться в том, что истоки этой музыки - в русской народной песне.
Использование потешных, скоморошных песен стало замечательной находкой Мусоргского: Мамка (кормилица) пытается отвлечь Царевну и поет шутливую песенку про комара. Затем песня переходит в веселую игру. В ней принимает участие и царевич Федор, сын Бориса Годунова. На сказку мамки («Песня про комара») отвечает сказочкой царевич Федор («Сказочка про то и про сё, как курочка бычка родила, поросеночек яичко снес». Среди них - песня «Поймала я сиза селезня».
Б) Рождение русской музыки глазами современников М. Мусоргского (Работа с учебником)
Итак, две песни — про «Селезня» и «Как комар дрова рубил» - оказались в царских палатах.
И хотя на первый взгляд это выглядит так просто и естественно, на самом деле - это пример новаторства Модеста Петровича. В то время даже дети из семей театралов и меломанов звучание этих песен в опере восприняли с большим удивлением, потому что привыкли слышать их именно от нянюшек. Ведь большие за роялем и на сцене пели вещи серьёзные, прочувствованные, возвышенные. Но именно этот приём перенесения песен из бытовой среды на сцену и делает правдивым этот фрагмент, а мы об этом догадались сами. М.П. Мусоргский всегда говорил о том, что он искал и хотел правды в музыкальном искусстве.
В) Работа с учебником
Сегодня у вас, ребята, есть возможность по-хорошему позавидовать детишкам из воспоминаний В. Комаровой, на глазах которых рождались и проигрывались впервые в авторском исполнении на инструменте многие оперные шедевры русской классики. Теперь о таком вхождении в оперу можно только почитать в воспоминаниях современников тех счастливых лет, как говорится, «было, да прошло...».
Откройте учебники на стр. 46.
Самостоятельное чтение текста «Народная песня в царских палатах»
2. ЛАБОРАТОРИЯ МУЗЫКИ
1) «Со вьюном я хожу»
О знакомой вам хороводной песне «Со вьюном я хожу» в русских деревнях и сёлах вспоминают по-разному: где-то её пели весной, где-то под Новый год, а где-то просто для развлечения и знакомства. Но всегда с движением в хороводе или парами.
Найдите в нотах мелодию песни. Проследите, сколько раз она повторяется с разным текстом. Определите то место, где мелодию подхватывает второй голос и подпевает ей по-своему и где начинает петь ту же мелодию, что и первый голос, только с некоторым опозданием. И в нотах, и во время слушания становится понятно: сначала второй голос пел как подголосок, как будто отросточек ответвлялся от основного стебля.
Потом первый и второй голос запели в каноне. Это когда одна и та же мелодия звучит в разных голосах, но не одновременно, а с небольшим интервалом во времени. Но разнобоя не получается, наоборот, очень красиво. В каноне не всякую мелодию можно спеть, а только специально для этого сочинённую.
Мы с вами уже пробовали петь эту песню каноном. Давайте повторим.
А) Исполнение песни каноном
- Вьюном называли платок, пояс. Он как бы перевивал танцующих. Может быть, как настоящий вьюнок? Теперь можно только догадываться, что это могло означать и почему вьюнок.
А сам цветок очень милый, красивый, действительно вьётся и обвивает всё, что рядом с ним находится. И стебли его как множество голосов и подголосков.
Я прочитаю вам короткие стихотворные строчки. Поэт любовался вьюнком вечером:
Вечерним вьюнком
Я в плен захвачен...
Недвижно
Стою в забытьи.
Хочется станцевать эти строчки. И танец будет очень короткий – осторожно и легко потянуться рукой к растению, замереть, стать недвижно и забыть всё на свете, глядя на прелестные цветы.
А подумайте, какая музыка будет звучать в вашем танце? Пусть это будет тоже всего несколько нот, как несколько нежных цветков на разных стебельках. И музыка тоже остановится, забудется, и только четыре вариации на тему из нескольких нот как будто повиснут в вечернем воздухе.
Итак, выберем регистр звучания: низкий, средний, высокий.
Определим, в каком темпе будет звучать музыка: медленном, умеренном, подвижном, очень быстром.
Уточним характер звукоизвлечения: связно (легато), отрывисто (стаккато).
Представим силу звучания, динамику: форте (громко), пиано (тихо), меццо форте (не очень громко), меццо пиано (не слишком тихо), три форте (очень громко), пианиссимо (очень тихо).
А теперь главное - суметь найти красивую интонацию вечернего вьюнка.
Б) Творческая работа (сочинение мелодии)
2) «Калинка»
- Закончим мы сегодняшний урок исполнением всем классом народной песни «Калинка». Задача - подчеркнуть голосом и движениями контрастность частей этой песни.
Разыгрывание песни «Калинка», рус. нар. мелодия.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия
- Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились, что нового узнали?
- Узнали, что композиторы использовали в своей музыке народные мелодии.
- Почему русских композиторов называют классиками русской музыкальной культуры?
Ответы детей.
- Назовите фамилии русских композиторов, обращавшихся в своем творчестве к фольклору.
- Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Прокофьев и др.
- Какие русские народные песни прозвучали на уроке?
- «Все мы, кумушки, домой», «Калинка», «Со вьюном я хожу»; «Селезень» и «Про комара» из оперы М. Мусоргского.
- Какие чувства вы испытали на уроке?
- Чувство радости, что сами творили музыку.
Домашнее задание: Повторять и выразительно исполнять разученные русские народные песни.
2. Итог
- Устная народная традиция во всём её богатстве, непосредственной связью с жизнью — это наша традиция, наше богатство. И владеть им, хранить его может тот, кто поёт и слушает народную музыку.
А национальная музыкальная культура развивалась именно так - через обработку народной музыки. Такое соотношение народной и композиторской музыки подтверждают слова М.И. Глинки: «Музыку создаёт народ, а мы – художники - её только аранжируем».
Спасибо за урок! Очень активно работали, с хорошим настроением трудились. Вы были все молодцы!
До свидания!
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
1) Кузьмина О.В. Музыка: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / О.В. Кузьмина, В.О. Усачева, Л.В. Школяр. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2017;
2) Усачёва В.О. Музыка: 3 класс: методическое пособие / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2017;
3) Усачёва В.О. Музыка: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016;
4) https://lektsia.com/
5) https://nsportal.ru/irina-aleksandrovna-pankratova
6) https://scienceforum.ru/2017/section/2017001653
7) https://www.boutique-project.ru/reading/articles
8) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.